Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Журнал «Театр»: Мария Францева об Архдраме и «Гамлете» Андрея Тимошенко

19.02.20
Автор: Мария Францева, театральный критик

Друзья, вы давно были в Архангельской драме? Я вот съездила недавно и не могу не поделиться впечатлениями. Театр на берегу северной красавицы-реки, о котором в последние годы так редко слышно среди критиков, ожил. Репертуар, раньше состоявший в большей степени из концертных программ и антреприз, теперь предлагает зрителям абрамовские рассказы, Коляду, Пушкина, Чехова и Шекспира.

IMG_1249.jpg
Я приехала посмотреть «Гамлета» Андрея Тимошенко. Но еще до спектакля меня удивили современные мультимедийные терминалы для покупки билетов онлайн, стоящие в фойе театра, огромная сцена с техническими возможностями, позволяющими принять спектакль любой сложности, и полный зал на тысячу с лишним мест. Мне, как человеку со вторым образованием продюсера, стало искренне интересно как же областному театру все это удалось.

И оказалось, что все дело в удачно сложившемся тандеме главного режиссера Андрея Тимошенко и директора Сергея Самодова, возглавлявшего прежде Приморский театр оперы и балета. Самодов, как я узнала позже, преодолел своими силами достаточно трудную ситуацию – оставшуюся в наследство новому руководителю Архдрамы просроченную кредиторскую задолженность, достигавшую в 2016-м 17 млн. рублей.

Наконец-то почувствовав себя под защитой, театр занялся творчеством. «Гамлет», которого я посмотрела – это не просто довольно сложная в техническом плане постановка (режиссер Андрей Тимошенко выступил и как сценограф), но и оригинальная трактовка самой популярной из шекспировских трагедий. Кровавое правление и кончина одного монарха порождает нового тирана, а жажда власти в человеке неистребима – Андрей Тимошенко в своем «Гамлете» задается, по сути, теми же вопросами, что и Лев Додин в своем.

В постановке МДТ, спорящей с Шекспиром и его гуманистическими убеждениями, мир предстает в виде бесконечно воссоздающегося кровавого механизма, выстроенного на насилии, в котором Гамлет Козловского – вовсе не избавитель человечества. Он – убийца. Под стать собственной матери – главной зачинщице кровавого заговора.

В «Гамлете» Андрея Тимошено на сцене – высокие стены-врата Эльсинора, на которых в полутьме безмолвно возвышаются рыцари в доспехах, а у подножия – огромный пятитонный бассейн, где актеры – участники непростых батальных сцен, пребывают на протяжении всего трехчасового спектакля.

Гамлет Ивана Братушева оказывается в этой трактовке лишь вынужденной жертвой еще более хитроумной интриги, сплетенной вокруг него шпионом Фортинбраса – Горацио (Михаил Кузьмин). Устраивая «мышеловку» для Клавдия, Гамлет в финале сам вязнет в ловушке опытного кукловода Горацио. И даже Офелия (Татьяна Сердотецкая) во имя исполнения чужого замысла, следуя заданной режиссером логике, – здесь не утопившаяся, а хладнокровно утопленная.

DSC08284.jpg

В спектакле МДТ Гертруда вместе с Клавдием убивают Офелию (Елизавету Боярскую) как ненужную свидетельницу. В постановке Архдрамы Офелия оказывается самым жутким образом втянута в связь Клавдия (Дмитрий Беляков) и Гертруды (Наталия Латухина), образуя нелепый и страшный любовный треугольник. Смерть от рук Горацио становится для нее избавлением.

Режиссер лишает героев всяческой почвы – в датском королевстве все зыбко и зябко. Сцена с могильщиками (Александр Субботин, Константин Мокров), «раскапывающими» воду для могилы Офелии, становится иронической метафорой бесполезности усилий самого Гамлета. Только в паре сцен у теряющего силы и рассудок Гамлета появляется хоть какая-то устойчивость и уверенность в реализации плана (деревянный палет служит сценой и маленьким островком суши): с приездом актеров и во время последней теплой встречи с Офелией, в начале которой он по-детски ищет защиты в ее объятиях, а в конце – в припадке ярости сталкивает ее в воду.

Если Гамлет Данилы Козловского хладнокровно и расчетливо идет к власти, прикрываясь мнимым сумасшествием, то Гамлет Ивана Братушева, сохраняя еще частицу доблести, играет в сумасшедшего от отчаянья и каждый решительный шаг ему стоит диких усилий. То ли прощаясь с миром, то ли прячась от него, он оборачивается в белый саван, как юродивый.

Подготавливая нас к неожиданной развязке, режиссер в сцене «мышеловки» придумывает остроумный «перевертыш»: к пантомиме из «Убийства Гонзаго» добавляется диалог о власти слепого Эдипа и Креонта из софокловской трагедии, где Креонта играет сам Гамлет, а предатель-Горацио – Эдипа. Обличающая Клавдия шутка по иронии обернется к финалу против самого принца.

DSC07272.jpg

Героической смерти, по мнению режиссера, Гамлет окажется не достоин. Патетическую просьбу раненного, обращенную к Горацио: «Расскажешь правду обо мне непосвященным» встретит жесткий отказ: «Этого не будет». И здесь бы, кажется, оставить зрителя в потрясении, но … здесь случается «рецидив» прежнего театра, второй финал, влекущий за собой изменение жанра: юный голос Фортинбраса вдруг снижает градус трагедии до мюзиклового мелодраматизма. Смысл же остается ясен: бесконечный механизм власти, перемолов очередную жертву, продолжит свое неумолимое движение. Без иллюзий.

P.S. За пару месяцев до того, как решила поехать в сам Архангельск, была проездом в области. Мчала в тот раз на поезде в плацкарте и случайно услышала, как одна пассажирка горячо рассказывала своим соседкам о недавней премьере в Архдраме – тогда это была постановка по пьесе Коляды «Баба Шанель». Запомнила. Когда зритель с радостью совершенно незнакомым людям рассказывает о театре своего города, это что-нибудь, да значит.  Будете проездом и вы загляните – любопытно!

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+

Спектакль о бесконечности (Абрамовский зал)
По мотивам рассказов Рэя Брэдбери
Режиссёры — Артур Чемакин и Юрий Прошин

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Представьте, что вы оказались выброшенным в космос в результате взрыва космического корабля. Вы летите по инерции, связи с внешним миром нет, скоро у вас закончится кислород в скафандре. Вы ничего не можете с этим сделать и летите навстречу смерти, не в силах что-либо изменить. Что же остаётся? Героям цикла рассказов Р. Брэдбери предстоит понять для чего они жили и что они унесут с собой в калейдоскопе жизни и смерти, в вечности и бесконечности Вселенной...

В спектакле занято 20 человек. Среди них – воспитанники театральной студии «Время добра» и одноимённой танцевальной группы для детей с синдромом Дауна, артисты детско-юношеской театральной школы театра и приглашённые артисты.

Сценография, музыкальное оформлениеАртур Чемакин и Юрий Прошин
Художник по костюмам – Артур Чемакин и Юрий Прошин
Звукорежиссёр – Михаил Чабаненко
Художник по свету – Алексей Расходчиков
Спектакль ведёт Наталья Афонина

СМИ о спектакле
Пресс-служба театра - Спектакль «Калейдоскоп» - новый совместный проект Архдрамы и благотворительной организации «Время добра»
Пресс-служба театра - Премьера спектакля «Калейдоскоп» состоялась в Архдраме
Подробнее
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсяи или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»


21.05.22
Подробнее