Андрей Петров. О спектакле "Витя+Рыба"
Архангельский театр драмы им. М. Ломоносова (Абрамовский зал), 2025.
Режиссер - Анна Морозова.
В дверном проеме Абрамовского зала Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова модные в свое время нитяные занавески, сквозь них проходят зрители и оказываются в среднестатистической советской квартире 70-80-х годов ХХ века, в которой собрались молодые музыканты и самозабвенно распевают под гитару песни популярнейшей группы «Кино». Они предлагают рассаживающимся по местам зрителям подпевать и чувствовать себя, как дома. Антураж таков: кресло, накрытое чем-то пестрым (эта накидка впоследствии станет сценическим нарядом), уютный торшер с кисточками на абажуре, видавшие виды обои, на которых рисунки, фотографии, надписи (в том числе материалы о пребывании В. Цоя в Архангельске и сакраментальная фраза «Цой жив!»), на полу ковер, картонные коробки (они послужат ударной установкой), деревянные табуреты с матерчатыми сидениями, кухонный стол, покрытый клеенкой, на столе кастрюля. В кастрюле обнаруживаются огурцы, их тут же предлагают желающим зрителям – словом, происходит полное погружение в соответствующую атмосферу, ведь жанр спектакля заявлен как квартирник (это концерт, проводящийся в домашних условиях – в обычной квартире, в непринужденной обстановке, стирающей грань между артистом и зрителем). Много примет, артефактов того времени здесь представлено – ностальгически, душевно, доверительно.
В основу спектакля драматурга Дмитрия Тарасова и режиссера Анны Морозовой (она же сценограф) положена биография знаменитого рок-музыканта и поэта Виктора Цоя (1962 – 1990), именно он обозначен в заглавии как Витя. Ну, не прямо-таки биография как таковая, а фантазия на ее основе. Авторы предупреждают на сайте театра, что это вымышленная история и все совпадения с реальностью в ней случайны.
Собственно, здесь дается такая шутливая, даже ерническая инструкция: как стать звездой. На листе бумаги, прикрепленном к стене, точнее, на обрывке обоев, составляется некий реестр по пунктам (это уже дань современной моде!) необходимых для достижения поставленной цели составляющих, как то: «желание», «реп. база», «муз. стиль», «хит», «имидж» и прочее, среди них одно из главных мест занимает – «друг». Именно такой друг, единомышленник у нашего Вити найдется, который во многом поможет герою, направит его на путь истинный. Это ни кто иной, как обозначенный в заглавии Рыба (в реальности Алексей Рыбин, то есть в реальной биографии Цоя, в спектакле же этот факт не уточняется). С ним-то Витя создал группу «Кино» и записал свой первый альбом «45». И неважно, что потом они расстались навсегда. Главное, что в нужный момент рядом с Витей оказался друг Рыба, протянувший руку помощи, поддержавший, развеявший сомнения. И вот благодаря этому симбиозу «Витя + Рыба» всё и получилось, об этой судьбоносной и плодотворной дружбе идет речь в спектакле – не пафосно, просто, нарочито несерьезно. Есть еще один друг, оказавший влияние на Витю, – эпатажный, обезбашенный панк Свин (он же в реальности Андрей Панов), но их пути быстро разошлись, потому имени Свина в названии спектакля мы и не обнаружим, хотя этот персонаж станет одной из ключевых фигур представления. Будут и часто сменяющиеся потешные соседи по школьной парте, просто потому что школ у нашего героя было много. Они тоже окажут на него некоторое воздействие.
Есть у Вити родители, но родители, они и есть родители: «Надо заниматься нормальным делом, а не это вот всё», тут придется ко двору сравнение с поэтом Бродским, сосланным за тунеядство в Архангельскую область (регионально-просветительский компонент, однако). Хотя потом, когда Витя стал звездой, тем же родителям было очень приятно.
В спектакле напридумываны разные забавные фишки, всячески поддерживается игровая, непосредственная, тусовочная стихия. Так, стена используется как ширма, над которой можно появляться и играть в духе кукольного театра. Вот нашего героя учат играть на гитаре – ведь в этом ничего сложного нет: заклеиваем изолентой «лишние» струны, один друг зажимает аккорды, другой перебирает струны, а герой как будто бы сам вполне себе играет, во всяком случае над гитарой возвышается именно его физиономия. Папа, с круглым застывшим взглядом, то уходит из семьи, прихватив чемодан и телевизор, то возвращается, поменяв при этом шляпу. Мама – учитель физкультуры общается с окружающими, выражает эмоции исключительно посредством спортивного свистка. Фуражка – вот тебе и милиционер, который следит за тем, как бы ничего предосудительного не вышло, ну а рок по определению за пределами нормы и порядка, как тут избежать встречи с представителем власти. Или вот колоритная бабуля с балалайкой и с богатым жизненным опытом – на звездном восхождении героя всё впрок.
С помощью пародийно-ернического шоу «Давай запишемся» можно доступно рассказать о мытарствах музыкантов на пути к успеху, а заодно и об изнанке шоу-бизнеса. Воздействие критики на творца – будь то внешней (хоть диванной, хоть профессиональной) или внутренней – уподобляется в спектакле не иначе как пытке электричеством в соответствующем кресле.
А какой могла быть самая первая песня Цоя, не дошедшая до нас, о ней только известно, что она была про диско и сосиски? Да, пожалуйста, для полноты картины сочиним ее сами (автор музыки и слов – режиссер спектакля). Игровая стихия представления-квартирника и театральная условность всему порукой. Интерактив, непосредственное общение с публикой в этом плане тоже вполне естественно: так, вместе можно решить, о чем должна быть песня, например, о солнце, почему бы нет, ведь много песен о солнце, и цоевская «Звезда по имени Солнце» тут к месту вспомнится. «Я стану звездой», «Я стал звездой» – органично звучат в устах героя такие нескромные, но справедливые фразы.
Спектакль, по сути, представляет собой серию этюдов на заданную тему. Квартирник, он и есть квартирник. Непосредственно, душевно, непричесанно, креативно – словом, свободно! И тут многое зависит от актеров, которые с азартом и упоением купаются в игровой стихии спектакля. Роль Вити исполняет Артур Чемакин, роль Рыбы – Константин Мокров, Свина и Папу играет Николай Варенцов, Маму и Бабулю – Екатерина Калинина. Все актеры, кроме исполнителя главной роли, по ходу представления перевоплощаются еще во множество эпизодических персонажей. Конечно же, свою важную лепту в создание спектакля вносит художник по свету Максим Надеев.