Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«Регион 29»: Иван Братушев: «Я вместе с Гамлетом погружаюсь в экзистенциальный кризис»

09.08.19
  • Источник: https://region29.ru/2019/08/09/5d4d179c7aeb14bc655e5e72.html
  • Автор: Мария Атрощенко
  • Фото: Артём Келарев
  • Труппа архангельского театра драмы вот-вот вернётся с летних каникул и возобновит работу над «Гамлетом» — первой премьерой 87-го театрального сезона. 

    Иван Братушев, который в постановке главного режиссёра театра Андрея Тимошенко сыграет принца датского, провёл лето не в отпуске, а в попытках понять своего героя и мир. Своими соображениями он поделился с «Регионом 29». 

    — Иван, вы сейчас присоединяетесь к плеяде актёров, которые уже играли эту величайшую роль — от Иннокентия Смоктуновского и Владимира Высоцкого до Джуда Лоу и Бенедикта Камбербербэтча. Вам хочется абстрагироваться от этого наследия? 

    — Если начинать разговор об этой роли, то тут никак не избежишь ни Высоцкого, ни Смоктуновского и сравнений с ними. Думаю, каждый артист, начиная работать над ней надеется привнести что-то своё. В конце концов, мы все люди разные, и Гамлеты у всех разные. Но при этом я заметил, что все артисты говорят об одном и том же, не противореча друг другу, — о значении человека во вселенной. 
  • 2.png
  • — Считается, что играя Гамлета, актёр воплощает черты своего времени и поколения. Вы ставите для себя такую задачу — сыграть Гамлета сегодняшнего? Какой он? 
  • — Да, конечно, хочется, говорить про время, про наше время. Это такая пьеса и такой герой, которые располагают к этому. Я ищу. Для того, чтобы сыграть время, нужно изучить его. И вот изучая его, я задумался о том, что мир наш — людская его составляющая — полумёртвый. 

    Я всё думаю, что делает Гамлет в наше время, кто он — спаситель, убийца, злодей или кто-то ещё? — и не могу найти однозначного ответа. Наверное, потому что не могу однозначно ответить, что сегодня представляет из себя наше время. Пока я натыкаюсь только на очень удручающие вещи. Мне кажется, что наш мир обречён. Я вместе с Гамлетом вообще в какой-то экзистенциальный кризис погружаюсь. И выхода не вижу. 

    Я стараюсь избавиться от клише героя — «принц датский», — чтобы он был не персонажем, а прежде всего человеком. Что делать человеку, когда он вдруг неожиданно для себя открывает глаза на весь мир и видит его таким, каков он есть? Тут не сойти с ума, пожалуй, трудно. Если убрать детективную шекспировкскую историю, то остаётся одно. Человек увидел вокруг вселенское зло и осознал, что единственный способ с ним покончить — уничтожить его вместе с собой, действуя как летчик-камикадзе или подрывник. 
  • 3.png
  • — И вот это-то уже гораздо проще применить, наверное, практически к любой эпохе? 
  • — Думаю, да. На то она и классика, что ничего не изменилось. Булгаков писал, что люди не изменились: квартирный вопрос испортил их, но милосердие ещё стучится в их сердца. Хотя, мне кажется, сейчас стало хуже — какое-то равнодушие вокруг. И ни любовь, ни вера, как я посмотрю, уже не спасают. Внутри человека идёт война, и равнодушие побеждает. 

    — Но ведь и сейчас мы встречаем примеры того, что именно людское неравнодушие побеждает? 

    — И слава Богу. Какая-то сила мне посылает сигналы: «Ваня, ты слишком много копаешься, слишком много чёрного видишь. Увидь уже что-нибудь хорошее». Вот пошёл я на «Том Сойер Фест», старую краску поснимал с дома. Смотришь на людей, которые целыми днями бесплатно, на собственном энтузиазме скребут Марфин дом, и понимаешь, что надежда есть. И, наверное, зрителям нужно будет дать этот маночек на надежду. 
  • 4.png
  • — А как вообще происходит работа над ролью? По Станиславскому — с магическим «если бы» и предлагаемыми обстоятельствами? 
  • — Трудно сказать, как происходит вживание. В институте нас учили находить манки, на которые отзывается нутро. Но теперь это больше на автоматике — тебе нужна какая-то эмоция, и уже не заморачиваешься, каким образом её вынимаешь. Всегда идёшь от пьесы. Пока мне надо возделать текст Шекспира в переводе Пастернака. Обозначая события, я отмечаю, где переменилось что-то, намечаю отправные точки, где с героем происходят внутренние перемены — с точностью до секунды. 

    — В пьесе Гамлет притворяется сумасшедшим. Но дискуссии о том, был ли он безумен или нет, не утихают. А как вы думаете, это он безумен или мир вокруг него? 

    — Он, по сути-то, говорит правду, а все вокруг него лгут. Я от этого отталкиваюсь. Это не сумасшествие как диагноз, это поведение, не логичное в нашем мире. 
  • 5.png

    — Судя по тому, что известно о фехтовании, оловянных рыцарях, живой волынке, на сцене будет происходить нечто грандиозное. Не боитесь, что визуал перетянет внимание на себя? 

    — Я видел макет декораций. Я не художник-оформитель, и каждый раз, глядя на эскиз, мне трудно представить, как это будет в живую выглядеть. У меня никогда не было каких-то страхов перед масштабной декорацией. Нас учили тому, что чем больше препятствие, тем больше сил, энергии и времени нужно, чтобы его побороть. И, наверное, если сценография будет максимально грандиозной, я должен буду сам сделать что-то грандиозное, чтобы не потеряться. 

    — Вы чувствуете, что эта роль — своеобразный этап? 

    — Обычно об этапах говорят после дела. Выпустили спектакль, прошло время, ты выдохнул и думаешь: «Да, это был этап». Сейчас мне трудно сказать, что это такое для меня. У меня такое лето выдалось — я никуда не ездил, всё варился в собственном соку, был в каком-то коконе. И не то, чтобы я себя ел изнутри, — я думал: дал себе такое право — полностью расслабиться. Вячеслав Полунин в интервью рассказывал, что человеку нужно иногда сесть у реки, опустить ноги в воду и спросить себя, кто он и куда идёт. И, пожалуй, у меня такое лето было. Я сам себя спрашивал, каково моё направление, лучше ли я, хуже ли, чем в прошлом. 
  • 6.png

    — Что в современном театре вас вдохновляет, вызывает любопытство? 

    — В современном театре меня вдохновляет абсолютно всё. Я люблю пробовать что-то новое. Если того же «Гамлета» мне предложат сыграть в какой-то новой трактовке, которую я не понимаю, для меня это будет очень любопытно. Я сторонник всяких экспериментов на сцене, это способствует и личностному развитию, и развитию театра в целом. Некоторые вещи, конечно, меня шокируют. Но если театр — это отображение жизни, — то почему бы и нет? Почему тому, что творится в мире, нет места на сцене? Почему мы должны быть каким-то рафинированным искусством, превращаться в подобие музейного экспоната? Мне такое не интересно, хочется, чтобы театр двигался, взрывался, кипятился… 

    — По сути, вы, говоря о современном театре, подразумеваете театр актуальный. А какой театр вы таким не считаете? 

    — Бывает, посмотришь постановки, и думаешь: «Так уже даже не играют». Наверное, артистам так удобнее, так привыкли. Любому человеку, даже мне, очень сложно что-то менять, выходить из зоны комфорта. И если режиссёр предлагает какой-то совершенно новый способ существования, первая реакция — отрицание. Но на то ты и артист: тебе дали грядочку — возделывай. Прими вызов, взрасти дерево — в предложенных рамках. 

    — А за творческом каких режиссёров вы следите? 

    — Тех, за кем интересно наблюдать, очень много. Не буду оригиналом, если назову Юрия Бутусова, Римаса Туминаса, которые у всех на слуху сейчас. Но прекрасных режиссёров, которые по-иному смотрят на мир, намного больше. Хотелось бы, конечно, с ними познакомиться, это было бы любопытно. Если у меня есть любопытство, я ещё не умер, как артист. 

    — Кстати, у Юрия Бутусова Гамлета сейчас вообще играет женщина — Лаура Пицхелаури! 

    — Да, во втором варианте. В первом, в МХТ, у него Михаил Трухин играл эту роль. Любопытно, конечно, посмотреть на Гамлета в женском теле. Но если, как мы говорили, откинуть сюжетную составляющую, то почему женщина не может им быть? Сара Бернар тоже, говорят, играла. 

    Премьерой «Гамлета» драмтеатр откроет сезон 28 и 29 сентября.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля станет известна ближе к премьере.

«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. Первая репетиция спектакля уже состоялась, в спектакле занята вся труппа, мы распределили основные роли, отмечу, что исполнитель главной роли — Дмитрий Беляков, в роли Лары — Нина Няникова.  В спектакле будем активно использовать приёмы игрового театра, которые в этом сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина», когда артист играл по несколько ролей мастерски перевоплощаясь», - анонсировал премьеру режиссёр Андрей Тимошенко.

Подробнее
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.


В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее