Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о премьерном спектакле "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях""

05.01.23
Александр Пушкин "СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ"
Архангельский театр драмы им. М.Ломоносова, 2022. Режиссер - Анастас Кичик.

Спектакль режиссера Анастаса Кичика по всем хорошо известной пушкинской сказке неожиданно выдержан в жанре триллера, призванного вызвать у зрителя чувство тревожного ожидания, волнения и даже страха. Ну что ж, вполне оправданно, ведь главная тема сказки - Смерть и преодолевающая ее Любовь. Напряженная музыка, преимущественно мрачные визуальные образы, сгущающиеся силы зла (чего, например, стоит хрустальный гроб с мертвой царевной, величественно плывущий по залу на плечах богатырей). На этом фоне наиболее отчетливо и ярко проявляется то позитивное и важное, что побеждает и несмотря ни на что торжествует.

Текст сказки дополнен другими произведениями Пушкина ("У Лукоморья", "Если жизнь тебя обманет...", "Храни меня, мой талисман" и др.), и не только Пушкина (стихотворение Осипа Мандельштама "Ни о чем не нужно говорить...", тексты песен Дмитрия Белякова и Михаила Кузьмина).

Повествование поделено на три части, есть в нем пролог и эпилог. Рассказывает и комментирует сказку хор сказителей-певцов в причудливых ярких нарядах. Хор - подвижный, живой, раскрепощенный - контрастирует с другими персонажами, которые подчеркнуто статичны, почти бесстрастны. Таковы Царь (Эдуард Мурушкин), Царица (Анастасия Волченко), Царевна (Екатерина Зеленина), Елисей (Николай Варенцов), Царевна-ребенок (Варвара Нерадовская). В спектакле четко прослеживается противопоставление Добра и Зла. Зло олицетворяет эгоистичная коварная Мачеха (Мария Павлова) с ее жестокими прислужниками - ассасинами, именно так они названы в программке (вольно же создателям спектакля так представлять воплощение мирового зла!). Интересно, что в какой-то момент Мачеха, не надеясь на помощников, творит зло сама: "Если хочешь сделать хорошо, сделай сама" (вот тут некоторое отступление от канонического сюжета, однако оно вполне органично в контексте этого прочтения классики).

Но есть в спектакле и некая обезличенная Нечисть в черных одеждах, с которой отважно сражаются братья-богатыри, - один из самых впечатляющих эпизодов представления их битва под надзором неподвижно стоящих на возвышении неких предводителей зла, вызывающая вполне прозрачные ассоциации (постановка сценического боя - Владимир Гончаров, балетмейстер - Светлана Баранова). Показательно, что битве предшествует такой диалог: - Вы куда? - Гулять, серых уток пострелять (с ироничной усмешкой). У братьев есть имена, на какое-то мгновение они фиксируются на экране, хотя в спектакле братья не персонифицируются, представляя коллективный образ служителей Добра.

Имена богатырей активно используются театром в пиар-кампании спектакля в соцсетях. К тому же именно групповой портрет богатырей составляет фотозону в театральном фойе. А еще там выставлено большое зеркало с надписью: "Я в Архдраме всех милее".

Без говорящего зеркала эту пушкинскую сказку невозможно представить, в спектакле ему, конечно же, отведена важная роль, его образ эффектно воплощен с помощью видео, в котором наглядно показан характер этого сказочного персонажа. К слову, в целом видеоконтент очень удачно подчеркивает стиль представления: видеопроекции создают необходимое настроение, адекватно обозначают место действия, показывают отношение к происходящему. Именно на видео появляются колоритные образы Солнца, Месяца, Ветра (видео Александра Дроздецкого, художник мультимедиа Юлия Зюзь). Декорации представляют собой фигурные массивные сооружения, складывающиеся в различные комбинации. На сцену ведет наклонный помост, время от времени опускается и поднимается прозрачный занавес. Световая партитура спектакля очень выразительна, стильный визуальный ряд дополняют костюмы (сценография Андрея Тимошенко, художник по свету Ольга Раввич, художник по костюмам Ирина Титоренко).

Трогательным и концептуальным получился образ Пса - большая кудлатая кукла в руках актера Михаила Кузьмина: Пес всеми доступными ему средствами пытается предотвратить Зло и погибает, принося себя в жертву ради торжества Добра (вот тут-то и понадобились мандельштамовские строки о темной звериной душе, плывущей дельфином молодым). Пожалуй, самая значительная составляющая спектакля - его музыкальное оформление: подбор музыки представляется идеальным, заслуживает всяческого одобрения качественная работа хормейстера и композитора Олега Щукина.



Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Драма (основная сцена)
А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!





СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров

Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее