Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы премьера – «Три сестры» по Чехову

29.03.19
Автор: Елена Ирха
Источник: http://pravdasevera.ru/photoreport/-r36cwxb0 

У «Сестер» счастливая сценическая судьба, ее ставили и ставят не только в России.

А ведь в сущности никакого действия в пьесе не происходит: «на сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы». Эта знаменитая фраза Чехова дает представление о всей его драматургии. 

В архангельском спектакле питерский режиссер Глеб Володин, вероятно, отталкивался именно от этой фразы. Зрители сидят на сцене, первый ряд – за длиннющим столом, где им актеры подают чай, морс, пироги и фрукты, угощая: «Кушайте!» Не все зрители ожидали вот так буквально очутиться в доме сестер Прозоровых и потому некоторые смущаются – они в театр не «кушать» пришли. 

Иногда актеры обращаются к зрителям как к гостю за столом, ища собеседника. Но такое общение с публикой в спектакле – единично и случайно. 

Режиссура, как известно, – это связь людей, вещей и предметов на сцене. Вот тут подошли очень тщательно: костюмы – имитация мундиров и платьев конца XIX века, чайная посуда, рюмки и бокалы – туда же, фарфор, хрусталь и цветное стекло. Дворянское гнездо, так дворянское гнездо. 

Неудивительно, что режиссер взялся за «Трех сестер» – в архангельском театре служат сразу три актрисы с внешностью барышень Серебряного века (Мария Новикова, Мария Беднарчик и Татьяна Сердотецкая). 

             1.jpg

Вот с мужскими ролями оказалось сложнее. Барон Тузенбах, которого никак не может полюбить Ирина – по Чехову – некрасив (некрасивый, но порядочный, как говорит про него Ольга сестре Ирине), в спектакле – красив и интересен (Константин Мокров). 

Такой персонаж пьесы как подпоручик Родэ в спектакле отсутствует вовсе. (Правда, тут страшного нет – например, в «Гамлете» Лоуренса Оливье вообще нет Фортинбраса и Розенкранца с Гильденстерном – и ничего, четыре «Оскара»). Поручик Федотик (Александр Зимин) занимается тем, что «фотографирует» действия в кульминационные моменты старинным фотоаппаратом на треноге с весьма громким звуком и «вспышкой», поднадоевшими к финалу спектакля. 

К «старшему» поколению актеров претензий нет: штабс-капитан Соленый (Сергей Чуркин), как и положено, – самолюбив и циничен, подполковник Вершинин (Дмитрий Беляков) – влюблен и несчастен, военный доктор Чебутыкин (Андрей Калеев) – старый чудак, давно разочаровавшийся в жизни, Кулыгин, муж Маши (Павел Каныгин) – любит поучать, вроде бы добр к изменившей ему жене, но, похоже, не так-то прост и может быть – злопамятен. 

Полный набор героев спектакля, мужчин в офицерской форме, не способных ни на что. 

А такие сильные натуры как три сестры Прозоровы тяготятся своими социальными рамками и несчастливы от того, что не в силах ничего изменить в своей провинциальной жизни – ни любовь, ни работа в гимназии и на телеграфе не помогают. В Москву, в Москву! – это лишь мечта, которая никогда не осуществится. 

           4jdv.jpg

Отдельная тема – Андрей Прозоров (Вадим Винтилов), брат трех сестер, и его жена Наташа (Кристина Ходарцевич). Не уехав в Москву, Андрей съежился и опустился, проиграв деньги и заложив дом, зато Наташа взяла все в свои руки, выживая прежних хозяев – всю эту рефлексирующую интеллигенцию с их проклятыми вопросами – что делать и кто виноват – вон (попутно наставив рога мужу). В спектакле новая хозяйка дома Наташа, выдергивает стулья из-под Прозоровых и ставит их перевернутыми на стол, мол, вы теперь здесь гости, кончилось ваше время. 

В финале спектакля, после разговоров о том, как хорошо будут жить люди через сто лет, актеры стоят спиной к зрителям и смотрят на видеоэкран – где запечатлены они же сами – на репетиции «Трех сестер». 

«Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле…» 

Однако, русская тоска по лучшей жизни, вечный поиск смысла этой жизни, никуда не делись и через сто лет после Прозоровых. Разница в том, что теперь иные ее ищут в прошлом, иные опять надеются на будущее, а что сделать для настоящего, никто не знает. 

Спектакль длится три с лишним часа с двумя антрактами, после второго антракта голос из динамика явно иронизирует: дорогие зрители, выключите звуки ваших мобильных телефонов, если вы все еще с нами… А где же нам быть? Многое в России со времен Чехова изменилось, а люди с их вопросами все те же, и зрители в российских театрах по-прежнему влет раскупают билеты на «Три сестры» Чехова нашего Антон Палыча.
 
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Трагедия (основная сцена)
Пьеса - У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко
Подробнее
16+
Трагедия (основная сцена)
Пьеса - У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко
Подробнее
16+
Драма (средний формат) 
Пьеса - А.П. Чехов
Режиссёр - Глеб Володин 

Продолжительность - 3 часа 20 минут (с двумя антрактами) 

«Очень трепетно отношусь к тексту Чехова. Для меня текст и то, что хотел сказать драматург - это закон. Поэтому мы с актерами искали подход к этому тексту, а не переиначивали текст под наше представление о Чехове. Так что мимо того, что хотел сказать Антон Павлович, мы точно не пройдём», - режиссёр спектакля Глеб Володин.

Между героями и публикой – тонкая грань. Пришедшие на спектакль ещё рассаживаются на свои места, а в зале уже накрывают на стол в ожидании гостей. У младшей сестры Ирины – именины! Первый ряд театралов участвует в застолье, сидя за белой скатертью с чеховскими героями и угощаясь самыми настоящими пирогами и напитками. Тут же поминая отца трёх сестёр, встают с бокалами в руках. «Надеюсь, что и на следующих показах зритель проявит душевную тонкость: когда поминают человека, неплохо бы встать», - Глеб Володин после премьеры. 

Собравшиеся в доме Прозоровых преисполнены светлых надежд. Они видят своё светлое будущее, уверяясь, что дальше – лучше и интереснее жить. «В Москву, в Москву!» - мечтают о счастье три сестры. Тем разительней смена общего настроения уже во втором действии: мажорные ноты сменяются минорными. Герои охвачены то тоской, то тревогой. С именин Татьяны прошли годы. Каждого постигло личное разочарование. Философия классики звучит из уст барона Тузенбаха (Константин Мокров): «И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: «Ах, тяжко жить!» — вместе с тем точно так же, как теперь, он будет бояться и не хотеть смерти». 

Сценография спектакля зрителей поражает не только расположением места действия и вовлечённостью публики в процесс, но и пожаром в зале на основной сцене. Огонь, дым, красный свет - так событие, описанное в пьесе, натуралистично обыграл художник мультимедиа Егор Тимошенко. 

СМИ о спектакле:
«Регион 29»: «Мимо искренности пройти нельзя»: Глеб Володин ставит «Трёх сестёр» в Архангельске, как Чехов написал
«Регион 29»: Остановите Землю, я в Москву: званый обед у архангельских «Трёх сестёр», после которого хочется плакать
«News29»: Архангелогородцы прожили жизнь чеховских трех сестер, став гостями званого ужина
Газета «Архангельск»: «Та-ра-ра-бумбия, сижу на тумбе я…»

Премьера состоялась 23 марта 2019 года

Сценография - Андрей Тимошенко
Композитор - Ирина Белова
*в записи музыки принимал участие Антон Одинцов (соло на трубе)
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художник по свету - Ольга Раввич
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее