Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета «Правда Севера»: В Архангельском театре драмы состоялась премьера без зрителей

03.04.20
Автор и фото: Елена Ирха
Источник: http://pravdasevera.ru/-79pp37oc

«Пряслины. Две зимы и три лета» по роману Федора Абрамова поставил  приглашенный режиссер Владимир Хрущев

Зрителям премьеру транслировали в режиме онлайн на сайте театра, но ощущение ирреальности происходящего в зрительном зале не покидало: операторы, десяток журналистов, блогеров и фотографов. В финале актеры кланяются пустым креслам, аплодисменты передают в комментариях в сети. С премьерой! – передают друг другу живые в зале. 

От спектакля тоже осталось ощущение немного странное. Режиссер, вероятно, подумал, что все северяне читали Абрамова и все помнят до тонкостей. Потому повествование на сцене идет пунктирной линией, которая местами прерывается.

Но первое отделение и второе разнятся настолько, будто между ними нет ничего общего. Макет деревенского дома в начале и финале, видимо, должен обозначать место действия, Софья Сыроватская, в совершенстве владеющая северной говорей прошлого века, вживую читает некоторые места из книги Абрамова, от автора. Но вот тут-то и кроется некоторый нюанс: мягкий убаюкивающий голос великолепной Сыроватской дает спектаклю какой-то сказочный зачин.

1.jpg

Режиссер так и определил для себя – «это история не про горести деревни. Не про то, как им тяжело жилось. Мне больше интересна история трех молодых людей – Егорши, Михаила и Лизы Пряслиных. Совсем молодые зелёные ребята. Как через них это проходит, даёт ли им автор, деревня, время право любить, быть человеком?»

Вот про Лизу тут зря. В спектакле этого образа практически нет. И совершенно не понятно, почему это вдруг Лиза (Анна Рысенко) пожертвовала собой ради семьи, выйдя замуж за Егоршу (Михаил Кузьмин)? В финале спектакля – их невеселая свадьба.

В первом отделении, к слову, есть проникновенные места – в деревню возвращается с войны Илья Нетесов (Александр Дубинин), по случаю устраивают деревенский праздник – в честь первого вернувшегося с фронта победителя.

На большом черно-белом видео – встреча героя семьей на фоне действительной летней северной деревни, отсылающая к хронике тех лет, если б тогдашнюю встречу снимали не в Москве при большом стечении народа, а в русской деревеньке, коих тогда было тысячи. Но потом эту линию режиссер как бы бросает.

Есть, правда, момент, когда возвращается Григорий Минин (Михаил Андреев), но его жена, председательша Анфиса Петровна (Елена Смородинова), его не приняла. Но эпизод какой-то мимолетный. Муж подхватил вещмешок – и был таков.

2.jpg

Итак, все внимание сосредоточено на любви Михаила (Дмитрий Беляков), первого парня на деревне и Варвары (Мария Беднарчик). И чего мать Михаила и вся деревня, в самом деле, осуждают Варвару?.. Наверное, только потому что на деревне любят сплетничать? Такое складывается впечатление. К слову, вся любовная круговерть героев идет под бодрую мелодию песенки «Молодежная» из фильма «Волга-Волга».

Второе отделение показалось странным еще больше. Появившийся «медведь» на лесоповале скорее похож на рекламную ростовую куклу у торгового центра.

Но тут еще является Дед Мороз, дабы поздравить работяг с новым, 1946-м, годом. А деревенскому парню Мише Пряслину, работавшему в лесу и мечтавшему о своей Варваре, снится некая нимфа, порхающая вдали, и вероятно, олицетворяющая чувство. Что касается чувств... В первом отделении было много откровенных сцен – похоже, не все зрители приняли такое прочтение классики.

Ужасная советская действительность показана в образе уполномоченного райкома Ганичева (Иван Братушев), который объявляет деревенским жителям о повышении налога в три раза, то есть никакого послабления, за работу, товарищи. Этот же «злодей», в бериевских очках с интонацией партработника, заставляет подписываться на государственный заем, не жалея голодных детей фронтовика Нетесова.

5.jpg

Надо сказать, в спектакле много спецэффектов – деревенский макет-домик на кинокамеру снимает некий внук пинежской рассказчицы. Его видео показано на большом экране, как и крутой разговор Ганичева с семьей Нетесова.

Посреди сцены – полотнище, напоминающее изношенный женский кружевной плат, с несколькими дырами, вот это, наверное, удачный образ: женщины того поколения рано постарели, надрываясь на «втором фронте». Это из цитаты самого Федора Абрамова: «Великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году второй фронт, фронт, может быть, не менее тяжкий, чем фронт русского мужика, – как я мог забыть об этом!»

В архангельском спектакле, к сожалению, нет этой мысли Абрамова. Нет в нем и размышлений писателя, который, вглядываясь в судьбу страны, народа и человека, искал ответы на вопросы – о совести, смысле жизни. Но нынешнего зрителя, похоже, режиссеры не торопятся обременять столь глобальной темой.

3.jpg

На мой взгляд, самое интересное в спектакле – игра актеров. Похоже, актеры безоглядно доверились режиссеру, взявшись за сложную работу «играть Абрамова». Особенно запомнились образ Егорши в исполнении Михаила Кузьмина, Марьи Нетесовой в исполнении Тамары Волковой, Евсея Мошкина в исполнении Сергея Чуркина.

К слову, виртуальные аплодисменты и отзывы во время онлайн-трансляции спектакля показали, что архангельские зрители спектакли по Абрамову видеть хотят...

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
Семейная драма глазами ребёнка (камерная сцена)
Пьеса - П. Бабушкина (по рассказу А. Варламова)
Режиссёр - Полина Золотовицкая

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Тараканий язык, тараканья песня, тараканий смех, - никто и не думал, что это возможно. А в спектакле это настолько естественно, будто существует в обиходе в реальной жизни.

"Спектакль - интересная возможность поговорить со сцены одновременно и с детьми, и со взрослыми о семейных проблемах. Каждый найдет в этой истории что-то для себя и о себе", - Полина Золотовицкая.

Действие происходит в конце 80-х годов. Страшный дефицит. Перед зрителем предстанет история не очень благополучной семьи, которая живет в панельном доме. В квартире - тараканы, а родители всё время ссорятся. Это достаточно жёсткая история про развод, про нелюбовь в семье, которую наблюдает самый младший член семьи. Отец уходит. Уходит, потому что мечтает о чём-то большем. Не может говорить с ребенком, не хочет находить с ним общий язык, потому что слишком погряз в себе и своих «Тараканах». А ребенок просто хочет диалога и понимания. Не просто так Тараканы, с которыми он разговаривает в своих фантазиях, – это тараканья семья. История написана как детский спектакль. В нём много узнаваемых и забавных вещей. Полет фантазии обеспечен, - ведь Лёша хочет стать писателем, как мечтали многие наряду с грёзами о профессии космонавта, ветеринара, художника... И несмотря на драматичность положения главного героя - мальчика Лёши - постановка не мрачная: вызывает улыбку, смех, умиление. А послевкусие постановки дарит светлое желание заботливей обращаться с близкими.

Ролик от репетиции до премьеры



“Спектакль получился искренний,простой,изящный и внятный. История трогает за сердце, за душу. Побывав на предпоказе, на премьеру я с большим удовольствием сходил ещё раз. Хочу пригласить Полину на работу над новыми постановками”, - главный режиссёр театра Андрей Тимошенко. 

*По мнению экспертного совета «Золотой маски», спектакль стал одним из самых заметных спектаклей сезона 2018-2019 гг. и попал в лонг-лист премии. Участник фестиваля «Детский weekend» (2020 г.)

*Эксперты IX театрального фестиваля «Ваш выход!» присудили исполнителю Папы и Таракана-дяди (засл. арт. РФ Сергей Чуркин) победу в номинации «Лучшая мужская роль второго плана»

СМИ о спектакле:

«Регион 29»: Трое в одиночестве, не считая тараканов: в архангельском драмтеатре показали семейную драму глазами ребёнка

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы – премьера спектакля «Тараканы»

«29.ру»: Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи 

Журнал «ZVOOK ONLINE»: Архангельский театр драмы привёз в Воронеж «Тараканов»

Агентство городских коммуникаций «Горком 36»:  Архангельский театр разыграл в Воронеже семейную драму глазами ребенка

Рецензия на спектакль Вячеслава Герасимчук

Mask book: интервью с Полиной Золотовицкой

Журнал «Театр»: Взросление как травма: программа «Детский Weekend»-2020 и ее оптика


Премьера состоялась 28 февраля 2019 г.


Инсценировка, сценография, костюмы, музыкальное оформление - Полина Золотовицкая

Спектакль ведёт Ирина Варенцова



Подробнее
16+
Трагедия (основная сцена)
Пьеса - У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 2 часа 45 минут (с одним антрактом)

- «Гамлет» - это испытание на зрелость для меня, труппы, производственных цехов и даже для дирекции. Постановка этой трагедии - вершина, на которую мы замахнулись. И от неё захватывает дух. Это вдохновляет так же, как горы, как лёд, как ветер! - говорит режиссёр спектакля Андрей Тимошенко.

По словам режиссёра, «Гамлет» - спектакль для мыслителей. Зритель должен быть готов к обмену энергиями, к переменам внутри себя. Несмотря на грандиозность сценографии, эта постановка не для тех, кто идёт за зрелищностью, а для тех, кто действительно захочет понять, о чём Шекспир и о чём мы.

«…И помимо содержания, соблюдая основные законы театра: «о чем?» и «ради чего?» мы рассказываем эту историю детям, - это должно быть еще и ярко, красочно. Например, «Гамлет» Архангельского театра драмы – великолепная постановка, это классика, которая вечна и всегда современна. И в то же время это интересно, зрелищно», - н.а. РФ Сергей Безруков.

*Лауреат III Международного Большого детского фестиваля. Спецприз художественного руководителя фестиваля Сергея Безрукова

СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра о репетициях фехтования
Пресс-служба театра о создании костюмов
Пресс-служба театра о хореографии и пластических рисунках в спектакле
«Регион 29»: интервью с исполнительницами роли Офелии
«Регион 29»: интервью с исполнителем роли Гамлета
«Правда Севера»: «Век вывихнут...»
«Регион 29»: Брызги, убийство Офелии и теории заговора: «Гамлет» архангельского драмтеатра раскрыл тайны датского заговора
Журнал «Театр»: Мария Францева об Архдраме и «Гамлете» Андрея Тимошенко
«Петербургский театральный журнал»: ЕСТЬ МНОГОЕ НА СВЕТЕ, ДРУГ ГОРАЦИО: ТЫ, ИНТРИГАН, ОФЕЛИЮ УТОПИЛ…
Журнал «PLUS»: Иван Братушев: Я получил эту роль
ИД «Северная неделя»: Архангельский «Гамлет». Премьера в областном театре драмы

Сценограф - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Композитор - Олег Щукин
Балетмейстер - Алишер Хасанов
Сценический бой - Владимир Гончаров
Художник по свету - Ольга Раввич
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Премьера состоялась 28 сентября 2019 года

Подробнее
16+

Лирическая драма (камерная сцена)
Пьеса — Л. Зорин
Режиссёр —  Александр Дубинин


Продолжительность — 1 час 50 минут (без антракта)


Она — студентка консерватории, будущая известная польская певица, он — простой советский парень. Они влюблены, но не могут быть вместе из-за установленного запрета на браки между гражданами разных стран. Это послевоенная история любви, которая, по словам автора, обречена — «потому что государство сумеет растоптать вас своим паровым катком…» Но спектакль все же не о государственной машине, а о человеческих отношениях. Потому что в первую очередь от нас самих, от нашего выбора, желания и силы воли зависит, какая судьба будет у нашей любви…


ТРЕЙЛЕР


Премьера состоялась 24 мая 2015 года 


Художественный руководитель проекта, сценограф, художник по костюмам — Андрей Тимошенко 
Музыкальное оформление — Леонид Лещёв
Световое оформление — Алексей Расходчиков 
Спектакль ведет  Наталья Афонина

Подробнее