Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета «Архангельск»: Наше всё в интерьере обыденности: в Архдраме представили новый спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»

26.02.21
Автор: Анатолий Беднов
Источник: https://dvina29.ru/nashe-vsjo-v-interere-obydennosti-v-arhdrame-predstavili-novyj-spektakl-spasti-ka...
Фото: Екатерина Чащина

В Архангельском областном театре драмы премьера. «Спасти камер-юнкера Пушкина» – ни больше и ни меньше – предлагают драматург Михаил Хейфец и главный режиссер театра Андрей Тимошенко. Премьеры, анонсированные региональным министерством культуры, состоялись 25 и 26 февраля. А накануне – предпремьерный показ.

О том, что Александр Сергеевич наше все, было повторено уже тысячи раз. Кто в России не любит Пушкина?

Оказывается, есть такие – например, герой спектакля  – вполне заурядный советский и российский гражданин Михаил Питунин. Однако невзлюбил он русского гения вовсе не по причине собственной отсталости и зловредности.

Виной – формализм, казенщина-юбилейщина, лошадиные дозы «любви к классику», которые впрыскивают в сознание детей и юношества воспитательница детсада, учительница в школе, даже армейский замполит. Но если что-то даже великое усиленно навязывать, возникает реакция отторжения.

И вот перекормленный Пушкинианой детсадовец бросает в лицо воспитательнице: лучше бы поэта раньше убили! Дворовая компания распевает под гитару похабную пародию на «Евгения Онегина», а потом все тот же Миша Питунин нагло пересказывает услышанное учительнице.

В армии, вместо того чтобы торжественно декламировать «Во глубине сибирских руд…», боец Питунин рассказывает призванным из Средней Азии сослуживцам о донжуанских похождениях поэта, заработав от них аплодисменты, а от командования – десять суток ареста.

Маленького человека усиленно приобщают к классическому наследию. И он отчаянно стучит ножками: «Не хочу Пушкина, надоело!» Кто в раннем детстве не капризничал: не желаю каши (простокваши, рыбьего жира), а в зрелые годы, насытившись самыми экзотическими блюдами и заработав кучу болячек из-за нерационального питания, понял необходимость простой и здоровой пищи.

Вот так же и с духовной пищей: насладившись творениями самых авангардных писателей (зачастую прикрывающих словесными изысками пустоту), начинаешь понимать мудрую простоту гения.

Понимание, что Пушкин велик и вечен, к Михаилу приходит не сразу, и, как нетрудно догадаться, с первой любовью героя. А потом Михаил начинает изучать биографию классика № 1 отечественной словесности, в особенности – роковую дуэль и то, что ей предшествовало.

Разумеется, не без элементов конспирологии: например, о том, что Пушкина погубили масоны (помнится, один советский поэт, ныне позабытый, целую поэму этому то ли факту, то ли фейку посвятил). «Можно ли было спасти Александра Сергеевича?» –  размышляет Михаил, строя в памяти десятки вариантов счастливого спасения гения. Если бы дуэль сорвалась…

riQe-9OLabk.jpg

Например, дорогу экипажу перебежал заяц, а Пушкин был весьма суеверен и повернул бы назад? Или кто-то застрелил Дантеса задолго до рокового поединка на Черной речке? И Михаил изучает подробности других дуэлей с участием поэта и…представляет себя в тот трагический день и час заслоняющим грудью Пушкина.

Вот и девушка дарит ему рисунок, на котором смертельно раненный Михаил Питунин целится в Дантеса. Как не вспомнить известную строчку Владимира Высоцкого: «Я не успел произнести: «К барьеру!» А я за залп в Дантеса все отдам». Так в жизнь самого заурядного человека вторгается великая литература.

Тема «Пушкин и современный человек» затрагивалась в искусстве уже не раз. Можно вспомнить вышедший на экраны в конце 1980-х фильм «Бакенбарды», герои которого навязывают гражданам личность и творчество гения в совсем уж гротесковой и агрессивной форме. И в спектакле есть некоторая перекличка с фильмом: бандиты-крышеватели, бывшие одноклассники Михаила, требуют от продавцов книг на стихийных рынках девяностых, чтобы у тех в ассортименте непременно были произведения Пушкина… иначе на счетчик поставят!

Пушкинская муза живет, несмотря на то что казенщина и формализм убивают живой интерес к ней. Каждая пафосная, но без душевного тепла речь о нашем всем – это очередной выстрел в гения… к счастью, в его картонную фигуру, подменяющую личность. Закаменевший и безжизненный титул великого русского поэта ничем не лучше камер-юнкерского чина, пожалованного царем.

С другой стороны, согласно Табели о рангах все правильно: нельзя сразу шагнуть в камергеры, как прыгнуть из подпоручиков в майоры, минуя промежуточные карьерные ступени. Так что по форме все правильно, а по существу-то издевательство.

Почитание Александра Сергеевича не нужно превращать в культ, в набор бюрократических ритуалов. И это актуально не только в отношении Пушкина. Вспомним, сколько в Архангельске объектов имени Ломоносова: от того же драмтеатра, вуза и проспекта до напитков с градусами и без. В нынешнем году исполняется 310 лет со дня рождения великого земляка, не переборщить бы и тут с почитанием гения.

Хочется отметить прекрасную игру Михаила Кузьмина, изобразившего превращение пушкинофоба Питунина, в пушкинофила.

У Нины Няниковой целый калейдоскоп ролей: от матери главного героя до торговца книгами и секунданта на дуэли, от пэтэушницы до Натальи Гончаровой: десять персонажей, десять перевоплощений. Действо проходит под музыку популярной в перестроечные годы группы «АукцЫон».

– Вместе с главным героем спектакля зритель ищет ответы на вопросы, почему Пушкин так дорог русскому человеку и есть ли место Пушкину в будничной жизни, – озвучил идею пьесы режиссер Андрей Тимошенко.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля станет известна ближе к премьере.

«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. Первая репетиция спектакля уже состоялась, в спектакле занята вся труппа, мы распределили основные роли, отмечу, что исполнитель главной роли — Дмитрий Беляков, в роли Лары — Нина Няникова.  В спектакле будем активно использовать приёмы игрового театра, которые в этом сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина», когда артист играл по несколько ролей мастерски перевоплощаясь», - анонсировал премьеру режиссёр Андрей Тимошенко.

Подробнее
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.


В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее