Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Автор костюмов «Гамлета» Ирина Титоренко: театральная мода существует

27.08.19

В Архангельский драматический с очередным визитом прибыла художник по костюмам Ирина Титоренко. В этот раз она вместе с труженицами пошивочного цеха «Архдрамы» одевает героев предстоящей премьеры «Гамлета» в постановке Андрея Тимошенко.

В первый приезд художника, как и всегда перед пошивом костюмов, состоялся поход по магазинам с заведующей художественно-постановочной частью Евгенией Смородиновой – выбирали ткани для одежд шекспировских персонажей по эскизам к спектаклю. Затем работницы пошивочного цеха делали раскрой для первой «грубой» примерки, где выверялись объёмы, длина, соотношение деталей. Такая примерка происходила в минувшие выходные.

qikTM7aXYgM.jpg

«Да, узор похож на средневековый, но упрощенный -  не хватает чего-то ещё... А почему мы решили, что на эту сцену ты должна переодеться? Не правдивей было бы выйти просто без какого-нибудь элемента? …Перчатки чудесные. Если у Маши длинные пальцы, должно быть очень хорошо... Если хотите, эти швы продолжайте... Выберите ту кожу, которая не будет собираться под машинкой... Ты не знаешь, что такое бацинет? Это шлем, Паша! …И вот здесь, девочки, у нас четыре ряда пуговиц... Да, замечательно», - всё это о будущих костюмах к осенней премьере. Скоро эта легендарная постановка шекспировской пьесы будет и в репертуаре «Архдрамы».

     gZn4pGtjC8k.jpg    gFm7aYLo6MU.jpg

Опираясь на сюжет пьесы, Ирина Игоревна предполагает, как костюмы будут «играть» на сцене. А возможностей у художника по костюмам очень много – это и цвет, и крой, и фактура, и архитектура самого костюма, и соотношение деталей. Например, у Офелии - два костюма. Сначала она – счастливая дочь, невеста, у которой всё впереди. Но рушатся надежды, она погружается в иной мир, мир отчаяния, мир безумия. Офелия «до» и Офелия «после» - это необходимо отразить и через костюм. После трагически случайной смерти отца, после встречи с Гамлетом девушка полностью забывает об условностях «дворцовой» жизни и, выходя ко двору, остаётся в  свободном, лёгком, полупрозрачном одеянии. Она как бы и освобождается, и истончается –  физически и духовно. Завязка основных коллизий пьесы - появление призрака. Призрак – в белом. Гамлет получает от него «подарок», происходит «соприкосновение» с потусторонним, инфернальным миром. Потому у Гамлета цветовое развитие костюма – от чёрного к белому, от похорон до смерти. Так как еще «на берегу» художник и режиссер договорились, что колорит будет «очень датский», а именно - вариации цвета холодного северного моря и неба, камней, много черного, серого и белого, лишь отдельные вкрапления немонотонного цвета.

Z0tUmkw7cxc.jpg

«Конечно, всей полной информацией обладает режиссёр. Он единственный видит спектакль целиком перед его появлением на свет. Так и сейчас – я получила задание от Андрея Николаевича и сначала занялась подбором материалов для обсуждения. Вообще, у меня пока нет сложностей в работе с «Архдрамовскими» режиссёрами. Сложно, когда режиссер-постановщик хочет контролировать все до мельчайших деталей и не может объяснить, чего хочет. А здесь, в театре, мы уже сработались: найдена мера между контролем и доверием, найдена дистанция между задачей и свободой ее решения. Для любого проекта необходимо просматривать и fashion-коллекции, и быть в курсе театральных премьер, тенденций развития живописи и дизайна, культуры в целом. Потому что в театральных постановках мода и тренды тоже существуют.  Интернет значительно облегчил мою работу. Мне помогает не только доступ к виртуальным экскурсиям по музеям, но и различные интернет коллекции и ресурсы. Раньше – только личное присутствие в библиотеке, визиты в которые занимали уйму времени. Затем я аккумулирую все идеи. Рисую – и на бумаге, и используя графический планшет», - рассказала Ирина Титоренко.

pLvfjoNC_eo.jpg

У Ирины Игоревны огромный опыт создания костюмов в разных российских и зарубежных театрах. По её словам, в наше время полностью эпоху на сцене редко воссоздают: «Костюмы к нашему спектаклю тоже не будут исторически правдоподобны. Нет такой задачи. К тому же, «исторические» ткани воссоздать очень сложно - их создание требует большого ресурса времени и денег. Конечно, на принадлежность к определенной эпохе мы всё равно стараемся намекнуть зрителю. Но костюмы мы стилизуем». Потому профессионализм художника по костюмам состоит не только в понимании и знании, как одевались в минувшие времена, но и в умении сделать костюмы свежими, привлекательными для современной публики.

           GNnJZz9bnSc.jpg    _zIT13ifMQo.jpg

Между приездами Ирины Титоренко в пошивочном цеху кипит работа. Но контроль за исполнением не теряется – слава Whatsapp!

FZC8DK69nRo.jpg



Юлия Сядей совмещает в одном лице две должности в театре - заведующая костюмерным цехом и помощник режиссёра. По её словам, это выходит очень удобно: «Я присутствую во время примерки, чтобы посмотреть, какие будут костюмы, как они садятся на артистов. И сразу делаю пометки, что и в каких сценах актёрам надевать, чтоб потом подсказать. Они могут не запомнить, их задача состоит в другом. Ко мне обращаются и за деталями из подбора (костюмы из снятых с репертуара спектаклей). С костюмерами мы и в процессе участвуем – пришиваем пуговицы, прорезаем петли. Позже, после финальной примерки, коллеги из пошивочного цеха отдадут костюмы нам, костюмерам, мы их подпишем и будем следить за своевременной доставкой к гримёркам и сохранностью». Юлия Александровна работает в театре уже 17 лет, и сложная кропотливая работа перед выпуском премьеры – дело привычное, не нервное: «Хорошо, когда художник по костюмам чётко знает, чего хочет. Потому с Ириной нам легко и приятно работать. Не приходится перерывать склады в поисках неизвестно чего».






В сценографии будущего спектакля будет задействован огромный бассейн – имитация вод Северного и Балтийского морей, омывающих замок «Эльсинор» (наст. – Кронборг). Здесь происходит ключевая сцена пьесы. Зрелищность и натуралистичность постановки усложняет задачу по уходу за костюмами. Но на что не пойдёшь ради искусства! А дабы артистам не пришлось три часа находиться с сырыми ногами, обувь, возможно, обернут клеёнкой, если не будет слишком скользко передвигаться. О практичности такого варианта команда узнает в процессе репетиций. Вообще, полиэтилен - стилизация всех костюмов к этому спектаклю. Стоит отметить, что рабочий процесс в самом разгаре, и потому решение некоторых элементов может измениться.

mUOG8kWUcVQ.jpgПремьера спектакля «Гамлет» Андрея Тимошенко состоится 28-29 сентября в 17:00. Билеты стремительно раскупаются.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
12+
Были. Небыли. Отголоски (камерная сцена)
По рассказам Ф. Абрамова
Режиссёр - Мария Критская

Продолжительность спектакля будет известна ближе к дате премьеры

История немного фантастичная. Представьте, что писатель получает шанс вернуться туда, где жил и творил. И снова видит всё, что было ему близко… Каждая деталь, каждое место напоминает ему о том, что здесь происходило. С ним говорит каждый угол, каждая изба. Оживают и голоса людей, которых он видел, и то, о чём они ему рассказывали. Всё это будто проступает сквозь толщу времён и звучит заново.

Материал - это голоса, которые хотели бы быть услышанными, но - не были. Или были услышаны давно, но забылись, несмотря на то, что актуальны сейчас. Это голоса, которые Абрамов успел запечатлеть в своих книгах, очерках, записках и дневниках, но которые сегодня хотелось бы расслышать по-новому. 

«Хотим создать этакую симфонию голосов в поиске слушателя. Но насыщенную действием, конечно же. В каком-то смысле это звуковой спектакль, в котором поднимается много разных тем. Вообще, творчество Абрамова - в гармонии с автором - задевает и очень острые вопросы. Обойти ни один из них нельзя. Поэтому хотелось бы, чтобы всё прозвучало объёмно. Разумеется, визуально и действенно спектакль тоже будет богат», - Мария Критская

Будущий спектакль - результат лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз», который театр проводил второй раз летом 2019-го года.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра: «шумовой» спектакль по произведениям Фёдора Абрамова в «Архдраме»
«Регион 29»: «Надеюсь, Фёдор Александрович не сочтёт это дерзостью»: режиссёр из Санкт-Петербурга отправит Абрамова с небес на землю

Премьера спектакля состоится 28 февраля 2020 г.

Подробнее
12+
Драма (основная сцена)
Пьеса — А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!


ВИДЕО (Закулисная жизнь спектакля)

СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров
Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
12+
Событие, посвящённое 100-летию северного писателя
Подробнее