Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

О чём «Полковник-птица»? Интервью с Дмитрием Чеботарёвым и Антоном Косточкиным

25.11.21
В Архангельском театре драмы выступил «Электротеатр Станиславский» (г. Москва) со спектаклем «Полковник-птица». О чём пьеса, почему её поставили на сцене театра и как играть сумасшедших — рассказывают актёры Дмитрий Чеботарёв и Антон Косточкин.

24 ноября 2021 года спектаклю «Полковник-птица» исполнилось 6 лет. Ещё на этапе репетиций шёл долгий поиск решения, затем после премьеры пришло второе, затем спустя время родилось и третье. И даже сейчас, спустя несколько лет, спектакль продолжает меняться. «Полковник-птица» — живой по своей сути. Вводя новых артистов в спектакль, команда не пытается просто «произвести замену», но под каждого нового человека пытаются перемоделировать существование.

ZL2GccS6_H0.jpg

О том, как в 2016 году «Полковник-птица» появился в репертуаре театра, артисты рассказывают с улыбкой. Все, кто занят в спектакле, «живут» в одной гримёрке. Идея поставить спектакль на свою компанию возникла «по фану», шутки ради. Каждый из артистов искал материал, который, как говорят в профессиональной среде, «лёг бы» на данную команду.

«С этим спектаклем в плане работы над ролью вообще вышло интересно, - делится Дмитрий Чеботарёв. - Пьесу принёс я. Я был с ней давно знаком, читал, и о каждом персонаже думал, каждого был готов сыграть. Поэтому когда мне дали цыгана, я с радостью сказал «Да!», потому что я с ним уже давно жил. И когда стали ставить, такой «первой встречи, первого свидания» не было. Роль, наверное, ждала своего времени».

Антивоенная пьеса? Печальная история о сумасшедших? Фарс о надежде для самых несчастных? Сказать однозначно, о чём спектакль «Полковник-птица» не могут и сами артисты. Для Антона Косточкина это спектакль-праздник, а для Дмитрия всё же история о вере, дружбе, одиночестве.

«Что мы туда вкладываем? Позитивную энергию и бодрый щукинский заряд. Нельзя сказать, что этот спектакль о сумасшедших и больных. В ходе репетиций многие вещи находились, мы говорили «давайте вот это оставим, кто-то это прочитает». Также нельзя однозначно сказать, что это спектакль о дружбе или о любви. Это игровой спектакль. Никакой дополнительной информационной или интеллектуальной нагрузки лично я не несу», – Антон Косточкин.

«Это очень драматичная вещь о дружбе, об одиночестве, о любви, о спасении, о надежде и вере. Поэтому мы по-разному её репетировали. Долго искали способ существования, чтобы он работал на усиление тем, которые мы поднимаем. Как-то дошли до такой формы, которая нам понятна. А если учесть, что мы объехали половину России, то она понятна и зрителю», – Дмитрий Чеботарёв.

В Москве у Электротеатра есть традиция встреч со зрителями после спектаклей. Артисты делятся, что часто именно на обсуждении «Полковника-птицы» слышат от зрителей трактовки, которые никогда не закладывали в спектакль. Как персонажи спектакля видят мир через свою призму, так и зритель смотрит спектакль через свою. Для кого-то это будет военной тематикой, для кого-то антивоенной. Сумасшествие героев спектакля – не главная тема, она идёт скорее лейтмотивом.

В репертуаре Электротеатра Станиславский много «сложных и концептуальных спектаклей», которые, если не знаешь материала, неподготовленному зрителю понять бывает непросто. Отличие «Полковника-птицы» в том, что за счёт более жизнеутверждающих моментов режиссёру и артистам не удалось уйти в драму. «Но в этом может быть и есть его ценность, что он получился гораздо легче, чем должен быть», — комментирует Антон Косточкин.

Переходя в пространство театра, все всегда стараются говорить о страшных темах гораздо легче – так они звучат куда страшнее. По тому же принципу работает и комедия, ведь чем серьёзнее играют, тем она смешнее. «Так же и тут – чем легче мы будем об этом говорить, тем сложнее и глубже это будет»,Дмитрий Чеботарёв.

Артисты своих героев не жалеют — они просто так живут, для них — это норма, повседневность. Однако актёры, занятые в спектакле, верят, что их зритель понимает всю трагичность и неописуемую безнадёжность существования «их сумасшедших», несмотря на атмосферу веселья и куража, которая создаётся на сцене.

«А как им по-другому – без этих шуток, веселья, без любви. Эти чувства не ампутированы. Персонажи привыкли к этому миру. Они не считают, что им плохо, не считают, что они «не такие», - рассказывает Дмитрий Чеботарёв

BF2D31Kga5A.jpghnK0NKiWHN0.jpgV-MnlutsHWc.jpg


Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)
Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.
Подробнее
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра:  Бармалейство – это болезнь: в Архангельском драматическом премьера спектакля «Доктор Айболит»
Пресс-служба театра: Кит плывёт, волки бегут: последние штрихи видеоконтента для «Доктора Айболита»
«Регион 29»: Дискотека 1980-х: в архангельском драмтеатре играют футуристическую сказку «Доктор Айболит»
«Архангельск - город воинской славы»: https://arhdrama.culture29.ru/news/2493/?bitrix_include_areas=Y 

Премьера спектакля состоялась 22 декабря 2019 г.

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художники мультимедиа - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Балетмейстер - Ольга Мурашова
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Художник по свету - Михаил Юданов
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее