Газета «Архангельск - город воинской славы»: Испанская классика с оранжевым настроением
Фото: Павел Кононов
Источник: http://xn--80aec1d.xn--p1ai/archives/26443
На сцене Архангельского театра драмы состоялась премьера спектакля «Собака на сене».
Бессмертную классику испанского драматурга Лопе де Веги переосмыслила режиссер-постановщик МХАТ имени М. Горького Рената Сотириади. Премьерный показ постановки с артистами Архангельского драмтеатра вызвал неподдельный зрительский интерес и прошел с аншлагом.
Ни себе, ни людям
Фраза «собака на сене» давно стала крылатой и прочно вошла в наш повседневный обиход как обозначение человеческой характеристики. Смысл поговорки становится понятен после знакомства с ее происхождением. Считается, мысль о «собаке и сене» впервые высказал древнегреческий баснописец Эзоп в своем произведении «Собака в яслях». Собака лежит на сене и своим агрессивным поведение не дает подойти к сену лошадям.

Фонтан на сцене и в зале
Зритель с первых минут попал в пространство харизматичной пьесы со множеством монологов, шуток, песен, танцев, сцен прощания и почти фарсовых объяснений в любви. Сюжет постановки разворачивался по сценарию классической пьесы. Молодая неаполитанская вдова Диана (Мария Новикова) влюбляется в своего секретаря Теодоро (Дмитрий Беляков). Ситуация усугубляется тем, что Теодоро симпатизирует служанке Марселе (Анна Рысенко): дело явно идет к свадьбе, но не тут-то было. Графиня начинает строить козни против несчастной простолюдинки и приближает к себе Теодоро, а потом отталкивает, понимая, что у него более низкий социальный статус. Тем самым Диана превращается в собаку на сене, которая будто сама не хочет быть счастливой и другим не дает.
Любопытно, что у графини есть комичные ухажеры – полуживой старичок граф Федерико (Александр Дубинин) и то ли шут, то ли клоун маркиз Риккардо (Александр Субботин). Хитроумный лакей Тристан (Иван Братушев) помогает Теодоро стать знатным, хоть и посредствам обмана, и воссоединяет бедняка и графиню.
Ритмичность постановке придали динамичные композиции с бесшабашными танцами в стилистике популярной композиции «Uno» фрик-рейв-группы Little Big. Правда, место всем известного «Пухляша» занял здесь прообраз Фредди Меркьюри, он же слуга графа Федерико (Константин Мокров). Многие композиции, использованные в постановке, поражали дерзостью, но в то же время оказались очень даже к месту, да еще и с современным звучанием.
Многие зрители оценили сценографию пьесы. Игра света и тени, бурлящий фонтан посреди сцены, испанские пятиструнные гитары и, конечно же, оранжевое настроение в виде целого ящика с апельсинами – чем не уголок Испании в северном Архангельске.

– Будем еще больше стремиться к легкости, к комедии, к дальнейшему развитию жанра. Зрители реагируют неплохо, первое волнение после первых показов схлынет, и дальше будет легче, спектакль полетит, – уверена Рената Сотириади.
Говорят, что комедии лечат и врачуют душу, рассеивают всяческие печали. Московскому режиссеру Ренате Сотириади усилиями актерского состава Архангельского драмтеатра удалось передать настроение пьесы – легкое и непосредственное, а значит, и сделать каждого зрителя немножечко счастливее.