Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

«Балетные сезоны-2019»: сложно для исполнителя, понятно для публики

06.11.19
На прошлой неделе в Архангельском театре драмы состоялись «Балетные сезоны». Жемчужины мировой классики – «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» - представил Государственный театр оперы и балета Республики Коми.

На сцене и в закулисье «Архдрамы» приняли 95 человек – это и балетная труппа, и оркестр, и технический персонал. Несопоставимая разница с иными одноимёнными постановками, где занято 8-10 человек. «Хочется отметить похвальное решение Архангельского театра драмы - пригласить настоящую труппу в полном составе. Здорово, что жители Поморья увидели полноценные спектакли в сопровождении симфонического оркестра», - прокомментировал заместитель директора «Комиоперы» Михаил Попов, добавив, что эти гастроли состоялись благодаря гранту Министерства Культуры России в сфере музыкального театрального изобразительного искусства и народного творчества на реализацию творческого проекта «Мосты дружбы».

2.jpg
Ценность события, разумеется, не только в масштабности – но и в качестве. Главный балетмейстер сыктывкарского театра Марианна Рыжкина – редкий носитель информации о первых постановках этих балетных шлягеров. Можно сказать, что авторов привезённых балетов от Чайковского и первых балетмейстеров постановки отделяют лишь три рукопожатия. «Процесс сохранения классики в первозданном виде очень хрупок, ведь точная передача хореографии может быть только одна – видеозапись, кинохроника. Поскольку во времена первых постановок таких возможностей не было, то с первоначальной постановки [о «Лебедином озере»], конечно, всегда будут изменения – хореография передаётся из руки в руки, из ног в ноги – всё это записывалось ранее либо условными знаками, либо французскими терминами. Это уже 4я редакция балета с 1968 года. С тех пор, до 20008 года, каждый балетмейстер привносил что-то своё», - сказал главный дирижёр «Комиоперы» Роман Денисов.

1.jpg

Равно как и балет «Щелкунчик» - поставлен давно, но обновлённая редакция в театре произошла в 2013 году. «В «Щелкунчике», как и во всём творчестве Чайковского, можно увидеть противопоставление силы любви во всех её проявлениях и силы рока. Что побеждает, решаем каждый раз в процессе развития сюжета», - прокомментировал дирижёр Леонид Привалов, далее поясняя специфику своей работы: «Дирижёр должен быть понятным и для балерины, и для оркестра, используя при этом и эрудицию, и мануальную технику. Должен знать порядок движений, занимаясь с каждым солистом в предельно точным темпе и предвосхищая движения». Это предельно точная наука. В рамках академии и консерватории этому невозможно обучиться до конца – потому ей дирижёры учатся каждый раз уже на практике.

слайд.jpg

Должна ли классическая балетная постановка оставаться чистой и неизменной, передаваться такой, какой она была изначально во времена Чайковского? Или инновации и современные прочтения допустимы? На это главный дирижёр ответил просто и ёмко: «Говоря об искусстве балета, зачем же нам отказываться от того, что в России умеют лучше, чем в других странах?» И всё же поясняет, что классический русский балет – не музей. Пусть оркестр играет в строгих рамках, которые задал композитор, балерины и артисты балета танцуют в строжайших схемах, заданных первым балетмейстером, но - если исполнитель не найдёт что-то своё, - это неправильно.

слайд.jpg

«В рассуждениях о том, элитарным ли искусством считать балет или нет, я придерживаюсь второй точки зрения. Балет приводит в театр больше зрителя, чем опера, которую несколько сложнее воспринимать. Что о выборе наименований - у нашего театра была возможность выбрать другие балетные постановки, но остановились на классических шлягерах, жемчужинах любого репертуарного балета. Нам хотелось, чтобы архангельский зритель возобновил знакомство с классикой. Далее мы можем давать более сложные постановки к представлению публике», - поделился директор «Архдрамы» Сергей Самодов.

«Я согласен. Я, например, совсем не умею кататься на коньках, но с удовольствием смотрю фигурное катание. Балет - трудно для исполнения, но понятно для восприятия – что танец, что композиции к нему», - подытожил Леонид Привалов.

А между тем, широко известная классика налагает дополнительную ответственность на исполнителя – ведь каждый такт и каждое движение могут быть известны особо пристальным ценителям. Потому для балетной труппы и оркестра исполнение классики – большой вызов, волнительное испытание.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Трагедия (основная сцена)
Пьеса — Софокл

Режиссёр — Андрей Тимошенко


Продолжительность — 1 час 50 минут (без антракта) 


Трагедия Софокла в одном действии. Плакать трагическими слезами — значит размышлять. Спектакль был признан лауреатом фестиваля VIII международного фестиваля «Театр. Чехов. Ялта» и высоко оценён экспертным жюри. 


Райхельгауз квадрат.jpg 
Иосиф Райхельгауз, народный артист России:

«Это талантливый спектакль. Я смотрел его с неослабевающим интересом. У вас мощная команда. Это всегда видно, когда работает талантливый ансамбль, когда все друг друга слышат, чувствуют. Андрей Тимошенко — талантливый режиссёр. Он понимает профессию. Я бы этот спектакль не поменял бы даже на десяток московских антреприз, которые по стране собирают большую кассу!»


Гран-при ХХ фестиваля античной культуры «Боспорские агоны-2018» (г. Керчь)

Премьера состоялась 6 апреля 2014 года
 
Сценография и костюмы - Андрей Тимошенко
Музыкальное оформление — Леонид Лещёв 
Художник по свету — Алексей Расходчиков 
Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
12+
Сюрреалистический сон, приснившийся господину Шекспиру за 5 минут до конца света (основная сцена)
Пьеса — У. Шекспир
Режиссёр — Андрей Тимошенко

Продолжительность — 3 часа (с антрактом)

Что есть прекраснее, нежнее любви? Любовь порой поднимается до высот истинного героизма, а бывает, ставит людей в смешные положения. Любовь иногда заставляет человека совершать странные, причудливые поступки. По мнению мудрого Тезея, одного из героев феерии, «сумасшедший, поэт и влюбленный одинаково поддаются воле своего воображения и, находясь под его влиянием, способны наделать тысячи глупостей».


Молодые люди оказываются в сумеречном лесу, в волшебную ночь на Ивана Купалу, где с ними происходят чудесные метаморфозы. Волшебное зелье лесного духа Пэка, который все перепутал, заставляет их бросаться с любовными признаниями то к одной, то к другой подруге. Но когда ошибка Пэка угрожает жизни героев, он все исправляет, и молодым людям кажется сном все, что произошло.


Премьера состоялась 15 февраля 2014 года


Подробнее
6+
Познавательное хулиганство с элементами драмы и балета (камерная сцена)
Автор - А.С. Пушкин
Режиссёр – Анастас Кичик

Продолжительность — 45 минут (без антракта)

Перед вами по-новому развернется всемирно известная история о рыбаке и рыбке.

Простой сюжет, имеющий воплощение на сцене, это сказка, которая разворачивается здесь и сейчас, и заставляет сопереживать героям сильнее.

Жил-жил Старик со своею Старухой у самого синего моря в ветхой землянке, ловил неводом рыбу. И вытянул однажды неводом Золотую рыбку. Стала она откупаться, чем только ни пожелаешь, за свободу свою. Рассказал Старик обо всем старухе. Разохотилась та, разошлась в желаниях своих. Чем больше давала ей Золотая рыбка, тем больше Старуха требовала…

СМИ о спектакле: 
«Правда Севера»: Архангельский театр драмы приглашает детей на премьеру «Сказки о рыбаке и рыбке»

Премьера состоялась 23 декабря 2017 года

Музыкальное оформление — Анастас Кичик
Художник — Андрей Тимошенко
Художники мультимедиа — Александр Дроздецкий, Егор Тимошенко
Хореограф — Ольга Мурашова
Звукорежиссер — Ярослав Антропов
Художник по свету — Алексей Расходчиков
Подробнее