Екатерина Порохина. Уехать нельзя остаться или в Париж, Париж, Париж…
25.09.25
Специально для спектакля по задумке Андрея Тимошенко инженеры технопарка САФУ изготовили на 3D-принтере модель старинного поезда в масштабе 1:8. Поезд двигается, выпускает пар и издает характерные для поезда звуки.
Раневскую (Нина Няникова) с Аней (Екатерина Зеленина) радостно встречают с веточками цветущей вишни обитатели поместья. Раневская не отпускает эти веточки из руки, держится за них как за палочку-выручалочку, как за надежду.
Обитатели поместья радуются как детвора, подкидывают красные резиновые мячики в воздух. Мячи как символ детства, наивности и в тоже время неопределенности.
Раневская бесконечно повторяет фразы «Я так люблю Родину», «Видит Бог я люблю Родину». Эти фразы звучат как мантры-аффирмации. Кого она хочет в этом убедить? Себя или всех окружающих?!
При каждом новом повторе этих фраз она дарит всем по маленькой золотистой Эйфелевой башне. Все смотрят на эти башни как на «чудо», которое должно спасти их. Раневская же смотрит на башенки как на безделушки, сувенирчики на память, которые, как по волшебству, достает из воздуха гувернантка Шарлотта (Мария Беднарчик).
«Королева-Раневская» в восхищении. Все в восхищении. Раневская выглядит шикарно в черном платье и бордовой длинной накидке с меховым воротником. На неё смотрят как на диковинку, которая приехала их порадовать.
Лопахин (Артем Пребышевский) приносит корзину с фруктами, французское шампанское Moet. Барыню - Раневскую балуют.
Лопахин пытается сказать Раневской, что если она так любит Родину и хочет остаться, то лучшим решением будет разделить сад на дачные участки. Он по всему периметру сцены, для наглядности, растягивает веревку с маленькими бордовыми бантиками. Веревка похожа на колючую проволоку, как символ борьбы с трудностями и стремление к свободе. А свобода в их случае - это получение денег. Раневская сможет помочь родным, но она не думает об этом.
Лопахин пытается включить разум у всех обитателей, но они продолжают хохотать, играть в детскую игру «ручеек», подкидывать мячи и есть вишневое варенье деревянными ложками. Они безмятежные люди, которые не хотят думать о будущем, они хотят, чтобы все решилось само или с помощью денег ярославской бабушки.
Они едут на завтрак в город, покупают сладкую розовую вату, которая больше похожа на спички, одно неловкое движение и все вспыхнет, и много цветных воздушных шариков.
А Епиходов (Александр Зимин), наслушавшись разговоров про заграницу, решает сделать сюрприз для Дуняши и устраивает кусочек Франции на Родине. Он расстилает ковер, ставит сувенирную Эйфелеву башню, кресло качалку, и на ломаном французском поет песню Лары Фабиан «Je Suis Malade». Все вокруг восхищаются Францией, носятся с Эйфелевыми башнями, что и Епиходов, который никогда не был за границей начинает думать, что там лучше.
Раневская же устраивает пир, где происходит настоящая клоунада. У всех обитателей красные клоунские носы, красные колпаки. Они танцуют, бегают по кругу, держатся за руки, смотрят на фокусы Шарлотты. Пир во время чумы. Раневская вспоминает то свою комнату, то шкаф, продолжая декларировать свою любовь к Родине.
Любовь к Родине заканчивается с приходом телеграмм из Парижа, они приходят бесконечно, ей отдают их по очереди все жители поместья. Её просит вернуться бывший любовник во Францию. Тем временем происходит выстрел. Шарлотта подстрелила чайку.
Все случилось. Лопахин купил вишневый сад. Он торжествует, сооружает пирамиду из бокалов и разливает шампанское. Он обливает себя шампанским, умывает им лицо. Это вкус свободы. Он получил имение, где его отец и дед были рабами.
«Поторапливайтесь» - кричит Лопахин, повторяя эту фразу все громче и агрессивнее. Он хочет, чтобы они поскорее уехали. У нее был шанс сохранить хотя бы часть сада, но она выбрала более легкий путь. Вся ностальгия по Родине, это только прикрытие, если бы она и правда хотела остаться, то могла бы приложить для этого усилия, но она привыкла только сорить деньгами и развлекаться.
Они остаются с сувенирными башенками на память, уезжает только Раневская. Все обитатели ожесточенно кидают мячи в ржавую гильотину - это звуки топора. Сцена пуста, остаются только резиновые красные мячи и старый слуга Фирс (Михаил Кузьмин), который был так предан хозяевам. Фирс лежит безмолвно и прижимает к сердцу резиновый мяч. Его забыли. Он просто игрушка, и сердце ему уже ни к чему, он умирает вместе с вишневым садом, на Родине, которую он и правда любит.