Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета «Архангельск - город воинской славы»: Голоса, которые должны быть услышаны

02.03.20
Автор: Наталья Захарова
Фото: Иван Малыгин
Источник: http://xn--80aec1d.xn--p1ai/archives/22434

Архангельский драмтеатр отметил юбилей Абрамова премьерой спектакля «Сарафан».

29 февраля исполнилось сто лет со дня рождения Федора Абрамова. Юбилей писателя Архангельский театр драмы отметил премьерой – накануне знаковой даты на камерной сцене состоялся спектакль «Сарафан».

В основу легли рассказы «В Питер за сарафаном», «О чем плачут лошади» и «Старухи». Работала над постановкой режиссер из Санкт-Петербурга Мария Критская. Еще летом она принимала участие в лаборатории «Рыбный обоз», которую ежегодно организуют в архдраме. Художественный совет увидел на сцене множество новаторских приемов, «упакованных» в традиционную форму, и современное звучание тем, предложенных классиком. Поэтому эскиз Марии Критской стал одним из лучших и перерос в полномасштабный спектакль.

IVAN9710-e1583393206393.jpgIVAN9767-e1583393114843.jpg

История действительно получилась необычная и даже фантастичная. Неслучайно режиссер дала спектаклю подзаголовок: «Были. Небыли. Отголоски». То ли во сне, то ли наяву писатель погружается в прошлое, возвращаясь к корням: вот он, в привычном окружении, взрастившем его талант, – теплая деревенская изба, крестьянские инструменты… И земляки, будто бы заглянувшие в гости, – рассказать свои истории, задать вечные вопросы: о полетах в космос, заработках в городе и о том, как спасти Россию…

Все эти вопросы герои обращают к народному автору. Неслучайно в спектакле Абрамов не назван по имени. Земляки зовут его «писатель», и в их благоговейном шепоте это слово становится созвучно с другим – «спаситель». Не просто человек – мессия, который поможет им достучаться до высших чинов, добиться правды. Голоса сельчан, которые Абрамов запечатлел в прозе или просто оставил в своей памяти, забытые или непонятые, прорываются сквозь толщу времени с новой силой. Были или не были – но они звучат и хотят быть услышанными.

Создавая эту ускользающую реальность, Мария Критская уделила особое внимание звуковым приемам. Спектакль кажется сверхмузыкальным, но сама Мария назвала его «шумовым». Потому как мелодию здесь творят не инструменты: звон колокольчиков и гулкий стук деревянных брусков, бьющихся друг об друга, журчание льющегося из крынки молока, шум молотка, народные песни и причитания деревенских баб. Все это слышится то приглушенно, еле уловимо, как шепот из сна, то становится все явственнее, ближе.
Сам писатель тоже музыкант, его рабочее место не просто стол, а фантастичный инструмент, сосредоточивший в себе атрибуты деревенского быта: колодезный барабан, уличный умывальник, прялку, и даже роль нотной подставки играют здесь вилы. Другой инструмент – у новой власти: парторг и председатель колхоза из рассказа «Старухи» разбивают пространство резкими ударами счетов, отчеканивая монолог: «Коллективизация, война, гибель мужей и сыновей на фронте, раннее вдовство и безотцовщина, разруха послевоенная, голод, налоги – в дугу согнись, и в конце как итог всего этого – двенадцатирублевая пенсия…».

Почему всю жизнь гнули спины на полях и ничего за это не получили? Как добиться справедливости? Свои несмелые жалобы на жизнь «старухи» устремляют к пролетающему над сценой сарафану. Он появляется как небесное светило, и робкие слова ветеранок-колхозниц растворяются в страхе перед «высшими» силами. И вот уже голоса крестьянок сливаются в единый плач целого народа. Ответы на вопросы земляков, не утратившие актуальности и теперь, искал и сам автор. Нашел ли? Свою последнюю реплику в спектакле герой обращает к другому поморскому мыслителю: «Михайло Васильевич! Земляк! Что же нам делать?».

– Это спектакль о России, и мне кажется, что, несмотря на то что это Абрамов, несмотря на то что это история, спектакль получился все-таки о современной жизни. О том, что у нас происходит, – поделился актер Михаил Андреев. – И это правильно и для меня неудивительно, потому что Федор Александрович – классик, а классики всегда писали о вечном: о любови, ненависти, человеке, и он всегда сам говорил, что прежде всего должен «будить в человеке человека». И наверное, этот спектакль больше об этом – о миссии искусства. И о том, что мы забыли свои корни, забыли, откуда мы. И мы должны в истории черпать эту мудрость, чтобы не совершать ошибок, которые происходят теперь.

IVAN98091-e1583393059964.jpgIVAN9731-e1583393809581.jpg

28 февраля на премьере спектакля «Сарафан» побывали архангельские зрители и гости, приехавшие на международную конференцию, посвященную столетию Федора Абрамова.

– То, что мы увидели, проходило на малой сцене, но артисты сумели расширить пространство зала. Это стало возможным благодаря тому, что артисты и режиссер не избегали болевых точек, которые есть в творчестве Федора Абрамова, – отметила Марина Костюхина, доцент Российского государственного педагогического университета им. Герцена. – Это смелый спектакль и смелые артисты, они не боятся читать «неотлакированного» Абрамова.




Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее