Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Премьера «Сарафан»: «шумовой» спектакль по произведениям Фёдора Абрамова в «Архдраме»

23.01.20
Режиссёр Мария Критская ставит спектакль «Сарафан» по рассказам Фёдора Абрамова «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади» и «Старухи», а также по некоторым записям из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава». Премьера состоится на камерной сцене Архангельского театра драмы 28 февраля в 17:00

Напомним, что 2020 год – юбилейный для северного писателя. 29 февраля ему бы исполнилось 100 лет. Подробнее о том, как первая премьера «Архдрамы» в этом году отметит дату, - в интервью с режиссёром.

- Расскажите, пожалуйста, как будет объединён сюжет по трём рассказам.

- История немного фантастичная. Представьте, что писатель получает шанс вернуться туда, где жил и творил. И снова видит всё, что было ему близко… Каждая деталь, каждое место напоминает ему о том, что здесь происходило. С ним говорит каждый угол, каждая изба. Оживают и голоса людей, которых он видел, и то, о чём они ему рассказывали. Всё это будто проступает сквозь толщу времён и звучит заново. В попытке уловить суть непростого жанра, мы дали спектаклю подзаголовок: «Были. Небыли. Отголоски». Материал - это голоса, которые хотели бы быть услышанными, но - не были. Или были услышаны давно, но забылись, несмотря на то, что актуальны сейчас. Это голоса, которые Абрамов успел запечатлеть в своих книгах, очерках, записках и дневниках, но которые сегодня хотелось бы расслышать по-новому. Конечно, и что произошло за время, пока писатель отсутствовал, что не случилось при нём - тоже хочет быть услышанным. В результате должен сложиться такой калейдоскоп, мозаика из голосов. То мы слышим историю простой пинежской девушки, пошедшей за мечтой так же далеко, что и её знаменитый земляк Михаил Ломоносов. Мечта воплотилась по-земному странно, жизнь девушки вроде бы "не удалась", но, тем не менее, свой загадочный подвиг она совершила и он остался в памяти людей. То выныривает голос любимой лошади писателя, которая недоумевает вместе с ним: «А были ли когда-нибудь времена, когда людям и лошадям жилось иначе, и какой тогда был смысл всей этой жизни?». То прорываются голоса родных Абрамова, соседей, односельчан. Голоса непонимающие: как же так, почему - всю жизнь проработали и ничего за это не получили?

Хотим создать этакую симфонию голосов в поиске слушателя. Но насыщенную действием, конечно же. В каком-то смысле это звуковой спектакль, в котором поднимается много разных тем. Вообще, творчество Абрамова - в гармонии с автором - задевает и очень острые вопросы. Обойти ни один из них нельзя. Поэтому хотелось бы, чтобы всё прозвучало объёмно. Разумеется, визуально и действенно спектакль тоже будет богат.

50pNCB90few.jpg

- Вы не видите в этом идею дежавю? Писатель возвращается туда, где был, проживает заново то, что было и - не было - в том числе.

- Всё верно. Но в меньшей степени для героя. Для него это скорее ожившее воспоминание. А для нас – и зрителей, и создателей спектакля, - этот эффект неминуем, потому что суть рассказов, написанных пятьдесят лет назад, не утратила ни грамма актуальности. Вот это настоящее дежавю - немного в других реалиях, но с той же сутью. Мы, люди 21-го века, не знаем, как выбраться из старого сценария. «Так что же нам делать?» – спрашивал и сам автор.

- Спектакль – результат лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз», который ежегодно организовывает главный режиссёр Андрей Тимошенко в «Архдраме». На эскизе вы удивили нас музыкальным оформлением. Звуковые приёмы остаются те же?

- Да. В постановке мы ищем путь сочетать традицию и современность. Так, с нами работает крупнейший специалист по северной традиции Екатерина Владимировна Головкина. Вот уже 20 лет она является руководителем фольклорного ансамбля Санкт-Петербургского государственного университета, и каждый год они ездят в фольклорные экспедиции сюда, на север области. С ней актёры погружаются в песенную традицию, с которой неразрывно связано и понятие «говоря». Вряд ли достижимо, чтобы актёры заговорили как в Верколе, да и носителям говори было бы смешно нас слушать. Скорее мы стараемся создать правдоподобную среду, которая бы никому не мешала воспринимать материал. Ищем нашу уникальную гармонию, которая вбирала бы в себя черты народной традиции - и песенной, и разговорной. Язык Абрамова особенный. Хотим проникнуться его интонацией, поэтому стремимся к достоверности. Все актёры сейчас практикуются на сложнейших примерах пинежской песни - независимо от того, будут они в итоге петь в постановке или нет. Это необходимо для общего предчувствия среды.

TZhSGYvHyXY.jpg

- Как пришла идея совместить аутентичность и современные шумовые мотивы?

- Эта идея отталкивалась от сути. Я сама очень часто пишу инсценировки, и принцип коллажа мне свойственен. Люблю из разных кусочков собирать мозаику. Когда я стала перечитывать Абрамова, мне запал в душу рассказ «Старухи». Удивительная актуальность текста, которому ровно 50 лет! Это показалось очень символичным, учитывая столетний юбилей автора. После этого, конечно, случилось много чего интересного именно в Архангельске. Если бы раньше я дала заголовок этому всему «Почему народ безмолвствует», то сейчас наоборот – «Народ хочет быть услышанным». А дальше всё развивается – что происходит, когда он услышан? Так ли услышан?

Хочется уделить внимание и взаимоотношениям Абрамова со своими, так сказать, информантами, с теми, кого он записывал. Ведь мы знаем, что эти отношения были сложными. Люди, с чьих слов он писал, часто негодовали, когда узнавали, что их истории записывали. Другие недовольствовали, если потом в истории что-то менялось из-за творческого замысла, или когда понимали, что их сокровенное явили всему миру. Этот момент тоже сложный.

Но я знала, что будет непросто. Кого мы увидим в зале? Я понимаю, что празднование юбилея — это часто дело чрезмерного информационного давления, которое «наваливается» на публику со всех сторон. Хотелось бы увидеть зрителя, который открыт и готов к нашему разговору, - потому что это именно разговор Абрамова со зрителем. Мы лишь помогаем ему прозвучать. Хочется непосредственности. Но я верю, что, если и возникнет барьер «переинформированности», мы его преодолеем достоверной интонацией, которую сейчас ищем.

Бок о бок с режиссёром работает Елена Соколова, молодой художник из Петербурга, которая по зову сердца уже давно занимается русским севером со своей позиции художника-оформителя.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
12+
Были. Небыли. Отголоски (камерная сцена)
По рассказам Ф. Абрамова
Режиссёр - Мария Критская

Продолжительность спектакля будет известна ближе к дате премьеры

История немного фантастичная. Представьте, что писатель получает шанс вернуться туда, где жил и творил. И снова видит всё, что было ему близко… Каждая деталь, каждое место напоминает ему о том, что здесь происходило. С ним говорит каждый угол, каждая изба. Оживают и голоса людей, которых он видел, и то, о чём они ему рассказывали. Всё это будто проступает сквозь толщу времён и звучит заново.

Материал - это голоса, которые хотели бы быть услышанными, но - не были. Или были услышаны давно, но забылись, несмотря на то, что актуальны сейчас. Это голоса, которые Абрамов успел запечатлеть в своих книгах, очерках, записках и дневниках, но которые сегодня хотелось бы расслышать по-новому. 

«Хотим создать этакую симфонию голосов в поиске слушателя. Но насыщенную действием, конечно же. В каком-то смысле это звуковой спектакль, в котором поднимается много разных тем. Вообще, творчество Абрамова - в гармонии с автором - задевает и очень острые вопросы. Обойти ни один из них нельзя. Поэтому хотелось бы, чтобы всё прозвучало объёмно. Разумеется, визуально и действенно спектакль тоже будет богат», - Мария Критская

Будущий спектакль - результат лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз», который театр проводил второй раз летом 2019-го года.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра: «шумовой» спектакль по произведениям Фёдора Абрамова в «Архдраме»
«Регион 29»: «Надеюсь, Фёдор Александрович не сочтёт это дерзостью»: режиссёр из Санкт-Петербурга отправит Абрамова с небес на землю

Премьера спектакля состоится 28 февраля 2020 г.

Подробнее
12+
Драма (основная сцена)
Пьеса — А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!


ВИДЕО (Закулисная жизнь спектакля)

СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров
Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
12+
Событие, посвящённое 100-летию северного писателя
Подробнее