Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«Бизнес-класс»: Летел и таял: трагикомедия о судьбе человека на сцене Архангельского театра драмы

01.03.21
Автор: Ольга Истомина
Фото: Екатерина Чащина
Источник: https://bclass.ru/aktualno/kultura/letel-i-tayal-tragikomediya-o-sudbe-cheloveka-na-stsene-arkhangel...

В Архангельском театре драмы поставили пьесу Михаила ХЕЙФЕЦА «Спасти камер-юнкера Пушкина». Главный режиссер театра Андрей ТИМОШЕНКО превратил зрительный зал в место действия и сделал ставку на молодых артистов труппы.

Пьеса была написана Михаилом Хейфецем как монолог для одного артиста. В тексте оживают воспоминания главного героя Миши Питунина, которого по стечению обстоятельств всю жизнь, от детского сада и школы (конечно же, имени А. С. Пушкина) до службы в армии, «преследовала» фигура Александра Сергеевича. С раннего детства мальчик усвоил, что вопрос «ты что, Пушкина не любишь?» – с подвохом, и ответ на него подразумевается только один, единственно верный: «люблю». Конечно, есть в спектакле и место иронии по поводу того, как все наши великие – писатели, поэты, композиторы, ученые – зачастую превращаются в памятники, и одно их имя может начать вызывать отторжение, но не эта тема становится главной в постановке.

Режиссер и художник спектакля Андрей Тимошенко «разложил» пьесу на четырех артистов. Кроме главного героя, которого играет Михаил КУЗЬМИН, по нескольку ролей исполнили Дмитрий БЕЛЯКОВ, Иван БРАТУШЕВ и Нина НЯНИКОВА. В тексте действительно много возможностей для игры: череда анекдотичных случаев, которые в спектакле доведены до гротеска, позволяет артистам примерить на себя роли ребят в детском саду, школьников-пионеров, студентов кинотехникума, солдат-срочников в армии…

Все события, которые разыгрывают актеры, становятся иллюстрацией того монолога-исповеди, в котором серьезно и вдумчиво существует Михаил Кузьмин. Чувствуется, что актеру близка эта история, он тонко воспринимает ее и рассказывает зрителю. Но серьезные переживания, рефлексия героя по поводу своего прошлого в спектакле парадоксально сочетается с актерским аттракционом.

Особенно запоминаются перевоплощения Нины Няниковой, которая появляется все в новых и новых образах: воспитательница в детском саду, учительница с нелепо высокой прической, девчонка из соседнего двора, первая настоящая любовь – вдохновенная художница Лера и даже Наталья Николаевна Гончарова...

pushkin_3.jpg

А ближе к финалу спектакля – и вовсе продавец на книжном развале 90-х, нелепый мужичок в очках и смешной шапке, закутанный в шарф. Для каждого из героев актрисой найдена своя краска, чаще всего яркая, гротескная характеристика. Думается, что их можно было бы использовать мягче и спокойнее, чтобы сохранить легкость игры и сдержать напор, с которым артисты словно хотят произвести дополнительное впечатление на зрителей.

Кажется, что режиссер вместе с актерами «играют» в театр. А за счет некоторых интерактивных приемов стараются вовлечь в эту игру и зрителей (так, например, учительница раздает зрителям в первом ряду книжку с «Евгением Онегиным» и строго просит выучить три главы). Не случайно используются открытые театральные приемы – например, из Натальи Николаевны в студентку актриса перевоплощается прямо на сцене, просто отстегнув пышную юбку платья.

Игровое пространство спектакля – высокий подиум, воздвигнутый в центральном проходе большого зала театра драмы. Он условно разделяет партер и амфитеатр, где и располагаются зрители. За этим подиумом словно готова разверзнуться какая-то пучина (пространство от партера до сцены затянуто прозрачным полиэтиленом, который время от времени вздымается волнами), открывающая другой, параллельный мир – мир прошлого, воспоминаний, ассоциаций.

Место действия постоянно меняется, но в спектакле и оно обозначено условно. Есть только три белые скамейки с высокими спинками, под сиденьями которых хранится необходимый реквизит. В спектакле много условных театральных приемов, которые можно воспринять иронично. Если зима и холод, а Пушкин собирается на дуэль – значит, «театральный снег» раздувает тут же поставленный вентилятор, если разговор про любовь – рассыпаются лепестки роз.

Спектакль начинается с хорошо знакомой цитаты: «Я памятник себе воздвиг…» И в пространстве спектакля есть свой памятник Пушкину - с простертой вдаль рукой, который все время действия будет и свидетелем происходящего, и символической фигурой, и словно немым укором… Вот только фигура эта изрешечена отверстиями от пуль: в Пушкина в спектакле стреляют по любому поводу, словно именно он виновник всех несчастий, как долгое время и казалось Мише Питунину.

pushkin_4.jpg

Эта история об обычном, почти заурядном человеке была бы простой и незатейливой, если бы не линия трагической судьбы поэта, которая начинает переплетаться с судьбой Миши. Сам Михаил Хейфец в одном из интервью заметил, что пьеса получилась «про жизнь человека на разломе истории, культуры, на разломе всего жизненного устройства». По мере погружения в судьбу поэта, постепенно начинается и поиск смысла собственной жизни. Параллельно с перипетиями дня Питунин начинает почти литературоведческое изучение биографии поэта, и постепенно Пушкин становится для него кем-то близким, а события его жизни — не менее важными, чем происходящие с ним самим.

Жизнь незаметно превращается в историю одного возможного (или несостоявшегося) подвига: хотя история не терпит сослагательного наклонения, один за другим ищутся варианты «спасения» камер-юнкера Пушкина, который тоже был когда-то обычным человеком, одним из многих, пусть и поэтом. К поиску этих вариантов героя толкает первое серьезное чувство, о котором он будет вспоминать и позже, через много лет, когда все пойдет «скучно» - «женился, купил квартиру…». Одинокий человек, которого греют воспоминания о первой любви и увлекательной игре, ставшей проводником для этой любви, – таким становится Михаил к финалу.

Расставание героя с любимой девушкой происходит под песню «Летел и таял» группы «АукцЫон». Незадолго до этого от своей черной пышной юбки-пачки девушка отцепляет куски ткани и прячет в них целлофановые воздушные шарики, словно одно воспоминание за другим. После разлуки они улетают вверх и «зависают» под потолком, в них как будто сохранен воздух того времени, когда длилось это счастье.

В спектакле все время соседствует смешное и печальное, игровое, шуточное – и трагическое. Так строится и музыкальное сопровождение – в нем соседствуют, пожалуй, самая известная часть «Реквиема» Моцарта Lacrimosa (то и дело звучащая при упоминании поэта) и дворовые песни неприличного содержания. На книжном развале среди эротических журналов должно найтись место и томику Александра Сергеевича, иначе продавцу назначат «штраф и счетчик» от бандитов, учившихся когда-то в той самой школе имени Пушкина. И вся жизнь человека предстает порой нелепой трагикомедией, где низкое переплетается с высоким, а над всем этим стоит незыблемая фигура поэта, многократно простреленная пулями.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.



В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее
0+
Интерактивный ковбойский балаган (камерная сцена)
С. Астраханцев
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 50 минут (без антракта) 

Вторая часть полюбившегося спектакля в ковбойском стиле «Новые приключения Братца Кролика и Братца Лиса» для детей от трёх лет. 

Это спектакль о дружбе, взаимопомощи и добрых поступках, рассказанный с юмором и иронией. В основу его сюжета легли весёлые и поучительные истории из «Сказок Дядюшки Римуса». Главная особенность спектакля — он интерактивный. Судьба незадачливого Братца Лиса и остроумного Братца Кролика в руках маленьких зрителей. Именно они, находясь в зрительном зале, решат, куда их приведёт приключение и кому нужна помощь.

Премьера состоялась 27 декабря 2016 года 

Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Хореография — Ольга Мурашова
Музыкальное оформление — Евгений Мищенко
Спектакль ведет Наталья Афонина

Подробнее
16+
Деревенская хроника (основная сцена)
Ф. Абрамов 
Режиссёр - Владимир Хрущёв

Продолжительность - 3 часа (с антрактом)


Режиссёр спектакля старался заложить смысл, понятный всем – «от шестнадцати до шестидесяти». Кристально ясный и для тех, кто помнит эти годы и ценит Абрамова, и для тех, кто проходит материал в школе, но зачастую мало представляет, что это за автор…Шестнадцать-восемнадцать лет – время первой влюблённости у молодых людей, сидящих в зале. Поэтому на первом плане история трёх молодых – Егорши, Михаила и Лизы Пряслиных. Совсем молодые зелёные ребята. Как через них проходит послевоенное время, даёт ли им автор, деревня, время право любить, быть человеком? Имеют ли они право на счастье? Этот вопрос и Абрамов постоянно задавал в своих дневниках.


«Я хочу, чтобы и молодёжи было интересно смотреть. Не потому, что там будут молодёжные мотивы или современные решения, нет. Всё в спектакле будет достаточно аутентично. Я для себя определил, что это история не про горести деревни. Не про то, как тяжело им жилось. Это лишь обстоятельство, которое само собой разумеется. Мы это предполагаем, оно идёт вторым планом. И выражается это темпом спектакля, музыкальным оформлением, какими-то определёнными образами, метафорами» - Владимир Хрущёв.


*Композитор Евгений Габов, написавший музыку для нового спектакля Архангельского театра драмы – «Пряслины», стал лауреатом первой степени Международного конкурса композиторов «Карусель мелодий».

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра - Премьера «Пряслины. Две зимы и три лета»: современные отношения в аутентичных предлагаемых обстоятельствах
Пресс-служба театра - В премьерном спектакле одну из ролей исполнит специалист по говоре

Газета «Архангельск - город воинской славы»: При пустом зале, но с аплодисментами
Газета «Правда Севера»: В Архангельском театре драмы состоялась премьера без зрителей
«Регион 29»: Сказка о двух братьях: «Две зимы и три лета» Мишки и Егорши прошли в архангельском театре драмы
Газета «Бизнес-класс»: Архангельский театр в условиях пандемии: экономические потери и выход в онлайн
«Петербургский театральный журнал»: о человеческом и космическом
Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета»

«… Книга полна горчайшего недоумения, огненной боли за людей деревни и глубокой любви к ним»
А.Т. Твардовский 

Автор инсценировки - Максим Васюнов
Сценограф - Анатолий Шикуля
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Хормейстер - Олег Щукин
Композитор, аранжировщик - Евгений Габов
Художник по свету - Лариса Максимова
Звукорежиссёр - Леонид Лещёв
Видеосопровождение - Александр Дроздецкий
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Премьера состоялась 21 марта 2020 года

Подробнее