Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«29.ру»: Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи

27.02.19
Автор: Элла Микушева
Источник: https://29.ru/text/culture/66000832?from=window_12

Спектакль по рассказу Алексея Варламова вырос из эскиза с конкурса инсценировок современной прозы.

В архангельском театре драмы — премьерные показы спектакля «Тараканы» по рассказу Алексея Варламова. Он вырос из 20-минутного эскиза, который представили на режиссерской лаборатории в 2018 году. Маленький фрагмент из жизни мальчика Леши, его разваливающейся семьи и живущих в их квартире (и в головах) тараканов вывела на сцену молодой режиссер и педагог школы при московском «Гоголь-центре» Полина Золотовицкая.

Как подростки пытаются рассказать миру о себе, как ощущают себя среди взрослых и к чему стремятся — ответы на эти вопросы архангельские театры с недавних пор ищут довольно активно. «Пираньи. Дневник 12-летнего» и недавняя премьера «Папа встретит меня в L.A.» в Молодежном театре, «Они и Мы» в театре кукол, «Загадочное ночное убийство собаки» и теперь еще «Тараканы» в областном драматическом. Инсценировку раннего рассказа российского писателя и ректора Литературного института Алексея Варламова сделала молодой московский драматург Полина Бабушкина. Благодаря ей зритель узнал, что из главного героя — мальчика Леши — может получиться писатель, тараканы умеют говорить и даже петь — как минимум в воображении мальчика, а его отец читает лекции о «Превращении» Кафки — эта отсылка расширяет границы пьесы, подчеркивая конфликт между отцом и сыном.

        7.png

— Этот спектакль получился в ходе лаборатории по инсценировкам современной прозы, которая проходила у нас в августе, — рассказал исполнитель роли отца Сергей Чуркин. — В силу того, что эскиз предполагал 20 минут, мы в это время уложились, потому что другие эскизы были и по 40 минут, по часу. Сейчас мы добавили сцен, которые были в пьесе. Рассказ вообще на две страницы, это монолог мальчика. Все остальное — вся тараканья жизнь, семейная жизнь — плоды работы Полины Бабушкиной. Она сделала полноценную пьесу. Хотя тоже, конечно, не очень большую, но тем не менее. Близка она мне или нет? Это же наша жизнь. Мы когда-то не понимаем детей, дети не понимают нас. Мало слушаем детей, дети мало слушают нас. Об этом и пьеса.

Персонаж Сергея Чуркина — задыхающийся в провинциальной бедности интеллигент, созданный «для другой жизни». Но актер все же сделал его обаятельным — как минимум в сцене, где он пытается позировать, когда рисуют его портрет. Жена и сын, как он считает, простые обыватели, которые мечтают лишь о хлебе с маслом. Между тем его супруга, которую играет Наталия Латухина, устала тащить на себе хозяйство и воспитание сына. Эти два человека, как запрограммированные, твердят о своем и не слышат друг друга. Это подчеркивается их поведением и речью: они двигаются и говорят, как роботы, оживают на мгновенье и вновь уходят в свой «кокон». Лишь тараканы, на борьбу с которыми героиня Наталии Латухиной поднимает весь подъезд, вызывают хоть какие-то живые эмоции. Зато с ними дружит их сын Леша, хоть в тараканьей системе координат он «тапочник» — то есть потенциальный убийца. Своими переживаниями он делится только с этими существами, ну и с отцовским диктофоном. Мальчика играет молодой, но «манкий и восприимчивый», по выражению Сергея Чуркина, актер Артур Чемакин. В театре драмы он служит два года.

         8.png

В спектакле задействованы всего пять актеров. Наталия Латухина и Сергей Чуркин играют и членов тараканьей семьи, в которой, в отличие от человеческой, все «усик за усик», а не каждый сам по себе.

— Тараканы еще в голове бывают, от них не убежишь даже в Москву, — говорит жена, узнав намерении мужа уехать в столицу.

Актеры Константин Мокров и Александр Субботин тоже на глазах зрителей перевоплощаются то в тараканов, то в друга Леши Славу и его отца-художника, которого страдающий интеллигент с презрением называет «дельцом от искусства». Спектакль идет на камерной сцене, и все трансформации актеров зритель видит здесь и сейчас, а не где-то за кулисами.

Следующая премьера в областном театре драмы — чеховские «Три сестры». Постановка также выросла из режиссерского эскиза, который режиссер Глеб Володин представил на лаборатории «Рыбный обоз» почти год назад. Сейчас театр готовится к новой лаборатории, которая пройдет с 3 по 9 июня.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Литературно-музыкальный спектакль (основная сцена)
Режиссёр - Вениамин Смехов

Продолжительность - 1 час 30 минут (без антракта)

Спектакль «Пушкин» – литературно-музыкальный экскурс в историю страны и человека, который сумел кардинально изменить ее язык и образ мысли. С Пушкина начинается отсчет культурного контекста нашего времени. К сожалению, для многих его имя незаслуженно стало «именем нарицательным», а сам он – фигурой забронзовевшей, слишком привычной и даже скучной. Как писала Марина Цветаева, с некоторых пор Пушкин – и тога, и схима, и мера, и грань, и монумент, и мавзолей. Хотел ли он этого или нет – с ним это произошло. Но когда любимый образ превращается в памятник, о нем настоящем слишком легко забыть: залакировать его биографию, впечатать его имя в удобные строчки энциклопедической статьи. Так, может быть, самое время – вдохнуть эмоции и краски в воспоминания о человеке, чьи стихи мы любим, знаем с детства и помним наизусть?

Благодаря блистательной драматургии и проникновенной, сильной, интуитивно точной и тонкой актерской игре, зрители заново услышат слова и мысли тех, кто знал Пушкина раньше и лучше нас, и, возможно, откроют ранее пропущенные смыслы. Со сцены прозвучат свидетельства Гоголя, Булгарина, Достоевского, Керн, Писарева. Пророки поколений – Мережковский, Блок, Горький, Цветаева, Зощенко, Булгаков, Высоцкий, Окуджава, буквально стирая навязанные обществом конструкты и кочующие из учебника в учебник определения, расскажут нам о своем Пушкине. Но все же громче других в спектакле будет звучать голос самого поэта – поэмы и размышления, письма и эпиграммы, шутки над друзьями и волшебные признания музам в любви…



С точки зрения формы и жанра спектакль представляет собой творческий психологический эксперимент: в нем даже сюжет похож на палитру художника – многослойную ретроспективу пушкинской эпохи и ее отражений. Но погружение в эту эпоху будет интеллектуально комфортным даже самому консервативному зрителю: никаких сиюминутных интриг и шокирующих открытий, к счастью, не будет. В задачу режиссера и творческой группы спектакля не входят ни исследование загадок и тайн биографии Александра Сергеевича, ни толкование его творчества. В конечном счете ни у кого нет права категорично утверждать, что хотел сказать своим произведением автор. Стремясь донести до зрителя эту простую мысль, артисты попытаются выйти за границы обязательной программы, помогут снова превратить памятник в живого человека, а фразу «Пушкин – наше всё» – из дежурной цитаты в лично пережитый опыт.

Подробнее о спектакле можно прочитать здесь https://arhdrama.culture29.ru/news/3187/ 

Показ спектакля состоится при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.



Подробнее
6+
Рязанский государственный областной театр драмы
Сказка для детей и взрослых

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

Жил да был в одной деревне Кузьма. Была у него жена-красавица  и дочь-помощница. Жили они хорошо да дружно, пока не случилась с ними одна история …Стал вдруг Кузьма соседу завидовать – у того и сундуки полные, и дом новый. Стал завидовать да вздыхать горько. И тут  вдруг откуда ни возьмись, пришел к Кузьме старичок Ох, не простой старичок, волшебный, чудеса творить мастер. И началась у Кузьмы просто сказочная жизнь.

А чем дело кончилось, узнает тот, кто придет на сказку посмотреть и вместе с Кузьмой, Варварой и Феклушей на чудеса подивиться.



Автор: П.Высоцкий, И.Дмитриев 
Режисcёр: Арсений Кудря 
Художник-постановщик: Наталья Бокова 
Музыкальное оформление: Сергей Потапов 
Балетмейстер: Роман Горбачев

Подробнее
16+
Рязанский государственный областной театр драмы
Комедия в двух действиях

Продолжительность - 2 часа 30 минут (с антрактом)

Встречаясь по воскресеньям в парке, гуляя с детьми и внуками, женщины охотно делятся своим жизненным опытом, и положительным, и отрицательным. С учетом прожитых в браке лет, каждая готова поведать подругам проверенные рецепты сохранения личного счастья, либо способы, как это счастье обрести. В ходе обсуждения семейных проблем рождается история, в которую оказываются замешаны все героини этих встреч, их мужья и любовники. 

Автор: В.Азерников 
Режисcёр: Марина Есенина 
Художник-постановщик: Леонид Подосенов 
Музыкальное оформление: Сергей Потапов

Подробнее