Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Театральный критик Лариса Каневская: ЗАГАДОЧНОЕ НОЧНОЕ УБИЙСТВО СОБАКИ

12.11.19
Автор: Лариса Каневская
Источник: https://www.mnenieguru.ru/index.php/interesno/727-spektakl-zagadochnoe-nochnoe-ubijstvo-sobaki-arkhangelskij-teatr-dramy-im-lomonosova

В рамках фестиваля "Уроки режиссуры" москвичей покорили архангелогородцы.

Спектакль Алексея Ермилышева – закрученное, математически выверенное театральное действо, где с помощью прямоугольных прозрачных досок, исписанных формулами,  алгебру поверяют гармонией души. Спектакль современен по ритму и взаимодействию артистов на площадке, по минимализму декораций  (лишь прозрачные кубы да доски) и свету (художник по свету – Максим Надеев), по яркой убедительности видеографии (Виктор Тяпков), по музыкальному оформлению (Михаил Кузьмин) и пластическому решению (Ольга Мурашова). Алексею Ермилышеву удалось собрать все эти средства выразительности в единый ансамбль, перевести с литературного  языка на сценический, не растеряв смыслов. 

1yGgPg5n0GM.jpg

Все содержание уместилось в черной сценической коробке, куда заходят, перешагивая через невидимую преграду семь актеров. Персонажи, кроме главного героя, проявляются как негативы, а потом исчезают, растворяясь в общем ансамбле.

Главный герой - 15-летний Кристофер (Михаил Кузьмин), интроверт, наделенный невероятными математическими способностями. Он до мурашек не любит, когда к нему прикасаются, не разговаривает с чужими людьми, терпеть не может желтого и коричневого, зато любит красный цвет, ручную крысу Тоби, соседского лабрадора, отца и память об умершей два года назад матери.

Его хрупкий мир рушится, когда кто-то убивает собаку соседки, а Кристофер, начав расследование, обнаруживает в папином шкафу мамины письма. Оказывается, мама вовсе не умерла, а все это время писала ему письма с объяснениями своего исчезновения, просьбами о прощении и признаниями в любви.

Vct4o4Ci6Ms.jpg

Кристофер не умеет и не хочет общаться, как все, не понимает метафор, аллегорий. Почему люди говорят: «крышу снесло» или «камень вместо сердца»? И, если никто не прячет скелеты в шкафу, тогда зачем об этом говорит? Кристофер всегда говорит правду, хотя «не всегда делает то, что велят», у него – свои незыблемые правила, которые однажды придется нарушить, потому что надо же выяснить, кто убил собаку. Непредубежденная логика и компьютерная ясность ума приводят расследование Кристофера к успеху, но это совсем не делает его счастливым победителем. 

Несколько раз за этот вечер спектакля у зрителей сжималось сердце. Сначала жаль отца (Дмитрий Беляков), в одиночку растящего не совсем здорового мальчика, сочувствуешь ему. Но, когда отцовские  нервы сдают, его боль совершенно перекрывается страданиями Кристофера, обнаруживающего, что его отец – и есть убийца собаки. Потом становится жаль мать (Мария Новикова), оставшуюся без ребенка, и тут же к ней возникают другие чувства. Спектакль цепляет своей неоднозначностью, здесь срабатывает обратная схема: если «вся жизнь – театр», то театр – вся жизнь во всем ее многообразии.

40z2EHwXJUI.jpg

Кристофер вынужден расхлебывать все, что натворили взрослые:  распутывать сложный узел взрослых отношений. Он честнее, искреннее, добрее, и ему труднее всех в этом непонятном мире, в котором никто друг друга не понимает и не жалеет. На трудного (во всех смыслах) подростка сваливаются беспомощные взрослые, ища сочувствия и утешения.

Кристофер покидает свой родной дом и отца, с которым теперь страшно жить под одной крышей (если он убил собаку, он теперь может убить и человека). Из маленького провинциального городка едет в Лондон, к матери. Встреча с ним, словно лакмусовая бумажка, выявляет людей. Хороший становится еще добрей, злой – еще хуже. В хаосе мегаполиса парень умудряется не потеряться, более того, расставить все по местам.

Пока взрослые справляются со своими чувствами, Кристофер предпочитает смотреть на небо – тогда «все проблемы кажутся пренебрежительно маленькими». Все разрешимо, кроме смерти.

TWqL_KbYkas.jpg

Насыщенность и смена чувств такая, что три часа спектакля пролетают незаметно, даже жаль, что действия разделяет антракт. 

Кристофер решает сложные задачи, и весь зал гордится его победами, ведь он один – добрался до Лондона, нашел маму, вычислил убийцу собаки, примирил родителей, написал книгу…

«Я – смелый, я все могу, если захочу», - произносит в финале Кристофер, пока зрители утирают глаза, умиляясь черному лабрадору, которого дарит Кристоферу отец.

«Хотите знать, как я решил задачу?» - впервые поднимает глаза на зал герой Михаила Кузьмина. И детский голос из зала выкрикивает: «Да!». Все смеются, а Кристофер увлеченно исписывает формулами все эти прекрасные прозрачные доски.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)
Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.
Подробнее
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра:  Бармалейство – это болезнь: в Архангельском драматическом премьера спектакля «Доктор Айболит»
Пресс-служба театра: Кит плывёт, волки бегут: последние штрихи видеоконтента для «Доктора Айболита»
«Регион 29»: Дискотека 1980-х: в архангельском драмтеатре играют футуристическую сказку «Доктор Айболит»
«Архангельск - город воинской славы»: https://arhdrama.culture29.ru/news/2493/?bitrix_include_areas=Y 

Премьера спектакля состоялась 22 декабря 2019 г.

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художники мультимедиа - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Балетмейстер - Ольга Мурашова
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Художник по свету - Михаил Юданов
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее