Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета «Архангельск»: Жила-была семужка и другие

18.06.19
Автор и фото: Людмила Ашиток
Источник: http://dvina29.ru/zhila-byla-semuzhka-i-drugie/ 

В театре драмы показом эскизов по произведениям Федора Абрамова закончилась режиссерская лаборатория «Рыбный обоз».

На фоне железного занавеса

Перед ней главный режиссер Андрей Тимошенко заметил: «Надеюсь, лаборатория вдохнет новую жизнь в абрамовскую прозу, это будет свежая, необычная трактовка. Ведь Абрамов, по-моему, очень сценичный автор».

И, надо заметить, эти ожидания оправдались. Писатель предстал во многом с неожиданной стороны, но, конечно, не без наноса современного взгляда на то время и на людей, описанных им.

Зрителей, заинтригованных темой, пришло много, и, хотя пришлось перемещаться с основной сцены на камерную и обратно, кажется, никто не ушел, а наоборот, народу все прибавлялось. Итак, сначала мы посмотрели эскиз Игоря Лебедева «Поездка в прошлое» – рассказ о том, как рушатся ценности человека, которые были для него неким мерилом жизни, самыми дорогими воспоминаниями.

И все произошедшее со страной и тобой видится уже в совсем ином свете. Приходит понимание трагедии Гражданской войны, раскулачивания, коллективизации, в мясорубке которой сгинули тысячи жизней. Недаром фоном выбран опущенный железный занавес сцены, создающий определенные аллюзии. Вадим Винтилов в роли главного героя конюха Микши – страстен и убедителен, интересно было наблюдать за Анной Рысенко, но всех переиграла – Кристина Ходарцевич в роли… Лошади. Она притягивала всеобщее внимание: переминалась, фырчала, брыкалась, ржала, терлась о плечо Микши, скакала или тянула с натугой «телегу» – железную панцирную кровать.

– Она же любит своего хозяина, понимает его состояние, – прокомментировала с улыбкой актриса. - И как всякое животное порой раньше человека чувствует, что происходит. Умница!

В родную речку

Про животных как будто и второй эскиз – «Жила-была семужка». Сказку поставила Ольга Левковская. Здесь все умиляет и смешит, хотя история же вообще-то трагическая. Добрый и мудрый дядюшка Лещ – Сергей Чуркин, тот сказовый философский стержень, на котором держится вся инсценировка. Беспечно-наивная Красавка – Мария Беднарчик – и ее «антипод» циничная взрослая Семга – Наталия Латухина. Что только эта Рыбина не вытворяла! Элегантно шевелила плавниками, «метала икру», и по мере этого процесса значительно уменьшались в размерах ее груди, флиртовала с Крюком – плейбоем в красных штанах (как всегда органичный Михаил Кузьмин), а уж речи какие закатывала – зал взрывался хохотом. Оригинально решена и сцена – дно водоема, где обитают наши герои, – с прогнившей лодкой, старым комодом, рваным башмаком, ведрами, камнями… Красавку выловили, хеппи-энда нет, но остается светлое настроение – такова жизнь, где все идет по кругу, где традиция, зов предков сильнее тебя. И молодые семужки все так же будут стремиться в море, чтобы потом вернуться и выметать новое потомство в родной затхлой речке…

      2.png

Открывая писателя

А Алексей Шавлов взялся за «Безотцовщину». И решил свою постановку очень своеобразно – под рэп, бурю из ветродуя, жонглирование косами… Однако эта «современщина» не заслоняет главный нерв «Безотцовщины». Артур Чемакин в роли Володьки переживает то, что называется взрослением души. Из безответственного бездельника становится под влиянием основательного Кузьмы (Александр Дубинин) человеком, которому труд – праздник, а гулянка до помрачения рассудка в деревне на Ильин день – преступление – ведь сено гниет!

– Для меня были важны именно душевные перипетии Володьки, – заметил режиссер, – трудного, колючего подростка, который обретает себя в этом жестоком мире. Чем повесть и зацепила. Абрамова я только открываю для себя – видел спектакль Додина, читал «Дом», но уже в Архангельске взялся за рассказы, «Пелагею» только что закончил, где меня поразил эпизод, в чем-то перекликающийся с «Безотцовщиной», когда Пелагея видит, как дети играют в пьяниц. Чудовищная, страшная преемственность, колесо, из которого не выбраться, ничего не меняется… В финале у Абрамова Володька бьет в рельс набат. У нас несколько другая концовка, но ассоциации – те же.

Кстати, и здесь уже Нине Няниковой доверили роль собаки Пухи, актриса считает, что на то и лаборатория, чтобы экспериментировать с разными образами.

      3.png

На грани балагана

Этим явно руководствовалась и Мария Критская, поставившая «Сарафан», объединивший и знаменитый рассказ «В Питер за сарафаном», и «Старух», и некоторые новеллы из «Травы-муравы». В арсенале режиссера, кроме высшего образования, еще и учеба в школе клоунады при «Лицедеях», в таком иронично-буффонадном ключе и действие выстроила. Примечательно, что актеров Мария выбрала именно тех, что играют в  «Пелагее и Альке». Писатель (Игорь Патокин) сидит за конторкой, чем-то смахивающей и на орган, и на ткацкий станок.  Вместо сарафана – свадебное пародийное платье, в которое забрался Михаил Андреев, фигурирует и фата, подвешенная вроде рупора для связи с высшими силами, то бишь властью, предстающей эдакими разухабистыми, недалекими функционерами.

Гротеск, конечно, уместен в сцене с севом под снег, но уж в «Старухах», где боль кричит, требуя справедливости, совсем не в тему. Хотя актрисы – Людмила Советова, Татьяна Боченкова, Мария Степанова и Ольга Зубкова – великолепны! Но зрелищный, динамичный спектакль опасно балансирует, рискуя свалиться в балаган, где в жизнь играют, но не проживают ее.

Вот такие получились совершенно непохожие друг на друга, а порой и на саму абрамовскую кровоточащую прозу эскизы молодых режиссеров из Керчи, Питера, Москвы и Минска. Судя по анкетам, зрители отдали предпочтение сказке про семужку и «Сарафану». Возьмет ли театр их для большой постановки, узнаем в год столетия Федора Абрамова.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Трагедия (основная сцена)
Пьеса - У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко
Подробнее
16+
Трагедия (основная сцена)
Пьеса - У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко
Подробнее
16+
Драма (средний формат) 
Пьеса - А.П. Чехов
Режиссёр - Глеб Володин 

Продолжительность - 3 часа 20 минут (с двумя антрактами) 

«Очень трепетно отношусь к тексту Чехова. Для меня текст и то, что хотел сказать драматург - это закон. Поэтому мы с актерами искали подход к этому тексту, а не переиначивали текст под наше представление о Чехове. Так что мимо того, что хотел сказать Антон Павлович, мы точно не пройдём», - режиссёр спектакля Глеб Володин.

Между героями и публикой – тонкая грань. Пришедшие на спектакль ещё рассаживаются на свои места, а в зале уже накрывают на стол в ожидании гостей. У младшей сестры Ирины – именины! Первый ряд театралов участвует в застолье, сидя за белой скатертью с чеховскими героями и угощаясь самыми настоящими пирогами и напитками. Тут же поминая отца трёх сестёр, встают с бокалами в руках. «Надеюсь, что и на следующих показах зритель проявит душевную тонкость: когда поминают человека, неплохо бы встать», - Глеб Володин после премьеры. 

Собравшиеся в доме Прозоровых преисполнены светлых надежд. Они видят своё светлое будущее, уверяясь, что дальше – лучше и интереснее жить. «В Москву, в Москву!» - мечтают о счастье три сестры. Тем разительней смена общего настроения уже во втором действии: мажорные ноты сменяются минорными. Герои охвачены то тоской, то тревогой. С именин Татьяны прошли годы. Каждого постигло личное разочарование. Философия классики звучит из уст барона Тузенбаха (Константин Мокров): «И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: «Ах, тяжко жить!» — вместе с тем точно так же, как теперь, он будет бояться и не хотеть смерти». 

Сценография спектакля зрителей поражает не только расположением места действия и вовлечённостью публики в процесс, но и пожаром в зале на основной сцене. Огонь, дым, красный свет - так событие, описанное в пьесе, натуралистично обыграл художник мультимедиа Егор Тимошенко. 

СМИ о спектакле:
«Регион 29»: «Мимо искренности пройти нельзя»: Глеб Володин ставит «Трёх сестёр» в Архангельске, как Чехов написал
«Регион 29»: Остановите Землю, я в Москву: званый обед у архангельских «Трёх сестёр», после которого хочется плакать
«News29»: Архангелогородцы прожили жизнь чеховских трех сестер, став гостями званого ужина
Газета «Архангельск»: «Та-ра-ра-бумбия, сижу на тумбе я…»

Премьера состоялась 23 марта 2019 года

Сценография - Андрей Тимошенко
Композитор - Ирина Белова
*в записи музыки принимал участие Антон Одинцов (соло на трубе)
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художник по свету - Ольга Раввич
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее