Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«Регион 29»: Иван Братушев: «Я вместе с Гамлетом погружаюсь в экзистенциальный кризис»

09.08.19
  • Источник: https://region29.ru/2019/08/09/5d4d179c7aeb14bc655e5e72.html
  • Автор: Мария Атрощенко
  • Фото: Артём Келарев
  • Труппа архангельского театра драмы вот-вот вернётся с летних каникул и возобновит работу над «Гамлетом» — первой премьерой 87-го театрального сезона. 

    Иван Братушев, который в постановке главного режиссёра театра Андрея Тимошенко сыграет принца датского, провёл лето не в отпуске, а в попытках понять своего героя и мир. Своими соображениями он поделился с «Регионом 29». 

    — Иван, вы сейчас присоединяетесь к плеяде актёров, которые уже играли эту величайшую роль — от Иннокентия Смоктуновского и Владимира Высоцкого до Джуда Лоу и Бенедикта Камбербербэтча. Вам хочется абстрагироваться от этого наследия? 

    — Если начинать разговор об этой роли, то тут никак не избежишь ни Высоцкого, ни Смоктуновского и сравнений с ними. Думаю, каждый артист, начиная работать над ней надеется привнести что-то своё. В конце концов, мы все люди разные, и Гамлеты у всех разные. Но при этом я заметил, что все артисты говорят об одном и том же, не противореча друг другу, — о значении человека во вселенной. 
  • 2.png
  • — Считается, что играя Гамлета, актёр воплощает черты своего времени и поколения. Вы ставите для себя такую задачу — сыграть Гамлета сегодняшнего? Какой он? 
  • — Да, конечно, хочется, говорить про время, про наше время. Это такая пьеса и такой герой, которые располагают к этому. Я ищу. Для того, чтобы сыграть время, нужно изучить его. И вот изучая его, я задумался о том, что мир наш — людская его составляющая — полумёртвый. 

    Я всё думаю, что делает Гамлет в наше время, кто он — спаситель, убийца, злодей или кто-то ещё? — и не могу найти однозначного ответа. Наверное, потому что не могу однозначно ответить, что сегодня представляет из себя наше время. Пока я натыкаюсь только на очень удручающие вещи. Мне кажется, что наш мир обречён. Я вместе с Гамлетом вообще в какой-то экзистенциальный кризис погружаюсь. И выхода не вижу. 

    Я стараюсь избавиться от клише героя — «принц датский», — чтобы он был не персонажем, а прежде всего человеком. Что делать человеку, когда он вдруг неожиданно для себя открывает глаза на весь мир и видит его таким, каков он есть? Тут не сойти с ума, пожалуй, трудно. Если убрать детективную шекспировкскую историю, то остаётся одно. Человек увидел вокруг вселенское зло и осознал, что единственный способ с ним покончить — уничтожить его вместе с собой, действуя как летчик-камикадзе или подрывник. 
  • 3.png
  • — И вот это-то уже гораздо проще применить, наверное, практически к любой эпохе? 
  • — Думаю, да. На то она и классика, что ничего не изменилось. Булгаков писал, что люди не изменились: квартирный вопрос испортил их, но милосердие ещё стучится в их сердца. Хотя, мне кажется, сейчас стало хуже — какое-то равнодушие вокруг. И ни любовь, ни вера, как я посмотрю, уже не спасают. Внутри человека идёт война, и равнодушие побеждает. 

    — Но ведь и сейчас мы встречаем примеры того, что именно людское неравнодушие побеждает? 

    — И слава Богу. Какая-то сила мне посылает сигналы: «Ваня, ты слишком много копаешься, слишком много чёрного видишь. Увидь уже что-нибудь хорошее». Вот пошёл я на «Том Сойер Фест», старую краску поснимал с дома. Смотришь на людей, которые целыми днями бесплатно, на собственном энтузиазме скребут Марфин дом, и понимаешь, что надежда есть. И, наверное, зрителям нужно будет дать этот маночек на надежду. 
  • 4.png
  • — А как вообще происходит работа над ролью? По Станиславскому — с магическим «если бы» и предлагаемыми обстоятельствами? 
  • — Трудно сказать, как происходит вживание. В институте нас учили находить манки, на которые отзывается нутро. Но теперь это больше на автоматике — тебе нужна какая-то эмоция, и уже не заморачиваешься, каким образом её вынимаешь. Всегда идёшь от пьесы. Пока мне надо возделать текст Шекспира в переводе Пастернака. Обозначая события, я отмечаю, где переменилось что-то, намечаю отправные точки, где с героем происходят внутренние перемены — с точностью до секунды. 

    — В пьесе Гамлет притворяется сумасшедшим. Но дискуссии о том, был ли он безумен или нет, не утихают. А как вы думаете, это он безумен или мир вокруг него? 

    — Он, по сути-то, говорит правду, а все вокруг него лгут. Я от этого отталкиваюсь. Это не сумасшествие как диагноз, это поведение, не логичное в нашем мире. 
  • 5.png

    — Судя по тому, что известно о фехтовании, оловянных рыцарях, живой волынке, на сцене будет происходить нечто грандиозное. Не боитесь, что визуал перетянет внимание на себя? 

    — Я видел макет декораций. Я не художник-оформитель, и каждый раз, глядя на эскиз, мне трудно представить, как это будет в живую выглядеть. У меня никогда не было каких-то страхов перед масштабной декорацией. Нас учили тому, что чем больше препятствие, тем больше сил, энергии и времени нужно, чтобы его побороть. И, наверное, если сценография будет максимально грандиозной, я должен буду сам сделать что-то грандиозное, чтобы не потеряться. 

    — Вы чувствуете, что эта роль — своеобразный этап? 

    — Обычно об этапах говорят после дела. Выпустили спектакль, прошло время, ты выдохнул и думаешь: «Да, это был этап». Сейчас мне трудно сказать, что это такое для меня. У меня такое лето выдалось — я никуда не ездил, всё варился в собственном соку, был в каком-то коконе. И не то, чтобы я себя ел изнутри, — я думал: дал себе такое право — полностью расслабиться. Вячеслав Полунин в интервью рассказывал, что человеку нужно иногда сесть у реки, опустить ноги в воду и спросить себя, кто он и куда идёт. И, пожалуй, у меня такое лето было. Я сам себя спрашивал, каково моё направление, лучше ли я, хуже ли, чем в прошлом. 
  • 6.png

    — Что в современном театре вас вдохновляет, вызывает любопытство? 

    — В современном театре меня вдохновляет абсолютно всё. Я люблю пробовать что-то новое. Если того же «Гамлета» мне предложат сыграть в какой-то новой трактовке, которую я не понимаю, для меня это будет очень любопытно. Я сторонник всяких экспериментов на сцене, это способствует и личностному развитию, и развитию театра в целом. Некоторые вещи, конечно, меня шокируют. Но если театр — это отображение жизни, — то почему бы и нет? Почему тому, что творится в мире, нет места на сцене? Почему мы должны быть каким-то рафинированным искусством, превращаться в подобие музейного экспоната? Мне такое не интересно, хочется, чтобы театр двигался, взрывался, кипятился… 

    — По сути, вы, говоря о современном театре, подразумеваете театр актуальный. А какой театр вы таким не считаете? 

    — Бывает, посмотришь постановки, и думаешь: «Так уже даже не играют». Наверное, артистам так удобнее, так привыкли. Любому человеку, даже мне, очень сложно что-то менять, выходить из зоны комфорта. И если режиссёр предлагает какой-то совершенно новый способ существования, первая реакция — отрицание. Но на то ты и артист: тебе дали грядочку — возделывай. Прими вызов, взрасти дерево — в предложенных рамках. 

    — А за творческом каких режиссёров вы следите? 

    — Тех, за кем интересно наблюдать, очень много. Не буду оригиналом, если назову Юрия Бутусова, Римаса Туминаса, которые у всех на слуху сейчас. Но прекрасных режиссёров, которые по-иному смотрят на мир, намного больше. Хотелось бы, конечно, с ними познакомиться, это было бы любопытно. Если у меня есть любопытство, я ещё не умер, как артист. 

    — Кстати, у Юрия Бутусова Гамлета сейчас вообще играет женщина — Лаура Пицхелаури! 

    — Да, во втором варианте. В первом, в МХТ, у него Михаил Трухин играл эту роль. Любопытно, конечно, посмотреть на Гамлета в женском теле. Но если, как мы говорили, откинуть сюжетную составляющую, то почему женщина не может им быть? Сара Бернар тоже, говорят, играла. 

    Премьерой «Гамлета» драмтеатр откроет сезон 28 и 29 сентября.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+

Спектакль о бесконечности (Абрамовский зал)
По мотивам рассказов Рэя Брэдбери
Режиссёры — Артур Чемакин и Юрий Прошин

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Представьте, что вы оказались выброшенным в космос в результате взрыва космического корабля. Вы летите по инерции, связи с внешним миром нет, скоро у вас закончится кислород в скафандре. Вы ничего не можете с этим сделать и летите навстречу смерти, не в силах что-либо изменить. Что же остаётся? Героям цикла рассказов Р. Брэдбери предстоит понять для чего они жили и что они унесут с собой в калейдоскопе жизни и смерти, в вечности и бесконечности Вселенной...

В спектакле занято 20 человек. Среди них – воспитанники театральной студии «Время добра» и одноимённой танцевальной группы для детей с синдромом Дауна, артисты детско-юношеской театральной школы театра и приглашённые артисты.

Сценография, музыкальное оформлениеАртур Чемакин и Юрий Прошин
Художник по костюмам – Артур Чемакин и Юрий Прошин
Звукорежиссёр – Михаил Чабаненко
Художник по свету – Алексей Расходчиков
Спектакль ведёт Наталья Афонина

СМИ о спектакле
Пресс-служба театра - Спектакль «Калейдоскоп» - новый совместный проект Архдрамы и благотворительной организации «Время добра»
Пресс-служба театра - Премьера спектакля «Калейдоскоп» состоялась в Архдраме
Подробнее
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсяи или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»


21.05.22
Подробнее