Рецензия на спектакль "Тараканы". Вячеслав Герасимчук
26.03.20
На днях в Фейсбуке меня упрекали в излишней доброте к увиденным спектаклям, чуть ли не проплаченности, ну или в какой-то другой заинтересованности. А в Инстаграм, наоборот, говорят, что скотина я редкостная, заплевал своим ядом уже весь экран ноутбука, а главное – камеру, через которую на меня смотрит генерал-майор ФСБ. Пользуясь случаем, передаю привет Олегу Николаевичу и его коллегам, вынужденным нести бремя слежки в это непростое для всех нас время. А между тем, в обеих соцсетях я выкладываю одинаковые тексты. Отсюда вопрос в студию – почему доброта инстаграмных див до сих пор не сбила корону с коронавируса?
⠀
Сегодня у меня есть приятный повод напомнить одним, как они правы в своих утверждениях на мой счёт, а другим – как они ошибаются. Да, мне наконец-то понравился спектакль, привезённый в Москву в рамках внеконкурсного «Детского уикенда» фестиваля «Золотая маска». Но написать об этом мне было не с руки уже больше недели.
⠀
Постановка архангельского Театра драмы «Тараканы» лично у меня нашла поразительные переклички с фильмом «Паразиты» корейского режиссёра По Чжун Хо, которым после Оскара все уже успели восхититься, а я только-только посмотрел. Нахваливать, когда все нахваливают, - дело неблагодарное. И всё же скажу, что фильм произвёл на меня очень сильное впечатление.
⠀
Какое-то время после просмотра мне даже говорить не хотелось: так люди похожи на насекомых, но не в их умении приспосабливаться (что на поверхности), а скорее, в том, что многие из нас (это я, скорее, о себе) живём банальными инстинктами, не просчитывая будущее даже на 5 шагов вперёд. Увидели ближайшую цель, сделали пару телодвижений в сторону мечты, а потом распластались на казённом диване у телевизора с бутылкой виски, пока тапок судьбы не прихлопнет нас вместе со всеми нашими жалкими представлениями о прекрасном.
⠀
Спектакль «Тараканы» сюжетно, конечно, гораздо проще, чем «Паразиты». Но в этой простоте открывается новый взгляд на знакомую нам жизнь. История рассказывается от лица главного героя – советского мальчика Лёши, живущего в квартире с тараканами и родителями, у которых свои тараканы. Причем самые жирные – у отца.
⠀
Герой Сергея Чуркина (папа Лёши) вечно пребывает в мире иллюзий о собственной исключительности. Для него есть книги, отпуск в Москве с посещением театров, а бытовые невзгоды он воспринимает как нечто от него не зависящее, как проблемы более приземлённых людей, вроде, его жены. И это нечто материализуется в знакомый и понятный образ тараканов, которыми были заполнены дома и коммунальные квартиры, которые существовали всегда где-то рядом с советскими людьми.
⠀
Как и в «Паразитах» показаны две семьи, которые серьёзно отличаются по достатку, но это лишь очень внешний признак. Главное их отличие как раз в тараканах головного мозга. И самой показательной становится сцена встречи двух пап. Пока один постоянно жалуется, второй шутит, балагурит и старается поощрять дружбу своего сына Славки с Лёшей. Но это поведение и материальное благополучие дяди Саши для «папы» становится почти невыносимым. Уже дома он называет соседей мещанами, для которых материальные ценности как будто заменили духовные.
⠀
В этих условиях главный герой спектакля – мальчик Лёша – обретает себе верных друзей в лице то ли выдуманных, то ли волшебных тараканов, с которыми он ведёт задушевные беседы о китах, которые ходили по земле миллионы лет назад. Семейство насекомых кажется герою близким и понятным (некая проекция на его собственную семью), но при этом от него он постоянно испытывает какие-то проблемы. То приходится оправдываться перед матерью за банку с тараканами под кроватью, то отданные другу Славке на передержку насекомые разбегаются, обрывая дружбу двух семей.
Один из героев фильма «Паразиты» саркастично повторял высокопарную фразу «Здесь очень много символизма». И он не подозревал, что (по иронии режиссёра) его ирония безосновательно. В фильме действительно многие детали становятся какими-то судьбоносными символами. От камня, приносящего благополучие в семью, до опрыскивание их подпольной квартиры средством от насекомых.
⠀
Тоже самое можно сказать и про спектакль. Здесь очень много символизма. Он заложен в сюжет уже на уровне пьесы Полины Бабушкиной. Разбегающиеся в квартире Славки тараканы и ссора двух пап – две параллельные истории, рассказывающие об одном и том же. Режиссёр Полина Золотовицкая эти параллели только усугубляет тем, что все три семьи: семью Лёши, семью Славки и семью тараканов – играют одни и те же артисты.
⠀
Финал спектакля неоднозначен. И в этом его прелесть. С одной стороны, папа Лёши вместе со всеми тараканами отчаливает в Москву, бросая семью на неопределённый срок. В тоже время у героев появляется какая-то надежда на светлое будущее без заморочек. Но, возможно, это та самая надежда, которой живут герои «Паразитов» в самом начале своего пути.