Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о моноспектакле "Записки на табличках"

08.09.22
"ЗАПИСКИ НА ТАБЛИЧКАХ"
Режиссер - Евгений Авраменко.

Древняя римлянка Апронения Авиция ведет дневник – делает записи на деревянных табличках о своих чувствах и мыслях, рассуждает о жизни и смерти, любви и ревности, а также записывает кулинарные рецепты, фиксирует всевозможные памятки. Она рассказывает истории из своей жизни, дает оценки своим поступкам и поступкам окружающих. Эта женщина прожила много лет, ей есть что вспомнить, есть о чем порассуждать… Ее судьбе посвящен роман французского писателя Паскаля Киньяра. Такова литературная основа спектакля «Записки на табличках», придуманного режиссером Евгением Авраменко (он же автор инсценировки) для солидного юбилея самой опытной актрисы Архангельского театра драмы имени М. Ломоносова Ольги Павловны Зубковой, которая только в этом театре служит уже почти полвека. Жанр спектакля обозначен как «Монолог женщины на стыке эпох». Действительно, эпохи разные, однако сомнения, озарения, огорчения, разочарования и очарования всё те же. Текст, дошедший до нас из глубины веков, – лишь повод, чтоб поговорить о судьбе современной женщины, пережившей многое, но несмотря ни на что не утратившей жажды жизни, сохранившей открытый неравнодушный взгляд на мир. Но не только, это еще и определенный посыл к зрителям, побуждение в них желания по-особому взглянуть на самих себя, на свои судьбы.

Спектакль идет в компактном Абрамовском зале театра, зрительские места помещены по обе стороны сценического пространства. Вольно или невольно во время представления ты видишь лица зрителей, сидящих напротив, отмечаешь их реакцию на происходящее, ведь они – всегда прямо перед тобой, а театральное действие происходит чаще всего несколько в стороне, куда приходится поворачиваться. Но все по порядку. Входишь в зал и видишь помост, на черном ящике сидит актриса, закутанная с головой в красное покрывало, лицо ее закрыто тканью. За ее спиной столик, на котором разложены какие-то вещи, помня чеховский завет о висящем ружье, стараешься их разглядеть, чтоб быть готовым, когда они «выстрелят». В стороне от стола некое сооружение, завешенное полиэтиленом, что-то похожее на античную статую. Во время спектакля ждешь, что и эта тайна будет раскрыта, покров будет сорван, однако этого не происходит, и понимаешь, что в этом и нет необходимости – мало ли что может быть закрыто, затуманено – намеренно или случайно – в закутках нашей памяти, а спектакль как раз об этом. Вдруг слышишь, кто-то говорит, причем довольно громко, как-то странно для тишины небольшого зрительного зала, оборачиваешься на голос – ага, понятно, это артист Юрий Прошин что-то объясняет одному из зрителей, что ж, всякое бывает. Но вот он подходит к помосту, и ты понимаешь, что спектакль уже начался, что это участник представления, который обозначен в программке как Историк. Он рассуждает о том, что во все времена людям свойственно вести дневники, что-то записывать прежде всего для самих себя, и не важно, на каком носителе ведутся эти записи, да, долгое время для этого использовалась бумага, в наш информационный век гаджеты, соцсети, а вот в Древнем Риме – таблички из буксового дерева. Историк, собственно говоря, вводит зрителей в курс дела, представляет героиню спектакля Апронению Авицию и после этого исчезает, чтобы вернуться на сцену в самом финале и поприветствовать уже не героиню, а актрису.
il5yiDhPskBFEhb12WCTnDFp_KKKghrXtORLCjxVaFVqLY6gRRRKy_MegFYnVAbGy6sZAkjPL6tUZTy0nYGx7fq1.jpg
Из программки можно узнать, что Ольга Зубкова играет Апронению Авицию, правда, с этим трудно согласиться, поскольку в спектакле актриса, по сути, играет саму себя. Да, она одета в стилизованный костюм – простое холщовое платье с поясом, украшенное античным орнаментом. Да, она читает тексты, написанные древней римлянкой, но вот именно что читает, выразительно интонируя, но не перевоплощается при этом в героиню, а всегда остается самой собой: оценивает то, что произносит, эмоционально реагирует на произносимое, а главное, отталкиваясь от прочитанного, говорит о себе, о своей жизни. К тому же среди табличек Апронении попадаются и дневниковые записи самой актрисы, о чем она объявляет перед тем, как их зачитать. Так что перед нами монолог современной женщины на стыке эпох, а древние записи лишь стимул для воспоминаний о своем заветном, даже сокровенном, чем актриса искренне делится с публикой, будто исповедуясь. Да, и что греха таить, личные истории актрисы Ольги Зубковой гораздо более интересные, проникновенные и душевные, чем несколько жеманные, кокетливые, порой на грани фола рефлексии патрицианки Апронении Авиции.

В первый раз актриса проявляет себя на третьей или на четвертой табличке: зачитав высказывание римлянки о старых людях, у которых за плечами смерть, она сострадательно замечает: «А мне жалко этих людей!» Потом речь идет о войне, вот тут актриса в первый раз встанет и взволнованно будет рассказывать, как ей, тогда четырехлетнему ребенку, запомнились война и оккупация: уходящий на фронт папа, встревоженная мама, циничные немцы, издевающиеся над женщинами, лающий на них пес Султан… А вот еще один стимул из древних табличек – дорога, он порождает воспоминания актрисы о выборе жизненного пути, о предсказании цыганки, об осознании того, что она идет не своей дорогой, работая в колхозе зоотехником. Стимул «Песня» – актриса идет, пританцовывая по помосту, и распевает «Вдоль по улице метелица метет…», потом напевает «Купите фиалки», замечает: «Да, такие песни мы пели в молодости, но сейчас у меня уже нет того голоса…» К слову, и про голос есть у актрисы история: однажды на гастролях в Рязани редактор местной радиостудии, восхитившись красотой ее голоса, пригласил актрису работать на радио, но как же было бросить театр.
И таких откровений в спектакле много. И уже ждешь, на что же еще душевное, интересное спровоцируют древние таблички. Одна за другой «выстреливают» вещи. Вот статуэтка, подаренная «матушкой», так актриса называет режиссера Армавирского театра, которая стала ее крестной матерью в искусстве. А вот журнал «Театральная жизнь», на обложке которого молодая Ольга Зубкова в образе Катерины из «Грозы» А. Островского в спектакле Калининского ТЮЗа, и звучит фрагмент знаменитого монолога «Отчего люди не летают?», который обрывается ироническим замечанием актрисы: «Я и сейчас играю в «Грозе», только барыню, которая немножко не в себе».
23756ku2pB8WoP3DR26qFzLo-_IRDO5DL1J6PGIOSuYr5kCm4np_P6nQvqIhfOJ5xdQRJx1GeicFMjf9FgbpSax1.jpg
Апронении довелось пережить нешуточные любовные страсти, о чем она с упоением рассказывает в своих табличках. Но и актрисе Ольге Зубковой есть что рассказать. Чего стоит угроза одного из ее ухажеров: «Будь моей, или я тебя убью!» А история, анонсированная интригующим откровением «Мой грех»! Как выясняется по ходу представления, между героиней и актрисой немало общего. Апронения восторгается гармонией природы, и Зубкова с восхищением говорит, например, о северной зиме. Героиня – римлянка, но и актрисе довелось побывать в Риме, а также в других итальянских городах, и восхититься их величием и красотой.

Важно, как внешне меняется во время спектакля актриса. Мы помним, что вначале она закутана в покрывало. Перед тем, как начать читать таблички, она освобождает лицо, оставаясь как будто в платке. Длинные концы покрывала либо закидываются на плечи, либо парят в воздухе во время танца. Потом она снимает покрывало вовсе, освобождая седые пряди волос и крупные блестящие серьги. В момент рассказа о несбывшейся мечте – роли Комиссара из «Оптимистической трагедии» В. Вишневского – актриса облачается в кожанку, красное полотнище обматывает вокруг шеи, как шарф. Когда речь пойдет о болезни и смерти мужа (этим тоже сходны судьбы обеих женщин), актриса уйдет вглубь сцены, сядет, немного сгорбившись, голос будет звучать несколько приглушенно… В какой-то момент актриса спускается с помоста, чтоб оказаться совсем рядом со зрителями, при этом ее монолог звучит более доверительно, а рассказывает она о своем пророческом сне.
Выразительна световая партитура спектакля, разработанная Алексеем Расходчиковым. Органично и ненавязчиво музыкальное оформление, подобранное Артемом Татаринским.
E7-ilzzbGlyQj5WIWcvVug1JV9ktgIrmJn9-rtjTKKKNPge5d3mVwCDqBFP94pdX76n8smNQiHmkJ56JwMHmocTM.jpg
Искренний исповедальный монолог актрисы трогает, волнует, задевает за живое, провоцирует на размышления о высоком и важном, на рефлексии о своем сокровенном. Чего стоит в этом плане озвученная в спектакле дневниковая запись актрисы – цитирую неточно, как помню, но суть ее такая: «Читаю «Доктор Живаго», думаю, так ли прожила жизнь». Этот спектакль оказывает подобное воздействие, в том его главное достоинство. А еще это торжество жизни и театра! Триумф актрисы, сделавшей себе и публике шикарный подарок на славный юбилей. Как точно назвала виновницу торжества руководитель регионального отделения СТД Наталья Малевинская: «Женщина, способная остановить время». Есть чем восхититься, о чем задуматься.

Фотоматериалы: Екатерина Чащина
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Драма (основная сцена)
А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!





СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров

Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее