Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«Регион 29»: Снится нам не рокот космодрома: архангельский драмтеатр запустил в небо «Сарафан»

02.03.20
Автор: Мария Атрощенко
Фото: Артём Келарев
Источник: https://region29.ru/2020/03/02/5e5cbe9c764de9bcff72e9b2.html

Спектакль с подзаголовком «Были. Небыли. Отголоски» стартовал с камерной сцены «архдрамы» в разгар дней Абрамова.

Коллаж из рассказов Фёдора Абрамова «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади», «Старухи» и некоторых записей из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава» составила режиссёр из Санкт-Петербурга Мария Критская. Постановка выросла из летней лаборатории молодой режиссуры «Рыбный обоз», которую главный режиссёр драмтеатра Андрей Тимошенко в преддверии юбилея Абрамова решил посвятить его произведениям.

Действие спектакля начинается «до третьего звонка»: зрители ещё занимают места в камерном зале, но уже попадают в условное, отчасти реальное, отчасти фантастическое пространство северной деревни. Где слышно, как одна из старушек просит похоронить её в красном платье, в котором в день свадьбы была, и как хмельной парень, срывая с себя пиджак и бросая его в лужу, оправдывает свой поступок залихватски: «Живи, живи, да и ня топни!».

Действие упорядочивается с появлением Писателя, которого режиссёр превратила в главного персонажа спектакля, пусть и не равного на все сто, до биографического сходства, своему прототипу. Его Мария Критская решила подвергнуть испытанию — столкнуть лицом к лицу с героями, о которых он писал некогда. 

— Узнаёшь, нет? — спрашивают его. — Але больно высоко вознёсся, нас, грешных, не замечаешь?

4.png

Вопрос, открывающий абрамовский рассказ «Поля Открой Глаза», в контексте спектакля приобретает совершенно иное, мистическое звучание. Как будто и правда вознёсся, а затем волею режиссёра спустился вновь в мир живых и обнаружил, что ничего-то с его времени не поменялось. 

5.png

Его место в пространстве спектакля — один из важнейших элементов сценографии (художница — Елена Соколова) — письменный стол — чудо инженерной мысли, будто бы созданное каким-то северным левшой-умельцем. Это и деревенский орган, воспроизводящий различные звуки, делающие постановку «шумовой», и колодец с бревном и ведром на цепи, с граблями и умывальником по бокам. Словом, вещь функциональная — как раз для писателя-«делателя». Но в спектакле деятельному Писателю приходится столкнуться с тем, что некоторые вещи даже он своим словом изменить не в состоянии. 

6.png

Стыд и вину за это актёр Игорь Патокин (одновременно — автор «шумовой» партитуры спектакля) отыгрывает прямолинейно — гиперреалистично до надрыва, пряча голову в согнутых локтях, укрываясь ватником, патетически возвышая голос, морщясь, как от зубной боли, стуча деревянным пестиком, зажатым в кулаке, по полу. 

К этой горечи примешивается затем и насмешка, как будто Писатель сам над собой иронизирует. Хрестоматийную абрамовскую фразу «Встаньте, люди! Русская крестьянка идёт» из рассказа «Старухи» режиссёр передаёт парторгу (Александр Субботин). В устах оратора-популиста, партийного функционера, который неловко заваливается на спину, как пьяный, она окончательно обесценивается.

7.png

Так же подлинно драматичные сцены в спектакле чередуется с комично-эксцентрическими. Артисты органично существуют практически в иностранной для современного человека языковой среде — пинежской говоре. А иногда — поют, свистят, даже кудахчут и курлыкают, и порой и вовсе переходят на язык пантомимы. Михаил Андреев примеряет «баской» сарафан Марьюшки, которому позавидовала юная Филиппьевна, а Александр Субботин изображает Сталина, зажав губами усы из прутьев под носом. Театр абсурда и балаганная стихия становятся естественным ответом на абсурд жизненный — когда портрет вождя сначала велят снять, а после разрешают оставить, когда сеять выходят на лыжах. 

8.png

Мария Критская в спектакле выстраивает чёткую вертикаль «земля — небо». На земле — все тяготы, которые переживает деревня: работа, от которой «дохнут кони», 12 рублей, в которые оценивают нечеловеческий труд… А в небе — совсем другая жизнь. Там конструкция, похожая на вереницу шестерней, сложенных из прутьев, изображает одновременно и громы с молниями, и северное сияние. Там, как неопознанный летающий объект, как ракета-носитель, запущенная с космодрома Плесецк, проплывает сарафан, как призрак недостижимой мечты о другой жизни. Через него, как через форточку, пытается докричаться до своего предшественника Ломоносова Писатель. А тот что? Не даёт ответа.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее