Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«Регион 29»: Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

16.02.21
Автор: Мария Атрощенко
Фото: Артём Келарев
Источник: https://region29.ru/2021/02/16/602bba0cbd9800abff52c572.html 

Премьеру по одноимённой пьесе Михаила Хейфеца выпускает главный режиссёр архангельского драмтеатра Андрей Тимошенко.

У героя пьесы Миши Питунина, этакого троечника, который звёзд с небес не хватает, с Пушкиным как-то сразу не заладилось. Потому что любовь к нему в него вдалбливали с детского сада, что произвело обратный эффект. Так и пошло, что во всех своих бедах Питунин начал винить Пушкина. Пока не встретил Леру и полюбил. А вместе с ней — и Пушкина. Да так, что начал фантазировать о его спасении. Даром, что юность его пришлась не на первую половину XIX, а на конец ХХ. И когда через годы, стоя у последней черты, он оглянулся на свою жизнь, то увидел, что эта любовь и этот юношеский порыв были в его жизни самыми драгоценными.

Сейчас под прогоны спектакля отданы вся основная сцена и пространство всего зрительного зала. Во время одной из таких репетиций Андрей Тимошенко рассказал «Региону 29», что все мы — немного Питунин, а обычных людей не бывает.

— Наш спектакль про судьбу человека, — подчеркнул режиссёр. — Он начинается с того, что Питунин приходит к Пушкину, чтобы убить себя. Он считает, что жизнь прошла зря. Но, проживая её заново, понимает, что не зря. И что в той любви и в том стремлении к подвигу был весь смысл его жизни. Для меня готовность совершить поступок равносильна самому поступку. Я верю, что каждый человек способен на подвиг, просто он об этом не знает. Наша задача — помочь зрителю осознать это.

Андрей Тимошенко.

Андрей Тимошенко.

Эту пьесу режиссёр изначально ставил на конкретного артиста — Михаила Кузьмина. Именно он сыграет Питунина. Первые репетиции с исполнителем главной роли начались ещё в карантинную весну.

Михаил Кузьмин.

Михаил Кузьмин.

Остальные артисты — Нина Няникова, Александр Зимин, Александр Субботин, Иван Братушев, Дмитрий Беляков, — исполнят по несколько ролей сразу. Например, Нина Няникова — и строгой учительницы, и Леры, и даже торговца эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. Кстати, это именно для него «архдрама» искала старые номера журнала Playboy. 

А Александр Зимин и Александр Субботин (или Иван Братушев и Дмитрий Беляков в другом составе) — и мальчишек из детского сада, и бандитов из 1990-х.

В главном герое этой истории — вроде бы обычном, среднем человеке, — режиссёр увидел бунтаря.

— Эта история для меня очень важна, — отметил Андрей Тимошенко. — Я не могу сказать, что она про меня, но многое, что прошёл герой, было и в моей жизни. Я тоже всегда был в оппозиции, всегда был бунтарём: и в детском саду, и в школе… Думаю, каждый проходил через эту систему подавления: маленького беззащитного человека всегда унижают. И Пушкина делают инструментом этой системы: «Пушкина не любишь? Значит Родину не любишь!». Кто-то, как Питунин, против этого бунтует. И вырастает в героя. А кто-то — приспосабливается. И вырастает в предателей и убийц. 


На сцене стоит четырёхметровый «памятник» Пушкину. Но его в спектакле то и дело опрокидывают. За этим опрокидыванием памятника стоит желание увидеть живого человека, а не монумент.

— У нас Пушкин — мишень, — рассказал Андрей Тимошенко. — Мы словами его убиваем. У нас говорят: «Пушкин виноват!», — и он падает. Мы стреляем в него бесконечно, он всё время стоит под пулями. Но он всё время встаёт. Он и мишень, и символ.

В этом спектакле Андрей Тимошенко не только осваивает новое пространство, перенося основное действие со сцены на «дуэльную дорожку» между рядами кресел, — но и вместе с артистами пробует новую форму театра.

— Наш спектакль создан в форме игрового театра, — отметил режиссёр. — Это то, что мне близко, это моё. Актёры буквально из ничего, на глазах у зрителей, создают образы! Они лихо импровизируют каждый прогон! Мы каждый раз с замиранием сердца следим за учительницей Нины Няниковой. Она может быть злая, может быть добрая, может быть игривая… Мы смеемся до колик, просто валяемся от смеха. Всё время что-то новое возникает. То Ваня Братушев в роли детсадовца выйдет с заклеенным глазом, то Дима Беляков — с зелёными коленками. Мы сразу понимаем, что это дети, которые везде найдут, обо что удариться, покалечиться. Актёры иногда сами «колятся» и начинают хохотать от своих придумок. Я ругаюсь, но при этом вижу, что это живёт форма игрового театра, когда они получают кайф от того, что делают. Игровая форма — это высшая форма театра, и мне хочется её развивать в дальнейших работах, тем более, что есть актёры, которые могут создавать игровой театр и смело в нём существовать.

Андрей Тимошенко и Нина Няникова.

Андрей Тимошенко и Нина Няникова.

В постановке будет и много интерактивных моментов. Для того, чтобы проверить их на зрителе — ведь такое не сыграешь без прямого общения с залом, — в театре даже организуют закрытые показы для студентов колледжа культуры и искусства и студийцев.

Главной музыкальной темой спектакля станет песня «Летел и таял» группы «АукцЫон». За музыкальное оформление постановки отвечает Ярослав Антропов.

— Я очень люблю Леонида Фёдорова и «АукцЫон», — сказал Андрей Тимошенко. — Эта музыка замечательно легла на наш спектакль. Это прямо-таки звучание Питера, это очень душевная музыка. 

Премьерные показы спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» пройдут 25 и 26 февраля.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
18+
История одного возможного подвига (основная сцена)
М. Хейфец
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 1 час 50 минут (без антракта)

Провокационный, бунтарский, интерактивный спектакль о том, как гений может быть человеком, а обычный человек героем. Фантасмагорическое переплетение двух биографий: Пушкина и маленького человека по фамилии Питунин на фоне кризиса среднего возраста. 


Александр Сергеевич Пушкин - «наше все», почти божество, светоч дотянуться до которого невозможно. Выход один — слепо восхищаться. Но есть смельчаки. И такой герой пьесы «Спасти камер-юнкера Пушкина» — Михаил Питунин. Он Пушкина возненавидел еще в детстве! Но удивительное дело: любовь снова приводит этого маленького человека к гению. И здесь начинаются интересные открытия и поиски. Может, гениальный Пушкин придаст смысла непутевой жизни совсем не гениального Питунина? Кто как не великий поэт, с детского сада сопровождавший везде и всюду, найдет выход из кризиса среднего возраста? Так, благодаря переплетению жизни Питунина и биографии Пушкина, в спектакле происходят метаморфозы. Из забронзовевшего образа великого поэта проявляется живой человек, камер-юнкер Пушкин — талантливый, с человеческими страстями и комплексами, не очень красивый, но остроумный и взбалмошный. А Питунин из отчаявшегося человека превращается в личность, готовую к подвигу.


«Вместе с главным героем спектакля зритель ищет ответы на вопрос: «Почему Пушкин так дорог русскому человеку?». «Есть ли место Пушкину в обычной жизни»? И резонный вопрос - «Есть ли в жизни место подвигу?», - Андрей Тимошенко.


Игровая форма спектакля, интерактивные моменты, музыка группы «АукцЫон», выход артистов в зал — все с напором и азартом нацелено на полное погружение зрителя. В том числе и чудеса актёрского перевоплощения. Например, Нина Няникова — то строгая учительница, то любимая девушка, то торговец эротическими журналами, у которого на прилавках не оказалось томика Пушкина. В спектакле много ностальгии по советским временам, на сцене узнаваемые вещи из той эпохи. Эта история, безусловно, трогательная, но в ней очень много смешного. И тем острее трагичность финала.


СМИ о спектакле: 

Пресс-служба: Андрей Тимошенко: «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Пресс-служба: В театре драмы замахнулись на «наше всё»

ГТРК «Поморье» о подготовке к премьере

«Регион 29»: Бунтарь с детсада: «архдрама» покажет спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» — о месте подвигу в жизни троечника

Пресс-служба: В Архдраме — премьера «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Двина сегодня»: Спасти Пушкина: в Архдраме поставили спектакль о «солнце русской поэзии» в жизни обычного человека

Агентство ТАСС: Архангельский театр драмы представил премьеру спектакля о Пушкине в необычном формате

«Российская газета»: Архангельский театр драмы представит интерактивный спектакль о Пушкине

Газета «Архангельск»: Наше всё в интерьере обыденности: в Архдраме представили новый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Этим вечером в Архангельском драматическом премьера — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ТВ «Регион 29»: В Драмтеатре презентовали премьеру «Спасти камер-юнкера Пушкина»

ВГТРК «Поморье»: Архангельский драматический представил премьеру — «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Регион 29»: Он упал — некрасиво, неправильно: архангельский драмтеатр поставил спектакль про то, как Миша Питунин хотел Пушкина спасти

News29: В «Архдраме» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Бизнес-класс»: Летел и таял: трагикомедия о судьбе человека на сцене Архангельского театра драмы

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Отзыв Надежды Петровой о спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Всвязке-юниор» о премьере «Спасти камер-юнкера Пушкина»

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы спасали камер-юнкера Пушкина


Сценограф, художник по костюмам - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Алексей Расходчиков
Музыкальное оформление - Ярослав Антропов
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+
Древнегреческий комикс по мифам Древней Греции (камерная сцена)
Режиссёр – Андрей Воробьёв

Продолжительность спектакля — 1 час 10 минут (без антракта)

В спектакле соединились два мифа – миф о похищении Персефоны Аидом и миф об Орфее и Эвридике.

Спектакль обращается к теме любви в её исконном понимании. Мы часто в жизни произносим слово «любовь», признаемся в любви, но понимаем ли мы о чем говорим? Мифы, древняя энциклопедия человеческих страстей, помогут разобраться в этом чувстве. Рано или поздно любовь настигает всех, будь то боги или обыкновенные люди: она дает удивительную силу и приближает обычных людей к божеству, ставит их наравне с богом.

«Жанр мы обозначили как «древнегреческий комикс». Это будет смешение жанров от клоунады до серьёзных драматических кусков, от комедии de l’arte до гротесковой трагедии. Мне хотелось бы намешать коктейль, в котором соберутся совершенно разные театральные жанры и способы существования артистов. В спектакле задействованы четыре актёра – это бродячая труппа античного театра. Это важный акцент, мы играем не богов и смертных, которые описаны в мифах, а мы играем актёров древнегреческого театра, которые играют этих персонажей. На словах выходит какая-то очень сложная дуга, но на деле это получается интересно», - объясняет режиссер Андрей Воробьёв.



Премьера состоялась 2 апреля 2021 года.

Инсценировка, сценография, костюмы, муз. оформление - Андрей Воробьёв
Художник по свету - Максим Надеев
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

СМИ О СПЕКТАКЛЕ:

ИА Регион 29: «О театре с любовью: в «архдраме» произошли «Метаморфозы»

Отзыв Андрея Петрова (режиссёр театра «Балаганчик»)

ИА NEWS 29: «О любви и немножко о театре: в Архдраме прошла премьера спектакля «Метаморфозы»


Подробнее
16+
Трагедия (основная сцена)
У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность - 2 часа 45 минут (с одним антрактом)

- «Гамлет» - это испытание на зрелость для меня, труппы, производственных цехов и даже для дирекции. Постановка этой трагедии - вершина, на которую мы замахнулись. И от неё захватывает дух. Это вдохновляет так же, как горы, как лёд, как ветер! - говорит режиссёр спектакля Андрей Тимошенко.

По словам режиссёра, «Гамлет» - спектакль для мыслителей. Зритель должен быть готов к обмену энергиями, к переменам внутри себя. Несмотря на грандиозность сценографии, эта постановка не для тех, кто идёт за зрелищностью, а для тех, кто действительно захочет понять, о чём Шекспир и о чём мы.

«…И помимо содержания, соблюдая основные законы театра: «о чем?» и «ради чего?» мы рассказываем эту историю детям, - это должно быть еще и ярко, красочно. Например, «Гамлет» Архангельского театра драмы – великолепная постановка, это классика, которая вечна и всегда современна. И в то же время это интересно, зрелищно», - н.а. РФ Сергей Безруков.

*Лауреат III Международного Большого детского фестиваля. Спецприз художественного руководителя фестиваля Сергея Безрукова (2020 г.)


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра о репетициях фехтования
Пресс-служба театра о создании костюмов
Пресс-служба театра о хореографии и пластических рисунках в спектакле
«Регион 29»: интервью с исполнительницами роли Офелии
«Регион 29»: интервью с исполнителем роли Гамлета
«Правда Севера»: «Век вывихнут...»
«Регион 29»: Брызги, убийство Офелии и теории заговора: «Гамлет» архангельского драмтеатра раскрыл тайны датского заговора
Журнал «Театр»: Мария Францева об Архдраме и «Гамлете» Андрея Тимошенко
«Петербургский театральный журнал»: ЕСТЬ МНОГОЕ НА СВЕТЕ, ДРУГ ГОРАЦИО: ТЫ, ИНТРИГАН, ОФЕЛИЮ УТОПИЛ…
Журнал «PLUS»: Иван Братушев: Я получил эту роль
ИД «Северная неделя»: Архангельский «Гамлет». Премьера в областном театре драмы

Сценограф - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Композитор - Олег Щукин
Балетмейстер - Алишер Хасанов
Сценический бой - Владимир Гончаров
Художник по свету - Ольга Раввич
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Премьера состоялась 28 сентября 2019 года

Подробнее