Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

Пресс-служба

Как слушать классическую музыку и смотреть балет с детьми?

08.06.22
14, 15 и 16 июня на сцене Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова пройдут гастроли Детского музыкального театра имени Наталии Сац, ставший первым в мире профессиональным театром оперы, балета и симфонической музыки для детей.

Он носит имя своего основателя театрального деятеля, публициста, драматурга, педагога и первой в мире женщины — оперного режиссёра Наталии Ильиничны Сац. Она была активным популяризатором музыкального искусства для детей и стала основателем и руководителем шести детских театров. В рамках федерального проекта «Большие гастроли» в Архангельске покажут три балета: «Шахерезада. Шопениана. Половецкие пляски», «Стойкий оловянный солдатик» и «Три поросёнка». Чтобы вы смогли подготовиться к просмотру этих спектаклей, мы попросили музыковеда, преподавателя теоретических дисциплин Архангельского музыкального колледжа, заслуженного работник культуры РФ Елену Преловскую поделиться с нами рекомендациями о том, как слушать классическую музыку с детьми.

BALETY_RUSSKIH_SEZONOV._Foto_Elena_Lapina_27.jpg

Обратите внимание на звук
Попробуйте реагировать на звуки, как если бы они были частью музыкального произведения. Тихий гул холодильника, удары пальцев по клавиатуре, трепетание жалюзи – любые звуки, если уделить им внимание, покажутся по-своему красивыми и могут сложиться в странную композицию. Тренируя звуковую чувствительность, вы начнете замечать в музыке больше нюансов.

Обратите внимание на время
Музыка живет во времени как человек. Это их объединяет сильнее, чем человека с другими видами искусства. Музыкальное произведение — сходно с жизнью, у которой есть начало , развитие, кульминация и завершение-итог. Можно слушать музыку как рассказ о жизни человека с ее вершинами и неудачами, повторами и зависаниями.

Не ищите того, чего нет
Старайтесь слушать музыку такой, какая она есть, не надеясь услышать в ней то, что вам хочется. Это «жизнь» другого человека. Но, разумеется, отнеситесь к этому человеку доброжелательно, или на худой конец, нейтрально. Это позволит вам оценивать и сравнивать произведения разных стилей, культур и эпох. Ваш кругозор значительно расширится.

1F6A0632.jpg

 Что обычно находится внутри музыки?

Это можно понять, задумавшись о том, зачем в течение тысячелетий человечество бережет и развивает музыку. Вероятно содержание и значение ее очень ценно. В чем именно скрыта ценность музыки?
1. В выражении человеческих чувств. Человек очень дорожит своими переживаниями, бережет их, помнит и делится с окружающими. Музыка — одно из главных хранилищ человеческих эмоций, выраженных в звуках (мы тоже плачем, смеемся, эмоционально говорим, возмущаемся, кричим в гневе или радости). Можно попробовать услышать в музыке эмоциональный рассказ о чувствах.
2. В изображении картин природы или событий человеческой жизни. Такая музыка всегда подскажет картинку — в ней зазвучат подражания журчанию воды, лаю собак, громовым раскатам, речи человека.
3. В выражении высоких философских мыслей о жизни, о логике, о построении Вселенной и т.д. Такая музыка звучит как неторопливый, почти безэмоциональный рассказ, мысль развертывается постепенно, как математическая формула. Она непроста для восприятия, но восхищает своей серьезностью и грандиозностью. Можно представить, что вы наблюдаете огромное и сложное архитектурное сооружение, вы разглядываете детали конструкции одну за другой и восхищаетесь мастерством создателей. Таковы многие сочинения Баха, Бетховена, Шостаковича…


 Что вы получаете от музыки?

Когда начинаете ее понимать — вы получаете множество бонусов:
- эмоциональный контакт с автором и исполнителем, которые могут оказаться очень интересными людьми и расширят ваши знания о мире;
- психологическую помощь в сложных жизненных ситуациях. Музыка, полная радости может «сбить» депрессию, печальная посочувствует вам, облегчит нервную нагрузку, серьезная — включит мозг и вы поймете, что огорчаться бессмысленно, а решение проблемы совсем рядом;
- отдельную пользу оказывают музыкальные звуки как вибрации. Недаром на Востоке поют и слушают мантры, они оказывают благотворное воздействие и на психику, и на весь организм человека.

5.jpg

 Стоит подключить информацию
Чтобы лучше проникнуть в тайну понимания музыки, стоит подключить немного информации. Особенно это помогает детям. Сообщите им немного интересных фактов из жизни композитора и они могут почувствовать в нем своего друга или недруга, но заинтересованность появится. Во многих произведениях есть и сюжеты. Их можно нарисовать или разыграть в сценке и сопроводить музыкой. Понимание произойдет естественно в форме игры.

 Можно посмотреть и послушать
Хорошо рассказывает о классике Артем Варгафтик, музыковед московской филармонии. У него был большой цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится Михаил Казиник. В интернете есть сотни его фильмов о музыке с привлекательными названиями «Эффект Моцарта», «Эффект Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме того, у него есть серия книг «Тайны гениев». Все это очень доступно, увлекательно, классно! Есть различные образовательные сайты: «Магистерия», Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической музыке, где размещаются лекции, рассказы о музыке и не только. Можете найти также уже переведенные выступления Леонарда Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики. Московская филармония имеет специальный абонемент «Мама, я меломан» — это серии ночных концертов с предварительной лекцией о каждом. Их записи есть в интернете, на сайте московской филармонии. Зарегистрируйтесь и станьте слушателем этих лекций. Там музыковеды замечательно рассказывают о произведениях.

 Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-то великолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя даже далеко не все композиторы имели его, но при этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаля я прочитала курьезный факт. Стендаль, рассказывал о своем знакомом, экспедиторе военного бюро, который имел абсолютный слух: «Вот скрипнет половица, а он тут же говорит „фа-диез“. Абсолютный слух! Но при этом этот экспедитор ненавидел музыку».

1F6A0087.jpg
 По-настоящему важна отзывчивость на музыку, желание реагировать на нее. В XX веке был такой замечательный австрийский пианист Артур Шнабель, он говорил: «Самое главное — это любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви». Надо просто слушать с желанием и любовью. Это искусство, которое само до вас дойдет и достучится о Балете

 Здесь к языку звуков добавляется язык тела, который человек понимает с самого раннего детства.

 Балетные сюжеты, как правило, не сложные. Перед спектаклем советуем в любом случае обзавестись программкой, почитать либретто (литературную основу балета) или просто краткое содержание в интернете. Даже если история вам давно знакома, композитор мог немного изменить сюжетные перипетии или просто базироваться на другом первоисточнике. Зная сюжет, вам будет легче интерпретировать движения артистов.

 Происходящее в классическом спектакле, скорее всего, будет доступно вам на интуитивном уровне. В балете бывают, так скажем, проходные танцы, которые никак не влияют на сюжет. Например, в "Щелкунчике" во втором действии испанская, арабская, русская, китайская куклы общаются с главными героями своими самостоятельными сольными и дуэтными номерами, которые как бы приостанавливают события. Чтобы не запутаться в ходе действия, почитайте программку перед спектаклем.


Назад
Другие новостивсе
Ближайшие спектакли
12+
Драма (основная сцена)
А.Н. Островский 
Режиссёр — Андрей Тимошенко 

Продолжительность — 2 часа 50 минут (с антрактом)

«Гроза», пожалуй, самая знаменитая пьеса Александра Островского. Однако со времён школьной программы мы редко к ней возвращаемся. Театр даёт возможность заново прочувствовать наследие российской классической драматургии и найти в нём отражение сегодняшнего дня. «Гроза» имеет длительную сценическую историю: вот уже более 150 лет ее ставят все театры страны: от Малого театра до Товстоноговского БДТ. В Архангельском театре «Гроза» ставится уже пять раз.

«Гроза» — постановка, в которой занята практически вся труппа. Масштабная сценография, сложные исторические костюмы, поражающие воображение декорации, трагедийное звучание текста. Это спектакль эпического размаха о противоречиях и заблуждениях современного мира на основе русской классической драмы XIX века. 

Тимошенко кадрат.png
Андрей Тимошенко, режиссёр: 
В основе декорационного оформления  — лодка. Это аллегория Ноева Ковчега, образ спасения. Но смогут ли избежать кары господней, «уплыть от грозы» на своих дырявых лодках жители Калинова, города деградировавшего под гнётом власти «золотого тельца»? Надежду на спасение дает Катерина — человек из другого мира, образ чистой любви. 
 
gurskaya.jpg
Анжелика Гурская, директор северо-западного филиала «Российской газеты»:

Замечательная музыка, артисты великолепно справились с вокалом. Финальная распевка, «Аллилуйя», на несколько голосов – очень красиво и очень профессионально. Не так много театров, где используются хоры из действующих актёров. Вашу «Грозу» надо направить на «Золотую маску». Сценография спектакля замечательна. Несмотря на сдержанность эмоций северных зрителей, зал встал и дважды вызывал актёров на аплодисменты стоя. Для спектакля – это показатель!





СМИ о спектакле:
Газета «Правда Севера»: Мастер, который рисует белым карандашом
«Регион 29»: Драмтеатр послал Архангельску «Грозу», чтобы зрители чувствовали
«News 29»: Архангелогородцы погрузились в «тёмное царство» с поморским акцентом
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Катерина верит, грешит и любит на полную катушку
«Независимая» газета»: «Гроза» возвращается на круги своя

Премьера состоялась 26 ноября 2016 года

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Композитор — Леонид Лещёв
Художник по костюмам —Ирина Титоренко
Хормейстер — Олег Щукин
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Андрей Ребров

Спектакль ведет Юлия Сядей

Подробнее
6+

Кулинарный сторителлинг (камерная сцена)
По мифу Древней Греции
Режиссёр - Андрей Гогун

Продолжительность — 1 час (без антракта) 

По мнению художественного руководства театра и режиссёра спектакля, маленьким детям знакомство с древнегреческой мифологией не просто полезно, но и важно, ведь древнегреческая мифология - это азы мировой культуры. Оттуда берут начало названия планет Солнечной Системы, космических туманностей и звёзд.


«Задача у нашего спектакля довольно простая – чтобы ребёнок, выйдя из зала, запомнил, что в древности был вот такой Одиссей, и он откуда-то плыл домой. Этот образ должен сформироваться. Чтобы потом, когда ребёнок услышит имя «Одиссей», он не думал о том, что это такое, а чтобы в голове уже была зацепка, из которой можно раскручивать своё знакомство с мифами», - Андрей Гогун.


Спектакль проходит нарочито бытовом повествовании. Продукты на кухне помогают иллюстрировать рассказ: Сирены-барби, трезубец-вилка, щит-сковорода, лира-скалка, солнце-поднос, троянский конь-бочонок…И всё это органично переплетается с играми для детей «между Скиллой и Харибдой» и старым добрым Ameno в двух музыкальных обработках.


Непростой сюжет эпоса адаптирован для самых маленьких: «Дети, запомните: никогда не принимайте подарков от незнакомых греков» или «Дети, не пейте неизвестных напитков из рук неизвестных ахейцев». И в то же время – добрый юмор для взрослых не оставляет родителей в роли простых сопровождающих: «Засыпают троянцы. Просыпаются греки… Больше никто не просыпается».


Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2020 года


ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля для создания различных сценических эффектов используется дым-машина. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

Подробнее
6+

Чтение итальянских сказок для детей
Режиссёр — Андрей Гогун
Читает Марина Макарова

 

(Всем зрителям необходимо быть в СМЕННОЙ ОБУВИ!)


В центре пространства Избы на удобных шуршащих мешках рассаживаются дети. Вдоль стен, на лавках и табуретках — их родители и сопровождающие. Между ними, напевая итальянскую колыбельную и рассказывая старинную итальянскую легенду, двигается Марина Макарова. Седьмая дочь несчастливого короля, приносящая беду и разорение в каждый дом, порог которого она переступает, и её вредная и ехидная Судьба — старушонка, вреднее которой не было на этом свете — вот главные героини этой истории. Каждому из нас, наверное, хочется время от времени украсить свою жизнь, сделать её лучше и счастливее. Слушателям этой сказки будет предложен один из способов изменения личной судьбы, но вот пользоваться им или нет — выбирать им самим.

«Сказки в избе» — это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки.

Подробнее