Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

«Потерянные в горизонте» - норвежский театр выступит в Архангельске

13.01.20
Театр «Самовар» из Киркенеса представит свою новую постановку на сцене Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова. Постановку «Потерянные в горизонте» норвежские гости покажут 15 марта в 19.00.

«Потерянные в горизонте» - синтетический проект, созданный норвежским режиссером и драматургом, Бенте Андерсен. В основе спектакля лежит осмысление темы границ и того, как они влияют на нашу повседневную жизнь. Истории о силе и бессилии, любви и тоске, мечтах и реальности, где главной ценностью остается человеческое достоинство.

Философ Иммануил Кант сказал: «То, что поднимается выше любой цены, имеет свое достоинство. Все люди имеют врожденное достоинство. Наш долг - сохранить достоинство человечества в себе».

По данным ООН, сегодня четверть миллиарда людей перемещаются через национальные границы в поисках лучшего будущего. В то же время новые стены и пограничные зоны создаются по всей Европе и за ее пределами. Македония – Греция, Испания – Марокко, Сербия – Венгрия, Турция – Сирия, Израиль – Палестина, Йемен – Саудовская Аравия – Ирак, США – Мексика.

картинка для сайта.png

«Год назад вместе с Бенте Андерсен мы участвовали во II Северном культурном форуме в Сыктывкаре. И тогда мы договорились о сотрудничестве наших театров. Я считаю, что театрам стран Баренц-региона нужно плотнее сотрудничать. Это могут быть как обменные гастроли, так и копродукции. Сейчас культурные связи между Архангельском и Норвегией в основном касаются музыкальных, художественных и образовательных проектов. Хочется надеяться, что и в театральном направлении мы сдвинемся с мертвой точки и совместные проекты с соседями из Скандинавии станут доброй традицией, а не разовой акцией. На мой взгляд, для Норвегии неслучайно обращение в спектакле к теме границ и миграции. Все-таки норвежцы являются наследниками Фритьофа Нансена, известного не только исследованием Арктики, но и проявившего себя грамотным дипломатом в Лиге наций после I Мировой войны. Именно тогда появился «нансеновский» паспорт для беженцев, а его вклад в урегулирование вопросов между Турцией и Грецией, Турцией и Арменией, конечно, помощь одновременно в борьбе с голодом новому государству Советскому Союзу и русским беженцам, осевшим после Гражданской войны в Европе, трудно переоценить. При этом, на мой взгляд современные геополитические горячие точки во многом стали следствием именно разделения стран после первой Мировой. Тема миграции до сих пор остается одной из самых острых», - рассказал директор Архангельского театра драмы Сергей Самодов.

Театр «Самовар» был создан в Киркенесе в 1990 году. Киркенес – город на границе, находящийся в центре Баренцева региона. Театр в своих постановках органично использует события и истории приграничья, делая их видимыми, где точкой пересечения становится текст, движение и музыка.

В 2012 году на сцене «Архдрамы» уже выступал театр из Норвегии – «Халогаланд». Он представил свое прочтение трагедии У. Шекспира «Гамлет».

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль (основная сцена)
Пьеса — Лопе Де Вега
Режиссёр — Рената Сотириади
Подробнее
16+
Спектакль (основная сцена)
Пьеса — Лопе Де Вега
Режиссёр — Рената Сотириади
Подробнее
12+
Были. Небыли. Отголоски (камерная сцена)
По рассказам Ф. Абрамова
Режиссёр - Мария Критская

Продолжительность спектакля - 1 час 10 минут (без антракта)

Сценарий спектакля составлен из рассказов «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади», «Старухи» и некоторых записей из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава». Рассаживающегося зрителя встречали действием – этакая деревушка, в которой идёт размеренная жизнь. Постепенно наращивалась динамика, звуки, шумы – то переливающаяся вода, то пила, то молоток, то – (?) космос. 

История немного фантастичная. Представьте, что писатель получает шанс вернуться туда, где жил и творил. И снова видит всё, что было ему близко… Каждая деталь, каждое место напоминает ему о том, что здесь происходило. С ним говорит каждый угол, каждая изба. Оживают и голоса людей, которых он видел, и то, о чём они ему рассказывали. Всё это будто проступает сквозь толщу времён и звучит заново.

Материал - это голоса, которые хотели бы быть услышанными, но - не были. Или были услышаны давно, но забылись, несмотря на то, что актуальны сейчас. Это голоса, которые Абрамов успел запечатлеть в своих книгах, очерках, записках и дневниках, но которые сегодня хотелось бы расслышать по-новому. 

«Сердце автора – в деревне. А думы его принимают масштаб огромный, океанский. Мы говорим о русской душе, что с ней происходит и что вокруг неё – доколе это всё? Говорим о Земле, необъятной. Архангельская земля ведь тоже необъятная, с разбросанными на большую площадь деревнями. Русский человек живёт и ходит по этой огромной земле, вступая в диалог с космосом. Вселенная должна стать для нас собеседником, и не может им не быть, потому что в деревне каждый человек вступает в эту беседу со светилами, выходя под небо вечером. И все мы, к тому же, загадываем желание на падающую звезду. Даже в самой безнадёжной ситуации. И верим. А когда лошадям будет житься хорошо? (читай: не только «лошадям») Мы не знаем. Что герои в спектакле, что мы – не приходим к какому-то логическому завершению. Жизнь продолжается с новыми людьми, а уходящие – это россыпь точек. Без единого итога», - Мария Критская.

Спектакль - результат лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз», который театр проводил второй раз летом 2019-го года.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра: «Шумовой» спектакль по произведениям Фёдора Абрамова в «Архдраме»
«Регион 29»: «Надеюсь, Фёдор Александрович не сочтёт это дерзостью»: режиссёр из Санкт-Петербурга отправит Абрамова с небес на землю
Пресс-служба театра: Премьера «Сарафан»: деревня и космос, лошади и люди
Газета «Архангельск - город воинской славы»: Голоса, которые должны быть услышаны
«Регион 29»: Снится нам не рокот космодрома: Архангельский драмтеатр запустил в небо «Сарафан»
«Петербургский театральный журнал»: О человеческом и космическом

Премьера спектакля состоялась 28 февраля 2020 г.

Инсценировка - Мария Критская
Сценография, костюмы - Елена Соколова
Шумовая партитура - Игорь Патокин
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Звукорежиссёр - Александр Лушев
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

В спектакле звучат песни деревень Пинежского района Архангельской области; музыкальный руководитель Екатерина Головкина

Подробнее