Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Андрей Петров. О спектакле "Витя+Рыба"

10.02.25
Дмитрий Тарасов "ВИТЯ + РЫБА"
Архангельский театр драмы им. М. Ломоносова (Абрамовский зал), 2025.
Режиссер - Анна Морозова.

В дверном проеме Абрамовского зала Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова модные в свое время нитяные занавески, сквозь них проходят зрители и оказываются в среднестатистической советской квартире 70-80-х годов ХХ века, в которой собрались молодые музыканты и самозабвенно распевают под гитару песни популярнейшей группы «Кино». Они предлагают рассаживающимся по местам зрителям подпевать и чувствовать себя, как дома. Антураж таков: кресло, накрытое чем-то пестрым (эта накидка впоследствии станет сценическим нарядом), уютный торшер с кисточками на абажуре, видавшие виды обои, на которых рисунки, фотографии, надписи (в том числе материалы о пребывании В. Цоя в Архангельске и сакраментальная фраза «Цой жив!»), на полу ковер, картонные коробки (они послужат ударной установкой), деревянные табуреты с матерчатыми сидениями, кухонный стол, покрытый клеенкой, на столе кастрюля. В кастрюле обнаруживаются огурцы, их тут же предлагают желающим зрителям – словом, происходит полное погружение в соответствующую атмосферу, ведь жанр спектакля заявлен как квартирник (это концерт, проводящийся в домашних условиях – в обычной квартире, в непринужденной обстановке, стирающей грань между артистом и зрителем). Много примет, артефактов того времени здесь представлено – ностальгически, душевно, доверительно.

В основу спектакля драматурга Дмитрия Тарасова и режиссера Анны Морозовой (она же сценограф) положена биография знаменитого рок-музыканта и поэта Виктора Цоя (1962 – 1990), именно он обозначен в заглавии как Витя. Ну, не прямо-таки биография как таковая, а фантазия на ее основе. Авторы предупреждают на сайте театра, что это вымышленная история и все совпадения с реальностью в ней случайны.

Собственно, здесь дается такая шутливая, даже ерническая инструкция: как стать звездой. На листе бумаги, прикрепленном к стене, точнее, на обрывке обоев, составляется некий реестр по пунктам (это уже дань современной моде!) необходимых для достижения поставленной цели составляющих, как то: «желание», «реп. база», «муз. стиль», «хит», «имидж» и прочее, среди них одно из главных мест занимает – «друг». Именно такой друг, единомышленник у нашего Вити найдется, который во многом поможет герою, направит его на путь истинный. Это ни кто иной, как обозначенный в заглавии Рыба (в реальности Алексей Рыбин, то есть в реальной биографии Цоя, в спектакле же этот факт не уточняется). С ним-то Витя создал группу «Кино» и записал свой первый альбом «45». И неважно, что потом они расстались навсегда. Главное, что в нужный момент рядом с Витей оказался друг Рыба, протянувший руку помощи, поддержавший, развеявший сомнения. И вот благодаря этому симбиозу «Витя + Рыба» всё и получилось, об этой судьбоносной и плодотворной дружбе идет речь в спектакле – не пафосно, просто, нарочито несерьезно. Есть еще один друг, оказавший влияние на Витю, – эпатажный, обезбашенный панк Свин (он же в реальности Андрей Панов), но их пути быстро разошлись, потому имени Свина в названии спектакля мы и не обнаружим, хотя этот персонаж станет одной из ключевых фигур представления. Будут и часто сменяющиеся потешные соседи по школьной парте, просто потому что школ у нашего героя было много. Они тоже окажут на него некоторое воздействие.

Есть у Вити родители, но родители, они и есть родители: «Надо заниматься нормальным делом, а не это вот всё», тут придется ко двору сравнение с поэтом Бродским, сосланным за тунеядство в Архангельскую область (регионально-просветительский компонент, однако). Хотя потом, когда Витя стал звездой, тем же родителям было очень приятно.

В спектакле напридумываны разные забавные фишки, всячески поддерживается игровая, непосредственная, тусовочная стихия. Так, стена используется как ширма, над которой можно появляться и играть в духе кукольного театра. Вот нашего героя учат играть на гитаре – ведь в этом ничего сложного нет: заклеиваем изолентой «лишние» струны, один друг зажимает аккорды, другой перебирает струны, а герой как будто бы сам вполне себе играет, во всяком случае над гитарой возвышается именно его физиономия. Папа, с круглым застывшим взглядом, то уходит из семьи, прихватив чемодан и телевизор, то возвращается, поменяв при этом шляпу. Мама – учитель физкультуры общается с окружающими, выражает эмоции исключительно посредством спортивного свистка. Фуражка – вот тебе и милиционер, который следит за тем, как бы ничего предосудительного не вышло, ну а рок по определению за пределами нормы и порядка, как тут избежать встречи с представителем власти. Или вот колоритная бабуля с балалайкой и с богатым жизненным опытом – на звездном восхождении героя всё впрок.

С помощью пародийно-ернического шоу «Давай запишемся» можно доступно рассказать о мытарствах музыкантов на пути к успеху, а заодно и об изнанке шоу-бизнеса. Воздействие критики на творца – будь то внешней (хоть диванной, хоть профессиональной) или внутренней – уподобляется в спектакле не иначе как пытке электричеством в соответствующем кресле.

А какой могла быть самая первая песня Цоя, не дошедшая до нас, о ней только известно, что она была про диско и сосиски? Да, пожалуйста, для полноты картины сочиним ее сами (автор музыки и слов – режиссер спектакля). Игровая стихия представления-квартирника и театральная условность всему порукой. Интерактив, непосредственное общение с публикой в этом плане тоже вполне естественно: так, вместе можно решить, о чем должна быть песня, например, о солнце, почему бы нет, ведь много песен о солнце, и цоевская «Звезда по имени Солнце» тут к месту вспомнится. «Я стану звездой», «Я стал звездой» – органично звучат в устах героя такие нескромные, но справедливые фразы.

Спектакль, по сути, представляет собой серию этюдов на заданную тему. Квартирник, он и есть квартирник. Непосредственно, душевно, непричесанно, креативно – словом, свободно! И тут многое зависит от актеров, которые с азартом и упоением купаются в игровой стихии спектакля. Роль Вити исполняет Артур Чемакин, роль Рыбы – Константин Мокров, Свина и Папу играет Николай Варенцов, Маму и Бабулю – Екатерина Калинина. Все актеры, кроме исполнителя главной роли, по ходу представления перевоплощаются еще во множество эпизодических персонажей. Конечно же, свою важную лепту в создание спектакля вносит художник по свету Максим Надеев.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
18+
История одного возможного подвига
М. Хейфец
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 50 минут (без антракта)

Провокационный, бунтарский, интерактивный спектакль о том, как гений может быть человеком, а обычный человек героем. Фантасмагорическое переплетение двух биографий: Пушкина и маленького человека по фамилии Питунин на фоне кризиса среднего возраста. 


Александр Сергеевич Пушкин - «наше все», почти божество, светоч дотянуться до которого невозможно. Выход один — слепо восхищаться. Но есть смельчаки. И такой герой пьесы «Спасти камер-юнкера Пушкина» — Михаил Питунин. Он Пушкина возненавидел еще в детстве! Но удивительное дело: любовь снова приводит этого маленького человека к гению. И здесь начинаются интересные открытия и поиски. Может, гениальный Пушкин придаст смысла непутевой жизни совсем не гениального Питунина? Кто как не великий поэт, с детского сада сопровождавший везде и всюду, найдет выход из кризиса среднего возраста? Так, благодаря переплетению жизни Питунина и биографии Пушкина, в спектакле происходят метаморфозы. Из забронзовевшего образа великого поэта проявляется живой человек, камер-юнкер Пушкин — талантливый, с человеческими страстями и комплексами, не очень красивый, но остроумный и взбалмошный. А Питунин из отчаявшегося человека превращается в личность, готовую к подвигу.


«Вместе с главным героем спектакля зритель ищет ответы на вопрос: «Почему Пушкин так дорог русскому человеку?». «Есть ли место Пушкину в обычной жизни»? И резонный вопрос - «Есть ли в жизни место подвигу?», - Андрей Тимошенко.


Игровая форма спектакля, интерактивные моменты, музыка группы «АукцЫон», выход артистов в зал — все с напором и азартом нацелено на полное погружение зрителя. В том числе и чудеса актёрского перевоплощения. Например, Нина Няникова — то строгая учительница, то любимая девушка, то торговец эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. В спектакле много ностальгии по советским временам, на сцене узнаваемые вещи из той эпохи. Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. И тем острее трагичность финала.


*Первый международный фестиваль "Арктическая сцена" в Мурманске (2022 год):
Лауреат II степени
Диплом «Лучшая режиссура» - Андрей Тимошенко
Диплом «За талант перевоплощения», победитель номинации «Лучшая женская роль» - Нина Няникова
Диплом «Лучшая мужская роль второго плана» - Дмитрий Беляков и Иван Братушев
Альтернативное жюри отметило спектакль дипломом лауреата III степени



Премьера состоялась 25 февраля 2021 года.


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене, также для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.


СМИ о спектакле: 

Пресс-служба: В театре драмы замахнулись на «наше всё»

ГТРК «Поморье» о подготовке к премьере

«Регион 29»: Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

«Двина сегодня»: Спасти Пушкина: в Архдраме поставили спектакль о «солнце русской поэзии» в жизни обычного человека

Агентство ТАСС: Архангельский театр драмы представил премьеру спектакля о Пушкине в необычном формате

«Российская газета»: Архангельский театр драмы представит интерактивный спектакль о Пушкине

Газета «Архангельск»: Наше всё в интерьере обыденности: в Архдраме представили новый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Этим вечером в Архангельском драматическом премьера — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ТВ «Регион 29»: В Драмтеатре презентовали премьеру «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Архангельский драматический представил премьеру — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Регион 29»: Он упал — некрасиво, неправильно: архангельский драмтеатр поставил спектакль про то, как Миша Питунин хотел Пушкина спасти

News29: В «Архдраме» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Бизнес-класс»: Летел и таял: трагикомедия о судьбе человека на сцене Архангельского театра драмы

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Отзыв Таисии Бурлаковой о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Всвязке-юниор» о премьере «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы спасали камер-юнкера Пушкина

Отзыв Ильдара Бабикова о спектакле "Спасти камер-юнкера Пушкина": "Как спасали камер-юнкера Пушкина в Архангельске"

Северный рабочий: Ты что, не любишь Пушкина?


Сценограф, художник по костюмам - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Музыкальное оформление - Ярослав Антропов
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов

Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
16+
Проект Архдрамы «Малые формы» представляет:
Театр им. Алехандро Валенсио (Москва)
Ф.Достоевский 
Режиссер - Анастасия Крюкова

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Однажды одному человеку стало «всё равно» и он захотел умереть. И действительно - то ли умер , то ли уснул. И побывал на неизученной планете , где живут "идеальные" люди, которым не известно ещё грехопадение. Этот рассказ Достоевского будто бы о вере в существование этого идеала. А что если не совсем об этом?

Почему в голову человека приходят мысли о суициде?

Что может спасти человека от ужасного шага? Мелочь ? Случайная встреча на улице? А быть может осознание того, что идеал всё таки невозможен в нашем мире и это нормально?

Подробнее
12+
Музыкально-литературный вечер от актрис Архдрамы


Всё, что только можно придумать о театре – песни, рассказы, басни и стихи современных авторов!
Музыкально-литературный вечер от наших прекрасных актрис подарит вам атмосферу театральной жизни и конечно же, приоткроет кулисы!

Веселиться и хулиганить вместе с вами будут Наталия Латухина, Мария Новикова, Мария Беднарчик, Мария Степанова и Кристина Ходарцевич.


Подробнее