Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Рецензия на спектакль "Тараканы". Вячеслав Герасимчук

26.03.20
Вячеслав Герасимчук:

На днях в Фейсбуке меня упрекали в излишней доброте к увиденным спектаклям, чуть ли не проплаченности, ну или в какой-то другой заинтересованности. А в Инстаграм, наоборот, говорят, что скотина я редкостная, заплевал своим ядом уже весь экран ноутбука, а главное – камеру, через которую на меня смотрит генерал-майор ФСБ. Пользуясь случаем, передаю привет Олегу Николаевичу и его коллегам, вынужденным нести бремя слежки в это непростое для всех нас время. А между тем, в обеих соцсетях я выкладываю одинаковые тексты. Отсюда вопрос в студию – почему доброта инстаграмных див до сих пор не сбила корону с коронавируса?

Сегодня у меня есть приятный повод напомнить одним, как они правы в своих утверждениях на мой счёт, а другим – как они ошибаются. Да, мне наконец-то понравился спектакль, привезённый в Москву в рамках внеконкурсного «Детского уикенда» фестиваля «Золотая маска». Но написать об этом мне было не с руки уже больше недели.

Постановка архангельского Театра драмы «Тараканы» лично у меня нашла поразительные переклички с фильмом «Паразиты» корейского режиссёра По Чжун Хо, которым после Оскара все уже успели восхититься, а я только-только посмотрел. Нахваливать, когда все нахваливают, - дело неблагодарное. И всё же скажу, что фильм произвёл на меня очень сильное впечатление.

Какое-то время после просмотра мне даже говорить не хотелось: так люди похожи на насекомых, но не в их умении приспосабливаться (что на поверхности), а скорее, в том, что многие из нас (это я, скорее, о себе) живём банальными инстинктами, не просчитывая будущее даже на 5 шагов вперёд. Увидели ближайшую цель, сделали пару телодвижений в сторону мечты, а потом распластались на казённом диване у телевизора с бутылкой виски, пока тапок судьбы не прихлопнет нас вместе со всеми нашими жалкими представлениями о прекрасном.

Спектакль «Тараканы» сюжетно, конечно, гораздо проще, чем «Паразиты». Но в этой простоте открывается новый взгляд на знакомую нам жизнь. История рассказывается от лица главного героя – советского мальчика Лёши, живущего в квартире с тараканами и родителями, у которых свои тараканы. Причем самые жирные – у отца.

Герой Сергея Чуркина (папа Лёши) вечно пребывает в мире иллюзий о собственной исключительности. Для него есть книги, отпуск в Москве с посещением театров, а бытовые невзгоды он воспринимает как нечто от него не зависящее, как проблемы более приземлённых людей, вроде, его жены. И это нечто материализуется в знакомый и понятный образ тараканов, которыми были заполнены дома и коммунальные квартиры, которые существовали всегда где-то рядом с советскими людьми.

Как и в «Паразитах» показаны две семьи, которые серьёзно отличаются по достатку, но это лишь очень внешний признак. Главное их отличие как раз в тараканах головного мозга. И самой показательной становится сцена встречи двух пап. Пока один постоянно жалуется, второй шутит, балагурит и старается поощрять дружбу своего сына Славки с Лёшей. Но это поведение и материальное благополучие дяди Саши для «папы» становится почти невыносимым. Уже дома он называет соседей мещанами, для которых материальные ценности как будто заменили духовные.

В этих условиях главный герой спектакля – мальчик Лёша – обретает себе верных друзей в лице то ли выдуманных, то ли волшебных тараканов, с которыми он ведёт задушевные беседы о китах, которые ходили по земле миллионы лет назад. Семейство насекомых кажется герою близким и понятным (некая проекция на его собственную семью), но при этом от него он постоянно испытывает какие-то проблемы. То приходится оправдываться перед матерью за банку с тараканами под кроватью, то отданные другу Славке на передержку насекомые разбегаются, обрывая дружбу двух семей.

Один из героев фильма «Паразиты» саркастично повторял высокопарную фразу «Здесь очень много символизма». И он не подозревал, что (по иронии режиссёра) его ирония безосновательно. В фильме действительно многие детали становятся какими-то судьбоносными символами. От камня, приносящего благополучие в семью, до опрыскивание их подпольной квартиры средством от насекомых.

Тоже самое можно сказать и про спектакль. Здесь очень много символизма. Он заложен в сюжет уже на уровне пьесы Полины Бабушкиной. Разбегающиеся в квартире Славки тараканы и ссора двух пап – две параллельные истории, рассказывающие об одном и том же. Режиссёр Полина Золотовицкая эти параллели только усугубляет тем, что все три семьи: семью Лёши, семью Славки и семью тараканов – играют одни и те же артисты.

Финал спектакля неоднозначен. И в этом его прелесть. С одной стороны, папа Лёши вместе со всеми тараканами отчаливает в Москву, бросая семью на неопределённый срок. В тоже время у героев появляется какая-то надежда на светлое будущее без заморочек. Но, возможно, это та самая надежда, которой живут герои «Паразитов» в самом начале своего пути.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
12+
  • Премьера необычного спектакля в стиле alive classic word — живого классического слова — состоялась в рамках проекта «ДрамАрт».
  • Наталия Латухина, Мария Новикова и Александр Субботин создали полноценный камерный литературоцентричный спектакль, основанный на самой таинственной повести Александра Пушкина. При этом, им удалось, сохранив драматизм и накал страстей, уложить текст оригинала в предельно динамичную, часовую форму.
  • Наталия Латухина взяла на себя роль графини, Новикова — её воспитанницы Лизаветы Ивановны, а Германа, естественно, — Александр Субботин. Примечательно, что актёры читали не только свои реплики, но и авторский текст. Эти ремарки в их устах тоже обретали окраску характера, который они воплощали: так простые описания и повествовательные элементы они превратили в неотъемлемые части внутренних монологов своих персонажей.
*Лучший спектакль Международного театрального фестиваля «Рождественский парад» в Санкт-Петербурге (2022 г.)

СМИ о спектакле
Пресс-служба театра - «Пиковая дама»: спектакль в стиле alive classic word на сцене Архдрамы
Регион 29 - Актёры архангельского драмтеатра вызвали «Пиковую даму» в усадебный дом Плотниковой
Пресс-служба театра - "Снова лучшие на «Рождественском параде» в Санкт-Петербурге"

Подробнее
6+
Приглашаем на экскурсию в Театр.

Для тех, кто хочет пройтись по закрытым для зрителей коридорам, заглянуть в гримёрки, костюмерные, оказаться по ту сторону занавеса и прикоснуться к настоящему таинству. Завершится экскурсия обсуждением увиденного и разговорами о театре за чашечкой чая.

Проводит экскурсию директор театра - Самодов Сергей Александрович.

Экскурсия будет интересна как для маленьких театралов (6+), так и для взрослых зрителей, туристов и гостей Архангельска.
Подробнее
16+
Трагедия (основная сцена)
У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 2 часа 45 минут (с одним антрактом)

- «Гамлет» - это испытание на зрелость для меня, труппы, производственных цехов и даже для дирекции. Постановка этой трагедии - вершина, на которую мы замахнулись. И от неё захватывает дух. Это вдохновляет так же, как горы, как лёд, как ветер! - говорит режиссёр спектакля Андрей Тимошенко.

По словам режиссёра, «Гамлет» - спектакль для мыслителей. Зритель должен быть готов к обмену энергиями, к переменам внутри себя. Несмотря на грандиозность сценографии, эта постановка не для тех, кто идёт за зрелищностью, а для тех, кто действительно захочет понять, о чём Шекспир и о чём мы.

«…И помимо содержания, соблюдая основные законы театра: «о чем?» и «ради чего?» мы рассказываем эту историю детям, - это должно быть еще и ярко, красочно. Например, «Гамлет» Архангельского театра драмы – великолепная постановка, это классика, которая вечна и всегда современна. И в то же время это интересно, зрелищно», - н.а. РФ Сергей Безруков.

*Лауреат III Международного Большого детского фестиваля. Спецприз художественного руководителя фестиваля Сергея Безрукова (2020 г.)


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра о репетициях фехтования
Пресс-служба театра о создании костюмов
Пресс-служба театра о хореографии и пластических рисунках в спектакле
«Регион 29»: интервью с исполнительницами роли Офелии
«Регион 29»: интервью с исполнителем роли Гамлета
«Правда Севера»: «Век вывихнут...»
«Регион 29»: Брызги, убийство Офелии и теории заговора: «Гамлет» архангельского драмтеатра раскрыл тайны датского заговора
Журнал «Театр»: Мария Францева об Архдраме и «Гамлете» Андрея Тимошенко
«Петербургский театральный журнал»: ЕСТЬ МНОГОЕ НА СВЕТЕ, ДРУГ ГОРАЦИО: ТЫ, ИНТРИГАН, ОФЕЛИЮ УТОПИЛ…
Журнал «PLUS»: Иван Братушев: Я получил эту роль
ИД «Северная неделя»: Архангельский «Гамлет». Премьера в областном театре драмы

Сценограф - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Композитор - Олег Щукин
Балетмейстер - Алишер Хасанов
Сценический бой - Владимир Гончаров
Художник по свету - Ольга Раввич
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Премьера состоялась 28 сентября 2019 года

Подробнее