Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Журнал «Театр»: Взросление как травма: программа «Детский Weekend»-2020 и ее оптика

08.05.20
Источник: http://oteatre.info/vzroslenie-kak-travma-programma-detskij-weekend-2020-i-ee-optika/?fbclid=IwAR1IH2K6C7feHFfaxc4aUyOM0V53YQ2Nicxh1yfLp72Kk_xlIgEhyIO1xNw
Автор: Елена Алдашева

Журнал ТЕАТР. – об офф-программе «Золотой Маски», которую успели показать перед самым началом карантина.

Офф-программа «Золотой Маски» «Детский Weekend», конечно, результат экспертного отбора – а значит, любые внутренние сюжеты в ней можно считать до некоторой степени «умышленными». Но из ниоткуда они взяться не могут, поэтому к каждому стоит отнестись как к определённому вектору. Или тренду.

В программе – разножанровые драматические спектакли, интерактив и современный танец, театр кукол, сторителлинг и даже работа любительского театра. Всего одиннадцать названий, причём из них только четыре адресованы детям (один спектакль «0+» и три «6+»). Для остальных целевая аудитория – подростки.

В абсолютном большинстве случаев подросток или, шире, школьник и становится главным героем этих спектаклей. При всей логичности хода (в самом деле, с кем логичнее идентифицировать себя зрителям-ровесникам?), буквально во всех случаях он задаёт гораздо менее предсказуемую оптику.

Что в ней нового или, по меньшей мере, небанального, можно понять по пяти спектаклям: «Тараканы» Полины Золотовицкой (архангельский Театр драмы), «Воин» Юлии Каландаришвили (новосибирский «Первый театр»), «Мой папа – Питер Пэн» Нади Кубайлат («Сатирикон»), «Wonder boy» Максима Соколова (Молодёжный театр Алтая) и «Три четверти» (Молодёжный народный театр «Игра» из Екатеринбурга). К этим «недетским» («Три четверти» даже маркированы «16+», а не «12+», как остальные) спектаклям примыкает вроде бы иначе и для другой аудитории придуманная сказка-притча «Обними меня покрепче», которую Елена Евстропова поставила в Ханты-Мансийском Театре кукол для зрителей «6+». Но о ней чуть позже.

Во всех случаях герой – ещё и рассказчик, причём эта установочно-нарративная составляющая заложена даже в пьесах. От повествовательности спектакли порой и страдают: в отличие от романа или сериала, очевидно, они не терпят неспешного течения будней. Ни в одном случае действие не происходит «здесь и сейчас» (хотя все тексты, лежащие в основе спектаклей, проходят по разряду современных). И очень важная как для зрителей, так и для создателей юмористическая составляющая, ирония как часть авторской интонации даже внутри трагического сюжета здесь оказывается на порядок важнее «сказочного». Более того, даже детские игры, которые где-то в буквальном смысле выносятся на сцену, уступают театральному игровому началу. Каждый раз – это стильный, визуально запоминающийся мир, существующий по собственным законам. Частью этих законов могут стать сновидения, воспоминания, фантазии: главный герой «Воина» ведёт разговор с без вести пропавшим на Чеченской войне старшим братом, в «Тараканах» поговорить с рассказчиком приходит целая семья заглавных героев, а героиня спектакля «Три четверти» «играет в подушку», придумывая романтические сцены с понравившимся мальчиком. Всё это материализуется на сцене, воображаемые герои участвуют в действии, но ни о какой «фантастике» тут речь не идёт. Место «сказки» в этих спектаклях занимает контекст времени, то самое отчётливое «не здесь и не сейчас»: в случае с «Wonder boy» действие происходит во всех смыслах по ту сторону океана, а во всех остальных – в конкретных реалиях российских 1990-х (конца 1980-х в случае с «Тараканами»). При желании почти так же можно прочитать и «Питера Пэна». Очевидно, дело не только в странной «моде» на этот отрезок недавнего прошлого и не в том, что родители сегодняшних подростков приметы того времени не могут не узнавать. Это ещё и время, которое живёт в активной памяти молодых художников, создававших спектакли, и которое, давая возможность для остранения, создания фантастического прошлого (а с театральной точки зрения – воссоздания быта и разного рода стилизации), помогает найти и точки соприкосновения с аудиторией в самих себе.

<...>

В «Тараканах» эпоха дана пунктиром, по касательной для главного героя: упоминания внешних примет времени для зрителя – отчасти «аттракцион», отчасти антураж. Рефлексия на тему большой истории, создающей ситуации, когда мама «забыла, как выглядит масло», папа-лектор клеймит мещанство, а тараканы становятся насущной проблемой, – остаётся для взрослых зрителей. При всей важности этот контекст, по сути, второстепенен: в центре – взгляд главного героя, ребёнка, который не только принимает окружающую действительность как данность, нечто само собой разумеющееся, но и не ищет причинно-следственных связей между внешним миром и семейным микроклиматом. Создатели здесь тоже обращаются с материей «эпохи» аккуратно, пытаясь создать ощущение пребывания в ней – состояния исторического «здесь и сейчас», когда большинство людей смотрит примерно тем же взглядом, что и главный герой. Неидеальные люди здесь превращаются в идеальных тараканов (у них – «усик за усик», дружба, благодарность, взаимовыручка, привязанность и, главное, понимание) открытым приёмом – шапочки, тёмные очки, чемоданчики в руках. Это очень игровой и очень актёрский спектакль – при всей камерности как пространства (диктующего определённые пределы театральности), так и самой истории (минимум персонажей, локаций, да и событий).

<...>

Родители во всех спектаклях – не только «продукт» времени, все они – если не личности с большой буквы, то как минимум индивидуальности (в «Тараканах», например, есть даже две семьи – четыре взрослых-родителя, очень непохожих). В этом, очевидно, и беда: каждый «подростковый» спектакль транслирует одну и ту же мысль из числа нетривиальных – родительское влияние определяет подростка, отношения родителей между собой, с социумом и миром отражаются на становлении ребёнка, даже если они его не замечают. Родительский эгоизм, безответственность, неспособность понять не только подростка, но и самих себя, часто оказываются важнее, чем форма, которую обретает диалог между «отцами и детьми».

<...>

Парадоксально, но все герои «подростковых» спектаклей, вопреки ожиданиям, не становятся воплощением протеста и бунта или даже само собой разумеющегося максимализма. Напротив, все они мучительно пытаются «встроить» себя в окружающий мир, искоренить в себе «другое» и «ненормальное», наладить мирные отношения, например, с родителями, чьих ожиданий, кажется, не оправдывают, или с одноклассниками, от которых отличаются, сами не понимая, чем. Отсутствие «протеста» в этих подростках настолько противоречит привычным шаблонам, что кажется почти смешным, – на самом деле, это превращение локального сюжета в универсальный. Применительно к подростку и театру это означает: взросление – не инициация, однократное событие, а долгий процесс, и происходит он не обязательно «через травму» – конкретный болезненный опыт. Оно само и есть травма.

<...>

...
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+
Рязанский государственный областной театр драмы
Сказка для детей и взрослых

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

Жил да был в одной деревне Кузьма. Была у него жена-красавица  и дочь-помощница. Жили они хорошо да дружно, пока не случилась с ними одна история …Стал вдруг Кузьма соседу завидовать – у того и сундуки полные, и дом новый. Стал завидовать да вздыхать горько. И тут  вдруг откуда ни возьмись, пришел к Кузьме старичок Ох, не простой старичок, волшебный, чудеса творить мастер. И началась у Кузьмы просто сказочная жизнь.

А чем дело кончилось, узнает тот, кто придет на сказку посмотреть и вместе с Кузьмой, Варварой и Феклушей на чудеса подивиться.



Автор: П.Высоцкий, И.Дмитриев 
Режисcёр: Арсений Кудря 
Художник-постановщик: Наталья Бокова 
Музыкальное оформление: Сергей Потапов 
Балетмейстер: Роман Горбачев

Подробнее
16+
Рязанский государственный областной театр драмы
Комедия в двух действиях

Продолжительность - 2 часа 30 минут (с антрактом)

Встречаясь по воскресеньям в парке, гуляя с детьми и внуками, женщины охотно делятся своим жизненным опытом, и положительным, и отрицательным. С учетом прожитых в браке лет, каждая готова поведать подругам проверенные рецепты сохранения личного счастья, либо способы, как это счастье обрести. В ходе обсуждения семейных проблем рождается история, в которую оказываются замешаны все героини этих встреч, их мужья и любовники. 

Автор: В.Азерников 
Режисcёр: Марина Есенина 
Художник-постановщик: Леонид Подосенов 
Музыкальное оформление: Сергей Потапов

Подробнее
18+
Рязанский государственный областной театр драмы
Трагедия

Продолжительность - 2 часа (без антракта)

XIX веке говорили, что Гёте «непокорный, насмешливый, презирающий мир гений», и это подтверждается неиссякаемым интересом к его известнейшему произведению.

Возникший на основе легенды XVI в. замысел «Фауста» несет вопрос о достоинстве и жизненной цели человека, о вере в его безграничные творческие возможности.


Сегодня Фауст - трагический герой, раздираемый внутренними противоречиями, конфликтом между религиозными вопросами и открывшимися человеку тайнами всех наук. Не уменьшая трагический размах истории Гёте, спектакль «Фауст» Дмитрия Акриша показывает современного человека, ежедневно искушаемого сегодняшним миром.


Соблазны, сомнения и тоска от пресыщенности - вот лик современного Мефистофеля, который может проявиться в каждом встреченном на улице человеке, прохожем или случайном собеседнике. Спектакль Дмитрия Акриша рассказывает о том, что Мефистофель не инфернальная внешняя сила, а внутренний конфликт в душе человека. Серьёзный разговор про одиночество человека, познавшего беспредельную пустоту человеческой жизни.


Автор: И.В. Гете 
Режисcёр: Дмитрий Акриш 
Художник-постановщик: видеохудожник Наталья Наумова 
Музыкальное оформление: Дмитрий Акриш 
Балетмейстер: Мария Сиукаева


Подробнее