Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«Бизнес-класс»: В мире сновидений: «Питер Пэн» на сцене Архангельского театра драмы

16.01.21
Автор: Ольга Истомина
Фото: Екатерина Чащина
Источник: https://bclass.ru/aktualno/kultura/v-mire-snovideniy-piter-pen-na-stsene-arkhangelskogo-teatra-dramy... 

В Архангельском театре драмы появился новый спектакль для всей семьи, полный приключений, музыки и доброго юмора. В постановке о мальчике, который не хотел взрослеть, вместе с профессиональными актерами заняты воспитанники студии «Время добра».

Актер Архангельского театра драмы и режиссер Михаил КУЗЬМИН уже не в первый раз работает с ребятами с ограниченными возможностями здоровья из студии «Время добра». В прошлом сезоне на камерной сцене театра драмы он поставил «Волшебное кольцо» Бориса ШЕРГИНА, превратив спектакль в забавную игру в жанре «прикроватного фик-фока», и кажется, что премьера «Питер Пэна» по произведениям Джеймса БАРРИ удачно развивает найденный режиссером прием путешествия в сказку через фантазии и сны. Сам Михаил Кузьмин вместо определения жанра назвал новую постановку «спектаклем-которого-нет» – может быть, потому, что для его участников это и не спектакль вовсе, а путь к раскрытию самих себя и приключение, которое заканчивается так же быстро, как это бывает во сне.

Вместе с героями хорошо знакомой истории – братьями Джоном (Артур ЧЕМАКИН) и Майклом (Константин МОКРОВ), их старшей сестрой Венди (Татьяна СЕРДОТЕЦКАЯ) зрители отправляются в путешествие по миру собственного воображения, где им встречается обаятельный искатель приключений Питер Пэн (Александр ЗИМИН), с которым так просто попасть на остров Неверленд. Нужно лишь не попустить второй поворот направо и лететь «прямо, до самого утра». В этом путешествии героев сопровождают волшебные Грёзы (этих добрых проводников в мир снов играют артисты-мимы «Табурэ Театра») и дерзкая фея с характером Динь-Динь (Анна РЫСЕНКО). Кроме волшебных крышек у феи есть еще одно незаменимое приспособление – свисток, с помощью которого она выражает весь спектр эмоций: от возмущения и недовольства до обиды и предупреждения об опасности. Язык пантомимы оказывается понятен всем – и потерявшимся мальчикам на острове Неверленде, и зрителям в зале.

piter_pan3.jpg

Внимание в течение всего спектакля привлекает установленный в центре каркас старого микроавтобуса «уазика», разрисованный граффити. Во сне может привидеться всякое, а увиденное принимается на веру – так что эта яркая машина, ставшая на сцене настоящим арт-объектом, на острове Неверленд никого не удивляет. Но и в мире фантазии в любой момент может возникнуть «совершенно неожиданный поворот событий», о чем зрителей несколько раз предупреждают с экрана.

Спектакль словно соткан из множества приемов, волшебных в своей простоте: кроме пантомимы и клоунады есть даже цирковые трюки. Например, фея Динь-Динь поднимается на кольце в ярко-синее ночное небо с облаками из ярких шаров, почти как воздушная гимнастка. В постановке много хорошо узнаваемой рок-н-ролльной музыки и танцев, придуманных для пиратов, индейцев или русалок, которые встречаются детям в их путешествии. Пираты гурьбой врываются на сцену в стильных и дерзких нарядах – кожаных куртках и порванных на коленях джинсах (автор костюмов – Нина НЯНИКОВА), а русалки с розовыми волосами в ярко-розовых юбках-пачках и серебряных блестках увлекают своим мерцающим танцем.

Всего на сцене задействовано около 60 человек. Кроме артистов театра драмы, в спектакле участвуют ребята, прошедшие кастинг, и воспитанники танцевальной студии «Росинки» (над хореографией работали Ольга МУРАШОВА и Светлана БАРАНОВА). Потерявшихся мальчиков (как известно, «девочки умнее мальчишек, а потому из колясок не падают и не теряются»), которые живут на острове, играют ребята из студии «Время добра». В ярких желтых, розовых и оранжевых толстовках и шапочках, они сразу привлекают к себе внимание. Оказавшись на острове беззаботных мальчишек, Венди берет на себя роль мамы – той, кто может о каждом позаботиться и каждого услышать.

piter_pan2.jpg

В спектакле происходит множество настоящих театральных чудес. Вдруг появляется на стене тень Питера Пэна, которую он чуть не потерял и в конце концов решил пришить. Комический эффект вызывает появление наводящей ужас на пирата капитана Крюка (Дмитрий БЕЛЯКОВ) крокодилицы, о приближении которой предупреждает тикающий будильник. Для всех оказывается сюрпризом, какая же она маленькая и безобидная (Варвара НЕРАДОВСКАЯ), хоть и предстает решительно вооруженной бутафорскими ножом и вилкой. Но главным чудом становится то, как вместе существуют в этом действии профессиональные артисты и ребята, прекрасно освоившиеся на большой сцене.

Уже в пятый раз участвует в постановках театра драмы Ян КУЗНЕЦОВ, «хрустальный мальчик». На этот раз он – в роли харизматичного пирата Мясорубки, который может и на других страху нагнать (чего стоят его одновременно и жесткие, и забавные угрозы «Весло тебе в глотку!»), и сам испугаться не меньше, вместе с другими пиратами спасаясь от приближения мифической крокодилицы с криком «Улепётываем!»

И в этом, и в других образах, созданных режиссером вместе с артистами, есть место и юмору, и мягкой самоиронии. Кажется, что для Малыша (Иван ГРЯЗНОВ), Забияки (Алена АМАХИНА), Близнецов (Евгения МОЛОКОВСКАЯ и Наталья КАРУШЕВА), Крутыша (Александр БОЯРСКИЙ), Молчуна (Дарья НИФОНТОВНА), Ворчуна (Анастасия БЕЛЫХ) и Чубчика (Илья ИСТОМИН) их девиз «Борьба украшает жизнь!», который звучит в одной из сцен спектакля, оказывается чем-то большим, чем красивая фраза для поднятия духа.

Спектакль получился по-настоящему семейным. Нашлось место шуткам, которые оценят и дети, и взрослые. Вряд ли кто-то из взрослых не улыбнется киноцитате из «Титаника», когда в критический момент «откуда ни возьмись» под узнаваемую музыку приплывает спасительная дверь, на которой, правда, может спастись только один, или вдруг зазвучавшей в исполнении пиратов песне «За тех, кто в море». Дети же с радостью принимают участие в добром деле – спасении феи Динь-Динь. Несмотря на всю ее вредность и своенравность, весь зал отзывается и хлопает в ладоши, чтобы подтвердить – да, мы все еще верим в то, что феи живут среди нас, поэтому и верная защитница Питера Пэна должна вновь взлететь.

Всем нам хочется продолжать верить в чудеса. И самым большим чудом становится любовь, которая спасает в самые тяжкие времена. Главной ценностью даже в мире самых невероятных приключений оказывается дом и семья, где мама всегда будет держать окно открытым – чтобы дети могли вернуться, когда вдоволь налетаются в плену своих снов и иллюзий. Так и дети семьи Дарлинг возвращаются в свой родной дом, чтобы в конце концов повзрослеть. И со временем, к сожалению, разучиться летать.

Только неугомонный Питер Пэн не готов отказаться от своей свободы и продолжает жить в полете фантазии. Лишь через много лет он снова прилетит в дом выросшей Венди, у которой уже есть собственная маленькая дочка. И эта девочка снова захочет стать для него мамой – пожалеть, утешить и позаботиться о нем. Все повторяется, и мир вновь и вновь возвращается к точке отсчета – той минуте доверия и тепла, которая заключает в себе жизнь.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее