Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«Бизнес-класс»: Летел и таял: трагикомедия о судьбе человека на сцене Архангельского театра драмы

01.03.21
Автор: Ольга Истомина
Фото: Екатерина Чащина
Источник: https://bclass.ru/aktualno/kultura/letel-i-tayal-tragikomediya-o-sudbe-cheloveka-na-stsene-arkhangel...

В Архангельском театре драмы поставили пьесу Михаила ХЕЙФЕЦА «Спасти камер-юнкера Пушкина». Главный режиссер театра Андрей ТИМОШЕНКО превратил зрительный зал в место действия и сделал ставку на молодых артистов труппы.

Пьеса была написана Михаилом Хейфецем как монолог для одного артиста. В тексте оживают воспоминания главного героя Миши Питунина, которого по стечению обстоятельств всю жизнь, от детского сада и школы (конечно же, имени А. С. Пушкина) до службы в армии, «преследовала» фигура Александра Сергеевича. С раннего детства мальчик усвоил, что вопрос «ты что, Пушкина не любишь?» – с подвохом, и ответ на него подразумевается только один, единственно верный: «люблю». Конечно, есть в спектакле и место иронии по поводу того, как все наши великие – писатели, поэты, композиторы, ученые – зачастую превращаются в памятники, и одно их имя может начать вызывать отторжение, но не эта тема становится главной в постановке.

Режиссер и художник спектакля Андрей Тимошенко «разложил» пьесу на четырех артистов. Кроме главного героя, которого играет Михаил КУЗЬМИН, по нескольку ролей исполнили Дмитрий БЕЛЯКОВ, Иван БРАТУШЕВ и Нина НЯНИКОВА. В тексте действительно много возможностей для игры: череда анекдотичных случаев, которые в спектакле доведены до гротеска, позволяет артистам примерить на себя роли ребят в детском саду, школьников-пионеров, студентов кинотехникума, солдат-срочников в армии…

Все события, которые разыгрывают актеры, становятся иллюстрацией того монолога-исповеди, в котором серьезно и вдумчиво существует Михаил Кузьмин. Чувствуется, что актеру близка эта история, он тонко воспринимает ее и рассказывает зрителю. Но серьезные переживания, рефлексия героя по поводу своего прошлого в спектакле парадоксально сочетается с актерским аттракционом.

Особенно запоминаются перевоплощения Нины Няниковой, которая появляется все в новых и новых образах: воспитательница в детском саду, учительница с нелепо высокой прической, девчонка из соседнего двора, первая настоящая любовь – вдохновенная художница Лера и даже Наталья Николаевна Гончарова...

pushkin_3.jpg

А ближе к финалу спектакля – и вовсе продавец на книжном развале 90-х, нелепый мужичок в очках и смешной шапке, закутанный в шарф. Для каждого из героев актрисой найдена своя краска, чаще всего яркая, гротескная характеристика. Думается, что их можно было бы использовать мягче и спокойнее, чтобы сохранить легкость игры и сдержать напор, с которым артисты словно хотят произвести дополнительное впечатление на зрителей.

Кажется, что режиссер вместе с актерами «играют» в театр. А за счет некоторых интерактивных приемов стараются вовлечь в эту игру и зрителей (так, например, учительница раздает зрителям в первом ряду книжку с «Евгением Онегиным» и строго просит выучить три главы). Не случайно используются открытые театральные приемы – например, из Натальи Николаевны в студентку актриса перевоплощается прямо на сцене, просто отстегнув пышную юбку платья.

Игровое пространство спектакля – высокий подиум, воздвигнутый в центральном проходе большого зала театра драмы. Он условно разделяет партер и амфитеатр, где и располагаются зрители. За этим подиумом словно готова разверзнуться какая-то пучина (пространство от партера до сцены затянуто прозрачным полиэтиленом, который время от времени вздымается волнами), открывающая другой, параллельный мир – мир прошлого, воспоминаний, ассоциаций.

Место действия постоянно меняется, но в спектакле и оно обозначено условно. Есть только три белые скамейки с высокими спинками, под сиденьями которых хранится необходимый реквизит. В спектакле много условных театральных приемов, которые можно воспринять иронично. Если зима и холод, а Пушкин собирается на дуэль – значит, «театральный снег» раздувает тут же поставленный вентилятор, если разговор про любовь – рассыпаются лепестки роз.

Спектакль начинается с хорошо знакомой цитаты: «Я памятник себе воздвиг…» И в пространстве спектакля есть свой памятник Пушкину - с простертой вдаль рукой, который все время действия будет и свидетелем происходящего, и символической фигурой, и словно немым укором… Вот только фигура эта изрешечена отверстиями от пуль: в Пушкина в спектакле стреляют по любому поводу, словно именно он виновник всех несчастий, как долгое время и казалось Мише Питунину.

pushkin_4.jpg

Эта история об обычном, почти заурядном человеке была бы простой и незатейливой, если бы не линия трагической судьбы поэта, которая начинает переплетаться с судьбой Миши. Сам Михаил Хейфец в одном из интервью заметил, что пьеса получилась «про жизнь человека на разломе истории, культуры, на разломе всего жизненного устройства». По мере погружения в судьбу поэта, постепенно начинается и поиск смысла собственной жизни. Параллельно с перипетиями дня Питунин начинает почти литературоведческое изучение биографии поэта, и постепенно Пушкин становится для него кем-то близким, а события его жизни — не менее важными, чем происходящие с ним самим.

Жизнь незаметно превращается в историю одного возможного (или несостоявшегося) подвига: хотя история не терпит сослагательного наклонения, один за другим ищутся варианты «спасения» камер-юнкера Пушкина, который тоже был когда-то обычным человеком, одним из многих, пусть и поэтом. К поиску этих вариантов героя толкает первое серьезное чувство, о котором он будет вспоминать и позже, через много лет, когда все пойдет «скучно» - «женился, купил квартиру…». Одинокий человек, которого греют воспоминания о первой любви и увлекательной игре, ставшей проводником для этой любви, – таким становится Михаил к финалу.

Расставание героя с любимой девушкой происходит под песню «Летел и таял» группы «АукцЫон». Незадолго до этого от своей черной пышной юбки-пачки девушка отцепляет куски ткани и прячет в них целлофановые воздушные шарики, словно одно воспоминание за другим. После разлуки они улетают вверх и «зависают» под потолком, в них как будто сохранен воздух того времени, когда длилось это счастье.

В спектакле все время соседствует смешное и печальное, игровое, шуточное – и трагическое. Так строится и музыкальное сопровождение – в нем соседствуют, пожалуй, самая известная часть «Реквиема» Моцарта Lacrimosa (то и дело звучащая при упоминании поэта) и дворовые песни неприличного содержания. На книжном развале среди эротических журналов должно найтись место и томику Александра Сергеевича, иначе продавцу назначат «штраф и счетчик» от бандитов, учившихся когда-то в той самой школе имени Пушкина. И вся жизнь человека предстает порой нелепой трагикомедией, где низкое переплетается с высоким, а над всем этим стоит незыблемая фигура поэта, многократно простреленная пулями.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее