Газета «Архангельск - город воинской славы»: Голоса, которые должны быть услышаны
Фото: Иван Малыгин
Источник: http://xn--80aec1d.xn--p1ai/archives/22434
Архангельский драмтеатр отметил юбилей Абрамова премьерой спектакля «Сарафан».
29 февраля исполнилось сто лет со дня рождения Федора Абрамова. Юбилей писателя Архангельский театр драмы отметил премьерой – накануне знаковой даты на камерной сцене состоялся спектакль «Сарафан».
В основу легли рассказы «В Питер за сарафаном», «О чем плачут лошади» и «Старухи». Работала над постановкой режиссер из Санкт-Петербурга Мария Критская. Еще летом она принимала участие в лаборатории «Рыбный обоз», которую ежегодно организуют в архдраме. Художественный совет увидел на сцене множество новаторских приемов, «упакованных» в традиционную форму, и современное звучание тем, предложенных классиком. Поэтому эскиз Марии Критской стал одним из лучших и перерос в полномасштабный спектакль.
История действительно получилась необычная и даже фантастичная. Неслучайно режиссер дала спектаклю подзаголовок: «Были. Небыли. Отголоски». То ли во сне, то ли наяву писатель погружается в прошлое, возвращаясь к корням: вот он, в привычном окружении, взрастившем его талант, – теплая деревенская изба, крестьянские инструменты… И земляки, будто бы заглянувшие в гости, – рассказать свои истории, задать вечные вопросы: о полетах в космос, заработках в городе и о том, как спасти Россию…
Все эти вопросы герои обращают к народному автору. Неслучайно в спектакле Абрамов не назван по имени. Земляки зовут его «писатель», и в их благоговейном шепоте это слово становится созвучно с другим – «спаситель». Не просто человек – мессия, который поможет им достучаться до высших чинов, добиться правды. Голоса сельчан, которые Абрамов запечатлел в прозе или просто оставил в своей памяти, забытые или непонятые, прорываются сквозь толщу времени с новой силой. Были или не были – но они звучат и хотят быть услышанными.
Создавая эту ускользающую реальность, Мария Критская уделила особое внимание звуковым приемам. Спектакль кажется сверхмузыкальным, но сама Мария назвала его «шумовым». Потому как мелодию здесь творят не инструменты: звон колокольчиков и гулкий стук деревянных брусков, бьющихся друг об друга, журчание льющегося из крынки молока, шум молотка, народные песни и причитания деревенских баб. Все это слышится то приглушенно, еле уловимо, как шепот из сна, то становится все явственнее, ближе.
Сам писатель тоже музыкант, его рабочее место не просто стол, а фантастичный инструмент, сосредоточивший в себе атрибуты деревенского быта: колодезный барабан, уличный умывальник, прялку, и даже роль нотной подставки играют здесь вилы. Другой инструмент – у новой власти: парторг и председатель колхоза из рассказа «Старухи» разбивают пространство резкими ударами счетов, отчеканивая монолог: «Коллективизация, война, гибель мужей и сыновей на фронте, раннее вдовство и безотцовщина, разруха послевоенная, голод, налоги – в дугу согнись, и в конце как итог всего этого – двенадцатирублевая пенсия…».
Почему всю жизнь гнули спины на полях и ничего за это не получили? Как добиться справедливости? Свои несмелые жалобы на жизнь «старухи» устремляют к пролетающему над сценой сарафану. Он появляется как небесное светило, и робкие слова ветеранок-колхозниц растворяются в страхе перед «высшими» силами. И вот уже голоса крестьянок сливаются в единый плач целого народа. Ответы на вопросы земляков, не утратившие актуальности и теперь, искал и сам автор. Нашел ли? Свою последнюю реплику в спектакле герой обращает к другому поморскому мыслителю: «Михайло Васильевич! Земляк! Что же нам делать?».
– Это спектакль о России, и мне кажется, что, несмотря на то что это Абрамов, несмотря на то что это история, спектакль получился все-таки о современной жизни. О том, что у нас происходит, – поделился актер Михаил Андреев. – И это правильно и для меня неудивительно, потому что Федор Александрович – классик, а классики всегда писали о вечном: о любови, ненависти, человеке, и он всегда сам говорил, что прежде всего должен «будить в человеке человека». И наверное, этот спектакль больше об этом – о миссии искусства. И о том, что мы забыли свои корни, забыли, откуда мы. И мы должны в истории черпать эту мудрость, чтобы не совершать ошибок, которые происходят теперь.
28 февраля на премьере спектакля «Сарафан» побывали архангельские зрители и гости, приехавшие на международную конференцию, посвященную столетию Федора Абрамова.
– То, что мы увидели, проходило на малой сцене, но артисты сумели расширить пространство зала. Это стало возможным благодаря тому, что артисты и режиссер не избегали болевых точек, которые есть в творчестве Федора Абрамова, – отметила Марина Костюхина, доцент Российского государственного педагогического университета им. Герцена. – Это смелый спектакль и смелые артисты, они не боятся читать «неотлакированного» Абрамова.