Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Звезды российской сцены сыграют спектакль «Пушкин» в Архангельском театре драмы

11.09.20
В афише октября «Архдрамы» вниманию архангелогородцев предлагается спектакль «Пушкин», созданный при участии звезд российской сцены. Автором сценария, режиссером и исполнителем одной из ролей в спектакле выступил драматург, философ и непревзойденный артист Вениамин Смехов.

Вокруг мастера сложился уникальный творческий альянс: музыканты и поэты Светлана Сурганова и Алексей Кортнев, автор симфонических саундтреков и блистательный пианист Сергей Чекрыжов, артисты театра и кино Дмитрий Высоцкий (Театр на Таганке, Москва) и Анна Геллер (Молодежный театр на Фонтанке, Санкт-Петербург). Показ спектакля состоится при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации 27 октября в 19:00 на основной сцене Архангельского театра драмы.

Спектакль «Пушкин» – литературно-музыкальный экскурс в историю страны и человека, который сумел кардинально изменить ее язык и образ мысли. С Пушкина начинается отсчет культурного контекста нашего времени. К сожалению, для многих его имя незаслуженно стало «именем нарицательным», а сам он – фигурой забронзовевшей, слишком привычной и даже скучной. Как писала Марина Цветаева, с некоторых пор Пушкин – и тога, и схима, и мера, и грань, и монумент, и мавзолей. Хотел ли он этого или нет – с ним это произошло. Но когда любимый образ превращается в памятник, о нем настоящем слишком легко забыть: залакировать его биографию, впечатать его имя в удобные строчки энциклопедической статьи. Так, может быть, самое время – вдохнуть эмоции и краски в воспоминания о человеке, чьи стихи мы любим, знаем с детства и помним наизусть?

Благодаря блистательной драматургии и проникновенной, сильной, интуитивно точной и тонкой актерской игре, зрители заново услышат слова и мысли тех, кто знал Пушкина раньше и лучше нас, и, возможно, откроют ранее пропущенные смыслы. Со сцены прозвучат свидетельства Гоголя, Булгарина, Достоевского, Керн, Писарева. Пророки поколений – Блок, Горький, Цветаева, Зощенко, Высоцкий, Окуджава, буквально стирая навязанные обществом конструкты и кочующие из учебника в учебник определения, расскажут нам о своем Пушкине. Но все же громче других в спектакле будет звучать голос самого поэта – поэмы и размышления, письма и эпиграммы, шутки над друзьями и волшебные признания музам в любви…

2.jpg

Пушкин настолько многолик и многоголосен, что в спектакле нет единого актера, который вел бы линию от начала до конца. Каждый совершенно по-своему будет говорить со зрителем голосом главного поэта страны.

С точки зрения формы и жанра спектакль представляет собой творческий психологический эксперимент: в нем даже сюжет похож на палитру художника – многослойную ретроспективу пушкинской эпохи и ее отражений. Но погружение в эту эпоху будет интеллектуально комфортным даже самому консервативному зрителю: никаких сиюминутных интриг и шокирующих открытий, к счастью, не будет. В задачу режиссера и творческой группы спектакля не входят ни исследование загадок и тайн биографии Александра Сергеевича, ни толкование его творчества. В конечном счете ни у кого нет права категорично утверждать, что хотел сказать своим произведением автор. Стремясь донести до зрителя эту простую мысль, артисты попытаются выйти за границы обязательной программы, помогут снова превратить памятник в живого человека, а фразу «Пушкин – наше всё» – из дежурной цитаты в лично пережитый опыт.

Александр Сергеевич был влюблен в жизнь «со всею возможною страстию» (нам бы так!) и, как никто, знал в ней толк. Он был повесой и философом, романтиком и провидцем, отчаянным бунтарем и скучающим светским героем… Он был личностью одновременно противопоставленной эпохе и интегрированной в нее полностью и совершенно. Его творчество и его поступки, его манера говорить, шутить и читать стихи – сам факт его существования, вызывали во многих реакцию столь бурную и диаметрально противоположную, что страстей хватило бы не на одну жизнь. Его талантом и легким стилем восхищались без предела, в тайне завидуя ему, и тут же обвиняли в ветренности и легкомыслии. Его любили без меры, его шарм пытались копировать, его триумфа боялись, а за свободу ненавидели – подло и подметно, высокомерно и яростно.

Он умел быть понятным и простым, но настолько разным, настолько богатым сердцем и ни на кого не похожим, что каждый, с кем он соприкасался и кого вдохновляло жить его творчество, знал своего, особенного Пушкина. Невероятно, но это уникальное качество личности срабатывало и через полвека после его гибели, и через век, и не теряет своей силы сегодня. Как и двести лет назад, люди читают и перечитывают Пушкина, а сам он притягивает магнетически. В мелодике его стихов, в поворотах знакомых сюжетов, в репликах Онегина, Гринева, Дубровского, в лирических заметках на полях мы ищем и ждем подлинной, вневременной глубины. Её так не хватает сегодня, и мы получаем ее здесь: но не от пророка и гения с пьедестала, а от близкого друга, причастного самым сокровенным тайнам. Кажется, что еще до нашего появления на свет он был вхож в дом наших родителей и знает нас лучше, чем мы сами. А мы узнаем и открываем его всю жизнь.

И если в следующий раз, когда вы будете читать Александра Сергеевича, ваше сердце станет биться чаще, значит спектакль сыграют не зря.

Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
12+
Были. Небыли. Отголоски (камерная сцена)
По рассказам Ф. Абрамова
Режиссёр - Мария Критская

Продолжительность спектакля - 1 час 10 минут (без антракта)

Сценарий спектакля составлен из рассказов «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади», «Старухи» и некоторых записей из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава». Рассаживающегося зрителя встречали действием – этакая деревушка, в которой идёт размеренная жизнь. Постепенно наращивалась динамика, звуки, шумы – то переливающаяся вода, то пила, то молоток, то – (?) космос. 

История немного фантастичная. Представьте, что писатель получает шанс вернуться туда, где жил и творил. И снова видит всё, что было ему близко… Каждая деталь, каждое место напоминает ему о том, что здесь происходило. С ним говорит каждый угол, каждая изба. Оживают и голоса людей, которых он видел, и то, о чём они ему рассказывали. Всё это будто проступает сквозь толщу времён и звучит заново.

Материал - это голоса, которые хотели бы быть услышанными, но - не были. Или были услышаны давно, но забылись, несмотря на то, что актуальны сейчас. Это голоса, которые Абрамов успел запечатлеть в своих книгах, очерках, записках и дневниках, но которые сегодня хотелось бы расслышать по-новому. 

«Сердце автора – в деревне. А думы его принимают масштаб огромный, океанский. Мы говорим о русской душе, что с ней происходит и что вокруг неё – доколе это всё? Говорим о Земле, необъятной. Архангельская земля ведь тоже необъятная, с разбросанными на большую площадь деревнями. Русский человек живёт и ходит по этой огромной земле, вступая в диалог с космосом. Вселенная должна стать для нас собеседником, и не может им не быть, потому что в деревне каждый человек вступает в эту беседу со светилами, выходя под небо вечером. И все мы, к тому же, загадываем желание на падающую звезду. Даже в самой безнадёжной ситуации. И верим. А когда лошадям будет житься хорошо? (читай: не только «лошадям») Мы не знаем. Что герои в спектакле, что мы – не приходим к какому-то логическому завершению. Жизнь продолжается с новыми людьми, а уходящие – это россыпь точек. Без единого итога», - Мария Критская.

Спектакль - результат лаборатории молодых режиссёров «Рыбный обоз», который театр проводил второй раз летом 2019-го года.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра: «Шумовой» спектакль по произведениям Фёдора Абрамова в «Архдраме»
«Регион 29»: «Надеюсь, Фёдор Александрович не сочтёт это дерзостью»: режиссёр из Санкт-Петербурга отправит Абрамова с небес на землю
Пресс-служба театра: Премьера «Сарафан»: деревня и космос, лошади и люди
Газета «Архангельск - город воинской славы»: Голоса, которые должны быть услышаны
«Регион 29»: Снится нам не рокот космодрома: Архангельский драмтеатр запустил в небо «Сарафан»
«Петербургский театральный журнал»: О человеческом и космическом

Премьера спектакля состоялась 28 февраля 2020 г.

Инсценировка - Мария Критская
Сценография, костюмы - Елена Соколова
Шумовая партитура - Игорь Патокин
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Звукорежиссёр - Александр Лушев
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

В спектакле звучат песни деревень Пинежского района Архангельской области; музыкальный руководитель Екатерина Головкина

Подробнее
12+
Семейная драма глазами ребёнка (камерная сцена)
Пьеса - П. Бабушкина (по рассказу А. Варламова)
Режиссёр - Полина Золотовицкая

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Тараканий язык, тараканья песня, тараканий смех, - никто и не думал, что это возможно. А в спектакле это настолько естественно, будто существует в обиходе в реальной жизни.

"Спектакль - интересная возможность поговорить со сцены одновременно и с детьми, и со взрослыми о семейных проблемах. Каждый найдет в этой истории что-то для себя и о себе", - Полина Золотовицкая.

Действие происходит в конце 80-х годов. Страшный дефицит. Перед зрителем предстанет история не очень благополучной семьи, которая живет в панельном доме. В квартире - тараканы, а родители всё время ссорятся. Это достаточно жёсткая история про развод, про нелюбовь в семье, которую наблюдает самый младший член семьи. Отец уходит. Уходит, потому что мечтает о чём-то большем. Не может говорить с ребенком, не хочет находить с ним общий язык, потому что слишком погряз в себе и своих «Тараканах». А ребенок просто хочет диалога и понимания. Не просто так Тараканы, с которыми он разговаривает в своих фантазиях, – это тараканья семья. История написана как детский спектакль. В нём много узнаваемых и забавных вещей. Полет фантазии обеспечен, - ведь Лёша хочет стать писателем, как мечтали многие наряду с грёзами о профессии космонавта, ветеринара, художника... И несмотря на драматичность положения главного героя - мальчика Лёши - постановка не мрачная: вызывает улыбку, смех, умиление. А послевкусие постановки дарит светлое желание заботливей обращаться с близкими.

Ролик от репетиции до премьеры



“Спектакль получился искренний,простой,изящный и внятный. История трогает за сердце, за душу. Побывав на предпоказе, на премьеру я с большим удовольствием сходил ещё раз. Хочу пригласить Полину на работу над новыми постановками”, - главный режиссёр театра Андрей Тимошенко. 

*По мнению экспертного совета «Золотой маски», спектакль стал одним из самых заметных спектаклей сезона 2018-2019 гг. и попал в лонг-лист премии

*Эксперты IX театрального фестиваля «Ваш выход!» присудили исполнителю Папы и Таракана-дяди (засл. арт. РФ Сергей Чуркин) победу в номинации «Лучшая мужская роль второго плана»

СМИ о спектакле:

«Регион 29»: Трое в одиночестве, не считая тараканов: в архангельском драмтеатре показали семейную драму глазами ребёнка

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы – премьера спектакля «Тараканы»

«29.ру»: Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи 

Журнал «ZVOOK ONLINE»: Архангельский театр драмы привёз в Воронеж «Тараканов»

Агентство городских коммуникаций «Горком 36»:  Архангельский театр разыграл в Воронеже семейную драму глазами ребенка

Рецензия на спектакль Вячеслава Герасимчук

Mask book: интервью с Полиной Золотовицкой

Журнал «Театр»: Взросление как травма: программа «Детский Weekend»-2020 и ее оптика


Премьера состоялась 28 февраля 2019 г.


Инсценировка, сценография, костюмы, музыкальное оформление - Полина Золотовицкая

Спектакль ведёт Ирина Варенцова



Подробнее
6+

Старинная сказка (камерная сцена) 
Пьеса — А. Погорельский
Режиссёр — Анастас Кичик    


Продолжительность — 1 час (без антракта) 


Существуют ли чудеса в действительности? Ожившая сказка, карнавал загадочных и притягательных образов из детства, история о дружбе и предательстве — все это в старинной фантастической сказке А. Погорельского «Черная Курица, или подземные жители», которая стала первой авторской сказкой, написанной и выпущенной в России. История о том, как маленький мальчик однажды спас от смерти черную курицу, оказавшейся заколдованным министром Подземного королевства. И как же изменилась жизнь мальчика после этого!


СМИ о спектакле:

Журнал «ZVOOK ONLINE»: Эх, Алёша!


Премьера состоялась 27 ноября 2014 года


Сценография и костюмы — Андрей Тимошенко
Спектакль ведет Наталья Афонина


Подробнее