Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

News29: В «Архдраме» состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина»

01.03.21
Автор: Валерия Богатырёва
Источник: https://www.news29.ru/novosti/kultura/V_Arhdrame_sostojalas_premera_spektaklja_Spasti_kamer_junkera_... 

Историю одного возможного подвига показали на сцене архангельского драмтеатра. Жизнь маленького человека переплелась с биографией великого поэта. Первый пытался стать чем-то большим, чем он есть. Второй спустился с небес на землю.

Накануне в Архангельском театре драмы им. М.В. Ломоносова показали премьеру спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» главного режиссера Андрея Тимошенко по одноименной пьесе Михаила Хейфеца. Постановка затрагивает и проблемы прошлого столетия, когда образы героев так рьяно навязывались обществом, и бич современности с её потерянным поколением.

С самого детства образ Пушкина преследовал Михаила Питунина (в исполнении Михаила Кузьмина), обычного петербуржца средних лет. С ним были связаны ключевые моменты его жизни. Сначала все началось с лютой ненависти. Вот воспиталка в детском саду поставила маленького Питунина в угол за то, что тот невзлюбил великого поэта. А вот училка отправляет его к завучу за то, что посмел святое имя не к месту ляпнуть, и не где-то там, а в 69-й имени Александра Сергеевича.



Слепое восхищение Пушкиным у старшего поколения противопоставляется сперва детской непокорности, затем подростковому бунтарству. Для школьников имя Пушкина ассоциируется со стихами и поэмами, которые надо зубрить, и сказками, по которым заставляют делать рисунки. Вот так и получается, что признанный гений становится приевшимся штампом. Фразу «Я что Пушкин что ли?» в школе не говорил только ленивый. А знаменитые строчки из творчества поэта становятся похабными переделками, которые так весело петь под гитару. Да и запоминаются они куда лучше, чем оригиналы.



История взросления главного героя идет параллельно с биографией Александра Сергеевича. Питунин демонстрирует некую пренебрежительность к поэту, описывая хронологию его жизни. Маленький, страшный, да еще и камер-юнкер – низший придворный чин. Невозможно не углядеть и насмешку, с которой Миша Питунин рассказывает о тогдашних реалиях. 





Переломный момент происходит, когда герой встречает художницу Леру – свою первую и, скорее всего, единственную любовь. Тут Пушкин как раз и пригодился – Питунин выучил пару любовных стихотворений после неудавшейся попытки завоевать сердце (вернее сказать, тело) предыдущей девушки. С Лерой Мишу Питунина объединяло не только нежное чувство, но и попытка уйти от реальности. Они решили найти ответ на вопрос «Можно было бы спасти Пушкина?». Питунин собрал столько материала в библиотеке, что на диссертацию хватит, рассуждения за рассуждениями, но вот поэт переместился на второй план, пока влюбленные были заняты друг другом.



Точку в отношениях Миши и Леры ставит суровая реальность, когда приходит пора прощаться из-за армии. Ждать художница призывника не собирается, ведь «лучше уже не будет», и дарит ему картину «Михаил Питунин спасает камер-юнкера Пушкина».

После армии Питунин женится, живет ничем не примечательной жизнью, в 90-е у него отбирают магазин, а затем развод и смерть матери. После последнего герой будто окончательно впадает в депрессию и не может найти свое место в мире, даже из квартиры на Петроградской почти не выходит. Кризис среднего возраста и жизнь маленького человека здесь показаны в лоб и без прикрас.

Одним из самых ярких становится эпизод, когда решивший наконец прогуляться Питунин встречается с торговцем эротическими журналами и не находит на прилавке томика Пушкина. Спроса нет. Выходит, поэт никого больше не интересует. А тут как тут и Сека с Витьком, которые в школьные годы у него 10 копеек отжали, а потом и все 20, пока тот думал, как Пушкина спасти. Из школьных хулиганов и гопников они выросли в настоящих бандитов и при каждой встрече будто искушали главного героя, чтоб тот ступил-таки на скользкую дорожку.



В конце постановки Питунин окончательно разочаровывается в жизни, не принимает себя в ней, чувствуя свою никчемность и бесполезность. Отчаяние приводит к тому, что он видит единственный возможный исход в подвиге – спасти жизнь Александру Сергеевичу, схлопотать его пулю. Перед смертью он снова встречается с Лерой, правда, в своей собственной реальности.



Действие спектакля разворачивается динамично, в течение всего времени зрителю ни разу не дают повода заскучать, происходит постоянное взаимодействие актеров с залом. Несмотря на скромный актерский состав, постановка не теряет своей целостности в разнообразии временных отрезков.

Нина Няникова сыграла больше всего ролей и одинаково хорошо и правдиво смотрелась во всех образах.




Хотелось бы также отметить игру Александра Зимина (в очереди с ним играет Александр Субботин). Второстепенные герои Зимина зачастую оттягивали на себя внимание.




И, конечно же, нельзя не отдать должное таланту Михаила Кузьмина, который смог показать одного человека в разные жизненные этапы так, что зрителя совсем не смущает один и тот же образ на протяжении всей постановки.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.



В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее
0+
Интерактивный ковбойский балаган (камерная сцена)
С. Астраханцев
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 50 минут (без антракта) 

Вторая часть полюбившегося спектакля в ковбойском стиле «Новые приключения Братца Кролика и Братца Лиса» для детей от трёх лет. 

Это спектакль о дружбе, взаимопомощи и добрых поступках, рассказанный с юмором и иронией. В основу его сюжета легли весёлые и поучительные истории из «Сказок Дядюшки Римуса». Главная особенность спектакля — он интерактивный. Судьба незадачливого Братца Лиса и остроумного Братца Кролика в руках маленьких зрителей. Именно они, находясь в зрительном зале, решат, куда их приведёт приключение и кому нужна помощь.

Премьера состоялась 27 декабря 2016 года 

Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Хореография — Ольга Мурашова
Музыкальное оформление — Евгений Мищенко
Спектакль ведет Наталья Афонина

Подробнее
16+
Деревенская хроника (основная сцена)
Ф. Абрамов 
Режиссёр - Владимир Хрущёв

Продолжительность - 3 часа (с антрактом)


Режиссёр спектакля старался заложить смысл, понятный всем – «от шестнадцати до шестидесяти». Кристально ясный и для тех, кто помнит эти годы и ценит Абрамова, и для тех, кто проходит материал в школе, но зачастую мало представляет, что это за автор…Шестнадцать-восемнадцать лет – время первой влюблённости у молодых людей, сидящих в зале. Поэтому на первом плане история трёх молодых – Егорши, Михаила и Лизы Пряслиных. Совсем молодые зелёные ребята. Как через них проходит послевоенное время, даёт ли им автор, деревня, время право любить, быть человеком? Имеют ли они право на счастье? Этот вопрос и Абрамов постоянно задавал в своих дневниках.


«Я хочу, чтобы и молодёжи было интересно смотреть. Не потому, что там будут молодёжные мотивы или современные решения, нет. Всё в спектакле будет достаточно аутентично. Я для себя определил, что это история не про горести деревни. Не про то, как тяжело им жилось. Это лишь обстоятельство, которое само собой разумеется. Мы это предполагаем, оно идёт вторым планом. И выражается это темпом спектакля, музыкальным оформлением, какими-то определёнными образами, метафорами» - Владимир Хрущёв.


*Композитор Евгений Габов, написавший музыку для нового спектакля Архангельского театра драмы – «Пряслины», стал лауреатом первой степени Международного конкурса композиторов «Карусель мелодий».

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра - Премьера «Пряслины. Две зимы и три лета»: современные отношения в аутентичных предлагаемых обстоятельствах
Пресс-служба театра - В премьерном спектакле одну из ролей исполнит специалист по говоре

Газета «Архангельск - город воинской славы»: При пустом зале, но с аплодисментами
Газета «Правда Севера»: В Архангельском театре драмы состоялась премьера без зрителей
«Регион 29»: Сказка о двух братьях: «Две зимы и три лета» Мишки и Егорши прошли в архангельском театре драмы
Газета «Бизнес-класс»: Архангельский театр в условиях пандемии: экономические потери и выход в онлайн
«Петербургский театральный журнал»: о человеческом и космическом
Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета»

«… Книга полна горчайшего недоумения, огненной боли за людей деревни и глубокой любви к ним»
А.Т. Твардовский 

Автор инсценировки - Максим Васюнов
Сценограф - Анатолий Шикуля
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Хормейстер - Олег Щукин
Композитор, аранжировщик - Евгений Габов
Художник по свету - Лариса Максимова
Звукорежиссёр - Леонид Лещёв
Видеосопровождение - Александр Дроздецкий
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Премьера состоялась 21 марта 2020 года

Подробнее