Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«29.ру»: Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи

27.02.19
Автор: Элла Микушева
Источник: https://29.ru/text/culture/66000832?from=window_12

Спектакль по рассказу Алексея Варламова вырос из эскиза с конкурса инсценировок современной прозы.

В архангельском театре драмы — премьерные показы спектакля «Тараканы» по рассказу Алексея Варламова. Он вырос из 20-минутного эскиза, который представили на режиссерской лаборатории в 2018 году. Маленький фрагмент из жизни мальчика Леши, его разваливающейся семьи и живущих в их квартире (и в головах) тараканов вывела на сцену молодой режиссер и педагог школы при московском «Гоголь-центре» Полина Золотовицкая.

Как подростки пытаются рассказать миру о себе, как ощущают себя среди взрослых и к чему стремятся — ответы на эти вопросы архангельские театры с недавних пор ищут довольно активно. «Пираньи. Дневник 12-летнего» и недавняя премьера «Папа встретит меня в L.A.» в Молодежном театре, «Они и Мы» в театре кукол, «Загадочное ночное убийство собаки» и теперь еще «Тараканы» в областном драматическом. Инсценировку раннего рассказа российского писателя и ректора Литературного института Алексея Варламова сделала молодой московский драматург Полина Бабушкина. Благодаря ей зритель узнал, что из главного героя — мальчика Леши — может получиться писатель, тараканы умеют говорить и даже петь — как минимум в воображении мальчика, а его отец читает лекции о «Превращении» Кафки — эта отсылка расширяет границы пьесы, подчеркивая конфликт между отцом и сыном.

        7.png

— Этот спектакль получился в ходе лаборатории по инсценировкам современной прозы, которая проходила у нас в августе, — рассказал исполнитель роли отца Сергей Чуркин. — В силу того, что эскиз предполагал 20 минут, мы в это время уложились, потому что другие эскизы были и по 40 минут, по часу. Сейчас мы добавили сцен, которые были в пьесе. Рассказ вообще на две страницы, это монолог мальчика. Все остальное — вся тараканья жизнь, семейная жизнь — плоды работы Полины Бабушкиной. Она сделала полноценную пьесу. Хотя тоже, конечно, не очень большую, но тем не менее. Близка она мне или нет? Это же наша жизнь. Мы когда-то не понимаем детей, дети не понимают нас. Мало слушаем детей, дети мало слушают нас. Об этом и пьеса.

Персонаж Сергея Чуркина — задыхающийся в провинциальной бедности интеллигент, созданный «для другой жизни». Но актер все же сделал его обаятельным — как минимум в сцене, где он пытается позировать, когда рисуют его портрет. Жена и сын, как он считает, простые обыватели, которые мечтают лишь о хлебе с маслом. Между тем его супруга, которую играет Наталия Латухина, устала тащить на себе хозяйство и воспитание сына. Эти два человека, как запрограммированные, твердят о своем и не слышат друг друга. Это подчеркивается их поведением и речью: они двигаются и говорят, как роботы, оживают на мгновенье и вновь уходят в свой «кокон». Лишь тараканы, на борьбу с которыми героиня Наталии Латухиной поднимает весь подъезд, вызывают хоть какие-то живые эмоции. Зато с ними дружит их сын Леша, хоть в тараканьей системе координат он «тапочник» — то есть потенциальный убийца. Своими переживаниями он делится только с этими существами, ну и с отцовским диктофоном. Мальчика играет молодой, но «манкий и восприимчивый», по выражению Сергея Чуркина, актер Артур Чемакин. В театре драмы он служит два года.

         8.png

В спектакле задействованы всего пять актеров. Наталия Латухина и Сергей Чуркин играют и членов тараканьей семьи, в которой, в отличие от человеческой, все «усик за усик», а не каждый сам по себе.

— Тараканы еще в голове бывают, от них не убежишь даже в Москву, — говорит жена, узнав намерении мужа уехать в столицу.

Актеры Константин Мокров и Александр Субботин тоже на глазах зрителей перевоплощаются то в тараканов, то в друга Леши Славу и его отца-художника, которого страдающий интеллигент с презрением называет «дельцом от искусства». Спектакль идет на камерной сцене, и все трансформации актеров зритель видит здесь и сейчас, а не где-то за кулисами.

Следующая премьера в областном театре драмы — чеховские «Три сестры». Постановка также выросла из режиссерского эскиза, который режиссер Глеб Володин представил на лаборатории «Рыбный обоз» почти год назад. Сейчас театр готовится к новой лаборатории, которая пройдет с 3 по 9 июня.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Комедия (основная сцена)
Пьеса — Ж.-Б. Мольер
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 2 часа 20 минут (с антрактом)

Комедия, которая поможет сбросить "финансовую серьёзность" и посмотреть на деньги шутя.  
Гарпагон, богач и настоящий скряга, любит деньги больше своей семьи и даже больше себя, так что прячет их от всех в шкатулке, зарытой в саду. 

Это одна из лучших пьес Мольера, одна из четырёх его «золотых» комедий, которая быстро сошла с афиш  — Франция в середине XVII века еще не была готова к такой «самокритике». Но, её время пришло позже. В советские годы пьеса была поставлена как обличение чуждой буржуазной морали, а новая волна «скупых» хлынула в двухтысячные. Бесспорно, на фоне особой актуальности проблематики в эпоху власти денег. Теперь мы снова попробуем смеяться над собой.

Премьера состоялась 22 ноября 2015 года. 

Сценография — Наталья Яковчик 
Хореограф — Никита Чурилов 
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Спектакль ведет Наталья Афонина
Подробнее
16+
Чёрно-белая комедия (камерная сцена)
Пьеса — П. Нотт
Режиссёр — Алексей Ермилышев

Продолжительность — 1 час 25 минут (без антракта)

Пьеса Пьера Нотта была объявлена критиками Франции лучшей пьесой 2008 года. Щемящая и остроумная история о двух несколько эксцентричных сёстрах, которые отправились на поиски могилы своего отца, чтобы похоронить прах матери. Это дорога обернётся для них искромётным путешествием, наполненным воспоминаниями, историями, шутками, ссорами, примирениями, а так же  философскими размышлениями о смерти и любви к жизни.

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр:

«Эта пьеса о  семейных ценностях, о любви к жизни, о философском отношении к смерти. Это европейская „чёрная“ комедия — здесь шутят над темой, которую у нас принято замалчивать. Поэтому для русского уха некоторые шутки будут звучать непривычно. Так что спектакль — это ещё и возможность проникнуться европейским менталитетом. Здесь будет царить французское настроение, он насыщен французской музыкой, сценографией. Мы хотим сделать красивую, мистическую, возвышенную историю, но при этом живую, интерактивную и комичную».


Блогер lisisica: Я, вообще, театр не люблю

СМИ о спектакле:
Газета «Архангельск — город воинской славы»: Отправились «Две дамочки в сторону Севера»
Газета «Правда Севера»: Чёрно-белая комедия
Газета «МК в Архангельске»: «Две дамочки в сторону Севера»: нечерная комедия в поисках детства
Газета «Архангельск»: Три бука на Пуленвиле
Газета «Бизнес-класс Архангельск»: Две дамочки и Смерть: в театре драмы поставили модную «чёрную комедию»
«29.ru»: Две старухи с планеты Земля
«Регион 29»: Время жить и время умирать: В драмтеатре представили «Двух дамочек в сторону Севера»
«Двина сегодня»: Две дамочки добрались до Севера
«Регион 29»: Художник Александр Менухов создал песочные картины для спектакля про двух дамочек

Премьера состоялась 19 февраля 2017 года

Музыкальное оформление — Алексей Ермилышев
Сценограф, художник по костюмам — Андрей Тимошенко
ХореографОльга Мурашова
Художник видеоконтента — Александр Менухов 
Спектакль ведет Ирина Варенцова

В спектакле содержатся сцены, демонстрирующие табачные изделия и процесс потребления табака. Курение вредит вашему здоровью.

Подробнее
12+
Семейная драма глазами ребёнка (камерная сцена)
Пьеса - П. Бабушкина (по рассказу А. Варламова)
Режиссёр - Полина Золотовицкая

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Тараканий язык, тараканья песня, тараканий смех, - никто и не думал, что это возможно. А в спектакле это настолько естественно, будто существует в обиходе в реальной жизни.

"Спектакль - интересная возможность поговорить со сцены одновременно и с детьми, и со взрослыми о семейных проблемах. Каждый найдет в этой истории что-то для себя и о себе", - Полина Золотовицкая.

Действие происходит в конце 80-х годов. Страшный дефицит. Перед зрителем предстанет история не очень благополучной семьи, которая живет в панельном доме. В квартире - тараканы, а родители всё время ссорятся. Это достаточно жёсткая история про развод, про нелюбовь в семье, которую наблюдает самый младший член семьи. Отец уходит. Уходит, потому что мечтает о чём-то большем. Не может говорить с ребенком, не хочет находить с ним общий язык, потому что слишком погряз в себе и своих «Тараканах». А ребенок просто хочет диалога и понимания. Не просто так Тараканы, с которыми он разговаривает в своих фантазиях, – это тараканья семья. История написана как детский спектакль. В нём много узнаваемых и забавных вещей. Полет фантазии обеспечен, - ведь главный герой хочет стать писателем, как мечтали многие наряду с грёзами о профессии космонавта, ветеринара, художника...

“Спектакль получился искренний,простой,изящный и внятный. История трогает за сердце, за душу. Побывав на предпоказе, на премьеру я с большим удовольствием сходил ещё раз. Хочу пригласить Полину на работу над новыми постановками”, - главный режиссёр театра Андрей Тимошенко. 

СМИ о спектакле:

«Регион 29»: Трое в одиночестве, не считая тараканов: в архангельском драмтеатре показали семейную драму глазами ребёнка

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы – премьера спектакля «Тараканы» 

«29.ру»: Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи 


Премьера состоялась 28 февраля 2019 года


Сценограф, художник по костюмам, музыкальное оформление - Полина Золотовицкая

Художник по свету - Иван Гуринов
Адаптация тараканьей песни - Мария Степанова, Леонид Лещёв
Спектакль ведёт Ирина Варенцова 


Подробнее