Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Автор костюмов «Гамлета» Ирина Титоренко: театральная мода существует

27.08.19

В Архангельский драматический с очередным визитом прибыла художник по костюмам Ирина Титоренко. В этот раз она вместе с труженицами пошивочного цеха «Архдрамы» одевает героев предстоящей премьеры «Гамлета» в постановке Андрея Тимошенко.

В первый приезд художника, как и всегда перед пошивом костюмов, состоялся поход по магазинам с заведующей художественно-постановочной частью Евгенией Смородиновой – выбирали ткани для одежд шекспировских персонажей по эскизам к спектаклю. Затем работницы пошивочного цеха делали раскрой для первой «грубой» примерки, где выверялись объёмы, длина, соотношение деталей. Такая примерка происходила в минувшие выходные.

qikTM7aXYgM.jpg «Да, узор похож на средневековый, но упрощенный -  не хватает чего-то ещё... А почему мы решили, что на эту сцену ты должна переодеться? Не правдивей было бы выйти просто без какого-нибудь элемента? …Перчатки чудесные. Если у Маши длинные пальцы, должно быть очень хорошо... Если хотите, эти швы продолжайте... Выберите ту кожу, которая не будет собираться под машинкой... Ты не знаешь, что такое бацинет? Это шлем, Паша! …И вот здесь, девочки, у нас четыре ряда пуговиц... Да, замечательно», - всё это о будущих костюмах к осенней премьере. Скоро эта легендарная постановка шекспировской пьесы будет и в репертуаре «Архдрамы».

                        gZn4pGtjC8k.jpg    gFm7aYLo6MU.jpg

Опираясь на сюжет пьесы, Ирина Игоревна предполагает, как костюмы будут «играть» на сцене. А возможностей у художника по костюмам очень много – это и цвет, и крой, и фактура, и архитектура самого костюма, и соотношение деталей. Например, у Офелии - два костюма. Сначала она – счастливая дочь, невеста, у которой всё впереди. Но рушатся надежды, она погружается в иной мир, мир отчаяния, мир безумия. Офелия «до» и Офелия «после» - это необходимо отразить и через костюм. После трагически случайной смерти отца, после встречи с Гамлетом девушка полностью забывает об условностях «дворцовой» жизни и, выходя ко двору, остаётся в  свободном, лёгком, полупрозрачном одеянии. Она как бы и освобождается, и истончается –  физически и духовно. Завязка основных коллизий пьесы - появление призрака. Призрак – в белом. Гамлет получает от него «подарок», происходит «соприкосновение» с потусторонним, инфернальным миром. Потому у Гамлета цветовое развитие костюма – от чёрного к белому, от похорон до смерти. Так как еще «на берегу» художник и режиссер договорились, что колорит будет «очень датский», а именно - вариации цвета холодного северного моря и неба, камней, много черного, серого и белого, лишь отдельные вкрапления немонотонного цвета.

Z0tUmkw7cxc.jpg

«Конечно, всей полной информацией обладает режиссёр. Он единственный видит спектакль целиком перед его появлением на свет. Так и сейчас – я получила задание от Андрея Николаевича и сначала занялась подбором материалов для обсуждения. Вообще, у меня пока нет сложностей в работе с «Архдрамовскими» режиссёрами. Сложно, когда режиссер-постановщик хочет контролировать все до мельчайших деталей и не может объяснить, чего хочет. А здесь, в театре, мы уже сработались: найдена мера между контролем и доверием, найдена дистанция между задачей и свободой ее решения. Для любого проекта необходимо просматривать и fashion-коллекции, и быть в курсе театральных премьер, тенденций развития живописи и дизайна, культуры в целом. Потому что в театральных постановках мода и тренды тоже существуют.  Интернет значительно облегчил мою работу. Мне помогает не только доступ к виртуальным экскурсиям по музеям, но и различные интернет коллекции и ресурсы. Раньше – только личное присутствие в библиотеке, визиты в которые занимали уйму времени. Затем я аккумулирую все идеи. Рисую – и на бумаге, и используя графический планшет», - рассказала Ирина Титоренко.

pLvfjoNC_eo.jpgУ Ирины Игоревны огромный опыт создания костюмов в разных российских и зарубежных театрах. По её словам, в наше время полностью эпоху на сцене редко воссоздают: «Костюмы к нашему спектаклю тоже не будут исторически правдоподобны. Нет такой задачи. К тому же, «исторические» ткани воссоздать очень сложно - их создание требует большого ресурса времени и денег. Конечно, на принадлежность к определенной эпохе мы всё равно стараемся намекнуть зрителю. Но костюмы мы стилизуем». Потому профессионализм художника по костюмам состоит не только в понимании и знании, как одевались в минувшие времена, но и в умении сделать костюмы свежими, привлекательными для современной публики.

                        GNnJZz9bnSc.jpg    _zIT13ifMQo.jpg

Между приездами Ирины Титоренко в пошивочном цеху кипит работа. Но контроль за исполнением не теряется – слава Whatsapp!

FZC8DK69nRo.jpg





Юлия Сядей совмещает в одном лице две должности в театре - заведующая костюмерным цехом и помощник режиссёра. По её словам, это выходит очень удобно: «Я присутствую во время примерки, чтобы посмотреть, какие будут костюмы, как они садятся на артистов. И сразу делаю пометки, что и в каких сценах актёрам надевать, чтоб потом подсказать. Они могут не запомнить, их задача состоит в другом. Ко мне обращаются и за деталями из подбора (костюмы из снятых с репертуара спектаклей). С костюмерами мы и в процессе участвуем – пришиваем пуговицы, прорезаем петли. Позже, после финальной примерки, коллеги из пошивочного цеха отдадут костюмы нам, костюмерам, мы их подпишем и будем следить за своевременной доставкой к гримёркам и сохранностью». Юлия Александровна работает в театре уже 17 лет, и сложная кропотливая работа перед выпуском премьеры – дело привычное, не нервное: «Хорошо, когда художник по костюмам чётко знает, чего хочет. Потому с Ириной нам легко и приятно работать. Не приходится перерывать склады в поисках неизвестно чего».



В сценографии будущего спектакля будет задействован огромный бассейн – имитация вод Северного и Балтийского морей, омывающих замок «Эльсинор» (наст. – Кронборг). Здесь происходит ключевая сцена пьесы. Зрелищность и натуралистичность постановки усложняет задачу по уходу за костюмами. Но на что не пойдёшь ради искусства! А дабы артистам не пришлось три часа находиться с сырыми ногами, обувь, возможно, обернут клеёнкой, если не будет слишком скользко передвигаться. О практичности такого варианта команда узнает в процессе репетиций. Вообще, полиэтилен - стилизация всех костюмов к этому спектаклю. Стоит отметить, что рабочий процесс в самом разгаре, и потому решение некоторых элементов может измениться.

mUOG8kWUcVQ.jpgПремьера спектакля «Гамлет» Андрея Тимошенко состоится 28-29 сентября в 17:00. Билеты стремительно раскупаются.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Трагедия (основная сцена)
Пьеса - У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - уточняется (идут репетиции)

- «Гамлет» - это испытание на зрелость для меня, труппы, производственных цехов и даже для дирекции. Постановка этой трагедии - вершина, на которую мы замахнулись. И от неё захватывает дух. Это вдохновляет так же, как горы, как лёд, как ветер! Потянет ли исполнитель главной роли Иван Братушев (исполнитель главной роли) такую работу? Да, и я это уже вижу! Он вообще восхищает меня каждый раз, как выходит на сцену, - говорит режиссёр спектакля Андрей Тимошенко.

По словам режиссёра, «Гамлет» - спектакль для мыслителей. Зритель должен быть готов к обмену энергиями, к переменам внутри себя. Несмотря на грандиозность сценографии, эта постановка не для тех, кто идёт за зрелищностью, а для тех, кто действительно захочет понять, о чём Шекспир и о чём мы.

https://arhdrama.culture29.ru/news/1291/ - о репетициях фехтования
https://arhdrama.culture29.ru/news/1683/ - о создании костюмов

Сценограф - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Композитор - Олег Щукин
Балетмейстер - Алишер Хасанов
Сценический бой - Владимир Гончаров
Художник по свету - Ольга Раввич
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Премьера состоится 28 сентября 2019 года

Подробнее
16+
Трагедия (основная сцена)
Пьеса - У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - уточняется (идут репетиции)

- «Гамлет» - это испытание на зрелость для меня, труппы, производственных цехов и даже для дирекции. Постановка этой трагедии - вершина, на которую мы замахнулись. И от неё захватывает дух. Это вдохновляет так же, как горы, как лёд, как ветер! Потянет ли исполнитель главной роли Иван Братушев (исполнитель главной роли) такую работу? Да, и я это уже вижу! Он вообще восхищает меня каждый раз, как выходит на сцену, - говорит режиссёр спектакля Андрей Тимошенко.

По словам режиссёра, «Гамлет» - спектакль для мыслителей. Зритель должен быть готов к обмену энергиями, к переменам внутри себя. Несмотря на грандиозность сценографии, эта постановка не для тех, кто идёт за зрелищностью, а для тех, кто действительно захочет понять, о чём Шекспир и о чём мы.

https://arhdrama.culture29.ru/news/1291/ - о репетициях фехтования
https://arhdrama.culture29.ru/news/1683/ - о создании костюмов

Сценограф - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Композитор - Олег Щукин
Балетмейстер - Алишер Хасанов
Сценический бой - Владимир Гончаров
Художник по свету - Ольга Раввич
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Премьера состоится 28 сентября 2019 года

Подробнее
16+
Драма (средний формат) 
Пьеса - А.П. Чехов
Режиссёр - Глеб Володин 

Продолжительность - 3 часа 20 минут (с двумя антрактами) 

«Очень трепетно отношусь к тексту Чехова. Для меня текст и то, что хотел сказать драматург - это закон. Поэтому мы с актерами искали подход к этому тексту, а не переиначивали текст под наше представление о Чехове. Так что мимо того, что хотел сказать Антон Павлович, мы точно не пройдём», - режиссёр спектакля Глеб Володин.

Между героями и публикой – тонкая грань. Пришедшие на спектакль ещё рассаживаются на свои места, а в зале уже накрывают на стол в ожидании гостей. У младшей сестры Ирины – именины! Первый ряд театралов участвует в застолье, сидя за белой скатертью с чеховскими героями и угощаясь самыми настоящими пирогами и напитками. Тут же поминая отца трёх сестёр, встают с бокалами в руках. «Надеюсь, что и на следующих показах зритель проявит душевную тонкость: когда поминают человека, неплохо бы встать», - Глеб Володин после премьеры. 

Собравшиеся в доме Прозоровых преисполнены светлых надежд. Они видят своё светлое будущее, уверяясь, что дальше – лучше и интереснее жить. «В Москву, в Москву!» - мечтают о счастье три сестры. Тем разительней смена общего настроения уже во втором действии: мажорные ноты сменяются минорными. Герои охвачены то тоской, то тревогой. С именин Татьяны прошли годы. Каждого постигло личное разочарование. Философия классики звучит из уст барона Тузенбаха (Константин Мокров): «И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: «Ах, тяжко жить!» — вместе с тем точно так же, как теперь, он будет бояться и не хотеть смерти». 

Сценография спектакля зрителей поражает не только расположением места действия и вовлечённостью публики в процесс, но и пожаром в зале на основной сцене. Огонь, дым, красный свет - так событие, описанное в пьесе, натуралистично обыграл художник мультимедиа Егор Тимошенко. 

Эксперты IX театрального фестиваля «Ваш выход!» присудили исполнительнице роли Анфисы (Ольга Зубкова) победу в номинации «Лучший эпизод», а исполнительницам ролей Маши (Маря Беднарчик) и Ольги (Мария Новикова) победу в номинации «Лучшая женская роль»

СМИ о спектакле:
«Регион 29»: «Мимо искренности пройти нельзя»: Глеб Володин ставит «Трёх сестёр» в Архангельске, как Чехов написал
«Регион 29»: Остановите Землю, я в Москву: званый обед у архангельских «Трёх сестёр», после которого хочется плакать
«News29»: Архангелогородцы прожили жизнь чеховских трех сестер, став гостями званого ужина
Газета «Архангельск»: «Та-ра-ра-бумбия, сижу на тумбе я…»

Премьера состоялась 23 марта 2019 года

Сценография - Андрей Тимошенко
Композитор - Ирина Белова
*в записи музыки принимал участие Антон Одинцов (соло на трубе)
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художник по свету - Ольга Раввич
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее