Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«Регион 29»: Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

16.02.21
Автор: Мария Атрощенко
Фото: Артём Келарев
Источник: https://region29.ru/2021/02/16/602bba0cbd9800abff52c572.html 

Премьеру по одноимённой пьесе Михаила Хейфеца выпускает главный режиссёр архангельского драмтеатра Андрей Тимошенко.

У героя пьесы Миши Питунина, этакого троечника, который звёзд с небес не хватает, с Пушкиным как-то сразу не заладилось. Потому что любовь к нему в него вдалбливали с детского сада, что произвело обратный эффект. Так и пошло, что во всех своих бедах Питунин начал винить Пушкина. Пока не встретил Леру и полюбил. А вместе с ней — и Пушкина. Да так, что начал фантазировать о его спасении. Даром, что юность его пришлась не на первую половину XIX, а на конец ХХ. И когда через годы, стоя у последней черты, он оглянулся на свою жизнь, то увидел, что эта любовь и этот юношеский порыв были в его жизни самыми драгоценными.

Сейчас под прогоны спектакля отданы вся основная сцена и пространство всего зрительного зала. Во время одной из таких репетиций Андрей Тимошенко рассказал «Региону 29», что все мы — немного Питунин, а обычных людей не бывает.

— Наш спектакль про судьбу человека, — подчеркнул режиссёр. — Он начинается с того, что Питунин приходит к Пушкину, чтобы убить себя. Он считает, что жизнь прошла зря. Но, проживая её заново, понимает, что не зря. И что в той любви и в том стремлении к подвигу был весь смысл его жизни. Для меня готовность совершить поступок равносильна самому поступку. Я верю, что каждый человек способен на подвиг, просто он об этом не знает. Наша задача — помочь зрителю осознать это.

Андрей Тимошенко.

Андрей Тимошенко.

Эту пьесу режиссёр изначально ставил на конкретного артиста — Михаила Кузьмина. Именно он сыграет Питунина. Первые репетиции с исполнителем главной роли начались ещё в карантинную весну.

Михаил Кузьмин.

Михаил Кузьмин.

Остальные артисты — Нина Няникова, Александр Зимин, Александр Субботин, Иван Братушев, Дмитрий Беляков, — исполнят по несколько ролей сразу. Например, Нина Няникова — и строгой учительницы, и Леры, и даже торговца эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. Кстати, это именно для него «архдрама» искала старые номера журнала Playboy. 

А Александр Зимин и Александр Субботин (или Иван Братушев и Дмитрий Беляков в другом составе) — и мальчишек из детского сада, и бандитов из 1990-х.

В главном герое этой истории — вроде бы обычном, среднем человеке, — режиссёр увидел бунтаря.

— Эта история для меня очень важна, — отметил Андрей Тимошенко. — Я не могу сказать, что она про меня, но многое, что прошёл герой, было и в моей жизни. Я тоже всегда был в оппозиции, всегда был бунтарём: и в детском саду, и в школе… Думаю, каждый проходил через эту систему подавления: маленького беззащитного человека всегда унижают. И Пушкина делают инструментом этой системы: «Пушкина не любишь? Значит Родину не любишь!». Кто-то, как Питунин, против этого бунтует. И вырастает в героя. А кто-то — приспосабливается. И вырастает в предателей и убийц. 


На сцене стоит четырёхметровый «памятник» Пушкину. Но его в спектакле то и дело опрокидывают. За этим опрокидыванием памятника стоит желание увидеть живого человека, а не монумент.

— У нас Пушкин — мишень, — рассказал Андрей Тимошенко. — Мы словами его убиваем. У нас говорят: «Пушкин виноват!», — и он падает. Мы стреляем в него бесконечно, он всё время стоит под пулями. Но он всё время встаёт. Он и мишень, и символ.

В этом спектакле Андрей Тимошенко не только осваивает новое пространство, перенося основное действие со сцены на «дуэльную дорожку» между рядами кресел, — но и вместе с артистами пробует новую форму театра.

— Наш спектакль создан в форме игрового театра, — отметил режиссёр. — Это то, что мне близко, это моё. Актёры буквально из ничего, на глазах у зрителей, создают образы! Они лихо импровизируют каждый прогон! Мы каждый раз с замиранием сердца следим за учительницей Нины Няниковой. Она может быть злая, может быть добрая, может быть игривая… Мы смеемся до колик, просто валяемся от смеха. Всё время что-то новое возникает. То Ваня Братушев в роли детсадовца выйдет с заклеенным глазом, то Дима Беляков — с зелёными коленками. Мы сразу понимаем, что это дети, которые везде найдут, обо что удариться, покалечиться. Актёры иногда сами «колятся» и начинают хохотать от своих придумок. Я ругаюсь, но при этом вижу, что это живёт форма игрового театра, когда они получают кайф от того, что делают. Игровая форма — это высшая форма театра, и мне хочется её развивать в дальнейших работах, тем более, что есть актёры, которые могут создавать игровой театр и смело в нём существовать.

Андрей Тимошенко и Нина Няникова.

Андрей Тимошенко и Нина Няникова.

В постановке будет и много интерактивных моментов. Для того, чтобы проверить их на зрителе — ведь такое не сыграешь без прямого общения с залом, — в театре даже организуют закрытые показы для студентов колледжа культуры и искусства и студийцев.

Главной музыкальной темой спектакля станет песня «Летел и таял» группы «АукцЫон». За музыкальное оформление постановки отвечает Ярослав Антропов.

— Я очень люблю Леонида Фёдорова и «АукцЫон», — сказал Андрей Тимошенко. — Эта музыка замечательно легла на наш спектакль. Это прямо-таки звучание Питера, это очень душевная музыка. 

Премьерные показы спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» пройдут 25 и 26 февраля.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее