Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Рецензия на спектакль "Тараканы". Вячеслав Герасимчук

26.03.20
Вячеслав Герасимчук:

На днях в Фейсбуке меня упрекали в излишней доброте к увиденным спектаклям, чуть ли не проплаченности, ну или в какой-то другой заинтересованности. А в Инстаграм, наоборот, говорят, что скотина я редкостная, заплевал своим ядом уже весь экран ноутбука, а главное – камеру, через которую на меня смотрит генерал-майор ФСБ. Пользуясь случаем, передаю привет Олегу Николаевичу и его коллегам, вынужденным нести бремя слежки в это непростое для всех нас время. А между тем, в обеих соцсетях я выкладываю одинаковые тексты. Отсюда вопрос в студию – почему доброта инстаграмных див до сих пор не сбила корону с коронавируса?

Сегодня у меня есть приятный повод напомнить одним, как они правы в своих утверждениях на мой счёт, а другим – как они ошибаются. Да, мне наконец-то понравился спектакль, привезённый в Москву в рамках внеконкурсного «Детского уикенда» фестиваля «Золотая маска». Но написать об этом мне было не с руки уже больше недели.

Постановка архангельского Театра драмы «Тараканы» лично у меня нашла поразительные переклички с фильмом «Паразиты» корейского режиссёра По Чжун Хо, которым после Оскара все уже успели восхититься, а я только-только посмотрел. Нахваливать, когда все нахваливают, - дело неблагодарное. И всё же скажу, что фильм произвёл на меня очень сильное впечатление.

Какое-то время после просмотра мне даже говорить не хотелось: так люди похожи на насекомых, но не в их умении приспосабливаться (что на поверхности), а скорее, в том, что многие из нас (это я, скорее, о себе) живём банальными инстинктами, не просчитывая будущее даже на 5 шагов вперёд. Увидели ближайшую цель, сделали пару телодвижений в сторону мечты, а потом распластались на казённом диване у телевизора с бутылкой виски, пока тапок судьбы не прихлопнет нас вместе со всеми нашими жалкими представлениями о прекрасном.

Спектакль «Тараканы» сюжетно, конечно, гораздо проще, чем «Паразиты». Но в этой простоте открывается новый взгляд на знакомую нам жизнь. История рассказывается от лица главного героя – советского мальчика Лёши, живущего в квартире с тараканами и родителями, у которых свои тараканы. Причем самые жирные – у отца.

Герой Сергея Чуркина (папа Лёши) вечно пребывает в мире иллюзий о собственной исключительности. Для него есть книги, отпуск в Москве с посещением театров, а бытовые невзгоды он воспринимает как нечто от него не зависящее, как проблемы более приземлённых людей, вроде, его жены. И это нечто материализуется в знакомый и понятный образ тараканов, которыми были заполнены дома и коммунальные квартиры, которые существовали всегда где-то рядом с советскими людьми.

Как и в «Паразитах» показаны две семьи, которые серьёзно отличаются по достатку, но это лишь очень внешний признак. Главное их отличие как раз в тараканах головного мозга. И самой показательной становится сцена встречи двух пап. Пока один постоянно жалуется, второй шутит, балагурит и старается поощрять дружбу своего сына Славки с Лёшей. Но это поведение и материальное благополучие дяди Саши для «папы» становится почти невыносимым. Уже дома он называет соседей мещанами, для которых материальные ценности как будто заменили духовные.

В этих условиях главный герой спектакля – мальчик Лёша – обретает себе верных друзей в лице то ли выдуманных, то ли волшебных тараканов, с которыми он ведёт задушевные беседы о китах, которые ходили по земле миллионы лет назад. Семейство насекомых кажется герою близким и понятным (некая проекция на его собственную семью), но при этом от него он постоянно испытывает какие-то проблемы. То приходится оправдываться перед матерью за банку с тараканами под кроватью, то отданные другу Славке на передержку насекомые разбегаются, обрывая дружбу двух семей.

Один из героев фильма «Паразиты» саркастично повторял высокопарную фразу «Здесь очень много символизма». И он не подозревал, что (по иронии режиссёра) его ирония безосновательно. В фильме действительно многие детали становятся какими-то судьбоносными символами. От камня, приносящего благополучие в семью, до опрыскивание их подпольной квартиры средством от насекомых.

Тоже самое можно сказать и про спектакль. Здесь очень много символизма. Он заложен в сюжет уже на уровне пьесы Полины Бабушкиной. Разбегающиеся в квартире Славки тараканы и ссора двух пап – две параллельные истории, рассказывающие об одном и том же. Режиссёр Полина Золотовицкая эти параллели только усугубляет тем, что все три семьи: семью Лёши, семью Славки и семью тараканов – играют одни и те же артисты.

Финал спектакля неоднозначен. И в этом его прелесть. С одной стороны, папа Лёши вместе со всеми тараканами отчаливает в Москву, бросая семью на неопределённый срок. В тоже время у героев появляется какая-то надежда на светлое будущее без заморочек. Но, возможно, это та самая надежда, которой живут герои «Паразитов» в самом начале своего пути.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля станет известна ближе к премьере.

«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. Первая репетиция спектакля уже состоялась, в спектакле занята вся труппа, мы распределили основные роли, отмечу, что исполнитель главной роли — Дмитрий Беляков, в роли Лары — Нина Няникова.  В спектакле будем активно использовать приёмы игрового театра, которые в этом сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина», когда артист играл по несколько ролей мастерски перевоплощаясь», - анонсировал премьеру режиссёр Андрей Тимошенко.

Подробнее
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.


В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее