Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета «Архангельск - город воинской славы»: При пустом зале, но с аплодисментами

23.03.20
Автор: Наталья Захарова
Фото: Иван Малыгин

Как Архангельский театр драмы работает в условиях карантина.

Закрыты границы, отменены массовые мероприятия, заперты на ключ музеи, школьники и студенты получают знания дистанционно… Несмотря на пандемию коронавируса, которая перевернула уклад всего мира с ног на голову и внесла свои коррективы в жизнь поморской столицы, в архдраме не захотели сидеть на карантине и решили: если зритель не идет в театр, значит, театр идет к зрителю.

Спектакль – в каждый дом

18 марта в связи с запретом в регионе на массовые мероприятия численностью больше 50 человек Архангельский драматический отменил все спектакли до 12 апреля включительно. Все приобретенные билеты ценители искусства могут перебронировать на более позднее время или сдать их и вернуть деньги, причем  необязательно делать это строго до даты намеченного показа – возврат билетов актуален в течение 30 дней после отмены мероприятия. Однако не все театралы с пониманием отнеслись к ситуации, многие поддались панике, проявили нетерпение, переросшее в хамство.

Об этом, обращаясь к зрителям, на своей странице в соцсети «ВКонтакте» писал директор архдрамы Сергей Самодов: «В темные времена особенно видно светлых людей. Но и темные сущности проявляются во всей красе, к сожалению. Прошу отнестись с пониманием к работе кассиров сейчас <…> Количество возвратов действительно большое, работы много. Мы стараемся максимально оперативно решать все вопросы <…> Если вам нужно подождать несколько минут, пока мы обрабатываем запрос, это еще не повод плевать в лицо сотрудников театра, кричать, что «у вас все спектакли плохие» (зачем тогда покупали билет, спрашивается) и оскорблять людей, которые сейчас делают все, чтобы пройти этот непростой период вместе со зрителями спокойно и комфортно…».

Однако «светлых» зрителей оказалось в разы больше. Для них в театре драмы организовали интернет-трансляции спектаклей и, стараясь отнестись к обстоятельствам с оптимизмом, определили это как эксперимент и «повод расширить технические возможности». Список онлайн-показов, а также телеверсий спектаклей,  которые уже не играются труппой, опубликован на сайте архдрамы.

Конечно, зрители останутся без привычной театральной атмосферы, которая ощущается только на сценических подмостках, не смогут обсудить увиденное в антракте, лично поблагодарить артистов аплодисментами, вручить цветы… Но у карантинного режима есть и ряд преимуществ – в каком-то смысле он даже расширяет горизонты. Во-первых, у зрителей появилась возможность приобщиться к искусству бесплатно, во-вторых, жители глубинки или даже заграницы могут больше не оборачиваться на расстояния и беспрепятственно «посетить» любой показ.

Актерам тоже приходится отыскивать плюсы. Привычный диалог с публикой теперь невозможен, и служители сцены ищут другие пути обмена энергией. Так, в театре драмы вместе с онлайн-трансляциями запустили флешмоб – зрителям предложили выкладывать в Instagram видео своих аплодисментов, при этом отмечая аккаунт #архдрама, в сою очередь подобные сторис театр добавляет в свой Instagram. Такой вот необычный способ быть вместе и оказывать взаимную поддержку в непростой период.

«Пряслины» пробили стену

В этом сезоне, в год 100-летнего юбилея Федора Абрамова, Архангельский драматический выдал сразу две постановки по произведениям северного автора – «Сарафан» и «Пряслины. Две зимы и три лета». Премьера последней была назначена на 21 и 22 марта, отменять ее в архдраме не стали – запустили показ в режиме онлайн. В зале непривычно пусто, среди зрителей лишь представители СМИ и специалисты, отвечающие за техническое сопровождение трансляции.

К публике, оказавшейся по ту сторону пространства, обратился директор архдрамы Сергей Самодов.

– Обычно театр работает со зрителем напрямую, вживую, а сейчас это будет через еще одну стену, которую мы постараемся пробить, – сказал он. – Достаточно необычно стартует этот год, и вот еще одно такое творческое и техническое испытание для театров России и мира – мы все выходим в онлайн. И мне кажется, это будет очень интересный опыт.

Андрей Тимошенко, главный режиссер театра, говоря о новых обстоятельствах, изменивших формат премьерного показа, провел параллель между страшным временем, которое переживают герои Абрамова, и кризисами, которые люди преодолевают сегодня.

– Я думаю, что это вдохновляющая история, потому что уверен: мы все это переживем, и сегодняшняя премьера об этом нам расскажет, – подчеркнул он. – Этот спектакль мы также посвящаем 75-летию Великой Победы, которое страна будет праздновать в этом году. И я думаю, мероприятия в честь этого юбилея состоятся, несмотря ни на что, как и наша сегодняшняя премьера.

«Пряслины. Две зимы и три лета» поставил главный режиссер Калужского областного драмтеатра Владимир Хрущев. Уместить абрамовский эпос в формат спектакля было непросто, но история сложилась благодаря нужным акцентам: на первый план выходят личные связи – любовные, дружеские, семейные. По словам режиссера, наиболее интересными ему видятся отношения молодых ребят – Егорши, Михаила и Лизы Пряслиных, которые и стали центральными героями постановки. Они существуют вне рамок времени и пространства, а обстоятельства, в которые поместила их жизнь: сельский быт, послевоенная разруха, работа от зари до зари, – лишь обрамление.

Однако этот второй план, воплощенный в музыке, сценографии, северном слове, тоже звучит громко. Здесь и болевые абрамовские темы: тяжкий неоплачиваемый труд крестьян, конфискация имущества, вдовство и сиротство, попытки отыскать справедливость, разбивающиеся о политику партии… И образ северной деревни, лаконично оформленный на сцене, но оттого не менее вместительный: первый венец сруба и кружевное полотно. В дырах – порванное или сожженное, как и жизнь деревенских жителей, изувеченная войной. Оно предстает то в роли крыши дома, то неба, то оборачивается экраном в сельском киноклубе, и на фоне финального кадра фильма со словом «конец» разворачивается монолог уполномоченного Ганичева – об увеличении налогов для более стремительного движения к коммунизму и о том, что война для северян не закончилась: «Полстраны лежит в руинах. Каким лесом ее отстраивать, каким мясом кормить?!».

Пожалуй, главной находкой, которую режиссер привнес в спектакль, стал образ сказительницы. Ее роль исполнила Софья Сыроватская, специалист по поморской говоре. Софья Николаевна появляется на сцене лишь дважды – в начале и в конце спектакля, но без ее монологов – о морозах и северной весне, напоминающей «отощалую, измотанную бабу, которая еле-еле пробиралась через кромешную чащу лесов», силе белых ночей и сенокосной страде – неповторимая атмосфера пинежского мира, созданного Абрамовым, не сложилась бы. Тот случай, когда слово оставляет на теле след из мурашек.

Зрители, присоединившиеся к онлайн-трансляциям премьеры, оказались щедрыми на комментарии – благодарили театр за способность всегда быть на связи, за возможность подумать о любви, семье и вере, за сохранение самобытности и современное звучание тем.

– Понятно, что смотреть в реале спектакль, особенно премьеру, особенно спектакль по произведению Федора Абрамова было бы интереснее.

Очень боялась, что не будет того посыла энергии, который я чувствую, когда смотрю спектакли вживую. Но случилось чудо, и волшебство театра  вошло ко мне в дом, – поделилась с нами зрительница Ирина Гузенко. – Я наслаждалась песнями, говором Пинежья, я чувствовала спектакль каждой клеточкой. И вспоминала свою бабушку Паню и дедушку Митю, их редкие рассказы о том тяжелом времени. Тронули костюмы, они были очень правильными и полностью соответствовали героям. Тут и говор пинежский, и наши северные слова – все очень органично. Жизненно. И новое узнала. Заставляет думать – я это люблю в любых спектаклях. С удовольствием схожу и на прьемьеру, чтобы поблагодарить наших актеров и режиссера апплодисмениами и подарить цветы.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра:  Бармалейство – это болезнь: в Архангельском драматическом премьера спектакля «Доктор Айболит»
Пресс-служба театра: Кит плывёт, волки бегут: последние штрихи видеоконтента для «Доктора Айболита»
«Регион 29»: Дискотека 1980-х: в архангельском драмтеатре играют футуристическую сказку «Доктор Айболит»
«Архангельск - город воинской славы»: https://arhdrama.culture29.ru/news/2493/?bitrix_include_areas=Y 

Премьера спектакля состоялась 22 декабря 2019 г.

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художники мультимедиа - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Балетмейстер - Ольга Мурашова
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Художник по свету - Михаил Юданов
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее
6+

Чтение французских сказок для детей 
Режиссёр —  Андрей Гогун

Французские народные сказки в прочтении Константина Феофилова.

Иногда для того чтобы рассказать историю, нужно просто рассказать историю. Хороший рассказчик — сам по себе интереснее, глубже и объемнее любых декораций, светового и музыкального дизайна и спецэффектов. Константин Феофилов поведает детям и взрослым две французские сказки про драконов. Этот простой пересказ, как нам кажется — стоит больше, чем многие нашумевшие блокбастеры и раскрученные бестселлеры. Истории эти о борьбе людей с чудовищами — но насколько же разными и неожиданными оказываются и способы этой борьбы и её результаты.

«Маленьких зрителей ждет не только сама читка текста сказки, но и небольшая театрализация, сценический образ, атрибуты. При этом текст все же первичен, мы хотим этим проектом научить детей воспринимать на слух большие объемы повествования, чего сейчас, как мне кажется, дети часто лишены из-за засилья визуальных образов. Мы сознательно выбирали сказки народов мира, чтобы расширить кругозор детей, показать пласт мировой культуры. С этим материалом мы обычно сталкиваемся только во взрослом возрасте, поэтому планируем на читках делать и введение, этакий ликбез о той или иной стране и культуре», — рассказал  режиссер Андрей Гогун.

«Сказки в избе» —  это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки. Поэтому предусмотрено всего 20 детских мест. Стоимость билета — на одного взрослого и одного ребенка (один билет на двоих) — 100 рублей.

Подробнее
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее