Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«Регион 29»: Мамы нет и не будет: архангельский театр драмы драмы отправил в полёт инклюзивный спектакль «Питер Пэн»

16.01.21
Автор: Мария Атрощенко
Фото: Артём Келарев
Источник: https://region29.ru/2021/01/17/60042753cfe7144cab2b76f2.html?utm_source=vk.com&utm_medium=social&utm... 

«Спектакль — которого — нет» — так назвал его режиссёр Михаил Кузьмин. Ведь всё происходит на острове Неверлэнд (Нетландии или Нетинебудет). И, может, даже не взаправду, а во сне. Полном юмора, нежности и рок-н-ролла.

«Питер Пэн» стал пятым совместным проектом «архдрамы» с поморской благотворительной организацией «Время добра». На основную сцену драмтеатра вместе с профессиональными актёрами вышли дети с ограниченными возможностями здоровья — воспитанники театральной студии «Время добра» и одноимённой танцевальной группы для детей с синдромом Дауна. А ещё приглашённые артисты, дети и взрослые, — из образцового театра танца «Росинки» и театра «Табурэ», — и волонтёры, отобранные на кастингах. Всего больше 60 человек.

После успеха «Волшебника Изумдрудного города», «Урфина Джюса и его деревянных солдат»«Сказок нет» и «Волшебного кольца» новый спектакль не нуждался в поблажках и скидках: его ждали не просто как пример инклюзии, не просто как социальный проект, а как полноценное театральное событие.

Михаил Кузьмин стал педагогом «особой» театральной студии при «архдраме» с момента её появления в 2017 году. Студийцы из «Времени добра» сыграли и в его режиссёрском дебюте — «прикроватном фик-фоке» по сказкам Бориса Шергина «Волшебное кольцо». И, вот совпадение, уже тогда напрашивались сравнения: Михаила Кузьмина с Питером Пэном, а его подопечных — с детьми Неверленда.

Первыми на сцене под мелодию словно из заводной игрушки появляются существа в белых пижамах и шапочках — Грёзы (артисты театра «Табурэ») — будто облачка с жёлтыми свёртками, полными звёзд. Они сопровождают эту историю точно так же, как сопровождают Питера, Вэнди и её братьев в Неверленд — до второго поворота направо и дальше прямо до самого утра.

Следом, как герои ожившего семейного портрета, на сцене появляются Дарлинги: папа (Дмитрий Беляков), мама (Мария Беднарчик), Венди (Татьяна Сердотецкая), Джон (Артур Чемакин) и Майкл (Константин Мокров). Вроде бы на сцене ничего особенного не происходит, но сразу становится понятно, что семейство — особенное.

Одна мама чего стоит — с её романтическим воображением, похожим на маленькие шкатулки, спрятанные одна в другой, и неуловимым поцелуем в уголке рта. Кажется, что если она очень постарается, то всё-таки сможет взлететь, в отличие от других взрослых, потерявших эту детскую способность. Другое дело — папа. Он один из глупых, то есть, глубокомысленных людей, которые всё знают об акциях и облигациях. Невинная режиссёрская шутка — папина оговорка — не кажется случайной. Питер Пэн и потерянные мальчишки наверняка согласились бы, что все взрослые — дураки.

Этот семейный пролог разворачивается перед закрытым занавесом. Даже имя Питера звучит впервые тогда, когда сцена ещё закрыта от глаз зрителей. Но вот полог открывается, и взгляду предстают полупрозрачные облака, вот-вот готовые пролиться дождём из воздушных шаров, и разукрашенный неоновыми хипповыми граффити — там и love, и пацифик, — кузов старенькой «буханки». Ржавый кузов с лета ждал своего часа на заднем дворе «архдрамы», и вот его час настал. Какой-то конкретной, обоснованной сюжетом функции Михаил Кузьмин ему не придумал (грузовичок только раз послужил укрытием, а потом скалой), зато назначил главным по атмосфере. Такое корыто — отличное прибежище для беспризорников.

Питер Пэн (Александр Зимин) влетает на сцену на гироскутере — большего для полёта и не требуется. В нём много мальчишеской отваги: Пэн выглядит, как герой девичьих грёз и рок-звезда. Но есть и трогательность: он тот ещё плакса. Хотя переживать есть, о чём: пропала тень. В спектакле её у мальчика похитил капитан Крюк, а не оттяпала собака-нянька.

Его вечная спутница Динь-Динь (её в очередь играют Анна Рысенко и Нина Няникова) — не сгусток света, не феечка из диснеевского мультика, а особа с характером — та ещё егоза, вредина и ревнивица. Фея не говорит, но донести свою мысль чётко и ясно ой, как умеет. Все слова ей заменяет не тоненький перезвон колокольчика, а пронзительный свист свистка! А говорит Динь редко, но метко.


Детям Дарлингов, чтобы взлететь, достаточно только взять Питера за руку. А вот кто действительно летает, так это Динь-Динь — Анна Рысенко парит на обруче над сценой как принцесса цирка. 

Приключения Питера и Дарлингов в Неверленде Михаил Кузьмин решил как серию ярких и заводных музыкально-танцевальных номеров: у каждого «племени» — мальчишек, пиратов (примечательно, что их играют в основном девчонки!), индейцев и русалок — свои песни и свои танцы. Хореографами спектакля выступили Ольга Мурашова и Светлана Баранова, а музыкальное оформление, которое, действительно, отдало дань классике мирового рока, режиссёр подобрал сам. Например, пираты «рубятся» под Nirvana, мальчишки — под Cherry bomb группы Runaways, а когда Питер Пэн серьёзно собирается героически погибать, залихватски вскинув «козу», звучит Heroes Дэвида Боуи.

Мальчишек художник по костюмам Нина Няникова одела в яркие худи и шапочки с помпонами, русалок — в блёстки и розовое. А вот пираты обошлись без тельняшек, бандан и треуголок: специально для них театр и «Время добра» объявли народный сбор ненужных рокерских «косух». Свита Крюка, как и сам однорукий капитан, вышла очень колоритной: приглашённой звездой спектакля в роли пирата Мясорубки стал «хрустальный» юноша Ян Кузнецов. 

Вряд ли случайно те же Дмитрий Беляков и Мария Беднарчик сыграли ещё и капитана Крюка и индейскую принцессу Тигровую лилию. Присутствие на сцене Грёз, а ещё такой кастинг всё время оставляют лазейку для того, чтобы подумать: «А, может, это просто сон?».

Тигровая лилия Марии Беднарчик говорит на весёлой тарабарщине, в которой нет-нет, да и мелькнёт знакомое слово: например, безумно смешное для всех детей «козявка».

Дмитрию Белякову не привыкать играть злодеев в детских спектактлях — вспомним устрашающего Мышиного короля в «Щелкунчике» и грозного Шер-Хана в «Маугли». Здесь же он сыграл злодея комического, которого легко запутать или напугать. А уж сколько смеху было, когда оказалась, что крокодилица (в сказке был крокодил), которую он так опасался, оказалась маленькой девочкой! Роль очаровательной людоедки с ножом и вилкой исполнила юная Варвара Нерадовская, которая сама недавно играла маленького Маугли. В спектакле вообще много гэгов — вспомнить хотя бы постмодернистские шутки о той самой двери из «Титаника» и о вреде кока-колы.

Венди, Джон и Майкл улетают на Неверленд за приключениями. Но ещё, кажется, потому, что в отличие от Питера Пэна, хотят стать взрослыми. Венди всегда оказывается взрослее Питера: сначала как девочка, которая уже понимает, что с мальчиком можно не только дружить. 

Правда, разумная не по годам Венди, которая в одночасье становится мамой ватаги потерянных мальчишек (их как раз-таки и играют воспитанники театральной студии «Время добра»), быстро понимает, что взрослеть надо в срок — не раньше, и не позже. А ещё, что невозможно быть чьей-то мамой, когда ты сама в ней нуждаешься. Мама нужна всем — даже рослому пирату Чёрному юмору (Александр Субботин). И все потерянные мальчики втайне хотят найтись. Все, кроме одного. 

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее