Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета «Архангельск»: Питер Пэн и все-все-все: в Архдраме поставили спектакль-которого-нет

16.01.21
Автор: Александра Коковина
Фото: Екатерина Чащина
Источник: https://dvina29.ru/piter-pjen-i-vse-vse-vse-v-arhdrame-postavili-spektakl-kotorogo-net/ 

16 января состоялась первая в 2021 году премьера Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова. Ею стал совместный с благотворительной организацией «Время добра» спектакль «Питер Пэн» по мотивам сказок Джеймса Мэтью Барри. Режиссером выступил артист театра Михаил Кузьмин.

Стоит отметить, что это уже третий режиссерский опыт артиста. В 2019 году на камерной сцене театра был представлен спектакль «Волшебное кольцо», а к новогодней кампании на главной сцене – «Маугли».

Взяв курс на режиссуру детских спектаклей, Михаил Кузьмин пытается каждую новую постановку выстраивать в своей стилистике. Так случилось и с «Питером Пэном». В этот раз герои известной волшебной сказки про мальчика, который не хотел взрослеть, погрузились в фантазийный мир музыки и подростковой неугомонности…

В глубине сцены стоит старый автобус без колес, разрисованный цветными граффити. Судя по всему, он является домом для потерявшихся мальчиков, о которых заботился Питер. Вокруг него – большие гелевые разноцветные шары. Над ним подвешены облака, представляющие собой белые мешки, наполненные цветными воздушными шариками. Такой здесь Неверленд – территория драйва, зажигательной музыки и свободы от скучных взрослых.

Питер Пэн

Вначале мы знакомимся с многодетной семьей Дарлингов. Отец (Дмитрий Беляков) – самый глубокомысленный и занятой человек в семье. Миссис Дарлинг (Мария Беднарчик) – воплощение идеальной матери многодетного семейства. Венди, Джон и Майкл (Татьяна Сердотецкая, Артур Чемакин и Константин Мокров) – беззаботные, счастливые дети, верящие в чудеса.

В одну из ночей к ним прилетает Питер Пэн со своей вечной спутницей – феей Динь-Динь. Питер Пэн в исполнении Александра Зимина – словно кумир девочек-подростков. Бунтарь с взъерошенными волосами, в стильном костюме с оторванными рукавами, ездит на гироскутере… Одним словом, неформальный чувак, живущий по своим законам. Несмотря на строптивость, он оказывается ранимым и плаксивым: обнаружив пропажу своей тени, сразу кинулся в слезы. На помощь в этот момент приходит его верная подруга фея.

Динь-Динь Анны Рысенко – будто выходец из скаутского движения. Она одета в серо-зеленые рубашку и шорты, волосы забраны в аккуратные калачики: только прозрачные крылышки на обуви выдают в ней сказочное существо. Свои эмоции она выражает без слов, используя для этого судейский свисток. Только Питер Пэн понимает ее язык и может перевести его на человеческий.

Успешно найдя тень Питера, герои все вместе улетают в Неверленд: Питер – на борьбу со своим заклятым врагом Капитаном Крюком, Венди – чтобы стать мамой потерявшихся мальчишек, а Джон и Майкл – просто навстречу приключениям. А их будет немало.

Главный злодей этой истории – Капитан Крюк, которого тоже играет Дмитрий Беляков. Вместе со своей свитой из двух пиратов: Черный Юмор (Александр Субботин) и Мясорубка (студиец «Времени добра» Ян Кузнецов), без конца строит козни, но никогда не доводит их до конца из-за своей же невнимательности. Это трио – словно панк-рок-группа, которая имеет армию фанатов-пиратов. Точнее сказать, пираток, ведь их изображали преимущественно девочки. Они косят под своего кумира Крюка – одеты в черные кожаные куртки и рваные джинсы, с немыслимыми начесами на голове и мрачным макияжем.

Более позитивно и располагающе выглядят мальчики-беспризорники, живущие под присмотром Питера Пэна: именно для них Венди хотела стать мамой.

В разноцветных свитшотах и шапочках, они вызывают умиление своим поведением и наивными просьбами. Особо на фоне остальных выделялись Болтун и Малыш. Ксения Корельская (выпускница Архангельского колледжа культуры и реквизитор театра) удачно дебютировала в роли Болтуна, который на протяжении всего спектакля был активным выразителем общего мнения мальчишек, а немного заторможенный Малыш в исполнении студийца театра Ивана Грязнова привносил в их коллектив нотки меланхолии.

Питер Пэн

Несмотря на то, что Неверленд оказался очень похожим на место сходки молодежных группировок и субкультур, в нем нашлось место и традиционным сказочным персонажам. Это и индейцы во главе с принцессой Тигровой Лилией (Мария Беднарчик), это и розоволосые русалки, и даже безмолвные Грезы, похожие на снеговичков.

В спектакле принимают участие порядка 60 человек: артисты театра драмы, коллектив пантомимы и клоунады «ТабурЭ театр», танцевальный коллектив «Росинки», студийцы Архдрамы и волонтеры. Безусловно, двигают сюжет вперед главные герои в исполнении профессиональных артистов, а многочисленная массовка служит фоном для основных событий, а также заполняет полупустое пространство сцены.

Спектакль насыщен, а в определенные моменты и перенасыщен, хитами зарубежных исполнителей прошлого столетия: здесь и Nirvana, и Дэвид Боуи, и Pink Floyd.

На фоне этих композиций странно прозвучала песня группы «Машина времени» «За тех, кто в море», исполненная пиратами. Надо полагать, эта хохма была вставлена для взрослых зрителей и родителей, которые привели своих детей на спектакль.

Есть также и отсылки к массовой культуре. Куда уж без них в эпоху постмодерна? Например, когда Питер и Венди чуть не тонут, разыгрывается ерническая пародия на сцену прощания Джека и Розы из «Титаника».

Еще один знаковый жест – рокерская «коза», которую показывают герои друг другу и зрителям в знак признательности и одобрения.

Не обошлось и без интерактива. Когда Динь-Динь самоотверженно выпивает яд – а на самом деле кока-колу, которая, по словам Крюка, ядом и является (единственная здравая мысль в его голове), – то оживить ее смогли только аплодисменты маленьких зрителей, верящих в фей.

И все же не стоит воспринимать этот спектакль как наивную историю для веселого времяпровождения. Перед возвращением домой к родителям Венди произносит проникновенный монолог о важности семейных уз, о любви родителей к детям и детей к родителям. Это толкает ее братьев к решению вернуться домой, а мальчишек-беспризорников – полететь с ними. Только Питер Пэн остается верен своим убеждениям и остается в Неверленде.

Спектакль кончается на лирической и даже грустной ноте. Вернувшись в дом Дарлингов в надежде увидеть Венди, Питер встречает ее взрослой женщиной, которая разучилась летать и стала мамой. Он плачет. То ли от обиды на свою подругу, то ли от разочарования в собственных убеждениях. И даже маленькая дочь Венди не может его успокоить…

Получилась не очень детская – скорее подростковая, но очень драйвовая, динамичная история о том, что детство рано или поздно кончается и с этим надо смириться.

Скорее всего, этот спектакль повторит судьбу предыдущего масштабного спектакля Архангельского театра драмы и студии «Время добра». «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», поставленный Анастасом Кичиком в 2018 году, просуществовал в репертуаре чуть меньше полутора лет, что для театра драмы довольно мало, учитывая, что некоторые спектакли идут десятилетиями. Оно и понятно – собрать в одно время и на одной сцене всех участников – довольно непросто. Но не надо расстраиваться тем, кто не успел на первые два показа. Следующий спектакль-которого-нет (именно так обозначен жанр на афише) обещают уже в марте. Питер Пэн будет ждать вас по адресу: второй поворот направо, а дальше прямо до самого утра.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее