Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Рецензия на спектакль "Тараканы". Вячеслав Герасимчук

26.03.20
Вячеслав Герасимчук:

На днях в Фейсбуке меня упрекали в излишней доброте к увиденным спектаклям, чуть ли не проплаченности, ну или в какой-то другой заинтересованности. А в Инстаграм, наоборот, говорят, что скотина я редкостная, заплевал своим ядом уже весь экран ноутбука, а главное – камеру, через которую на меня смотрит генерал-майор ФСБ. Пользуясь случаем, передаю привет Олегу Николаевичу и его коллегам, вынужденным нести бремя слежки в это непростое для всех нас время. А между тем, в обеих соцсетях я выкладываю одинаковые тексты. Отсюда вопрос в студию – почему доброта инстаграмных див до сих пор не сбила корону с коронавируса?

Сегодня у меня есть приятный повод напомнить одним, как они правы в своих утверждениях на мой счёт, а другим – как они ошибаются. Да, мне наконец-то понравился спектакль, привезённый в Москву в рамках внеконкурсного «Детского уикенда» фестиваля «Золотая маска». Но написать об этом мне было не с руки уже больше недели.

Постановка архангельского Театра драмы «Тараканы» лично у меня нашла поразительные переклички с фильмом «Паразиты» корейского режиссёра По Чжун Хо, которым после Оскара все уже успели восхититься, а я только-только посмотрел. Нахваливать, когда все нахваливают, - дело неблагодарное. И всё же скажу, что фильм произвёл на меня очень сильное впечатление.

Какое-то время после просмотра мне даже говорить не хотелось: так люди похожи на насекомых, но не в их умении приспосабливаться (что на поверхности), а скорее, в том, что многие из нас (это я, скорее, о себе) живём банальными инстинктами, не просчитывая будущее даже на 5 шагов вперёд. Увидели ближайшую цель, сделали пару телодвижений в сторону мечты, а потом распластались на казённом диване у телевизора с бутылкой виски, пока тапок судьбы не прихлопнет нас вместе со всеми нашими жалкими представлениями о прекрасном.

Спектакль «Тараканы» сюжетно, конечно, гораздо проще, чем «Паразиты». Но в этой простоте открывается новый взгляд на знакомую нам жизнь. История рассказывается от лица главного героя – советского мальчика Лёши, живущего в квартире с тараканами и родителями, у которых свои тараканы. Причем самые жирные – у отца.

Герой Сергея Чуркина (папа Лёши) вечно пребывает в мире иллюзий о собственной исключительности. Для него есть книги, отпуск в Москве с посещением театров, а бытовые невзгоды он воспринимает как нечто от него не зависящее, как проблемы более приземлённых людей, вроде, его жены. И это нечто материализуется в знакомый и понятный образ тараканов, которыми были заполнены дома и коммунальные квартиры, которые существовали всегда где-то рядом с советскими людьми.

Как и в «Паразитах» показаны две семьи, которые серьёзно отличаются по достатку, но это лишь очень внешний признак. Главное их отличие как раз в тараканах головного мозга. И самой показательной становится сцена встречи двух пап. Пока один постоянно жалуется, второй шутит, балагурит и старается поощрять дружбу своего сына Славки с Лёшей. Но это поведение и материальное благополучие дяди Саши для «папы» становится почти невыносимым. Уже дома он называет соседей мещанами, для которых материальные ценности как будто заменили духовные.

В этих условиях главный герой спектакля – мальчик Лёша – обретает себе верных друзей в лице то ли выдуманных, то ли волшебных тараканов, с которыми он ведёт задушевные беседы о китах, которые ходили по земле миллионы лет назад. Семейство насекомых кажется герою близким и понятным (некая проекция на его собственную семью), но при этом от него он постоянно испытывает какие-то проблемы. То приходится оправдываться перед матерью за банку с тараканами под кроватью, то отданные другу Славке на передержку насекомые разбегаются, обрывая дружбу двух семей.

Один из героев фильма «Паразиты» саркастично повторял высокопарную фразу «Здесь очень много символизма». И он не подозревал, что (по иронии режиссёра) его ирония безосновательно. В фильме действительно многие детали становятся какими-то судьбоносными символами. От камня, приносящего благополучие в семью, до опрыскивание их подпольной квартиры средством от насекомых.

Тоже самое можно сказать и про спектакль. Здесь очень много символизма. Он заложен в сюжет уже на уровне пьесы Полины Бабушкиной. Разбегающиеся в квартире Славки тараканы и ссора двух пап – две параллельные истории, рассказывающие об одном и том же. Режиссёр Полина Золотовицкая эти параллели только усугубляет тем, что все три семьи: семью Лёши, семью Славки и семью тараканов – играют одни и те же артисты.

Финал спектакля неоднозначен. И в этом его прелесть. С одной стороны, папа Лёши вместе со всеми тараканами отчаливает в Москву, бросая семью на неопределённый срок. В тоже время у героев появляется какая-то надежда на светлое будущее без заморочек. Но, возможно, это та самая надежда, которой живут герои «Паразитов» в самом начале своего пути.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+

Сказка с 3D-эффектами (основная сцена)
Пьеса — П. Медведев 
Режиссёр — Андрей Тимошенко


Продолжительность - 1 час 25 минут (без антракта)


Необыкновенная история любви Ивана-Царевича и Василисы Премудрой, добрая и волшебная сказка на все времена с традиционным сюжетом и новыми технологиями.


На сцене оживает волшебный лес, а в зрительный зал летят пчёлки и бабочки, вокруг распускаются цветы и растут огромные мухоморы. 3D-эффекты в сочетании с необыкновенной игрой актёров труппы превратят обычную сказку в целый мир виртуальной реальности, где добрые герои обретут счастье, а злые и завистливые получат по заслугам.


Премьера состоялась 22 декабря 2015 года


Сценография — Андрей Тимошенко

Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Хореография — Валерий Архипов
Музыкальное сопровождение — Леонид Лещёв
Спектакль ведёт Юлия Сядей


Подробнее
12+
Комедия (основная сцена)
Пьеса — Ж.-Б. Мольер
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 2 часа 20 минут (с антрактом)

Комедия, которая поможет сбросить "финансовую серьёзность" и посмотреть на деньги шутя.  
Гарпагон, богач и настоящий скряга, любит деньги больше своей семьи и даже больше себя, так что прячет их от всех в шкатулке, зарытой в саду. 

Это одна из лучших пьес Мольера, одна из четырёх его «золотых» комедий, которая быстро сошла с афиш  — Франция в середине XVII века еще не была готова к такой «самокритике». Но её время пришло позже. В советские годы пьеса была поставлена как обличение чуждой буржуазной морали, а новая волна «скупых» хлынула в двухтысячные. Бесспорно, на фоне особой актуальности проблематики в эпоху власти денег. Теперь мы снова попробуем смеяться над собой.

СМИ о спектакле: 
Рзн. инфо: Архангельские актеры представили на рязанской сцене комедию Мольера

Премьера состоялась 22 ноября 2015 года. 

Сценография — Наталья Яковчик 
Хореограф — Никита Чурилов 
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Спектакль ведет Наталья Афонина
Подробнее
16+

Музыкальный концерт ансамбля Игоря Горькового и Татьяны Дорофеевой.

Песни о любви в разных жанрах на разных языках: русском, английском, итальянском в джазовых интерпретациях.

Подробнее