Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«Регион 29»: Возвращение блудного сына, или джунгли навсегда: в архангельском театре драмы идёт спектакль-легенда о Маугли

28.12.20
Автор: Мария Атрощенко
Фото: Артём Келарев
Источник: https://region29.ru/2020/12/28/5fe9667240e4b4c0ff6cb3e2.html

Спектакль-легенда — или спектакль-блокбастер. Все новогодние праздники «архдрама» играет «Маугли» режиссёра Михаила Кузьмина.

Увлекательная постановка с харизматичными исполнителями, зрелищными пластическими массовыми сценами и яркими костюмами стала вторым спектаклем артиста и начинающего режиссёра Михаила Кузьмина. И первым — на основной сцене.

На сцене драмтеатра царят масштабнейшие декорации (художник — главный режиссёр «архдрамы» Андрей Тимошенко). В основе сценографии — борьба природы, животного мира, и человеческой цивилизации: джунгли и лианы окутывают развалины древнего города, а ступенчатая пирамида ацтеков или майя служит волкам скалой совета. Этот же выбор — волк или человек? — будет стоять и перед главным героем.

Действие запускает очаровательная парочка — расфуфыренная и с виду надменная, но чувствительная пава, то есть, самка павлина, Мор (Татьяна Сердотецкая) и трогательный семенящий ножками дикобраз Саги (Александр Зимин). Их любовная история (затем, наверное, павлин и стал павой) обрамляет сюжет о Маугли. Молодой режиссёр Михаил Кузьмин наделил их функциями белки Скрэта из мультфильма «Ледниковый период». И им суждено повторить успех саблезубой белки: из вроде бы второстепенных персонажей, находящихся практически вне основного действия, стать любимцами публики.

Отсылки к мультфильмам продолжаются, когда появившийся шакал Табаки (Нина Няникова) поёт знаменитое зулусское вступление к песне Circle of life из «Короля льва». В спектакле тоже всё будет закольцовано.

Грандиозная пластическая сцена (приглашённый хореограф — Александр Любашин) в прологе спектакля, с одной стороны, изображает волчью охоту: к грациозному оленю (Екатерина Калинина) даже проникаешься сочувствием, — а, с другой стороны, представляет некую панораму обитателей джунглей. За неё удаётся внимательно рассмотреть каждого персонажа.

А посмотреть есть, на что. На голове у всех персонажей, живущих по закону джунглей, — дреды. Даже Михаил Кузьмин в знак солидарности с артистами сплёл их себе. Художник по костюмам Ирина Титеренко, которая «одевает» практически все спектакли «архдрамы», на этот раз превзошла саму себя. Костюмы не только радуют глаз, но очень многое сообщают о персонажах. Волки отчасти похожи на викингов. Власть вожака Акеллы (Иван Братушев) подчёркивает венец из клыков и меховые «эполеты» под чёрной кожей. Здесь он — не волк-одиночка, а волк-отец, а волчица-мать Ракша (Мария Новикова), похожая на воительницу Лагерту из одноимённого сериала, — его благородная супруга. Ракша-демон Марии Новиковой — княжна волчьей стаи: волевая, любящая, готовая порвать всех за человеческого детёныша. На волках — майки из перекрещенных полосок ткани, будто на животах у серых братьев остались застарелые шрамы — следы от чужих когтей.

Медведь Балу (Александр Субботин) — вылитый средневековый рыцарь. На нём — коричневая мягкая броня, защитная куртка, похожая на поддоспешный акетон, а сверху — рыцарский шаперон, повторяющий очертания медвежьей головы. Но главное его оружие — та самая знаменитая когтистая «железная лапа», причём съёмная — ею даже перекидываются.

Багира (её в очередь играют Мария Беднарчик и Анна Рысенко) предсказуемо носит чёрную кожу, но здесь она — не стереотипная сексуализированная женщина-кошка, а скорее Лисбет Саландер из «Девушки с татуировкой дракона». Шнуровка на шее напоминает об ошейнике из зоопарка. Багира Марии Беднарчик перестаёт быть томной, как в знаменитом советском мультфильме: она дикая, опасная, и жизнь её потрепала (шрамы на «морде» — тому подтверждение), но она же — олицетворённая любовь и ласка. Она наиболее открыто выражает любовь к Маугли — ластится, как настоящая кошка, — и чаще, чем кто-либо, говорит ему о любви. Она действительно такова, что «все в джунглях боятся Багиры, все, кроме Маугли».


В одеянии устрашающего Шер-Хана (Дмитрий Беляков) есть что-то восточное — нечто от самурая или ниндзя, — а его кошачья маска напоминает шлем злодея из «Чёрной пантеры» Marvel. И пусть тигр и хромой, но всё же очень грациозный — на кошачье-воинственный лад. Половину спектакля Шер-Хан проводит в маске, а снимает её ближе к финальному поединку, когда Маугли готов заглянуть в глаза своему страху.

Самая изобретательная деталь в костюме Табаки — два ряда белых зубов по верху капюшона и по кайме красного платка, которые повторяют очертания раззявленной пасти маленького пройдохи, который чувствует себя тигром. Особенно это заметно, когда шакал склоняется над костью: костюм словно начинает работать челюстями.

А мудрый питон Каа здесь — змея-колдунья (Мария Степанова) с завораживающими интонациями и в роскошном платье: ярусов на её юбке столько, сколько могло бы быть змеиных колец. А бандар-логов безликой серой массой делает одинаковый клоунский грим и униформенные рабочие комбинезоны.

Роль человеческого детёныша, попадающего в стаю, исполняют две маленькие девочки — Варвара Нерадовская и Эвелина Самодова. То, как человеческий детёныш сжимается в комочек, пока на него наступают голодные волки, заставляет поволноваться. А забавная трогательная сцена, в которой сначала Багира катает детёныша на закорках, а потом уже подросший Маугли (Юрий Прошин) — Багиру, показывает, как быстро бежит время и растут дети.

Конфликт в спектакле сводится к противостоянию с Шер-Ханом и принятию Маугли своей природы, взаимосвязанным между собой. Маугли в спектакле Михаила Кузьмина — практически персонаж супергеройского комикса. У него и сверхспособности есть: у него ловкие пальцы, которыми он достаёт занозы из лап серых братьев, а его взгляд никто из зверей не может выдержать.

Фактически история начинается уже с первой встречи с тигром, из которой мальчик выходит и проигравшим, и победителем: он теряет отца, но зато выживает. И дальше всё ведёт протагониста к реваншу со своим кармическим противником. Как и любой супергерой, Маугли через потерю получает горький урок о том, что «чем больше сила, тем больше ответственность».  И как любой супергерой, Маугли должен играть честно, поэтому побеждает Шер-Хана не красным цветком, а как волк. Он не хочет быть тем, кто приносит в джунгли страх.

Победа над давним врагом помогает разрубить другой гордиев узел. «Человек или волк — не важно», — говорит Маугли. И человек уходит к человеку, хотя джунгли его не гонят. Примечательно, что возвращение блудного сына к людям происходит очень буквально: мать Мессуа (Тамара Волкова) встречает Маугли в зрительном зале — среди людей.

Ещё накануне премьеры директор «архдрамы» Сергей Самодов подметил, что в репертуаре театра можно найти сиквел «Маугли». Если знать, что Юрий Прошин играет не только Маугли, но и доктора Айболита, то паззл очень удачно складывается: после возвращения к людям человеческий детёныш не забывает закон джунглей, а остаётся другом зверей и даже их лечит.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.



В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее
0+
Интерактивный ковбойский балаган (камерная сцена)
С. Астраханцев
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 50 минут (без антракта) 

Вторая часть полюбившегося спектакля в ковбойском стиле «Новые приключения Братца Кролика и Братца Лиса» для детей от трёх лет. 

Это спектакль о дружбе, взаимопомощи и добрых поступках, рассказанный с юмором и иронией. В основу его сюжета легли весёлые и поучительные истории из «Сказок Дядюшки Римуса». Главная особенность спектакля — он интерактивный. Судьба незадачливого Братца Лиса и остроумного Братца Кролика в руках маленьких зрителей. Именно они, находясь в зрительном зале, решат, куда их приведёт приключение и кому нужна помощь.

Премьера состоялась 27 декабря 2016 года 

Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Хореография — Ольга Мурашова
Музыкальное оформление — Евгений Мищенко
Спектакль ведет Наталья Афонина

Подробнее
16+
Деревенская хроника (основная сцена)
Ф. Абрамов 
Режиссёр - Владимир Хрущёв

Продолжительность - 3 часа (с антрактом)


Режиссёр спектакля старался заложить смысл, понятный всем – «от шестнадцати до шестидесяти». Кристально ясный и для тех, кто помнит эти годы и ценит Абрамова, и для тех, кто проходит материал в школе, но зачастую мало представляет, что это за автор…Шестнадцать-восемнадцать лет – время первой влюблённости у молодых людей, сидящих в зале. Поэтому на первом плане история трёх молодых – Егорши, Михаила и Лизы Пряслиных. Совсем молодые зелёные ребята. Как через них проходит послевоенное время, даёт ли им автор, деревня, время право любить, быть человеком? Имеют ли они право на счастье? Этот вопрос и Абрамов постоянно задавал в своих дневниках.


«Я хочу, чтобы и молодёжи было интересно смотреть. Не потому, что там будут молодёжные мотивы или современные решения, нет. Всё в спектакле будет достаточно аутентично. Я для себя определил, что это история не про горести деревни. Не про то, как тяжело им жилось. Это лишь обстоятельство, которое само собой разумеется. Мы это предполагаем, оно идёт вторым планом. И выражается это темпом спектакля, музыкальным оформлением, какими-то определёнными образами, метафорами» - Владимир Хрущёв.


*Композитор Евгений Габов, написавший музыку для нового спектакля Архангельского театра драмы – «Пряслины», стал лауреатом первой степени Международного конкурса композиторов «Карусель мелодий».

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра - Премьера «Пряслины. Две зимы и три лета»: современные отношения в аутентичных предлагаемых обстоятельствах
Пресс-служба театра - В премьерном спектакле одну из ролей исполнит специалист по говоре

Газета «Архангельск - город воинской славы»: При пустом зале, но с аплодисментами
Газета «Правда Севера»: В Архангельском театре драмы состоялась премьера без зрителей
«Регион 29»: Сказка о двух братьях: «Две зимы и три лета» Мишки и Егорши прошли в архангельском театре драмы
Газета «Бизнес-класс»: Архангельский театр в условиях пандемии: экономические потери и выход в онлайн
«Петербургский театральный журнал»: о человеческом и космическом
Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета»

«… Книга полна горчайшего недоумения, огненной боли за людей деревни и глубокой любви к ним»
А.Т. Твардовский 

Автор инсценировки - Максим Васюнов
Сценограф - Анатолий Шикуля
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Хормейстер - Олег Щукин
Композитор, аранжировщик - Евгений Габов
Художник по свету - Лариса Максимова
Звукорежиссёр - Леонид Лещёв
Видеосопровождение - Александр Дроздецкий
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Премьера состоялась 21 марта 2020 года

Подробнее