Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

"Гамлет" в Архангельском драматическом: вызов - театру, размышления - зрителям

02.10.19
87-й театральный сезон открылся «Гамлетом» главного режиссёра театра Андрея Тимошенко. Мрачная пьеса Шекспира ожила в размышлениях зрителей и тех, кто работал над постановкой.

Чёрный, серый, белый, красный – основные цвета постановки, которые задают определённый настрой зрителю. Ведь и внимаем мы в первую очередь всегда – глазами. А тут есть, чему подивиться: трёхэтажные строительные леса, двухметровые грозные рыцари и искусные кораблики (шедевры от бутафоров «Архдрамы»)… вода! Молва о бассейне, разлитом на основной сцене Архангельского театра, разлетелась со скоростью света. Между тем команда, работавшая над спектаклем, выражает надежду, что публика пришла не за зрелищем, а за глубиной пьесы Уильяма Шекспира. За той истиной, которую искал в загадочном произведении режиссёр спектакля Андрей Тимошенко.

DSC06465.jpg
Вымышленный замок Эльсинор погряз в алчности, разврате, низости. Потоп на сцене (так и родился образ воды) - чтобы всё это смыть.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Мы ещё не захлёбываемся, но и не знаем пока, что чем ближе к горлу вода, тем больше объём грязи, которую надо смыть», - Андрей Тимошенко
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принц Гамлет, возвращаясь на родину в Данию, видит то страшное, во что превратился замок после смерти отца. Хрестоматийность пьесы исключает спойлер - мы знаем, что в конце концов юноша не сможет возвыситься над этим злом и остаться в живых. Тот самый монолог «быть или не быть» не заставляет себя долго ждать – Иван Братушев, архангельский Гамлет, заходит в историю Шекспира, бормоча знаменитые строки. Он уже будто сходит с ума, лишь приблизившись к воротам замка. Мы знаем, что именно там развернётся история об убийстве, предательстве, мести, коварстве и зависти. Ночная сцена встречи призрака отца Гамлета и друзей принца датского – завязка истории, сделанная с жуткой красотой: дух хоть и в доспехах, но словно невесомый плывёт над водой, оставляя за собой еле заметную рябь. Дымка над водами у подножия Эльсинора – о холоде, мистике и страшной тайне, которую бестелесный король откроет своему сыну впоследствии. И пока мужчины заходят в море, грозно размахивая шпагами, Лаэрт и Офелия пускают кораблики по зеркальной глади, будто вдали от суеты. О несчастливости союза с Гамлетом брат предупреждает Офелию с самого начала – правда, беду видит совершенно с другой стороны…

DSC06836.jpg

Совсем скоро на сцене – кровь, сочащаяся из-под короны, которая не перешла по праву от отца к сыну, кровь, которой скрепили клятву о мести принц и его друзья, кровь от ран и красное зарево из глубины сцены, которым дополнила гнетущую атмосферу художник по свету Ольга Раввич. Звуки волынки, флейты, колёсной лиры (очень редкий старинный средневековый инструмент, на котором сыграны основные темы спектакля), - всё это запись игры на настоящих инструментах композитора Олега Щукина, который написал композиции специально для постановки в «Архдраме». Выражая сожаление о том, что датских труб 16-го века найти не удалось, он открывает, что вместо них использовались пастушьи рожки. Стилизованные костюмы средневековых героев, сделанные с тонким понимаем стиля, который не нарушит восприятие эпохи, - результат работы художника по костюмам Ирины Титоренко и пошивочного цеха театра. Балетмейстер Алишер Хасанов вместе с режиссёром соединял жанры трагедии и клоунады, чтобы разграничить «реальный» и «сумасшедший» мир. Сценический бой со шпагой – демонстрация тяжёлых физических репетиций с мастером Владимиром Гончаровым, который за последние полгода четырежды приезжал в Архангельск на репетиции.

DSC08250.jpg

Задумать и соединить в одну целостную картину весь этот грандиозный труд – лишь часть работы режиссёра спектакля. У Андрея Тимошенко и труппы позади месяцы кропотливого труда – индивидуальных и общих репетиций, после которых из театра зачастую выходили выжатые, как губка…Во всех смыслах. Привыкание к воде на сцене – задача не из лёгких, когда на дворе холодная осень. 9 тонн воды над механикой, которая располагается под сценой - вызов, с которым научились справляться артисты, администрация театра, работники сцены, костюмеры, уборщики…И, надеемся, зрители, решавшие пересесть поближе к действию.

DSC06707.jpg

«Я хочу смыть всю грязь, я против неё и против ненависти и зависти, которая разрушает нашу жизнь. Потому и Офелию, единственного положительного персонажа, я решил «вытащить» из пьесы, где она нарисована очень расплывчато, между строк. Ведь силы зла представлены в этой пьесе множеством героев. А добро и любовь – одним. Но настолько сильным, не впускающим в себя черноту, что гибнет оттого, что яда вокруг слишком много. И я оптимист. Постановка заканчивается появлением ребёнка – норвежского принца Фортинбраса, - наивного, чистого, с которым возможно светлое будущее, если такого заслужит народ», - говорит Андрей Тимошенко. Говоря о Гамлете - Иване Братушеве – режиссёр подчёркивает профессионализм актёра, который виден зрителю, и отмечает, что это лишь верхушка айсберга, ведь за кулисами остаётся кропотливый труд: «Появляясь на сцене сломленным физически и духовно и оставаясь лучезарным в жизни, Ваня лишний раз доказывает то, что он достоин этой роли. Нельзя играть в сумасшествие, если не способен его оставить только для героя. Потому что рано или поздно действительно сойдёшь с ума. Что о персонаже - Гамлет не сходит с ума окончательно, он просто становится на путь принятия зла, потому что его миссия – очистить это место и совершить зло, впустив в душу эту демоническую силу. И если в начале он может ею руководить, то дальше она его поглощает, и он погибает. Нельзя играть в игрушки со злом. Как и завидовать нельзя – закончишь, как Клавдий».

DSC07307.jpg

В постановке Андрея Тимошенко остались все сюжетные линии, но не сократить повторы в пьесе было нельзя – одно только чтение вслух заняло бы 4 часа. И прекрасно, что в театре можно показать то, что не обязательно говорить словами. Потому зрители и продолжают говорить о спектакле, покидая стены Архангельского драматического. Споры и рассуждения имеют место быть, - ведь если голова продолжает работать после, если хочется говорить о Шекспире, - значит, спектакль удался.

Заметка: в «Архдраме» хоть и говорят, что в постановке играют со смертью, - на сцене не задействован настоящий череп, он остаётся за кулисами для вдохновения. «Можно, правда, сказать, что он там есть, пусть будет интрига. И что трупы настоящие, и кровь артистов – тоже», - смеётся Андрей Тимошенко.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
12+
Были. Небыли. Отголоски (камерная сцена)
По рассказам Ф. Абрамова
Режиссёр - Мария Критская

Продолжительность спектакля будет известна ближе к дате премьеры

История немного фантастичная. Представьте, что писатель получает шанс вернуться туда, где жил и творил. И снова видит всё, что было ему близко… Каждая деталь, каждое место напоминает ему о том, что здесь происходило. С ним говорит каждый угол, каждая изба. Оживают и голоса людей, которых он видел, и то, о чём они ему рассказывали. Всё это будто проступает сквозь толщу времён и звучит заново.

Материал - это голоса, которые хотели бы быть услышанными, но - не были. Или были услышаны давно, но забылись, несмотря на то, что актуальны сейчас. Это голоса, которые Абрамов успел запечатлеть в своих книгах, очерках, записках и дневниках, но которые сегодня хотелось бы расслышать по-новому. 

«Хотим создать этакую симфонию голосов в поиске слушателя. Но насыщенную действием, конечно же. В каком-то смысле это звуковой спектакль, в котором поднимается много разных тем. Вообще, творчество Абрамова - в гармонии с автором - задевает и очень острые вопросы. Обойти ни один из них нельзя. Поэтому хотелось бы, чтобы всё прозвучало объёмно. Разумеется, визуально и действенно спектакль тоже будет богат», - Мария Критская

Будущий спектакль - результат лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз», который театр проводил второй раз летом 2019-го года.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра: «шумовой» спектакль по произведениям Фёдора Абрамова в «Архдраме»
«Регион 29»: «Надеюсь, Фёдор Александрович не сочтёт это дерзостью»: режиссёр из Санкт-Петербурга отправит Абрамова с небес на землю

Премьера спектакля состоится 28 февраля 2020 г.

Подробнее
12+
Драма (основная сцена)
Пьеса — А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!


ВИДЕО (Закулисная жизнь спектакля)

СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров
Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
12+
Событие, посвящённое 100-летию северного писателя
Подробнее