Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Премьера «Огниво»: сказка о человечном герое

26.12.19
Новая музыкальная постановка главного режиссёра театра Андрея Тимошенко «Огниво» на основной сцене закрепилась в репертуаре Архангельского театра драмы. Ещё одна яркая сказка о вечных ценностях для детей от 6 лет.

Пьеса составлена режиссёром из двух сказок Г.Х. Андерсена – одноимённой «Огниво» и «Нового платья короля». По словам автора инсценировки обе сказки Андерсена очень короткие, а историю хотелось сделать масштабнее, объёмнее. Спектакль музыкальный с яркими музыкальными номерами. Автором 11 текстов песен является Михаил Кузьмин, актёр «Архдрамы» и исполнитель многоликой роли Министра. А композитор, написавший музыку к спектаклю, - Олег Щукин, уже знакомый зрителю по спектаклям «Рождество по-итальянски», «Гроза», «Конёк-горбунок», «Гамлет».

3.jpg
Сюжет инсценировки не полностью совпадает с тем, что написано автором оригинальных сказок. Солдат (Александр Субботин, Александр Зимин) возвращается с войны, встречает Ведьму (Мария Павлова), которая просит его достать огниво, упавшее в колодец. В сказке эти деньги не принадлежат никому, а здесь в сценарий введён главный яркий злодей - Министр (Михаил Кузьмин), который обворовывает Короля и его королевство, - эти нечистые деньги «принадлежат» ему. Они же становятся центром неодушевлённого зла. Ведь Ведьма в книгах редко является центральным злом, она лишь исполняет чью-то волю.

8.jpg
Солдат спускается в колодец, встречает Собак (обворожительный Пудель – Нина Няникова, умный Папильон – Мария Беднарчик, Китайская хохлатая – Анна Патокина), которые из врагов превращаются в помощников. «Главная идея этой сказки: спасает не волшебство, а человеческие чувства и отношения: верность, любовь, дружба. Или люди, которые сочетают в себе лучшее. В сказке Андерсена, кстати, Солдат теряет огниво, а мальчик ему приносит. И с помощью волшебства Собаки его спасают. Я сделал иначе - Собаки наоборот сбросили с себя кандалы колдовских чар, проявили свою годами парализованную волю, чтоб спасти друга. Собака ведь, как говорится, верный друг человека. Я и наделил собак человеческими качествами», - поделился Андрей Тимошенко.

Так, Солдат, получая желаемые богатства и в то же время влюбляясь в Принцессу, понимает, что эти монеты ему не так уж и нужны. «Мне кажется это очень поучительным, потому что многие сегодня считают, что в деньгах счастье. А это ведь лишь средство достижения определённых целей. Нужно любить людей, а деньги использовать. К сожалению, часто в жизни происходит наоборот, и это ненормально. Мы и говорим о том, что есть вещи (не вещи) поважнее», - объяснил режиссёр.

5.jpg

В спектакле Андрея Тимошенко герой (Солдат) и антигерой (Министр) влюбляются в одну Принцессу (Анна Рысенко, Екатерина Калинина), и получается зеркальная история добра и зла. Министр считает, что он самый завидный жених, и режиссёр не исключает, что кто-то из зрителей с ним соглашается. И есть простой Солдат, которого Принцесса полюбила не за богатство. Солдат смог отказаться от этой поглощающей алчности во имя дружбы и любви. В спектакле есть линия честности. 

4.jpg

Режиссёр Андрей Тимошенко рассуждает: «Мне показалось интересным, что когда Солдат является во дворец с тем, чтобы предложить руку и сердце дочери Короля (Иван Братушев), у него есть шанс соврать, как это и сделали все остальные. Но несмотря на прежнюю отталкивающую алчность, герой делает смелый шаг, подчёркивая свою принципиальную честность. Мы ведь тоже зачастую в жизни бываем принципиальными, - а бывает, малодушничаем. Нужно быть честным по отношению к себе даже тогда, когда трусим, признаваясь себе в этом. Все мы люди, и Солдат – не мифический герой, а настоящий. Я считаю, герой в спектакле должен быть таким – не идеальным, но человечным, работающим над собой и побеждающим свои пороки, страсти. А исполнители главной роли у нас получились совершенно разные: Саша Зимин - оптимистичный, радостный, светлый. А Саша Субботин - сдержанный, эмоциональный, надёжный и твёрдый. Лично мне они одинаково симпатичны. И тому, и тому я верю и на любого из них, на мой взгляд, хочется равняться. Возможно, зрителям будет ближе чьё-то конкретное исполнение. А я напоследок хочу выразить благодарность людям, с которыми работал над спектаклем. У нас очень хорошая команда – доброжелательная, работоспособная, жаждущая труда. В таком коллективе можно творить и создавать. Мне было очень комфортно работать и с ХПЧ, и с труппой, и с приглашёнными специалистами. Люблю их и как профессионалов, и как людей. В этот раз мы снова сами себе показали высокий уровень слаженной работы. Потому в итоге и получился качественный спектакль, которым я горжусь».

6.jpg

Интересный факт: автором видеоконтента к спектаклю, на 70% созданного с помощью цветного песка, является один из первых авторов рисунка на песке Сергей Назаров. Художник уже работал с «Архдрамой» при подготовке к 80-летию театра. Он же – художник мультипликационного сериала «Фиксики».

О создании костюмов от Ирины Титоренко можно почитать здесь.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль (основная сцена)
Пьеса — Лопе Де Вега
Режиссёр — Рената Сотириади
Подробнее
16+
Спектакль (основная сцена)
Пьеса — Лопе Де Вега
Режиссёр — Рената Сотириади
Подробнее
12+
Были. Небыли. Отголоски (камерная сцена)
По рассказам Ф. Абрамова
Режиссёр - Мария Критская

Продолжительность спектакля - 1 час 10 минут (без антракта)

Сценарий спектакля составлен из рассказов «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади», «Старухи» и некоторых записей из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава». Рассаживающегося зрителя встречали действием – этакая деревушка, в которой идёт размеренная жизнь. Постепенно наращивалась динамика, звуки, шумы – то переливающаяся вода, то пила, то молоток, то – (?) космос. 

История немного фантастичная. Представьте, что писатель получает шанс вернуться туда, где жил и творил. И снова видит всё, что было ему близко… Каждая деталь, каждое место напоминает ему о том, что здесь происходило. С ним говорит каждый угол, каждая изба. Оживают и голоса людей, которых он видел, и то, о чём они ему рассказывали. Всё это будто проступает сквозь толщу времён и звучит заново.

Материал - это голоса, которые хотели бы быть услышанными, но - не были. Или были услышаны давно, но забылись, несмотря на то, что актуальны сейчас. Это голоса, которые Абрамов успел запечатлеть в своих книгах, очерках, записках и дневниках, но которые сегодня хотелось бы расслышать по-новому. 

«Сердце автора – в деревне. А думы его принимают масштаб огромный, океанский. Мы говорим о русской душе, что с ней происходит и что вокруг неё – доколе это всё? Говорим о Земле, необъятной. Архангельская земля ведь тоже необъятная, с разбросанными на большую площадь деревнями. Русский человек живёт и ходит по этой огромной земле, вступая в диалог с космосом. Вселенная должна стать для нас собеседником, и не может им не быть, потому что в деревне каждый человек вступает в эту беседу со светилами, выходя под небо вечером. И все мы, к тому же, загадываем желание на падающую звезду. Даже в самой безнадёжной ситуации. И верим. А когда лошадям будет житься хорошо? (читай: не только «лошадям») Мы не знаем. Что герои в спектакле, что мы – не приходим к какому-то логическому завершению. Жизнь продолжается с новыми людьми, а уходящие – это россыпь точек. Без единого итога», - Мария Критская.

Спектакль - результат лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз», который театр проводил второй раз летом 2019-го года.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра: «Шумовой» спектакль по произведениям Фёдора Абрамова в «Архдраме»
«Регион 29»: «Надеюсь, Фёдор Александрович не сочтёт это дерзостью»: режиссёр из Санкт-Петербурга отправит Абрамова с небес на землю
Пресс-служба театра: Премьера «Сарафан»: деревня и космос, лошади и люди
Газета «Архангельск - город воинской славы»: Голоса, которые должны быть услышаны
«Регион 29»: Снится нам не рокот космодрома: Архангельский драмтеатр запустил в небо «Сарафан»
«Петербургский театральный журнал»: О человеческом и космическом

Премьера спектакля состоялась 28 февраля 2020 г.

Инсценировка - Мария Критская
Сценография, костюмы - Елена Соколова
Шумовая партитура - Игорь Патокин
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Звукорежиссёр - Александр Лушев
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

В спектакле звучат песни деревень Пинежского района Архангельской области; музыкальный руководитель Екатерина Головкина

Подробнее