Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

"Гамлет" в Архангельском драматическом: вызов - театру, размышления - зрителям

02.10.19
87-й театральный сезон открылся «Гамлетом» главного режиссёра театра Андрея Тимошенко. Мрачная пьеса Шекспира ожила в размышлениях зрителей и тех, кто работал над постановкой.

Чёрный, серый, белый, красный – основные цвета постановки, которые задают определённый настрой зрителю. Ведь и внимаем мы в первую очередь всегда – глазами. А тут есть, чему подивиться: трёхэтажные строительные леса, двухметровые грозные рыцари и искусные кораблики (шедевры от бутафоров «Архдрамы»)… вода! Молва о бассейне, разлитом на основной сцене Архангельского театра, разлетелась со скоростью света. Между тем команда, работавшая над спектаклем, выражает надежду, что публика пришла не за зрелищем, а за глубиной пьесы Уильяма Шекспира. За той истиной, которую искал в загадочном произведении режиссёр спектакля Андрей Тимошенко.

DSC06465.jpg
Вымышленный замок Эльсинор погряз в алчности, разврате, низости. Потоп на сцене (так и родился образ воды) - чтобы всё это смыть.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Мы ещё не захлёбываемся, но и не знаем пока, что чем ближе к горлу вода, тем больше объём грязи, которую надо смыть», - Андрей Тимошенко
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Принц Гамлет, возвращаясь на родину в Данию, видит то страшное, во что превратился замок после смерти отца. Хрестоматийность пьесы исключает спойлер - мы знаем, что в конце концов юноша не сможет возвыситься над этим злом и остаться в живых. Тот самый монолог «быть или не быть» не заставляет себя долго ждать – Иван Братушев, архангельский Гамлет, заходит в историю Шекспира, бормоча знаменитые строки. Он уже будто сходит с ума, лишь приблизившись к воротам замка. Мы знаем, что именно там развернётся история об убийстве, предательстве, мести, коварстве и зависти. Ночная сцена встречи призрака отца Гамлета и друзей принца датского – завязка истории, сделанная с жуткой красотой: дух хоть и в доспехах, но словно невесомый плывёт над водой, оставляя за собой еле заметную рябь. Дымка над водами у подножия Эльсинора – о холоде, мистике и страшной тайне, которую бестелесный король откроет своему сыну впоследствии. И пока мужчины заходят в море, грозно размахивая шпагами, Лаэрт и Офелия пускают кораблики по зеркальной глади, будто вдали от суеты. О несчастливости союза с Гамлетом брат предупреждает Офелию с самого начала – правда, беду видит совершенно с другой стороны…

DSC06836.jpg

Совсем скоро на сцене – кровь, сочащаяся из-под короны, которая не перешла по праву от отца к сыну, кровь, которой скрепили клятву о мести принц и его друзья, кровь от ран и красное зарево из глубины сцены, которым дополнила гнетущую атмосферу художник по свету Ольга Раввич. Звуки волынки, флейты, колёсной лиры (очень редкий старинный средневековый инструмент, на котором сыграны основные темы спектакля), - всё это запись игры на настоящих инструментах композитора Олега Щукина, который написал композиции специально для постановки в «Архдраме». Выражая сожаление о том, что датских труб 16-го века найти не удалось, он открывает, что вместо них использовались пастушьи рожки. Стилизованные костюмы средневековых героев, сделанные с тонким понимаем стиля, который не нарушит восприятие эпохи, - результат работы художника по костюмам Ирины Титоренко и пошивочного цеха театра. Балетмейстер Алишер Хасанов вместе с режиссёром соединял жанры трагедии и клоунады, чтобы разграничить «реальный» и «сумасшедший» мир. Сценический бой со шпагой – демонстрация тяжёлых физических репетиций с мастером Владимиром Гончаровым, который за последние полгода четырежды приезжал в Архангельск на репетиции.

DSC08250.jpg

Задумать и соединить в одну целостную картину весь этот грандиозный труд – лишь часть работы режиссёра спектакля. У Андрея Тимошенко и труппы позади месяцы кропотливого труда – индивидуальных и общих репетиций, после которых из театра зачастую выходили выжатые, как губка…Во всех смыслах. Привыкание к воде на сцене – задача не из лёгких, когда на дворе холодная осень. 9 тонн воды над механикой, которая располагается под сценой - вызов, с которым научились справляться артисты, администрация театра, работники сцены, костюмеры, уборщики…И, надеемся, зрители, решавшие пересесть поближе к действию.

DSC06707.jpg

«Я хочу смыть всю грязь, я против неё и против ненависти и зависти, которая разрушает нашу жизнь. Потому и Офелию, единственного положительного персонажа, я решил «вытащить» из пьесы, где она нарисована очень расплывчато, между строк. Ведь силы зла представлены в этой пьесе множеством героев. А добро и любовь – одним. Но настолько сильным, не впускающим в себя черноту, что гибнет оттого, что яда вокруг слишком много. И я оптимист. Постановка заканчивается появлением ребёнка – норвежского принца Фортинбраса, - наивного, чистого, с которым возможно светлое будущее, если такого заслужит народ», - говорит Андрей Тимошенко. Говоря о Гамлете - Иване Братушеве – режиссёр подчёркивает профессионализм актёра, который виден зрителю, и отмечает, что это лишь верхушка айсберга, ведь за кулисами остаётся кропотливый труд: «Появляясь на сцене сломленным физически и духовно и оставаясь лучезарным в жизни, Ваня лишний раз доказывает то, что он достоин этой роли. Нельзя играть в сумасшествие, если не способен его оставить только для героя. Потому что рано или поздно действительно сойдёшь с ума. Что о персонаже - Гамлет не сходит с ума окончательно, он просто становится на путь принятия зла, потому что его миссия – очистить это место и совершить зло, впустив в душу эту демоническую силу. И если в начале он может ею руководить, то дальше она его поглощает, и он погибает. Нельзя играть в игрушки со злом. Как и завидовать нельзя – закончишь, как Клавдий».

DSC07307.jpg

В постановке Андрея Тимошенко остались все сюжетные линии, но не сократить повторы в пьесе было нельзя – одно только чтение вслух заняло бы 4 часа. И прекрасно, что в театре можно показать то, что не обязательно говорить словами. Потому зрители и продолжают говорить о спектакле, покидая стены Архангельского драматического. Споры и рассуждения имеют место быть, - ведь если голова продолжает работать после, если хочется говорить о Шекспире, - значит, спектакль удался.

Заметка: в «Архдраме» хоть и говорят, что в постановке играют со смертью, - на сцене не задействован настоящий череп, он остаётся за кулисами для вдохновения. «Можно, правда, сказать, что он там есть, пусть будет интрига. И что трупы настоящие, и кровь артистов – тоже», - смеётся Андрей Тимошенко.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
12+

Драма (основная сцена)
Пьеса - Владимир Молько (по произведению Ф. Абрамова) 
Режиссер  — Людмила Бынова


Продолжительность — 3 часа (с антрактом)


Уже пожилая, но всё ещё ловкая и сильная Пелагея — гордость своей деревни. Её единственная дочь Алька подрастает − девушке нужны наряды и богатое приданое. Но на уме у девчонки с малого возраста женихи, да короткие платьица, танцы и свидания. Работа в пекарне кажется Альке скучной. Девушка грезит о городской жизни. Она думает, что только там она вдохнёт полной грудью.  


Премьера состоялась 26 февраля 2010 года


Сценограф — Евгений Зимирев 
Художник по костюмам — Татьяна Зимирева 
Вокальное сопровождение — Мария Беднарчик
Спектакль ведет Юлия Сядей


Подробнее
12+
Комедия (основная сцена)
Пьеса — Н.В. Гоголь
Режиссер — Андрей Тимошенко

Продолжительность — 2 часа 45 минут (с антрактом)

«Ревизор» - это вечная классика, и она не теряет своей актуальности. То, над чем Николай Васильевич смеялся, что его раздражало, и что он не любил в нашем обществе и высмеивал в пьесе, - оно сохранилось и по сей день. Сменяются эпохи, происходят катаклизмы, строятся новые города и рушатся старые, а галерея человеческих пороков и страстей остаётся неизменной. К сожалению, зло часто остаётся безнаказанным. Наш спектакль – это попытка восстановить справедливость. 

Тимошенко кадрат.png

Андрей Тимошенко, главный режиссёр театра:

«К тексту пьесы мы относимся бережно. Мы сохранили её в том виде, в котором написал её Гоголь. Но мы живём в 21-м веке и не можем играть так, как играли в 1837 году. Комедия - по-современному динамичная, эксцентричная, смешная, острая, с активным действием. На сцене вы увидите не музейную реконструкцию, а живых, узнаваемых персонажей, с которыми мы встречаемся в жизни. Костюмы, декорации, предлагаемые обстоятельства пьесы, - из 19-го века, а актёрское правдивое существование – из 21-го. Спектакль интересен и молодёжи, и старшему поколению» 

Премьера состоялась 29 сентября 2018 года

Эксперты IX театрального фестиваля «Ваш выход!» присудили исполнителю роли Хлестакова (Михаил Кузьмин) победу в номинации «Лучшая мужская роль»

Театральный критик Ольга Егошина о спектакле:
«Хлестаков обещал вернуться»

СМИ о спектакле:
Газета «Архангельск»: «Это я сказал «Э!»
Газета «Архангельск - город воинской славы»: Суета в уездном городе
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы – премьера бессмертного «Ревизора»
«Российская газета»: Архангельский театр драмы откроет сезон «Ревизором»
«Регион 29»: «Ревизор» в архангельском драмтеатре расскажет не о коррупции, а о людских страстишках

СценографияАндрей Тимошенко
Хореограф - Алишер Хасанов 
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художник по свету - Андрей Ребров 
Композитор и звукорежиссёрЛеонид Лещёв
Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
6+
Рождественская сказка (основная сцена)
Сказка — Э. Гофман
Режиссёр — Андрей Тимошенко

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

Сказка Щелкунчик — волшебная история о девочке Мари и Щелкунчике. В ночь на Рождество крестный подарил ей необычную игрушку и совсем скоро начали происходить чудеса. Детские солдатики и куклы стали оживать и разговаривать, Щелкунчик оказался принцем... На время спектакля забудутся ярким, чудесным рождественским сном и попадут в атмосферу детства, очарованную сверкающими огнями новогодней ёлки. 


Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, главный режиссёр Архангельского театра драмы, режиссёр-сценограф спектакля «Щелкунчик» :

«Щелкунчик» — самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями — и детьми и взрослыми. Ощущение праздника создают новые яркие декорации и костюмы, зажигательные танцевальные номера. Потрясающей красоты театр теней продолжает поражать зрителей своей зрелищностью». 


СМИ о спектакле: 
«Регион 29»: Архангельский драмтеатр вернул на сцену «Щелкунчика» — очень красивого и местами страшного
«Правда Севера»: Архангельский театр драмы готовит для маленьких зрителей два новогодних представления
«Российская газета»: Архангельским детям из трудных семей подарили билеты на «Щелкунчика»

Отзыв зрителя о спектакле «Щелкунчик»: «С головой затягивает в этот волшебный-настоящий мир. Нелегко было оторвать глаз от массовых сцен: костюмы, танцы, все в характерах, четко, красиво. На первом плане идет действие, а про него вообще забываешь, и смотришь как танцуют. Это какой-то сказочный вихрь! Себе удивляюсь... Меня радует добросовестное отношение к игровой программе и уважение к маленькому зрителю. Спасибо за актерскую игру, за работу режиссера, и конечно тем, кто занимался всей этой красотой. После такого спектакля не хочется возвращаться на землю».

Премьера состоялась 23 декабря 2017 года


Инсценировка, сценография — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Аранжировка — Владимир Брусс 
Балетмейстеры — Валерий Архипов, Ольга Мурашова
Спектакль ведет Юлия Сядей


Подробнее