Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Рецензия на спектакль "Тараканы". Вячеслав Герасимчук

26.03.20
Вячеслав Герасимчук:

На днях в Фейсбуке меня упрекали в излишней доброте к увиденным спектаклям, чуть ли не проплаченности, ну или в какой-то другой заинтересованности. А в Инстаграм, наоборот, говорят, что скотина я редкостная, заплевал своим ядом уже весь экран ноутбука, а главное – камеру, через которую на меня смотрит генерал-майор ФСБ. Пользуясь случаем, передаю привет Олегу Николаевичу и его коллегам, вынужденным нести бремя слежки в это непростое для всех нас время. А между тем, в обеих соцсетях я выкладываю одинаковые тексты. Отсюда вопрос в студию – почему доброта инстаграмных див до сих пор не сбила корону с коронавируса?

Сегодня у меня есть приятный повод напомнить одним, как они правы в своих утверждениях на мой счёт, а другим – как они ошибаются. Да, мне наконец-то понравился спектакль, привезённый в Москву в рамках внеконкурсного «Детского уикенда» фестиваля «Золотая маска». Но написать об этом мне было не с руки уже больше недели.

Постановка архангельского Театра драмы «Тараканы» лично у меня нашла поразительные переклички с фильмом «Паразиты» корейского режиссёра По Чжун Хо, которым после Оскара все уже успели восхититься, а я только-только посмотрел. Нахваливать, когда все нахваливают, - дело неблагодарное. И всё же скажу, что фильм произвёл на меня очень сильное впечатление.

Какое-то время после просмотра мне даже говорить не хотелось: так люди похожи на насекомых, но не в их умении приспосабливаться (что на поверхности), а скорее, в том, что многие из нас (это я, скорее, о себе) живём банальными инстинктами, не просчитывая будущее даже на 5 шагов вперёд. Увидели ближайшую цель, сделали пару телодвижений в сторону мечты, а потом распластались на казённом диване у телевизора с бутылкой виски, пока тапок судьбы не прихлопнет нас вместе со всеми нашими жалкими представлениями о прекрасном.

Спектакль «Тараканы» сюжетно, конечно, гораздо проще, чем «Паразиты». Но в этой простоте открывается новый взгляд на знакомую нам жизнь. История рассказывается от лица главного героя – советского мальчика Лёши, живущего в квартире с тараканами и родителями, у которых свои тараканы. Причем самые жирные – у отца.

Герой Сергея Чуркина (папа Лёши) вечно пребывает в мире иллюзий о собственной исключительности. Для него есть книги, отпуск в Москве с посещением театров, а бытовые невзгоды он воспринимает как нечто от него не зависящее, как проблемы более приземлённых людей, вроде, его жены. И это нечто материализуется в знакомый и понятный образ тараканов, которыми были заполнены дома и коммунальные квартиры, которые существовали всегда где-то рядом с советскими людьми.

Как и в «Паразитах» показаны две семьи, которые серьёзно отличаются по достатку, но это лишь очень внешний признак. Главное их отличие как раз в тараканах головного мозга. И самой показательной становится сцена встречи двух пап. Пока один постоянно жалуется, второй шутит, балагурит и старается поощрять дружбу своего сына Славки с Лёшей. Но это поведение и материальное благополучие дяди Саши для «папы» становится почти невыносимым. Уже дома он называет соседей мещанами, для которых материальные ценности как будто заменили духовные.

В этих условиях главный герой спектакля – мальчик Лёша – обретает себе верных друзей в лице то ли выдуманных, то ли волшебных тараканов, с которыми он ведёт задушевные беседы о китах, которые ходили по земле миллионы лет назад. Семейство насекомых кажется герою близким и понятным (некая проекция на его собственную семью), но при этом от него он постоянно испытывает какие-то проблемы. То приходится оправдываться перед матерью за банку с тараканами под кроватью, то отданные другу Славке на передержку насекомые разбегаются, обрывая дружбу двух семей.

Один из героев фильма «Паразиты» саркастично повторял высокопарную фразу «Здесь очень много символизма». И он не подозревал, что (по иронии режиссёра) его ирония безосновательно. В фильме действительно многие детали становятся какими-то судьбоносными символами. От камня, приносящего благополучие в семью, до опрыскивание их подпольной квартиры средством от насекомых.

Тоже самое можно сказать и про спектакль. Здесь очень много символизма. Он заложен в сюжет уже на уровне пьесы Полины Бабушкиной. Разбегающиеся в квартире Славки тараканы и ссора двух пап – две параллельные истории, рассказывающие об одном и том же. Режиссёр Полина Золотовицкая эти параллели только усугубляет тем, что все три семьи: семью Лёши, семью Славки и семью тараканов – играют одни и те же артисты.

Финал спектакля неоднозначен. И в этом его прелесть. С одной стороны, папа Лёши вместе со всеми тараканами отчаливает в Москву, бросая семью на неопределённый срок. В тоже время у героев появляется какая-то надежда на светлое будущее без заморочек. Но, возможно, это та самая надежда, которой живут герои «Паразитов» в самом начале своего пути.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+
Государственный театр танца «Казаки России»
Художественный руководитель и главный балетмейстер - народный артист Российской Федерации Леонид Петрович Милованов
Музыкальный руководитель - Юрий Беляев
Балетмейстер-постановщик - Екатерина Милованова
Балетмейстер-репетитор - заслуженный артист Российской Федерации Максут Кубанов
Руководитель вокальной группы - заслуженная артистка Российской Федерации Галина Милованова
Солисты: Екатерина Голованова, Зульфия Валиулина, Евгения Демина, Максим Кирьянов,
лауреат Международных конкурсов Максим Рихтер

Концертная программа «Мы из Липецка», 6+
Программу театра танца «Казаки России» можно назвать энциклопедией казачьей жизни, выраженной в эффектной сценической форме, в нарядных ярких костюмах, задорных песнях и неудержимых плясках, представляющих традиции и наследие многочисленных «казачьих» регионов России – от реки Дон и Черного моря до Сибири и Дальнего Востока. Наряду с традиционно казачьими танцами, ставшими «визитной карточкой» театра танца, «Хоперцы», «Казачий пляс», «Черкесска», танцоры театра блестяще исполнят «Старинную Москву», «Улицу на улицу», «Радугу Победы» и знаменитую «Калинку». В программу вошли совершенно новые, специально подготовленные для исполнения авторские композиции «Я ехала домой», «Сынок Григорий», «Мчатся кони»,«Сухопляс».

Продолжительность программы: 1 час 40 минут

О коллективе:
Театр танца «Казаки России» был основан в Липецке в 1990 году народным артистом РФ, лауреатом Премии Правительства в области культуры Леонидом Петровичем Миловановым. В составе коллектива более 60 артистов различного жанра. Основу коллектива составляет балетная труппа. Вокальную группу по праву можно считать украшением театра танца, а камерный оркестр исполняет музыкальные произведения в традиционно народных и современных аранжировках. При поддержке Министерства культуры РФ коллективом воплощены в жизнь вокально-хореографические спектакли «Донская легенда» по мотивам романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», «Пугачевъ» по мотивам повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и «Казаки в Париже» (премьера состоялась в декабре 2021 года). «Казаки России» - единственный хореографический коллектив из России, принявший участие в праздничных шоу, посвященных празднованию Бриллиантового юбилея правления королевы Великобритании Елизаветы II в Виндзоре. Блистательные выступления в Риме, Мадриде, Бонне, Женеве в рамках перекрестных Годов России-Италии, России-Испании, России-Германии, России-Швейцарии получили звучный
отклик в политических кругах этих стран, формируя положительный культурный имидж России за рубежом. После успешных выступлений театра танца в 30 странах мира, таких как США, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Канада, Китай, КНДР, Оман, Португалия, Франция, Швеция, Норвегия, Швейцария, Польша, Румыния можно говорить о его безусловном признании на мировом уровне.

Справка:
Всероссийский гастрольно-концертный план Министерства культуры Российской Федерации Всероссийский гастрольно-концертный план Минкультуры России призван воссоздать единую гастрольную систему страны. План реализуется на всей территории России и включает две масштабные федеральные программы – «Большие гастроли» (гастроли театров) и «Мы – Россия» (гастроли национальных коллективов). Благодаря программам «Большие гастроли» и «Мы – Россия» зрители знакомятся с лучшими постановками российских и русских зарубежных театров, с концертными программами выдающихся отечественных коллективов. Спектакли и концерты предназначены для самой широкой аудитории – взрослой, семейной и детской, а география гастролей простирается от Калининграда до Камчатки, от Дербента до Чукотки. Всероссийский гастрольно-концертный план, включающий программы «Большие гастроли» и «Мы – Россия», расширяет рамки взаимодействия творческих коллективов страны; способствует формированию и объединению единого культурного пространства, привлечению новой зрительской аудитории на территории России и стран ближнего зарубежья.
Подробнее
12+
Трагическая комедия (основная сцена)
Режиссер - Петр Куртов

Премьера спектакля состоится 24 сентября 2022 г.

Сценография - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художник по свету - Р. Майоров
Композитор
 - А. Карасев
Балетмейстер - Александр Любашин
Хормейстер - Олег Щукин 

Спектакль ведёт Ирина Варенцова
Подробнее