Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

«Балетные сезоны-2019»: сложно для исполнителя, понятно для публики

06.11.19
На прошлой неделе в Архангельском театре драмы состоялись «Балетные сезоны». Жемчужины мировой классики – «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» - представил Государственный театр оперы и балета Республики Коми.

На сцене и в закулисье «Архдрамы» приняли 95 человек – это и балетная труппа, и оркестр, и технический персонал. Несопоставимая разница с иными одноимёнными постановками, где занято 8-10 человек. «Хочется отметить похвальное решение Архангельского театра драмы - пригласить настоящую труппу в полном составе. Здорово, что жители Поморья увидели полноценные спектакли в сопровождении симфонического оркестра», - прокомментировал заместитель директора «Комиоперы» Михаил Попов, добавив, что эти гастроли состоялись благодаря гранту Министерства Культуры России в сфере музыкального театрального изобразительного искусства и народного творчества на реализацию творческого проекта «Мосты дружбы».

2.jpg
Ценность события, разумеется, не только в масштабности – но и в качестве. Главный балетмейстер сыктывкарского театра Марианна Рыжкина – редкий носитель информации о первых постановках этих балетных шлягеров. Можно сказать, что авторов привезённых балетов от Чайковского и первых балетмейстеров постановки отделяют лишь три рукопожатия. «Процесс сохранения классики в первозданном виде очень хрупок, ведь точная передача хореографии может быть только одна – видеозапись, кинохроника. Поскольку во времена первых постановок таких возможностей не было, то с первоначальной постановки [о «Лебедином озере»], конечно, всегда будут изменения – хореография передаётся из руки в руки, из ног в ноги – всё это записывалось ранее либо условными знаками, либо французскими терминами. Это уже 4я редакция балета с 1968 года. С тех пор, до 20008 года, каждый балетмейстер привносил что-то своё», - сказал главный дирижёр «Комиоперы» Роман Денисов.

1.jpg

Равно как и балет «Щелкунчик» - поставлен давно, но обновлённая редакция в театре произошла в 2013 году. «В «Щелкунчике», как и во всём творчестве Чайковского, можно увидеть противопоставление силы любви во всех её проявлениях и силы рока. Что побеждает, решаем каждый раз в процессе развития сюжета», - прокомментировал дирижёр Леонид Привалов, далее поясняя специфику своей работы: «Дирижёр должен быть понятным и для балерины, и для оркестра, используя при этом и эрудицию, и мануальную технику. Должен знать порядок движений, занимаясь с каждым солистом в предельно точным темпе и предвосхищая движения». Это предельно точная наука. В рамках академии и консерватории этому невозможно обучиться до конца – потому ей дирижёры учатся каждый раз уже на практике.

слайд.jpg

Должна ли классическая балетная постановка оставаться чистой и неизменной, передаваться такой, какой она была изначально во времена Чайковского? Или инновации и современные прочтения допустимы? На это главный дирижёр ответил просто и ёмко: «Говоря об искусстве балета, зачем же нам отказываться от того, что в России умеют лучше, чем в других странах?» И всё же поясняет, что классический русский балет – не музей. Пусть оркестр играет в строгих рамках, которые задал композитор, балерины и артисты балета танцуют в строжайших схемах, заданных первым балетмейстером, но - если исполнитель не найдёт что-то своё, - это неправильно.

слайд.jpg

«В рассуждениях о том, элитарным ли искусством считать балет или нет, я придерживаюсь второй точки зрения. Балет приводит в театр больше зрителя, чем опера, которую несколько сложнее воспринимать. Что о выборе наименований - у нашего театра была возможность выбрать другие балетные постановки, но остановились на классических шлягерах, жемчужинах любого репертуарного балета. Нам хотелось, чтобы архангельский зритель возобновил знакомство с классикой. Далее мы можем давать более сложные постановки к представлению публике», - поделился директор «Архдрамы» Сергей Самодов.

«Я согласен. Я, например, совсем не умею кататься на коньках, но с удовольствием смотрю фигурное катание. Балет - трудно для исполнения, но понятно для восприятия – что танец, что композиции к нему», - подытожил Леонид Привалов.

А между тем, широко известная классика налагает дополнительную ответственность на исполнителя – ведь каждый такт и каждое движение могут быть известны особо пристальным ценителям. Потому для балетной труппы и оркестра исполнение классики – большой вызов, волнительное испытание.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль (основная сцена)
Пьеса — Лопе Де Вега
Режиссёр — Рената Сотириади
Подробнее
16+
Спектакль (основная сцена)
Пьеса — Лопе Де Вега
Режиссёр — Рената Сотириади
Подробнее
12+
Были. Небыли. Отголоски (камерная сцена)
По рассказам Ф. Абрамова
Режиссёр - Мария Критская

Продолжительность спектакля - 1 час 10 минут (без антракта)

Сценарий спектакля составлен из рассказов «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади», «Старухи» и некоторых записей из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава». Рассаживающегося зрителя встречали действием – этакая деревушка, в которой идёт размеренная жизнь. Постепенно наращивалась динамика, звуки, шумы – то переливающаяся вода, то пила, то молоток, то – (?) космос. 

История немного фантастичная. Представьте, что писатель получает шанс вернуться туда, где жил и творил. И снова видит всё, что было ему близко… Каждая деталь, каждое место напоминает ему о том, что здесь происходило. С ним говорит каждый угол, каждая изба. Оживают и голоса людей, которых он видел, и то, о чём они ему рассказывали. Всё это будто проступает сквозь толщу времён и звучит заново.

Материал - это голоса, которые хотели бы быть услышанными, но - не были. Или были услышаны давно, но забылись, несмотря на то, что актуальны сейчас. Это голоса, которые Абрамов успел запечатлеть в своих книгах, очерках, записках и дневниках, но которые сегодня хотелось бы расслышать по-новому. 

«Сердце автора – в деревне. А думы его принимают масштаб огромный, океанский. Мы говорим о русской душе, что с ней происходит и что вокруг неё – доколе это всё? Говорим о Земле, необъятной. Архангельская земля ведь тоже необъятная, с разбросанными на большую площадь деревнями. Русский человек живёт и ходит по этой огромной земле, вступая в диалог с космосом. Вселенная должна стать для нас собеседником, и не может им не быть, потому что в деревне каждый человек вступает в эту беседу со светилами, выходя под небо вечером. И все мы, к тому же, загадываем желание на падающую звезду. Даже в самой безнадёжной ситуации. И верим. А когда лошадям будет житься хорошо? (читай: не только «лошадям») Мы не знаем. Что герои в спектакле, что мы – не приходим к какому-то логическому завершению. Жизнь продолжается с новыми людьми, а уходящие – это россыпь точек. Без единого итога», - Мария Критская.

Спектакль - результат лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз», который театр проводил второй раз летом 2019-го года.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра: «Шумовой» спектакль по произведениям Фёдора Абрамова в «Архдраме»
«Регион 29»: «Надеюсь, Фёдор Александрович не сочтёт это дерзостью»: режиссёр из Санкт-Петербурга отправит Абрамова с небес на землю
Пресс-служба театра: Премьера «Сарафан»: деревня и космос, лошади и люди
Газета «Архангельск - город воинской славы»: Голоса, которые должны быть услышаны
«Регион 29»: Снится нам не рокот космодрома: Архангельский драмтеатр запустил в небо «Сарафан»
«Петербургский театральный журнал»: О человеческом и космическом

Премьера спектакля состоялась 28 февраля 2020 г.

Инсценировка - Мария Критская
Сценография, костюмы - Елена Соколова
Шумовая партитура - Игорь Патокин
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Звукорежиссёр - Александр Лушев
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

В спектакле звучат песни деревень Пинежского района Архангельской области; музыкальный руководитель Екатерина Головкина

Подробнее