Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета»

03.03.21
Архангельский театр драмы им. М. Ломоносова открыл 88-й творческий сезон новым спектаклем "ПРЯСЛИНЫ. ДВЕ ЗИМЫ И ТРИ ЛЕТА", созданном по роману Федора Абрамова и посвященном 100-летию выдающегося русского писателя. Премьера спектакля состоялась в онлайн-режиме еще в марте, интернет-трансляции смогли тогда посмотреть многие зрители не только в Архангельске, и вот сейчас любители театрального искусства получили возможность увидеть его "живьем".

На авансцене аккуратный домик с деревянным конем на крыше. Рядом – банька, возле которой поленница дров. А еще забор, ворота, коса, топор, цветущая черемуха, соломенная игрушка, перевязанная красной лентой. Идиллическая деревенская картинка.

Звучит родниковое абрамовское слово на певучей, плавной северной говоре – Сказительница (Софья Сыроватская), хранительница народных традиций начинает сказывать. И врывается в пространство сцены разноголосица деревенская – высыпало всё Пекашино встречать первый пароход.

mtBqTit2nOs.jpg

Опускается домик под сцену, чтобы подняться вновь в финале спектакля. А на арьерсцене проплывают на плоту главные герои – Мишка Пряслин и Егорша Ставров. Именно их взаимоотношения, их судьбы в центре внимания инсценировщика Максима Васюнова и режиссера Владимира Хрущева.

Какие они разные - эти закадычные друзья, становящиеся к концу спектакля родственниками, фактически братьями, однако всё более и более отдаляющиеся друг от друга. И даже непонятно, почему они дружили-то. У них разные взгляды на мир, на людей, разные нравственные установки, духовные приоритеты. Дружба – соперничество. Друзья – антагонисты.

Iw5oUBfa1JE.jpg

Бесшабашный, раскрепощенный весельчак-балагур Егорша (Михаил Кузьмин) – циник, приспособленец, всегда и во всем ищущий своей выгоды. Угрюмый, суровый, совестливый Мишка (Дмитрий Беляков) – надежный товарищ, беззаветный труженик, справедливый и честный человек.

yjYle2jGDSw.jpg

Вот праздник. Благодарят бабы Михаила, многим он помог, многих поддержал в тяжелые времена, был за первого мужика на деревне в войну. А чем хуже Егорша? Но тщетно стремится он привлечь к себе внимание хотя бы игрой на гармони, да и то не самой мастеровитой.

ZNdJc5R5Cac.jpgTV_jmZk8vjs.jpg

Варвара (Мария Беднарчик), веселая, разбитная, любвеобильная Варвара, отвергает похабные ухаживания-приставания словоохотливого нагловатого Егорши, и тает в крепких объятиях смущающегося молчуна Михаила. Да и хохотушка Раечка (Нина Няникова) готова ответить на шутку, на заигрывания Егорши, но сохнет ее девичье сердечко по Михаилу.

A0gTk15mfDI.jpg

А вот Евсей Мошкин (Сергей Чуркин), мудрый, незлобивый, бескорыстный: Егорша задирает его, открыто издевается над ним, а Михаил защищает его, ищет именно у него поддержки в трудную минуту. На глазах Евсея происходит нешуточная потасовка бывших друзей, старик призывает их покаяться друг перед другом. Да где там! Уходит озлобившийся Егорша с поля боя, не обернувшись.

А как подобострастен тот же Егорша с представителем власти, тут уж не до гордости, не грех и подслужиться, глядишь, чего-нибудь да выгорит, он и Михаила склоняет к такой же психологии поведения, старается покровительствовать другу: «Есть для твоей спины места потеплее», да вот не на того напал.

Что же? Михаил – ангел во плоти, идеал, ходячая добродетель, а на Егорше не на чем и пробы поставить? Нет, не так всё однозначно. Всё гораздо сложнее, драматичней - словом, человечней. Тем и интересно сопоставлять, сравнивать, сталкивать лбами этих двух ярких представителей молодого поколения, детей войны, взрослеющих, вступающих в жизнь, преодолевающих немало испытаний на прочность, на проявление характера, на порядочность, на право на счастье, в конце концов. Интересно послушать их рассуждения о жизни, узнать их представления о будущем, разобраться в их духовных устремлениях.

Dvh50YfrIRY.jpg3b6-kmF7AsU.jpg751AtfGgYHE.jpg

Сценограф Анатолий Шикуля создал символичное, знаковое оформление спектакля. На сцене первый венец деревянного сруба – надежное основание крестьянского дома и в материальном, и в духовном плане. И много-много табуреток – самых что ни на есть простых деревянных табуреток, из различных комбинаций которых выстраиваются самые разные игровые пространства: деревенский клуб, изба, поветь, лесной барак, кузов грузовой машины… Появятся еще некоторые символические детали сценографии: божница с зажженной лампадкой, горящая печка-буржуйка – тепло от них в погодные и душевные невзгоды. Тарахтящий на заднем плане мотоцикл – символ благополучия и красивой жизни для Егорши.
Над сценой - ажурный воздушный белый платок, однако прохудившийся, дырявый (видимо, немало испытаний выпало на долю его владелицы). Ажурное полотнище то легко взмывает вверх, то тяжело опускается на землю, то занавешивает сцену стеной-экраном, сквозь дыры которого выглядывают, а то и выкарабкиваются персонажи. За его полупрозрачностью может происходить то или иное действо, нарочито скрываемое от зрительских глаз, но, конечно же, не в полной мере. Платок может собой олицетворять и туман, и марево облаков, и пар, и даже стену непонимания между народом и властью. Этим полотнищем накрываются влюбленные, его полощут в реке женки, из него формируется свадебный наряд невесты.

Xx7IzSugu9s.jpg

Часто слышны звуки воды – журчание, всплески. Открытая оркестровая яма – река, в которой купаются, плещутся, полощут белье, из которой черпают воду. То и дело раздается красивое, слаженное хоровое пение (хормейстер Олег Щукин). Музыка тревожная, драматичная, будоражащая (композитор – Евгений Габов).

v1oa-Xr-UsE.jpg

В спектакле совершаются некие завораживающие ритуальные действия – пускается по реке большая кукла в народном костюме, звучат заговоры, причитания, запевается любимая песня Федора Абрамова «Шел мальчишка бережком…», которая воспринимается как олицетворение самого абрамовского духа, осеняющего и оберегающего постановку. Как знаки эпохи используются фрагменты жизнерадостных советских комедий «Веселые ребята», «Весна», любовные сцены неожиданно иллюстрирует бодрая мелодия «Молодежной» из «Волги-Волги».

-f-aMQ3dUTI.jpgD2b6l-lNaw4.jpgECGCWiu-1JI.jpg

Художник Ирина Титоренко создала замечательные костюмы: белые одежды как символ очищения, омовения (банные сцены), красные одежды как символ радости жизни (сцена праздничного пира), пестрые одежды как символ пестроты и разнообразия жизни (сенокос, свадьба), элегантное синее, совсем не деревенское, подчеркнуто ни на что не похожее, платье Варвары, возмутительницы спокойствия, разрушительницы стереотипов, раскрепощенной оптимистки, жаждущей любви и воли. Как из сказки, иллюзорной реальности выскочат вдруг Дед Мороз и Медведь и окажутся вполне органичными в визуальном ряду спектакля.

Из романа выбраны отдельные важные сцены, из многолюдья действующих лиц избраны лишь некоторые ключевые фигуры.

1Ne99yuUItw.jpgT-faEDFhPgI.jpg

Председательница Анфиса Минина (засл. арт. РФ Елена Смородинова) произносит проникновенную речь на народном празднике, разлучает несчастных влюбленных Варвару и Михаила, взывая к их совести, сама расстается с вернувшимся с фронта мужем Григорием (Михаил Андреев), а потом теряется в массе других персонажей. А вот ее счастливая жизнь с Лукашиным остается за пределами инсценировки – оказывается, можно поставить спектакль по одному из романов абрамовской тетралогии вовсе без Лукашина, потому что всё, что происходит на сцене, - это всего лишь фон для основной сюжетной линии, связанной со взрослением, мужанием, нравственной закалкой Михаила и Егорши.

Главные герои в полной мере проявляются, раскрываются посредством их взаимоотношений с женщинами, их поисков счастья, их обретения любви. Любовь проходит красной нитью через все представление, словом «любовь», кстати, оно и завершается.

eFS522goSYE.jpg

В центре внимания первого действия – драматическая судьба Варвары, рождение, развитие и трагическая смерть их с Михаилом отчаянной, безнадежной, обреченной любви-страсти. Во втором действии на передний план выходит Лизка (Анна Рысенко), ее взросление, пробуждение в ней первого робкого чувства к Егорше, воплотившееся в замужество, вот только счастливое ли.

PQwVHDKBPYk.jpg

Есть еще мать Михаила и Лизы – Анна Пряслина (Наталия Латухина), но она постольку поскольку, фактически эпизодическое лицо в спектакле. Остальных Пряслиных нет, они лишь вскользь безымянно упоминаются. В связи с этим не совсем понятен выбор названия «Пряслины. Две зимы и три лета»: имеются в виду брат и сестра Пряслины, или эта фамилия используется в обобщенном нарицательном смысле как олицетворение народа, могучая опора жизни деревни, то, на чем всё держится (прясло – приспособление из жердей для сушки хлеба, льна, сена). Или просто общее название эпопеи, вспомним, что до появления романа «Дом» абрамовская трилогия называлась именно «Пряслины».

Судьбу народную олицетворяют в спектакле семейства Житовых и Нетесовых. Петр Житов (Евгений Нифантьев) – шумный поборник справедливости, активный участник всех деревенских событий, пасует перед произволом государственной машины, смиряется под угрозой снятия с должности колхозного счетовода его жены Олены (Анна Росс).

kmLW_ekUKCc.jpg

Крепко бьет судьба кроткого, совестливого, скромного героя-фронтовика Илью Нетесова (Александр Дубинин). Его возвращение с фронта, триумфальный проход по деревне, его простое семейное счастье укрупняется через видеопроекцию. А потом так же обезоруживающе откровенно будет показано его безысходное отчаяние, прорвавшееся в разговоре с Михаилом: «Я здоровый мужик – и ничего у меня не выходит. А ты пацан от отца остался и уже семью вырастил».

oXHMquGuDB0.jpg

Марья Нетесова (Тамара Волкова) – женщина сильная и физически, и духовно, именно она смело вступает в открытую полемику с властью, но и она не в силах вырваться из круга обреченности. В спектакле Марья же является сторонницей и защитницей Евсея Мошкина, как будто замещая отсутствующую Марфу Репишную, тоже женщину не слабохарактерную.
Пунктиром, однако выпуклым, запоминающимся пунктиром, в спектакле проходит трагедия Тимофея Лобанова (Юрий Прошин), оставляющая тяжелый след на совести Михаила. Показательно, что Тимофей постоянно отворачивается, прячет от зрителей свое лицо

Появляется на сцене весь такой домашний, трогательный дед Егорши – Степан Андреянович (Константин Феофилов), тот самый татя, ставший близким, родным человеком для Лизы Пряслиной.

Жители деревни Пекашино показаны единой общей массой, но не безликой, монолитной в проявлениях чувств, а сочувствующей, живой, по-разному реагирующей на происходящее.

mu26a-G0OmU.jpg

Олицетворением жестокой несправедливой власти в спектакле выступает уполномоченный по займам Ганичев (Иван Братушев), в чьи уста вкладываются разного рода демагогические декларации, чьими руками вершатся карательные и воспитательные действия.

И все-таки о чем этот спектакль? О совести, о долге, о нравственном выборе и, конечно, о любви как проявлении душевной гармонии и олицетворении простого человеческого счастья. Это молодой спектакль о молодости, пронизанный вечно молодым абрамовским духом. Вспомним слова самого Федора Абрамова: «Молодежь потому и называется молодежью, что она призвана омоложать мир, заражать своей неуемной энергией, беспокоить. И заражать всех и вся зеленым цветом молодости».

Фото - Екатерина Чащина, Иван Митюшев
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Комедия (основная сцена)
Л. Де Вега
Режиссёр — Рената Сотириади

Продолжительность - 2 часа 30 минут (с антрактом)

Пьесы Лопе де Вега, как и комедии Мольера, как и комедии Гольдони, Гоцци и Шекспира, прежде всего играли для простой публики. Поэтому и исполнение их - как в площадном театре, поэтому в спектакле очень яркая манера игры.

«Суть этой пьесы, её основная мысль для меня, как для режиссёра, заключается в том, что настоящая любовь творит невозможное, она творит чудеса. Любовь покрывает всё. Любовь - тайна творения мира, который без любви – ничто. Это самое главное. Комедия комедией, но эта тема никуда не пропадает. В данной пьесе, почему мне кажется, что всё так благополучно складывается, почему главным героям удаётся соединиться, - так это потому, что их чувства истинны, глубоки. Но перипетии и поступки действующих лиц, конечно же, комичны. Диана Марии Новиковой больше светская дама, которая действительно блюдёт своё положение. А у Марии Беднарчик Диана более открытая, эмоциональная. И спектакли с разными Мариями, конечно, получились разные. С Марией Новиковой спектакль о женщине, о её внутреннем мире, желании любить и быть любимой, счастливой. А с Марией Беднарчик больше про Теодоро. Про то, как он открывает для себя настоящее чувство», - режиссёр.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Новая комедия Архангельского театра драмы - «Собака на сене»
ГТРК «Поморье»: В Архангельском театре драмы предпоказ премьеры — «Собака на сене»
«Регион29. В связке-юниор»: Собака на сене или без маски вход воспрещён!
«Бизнес-класс»: Всё смешалось в доме де Бельфлор: в Архангельском театре драмы представили свой вариант «Собаки на сене»
News29: Испанские страсти на архангельской сцене: драмтеатр поставил «Собаку на сене»
«Правда Севера»: Архангельский театр драмы представил премьеру – «Собаку на сене»
«Регион 29»: Любовь к трём апельсинам: в архангельском театре драмы сыграли «Собаку на сене»
Газета «Архангельск - город воинской славы»: Испанская классика с оранжевым настроением
«Двина сегодня»: «Собака на сене»: на сцене драмтеатра в Архангельске разыграли полную страстей комедию
Отзыв Надежды Петровой о спектакле «Собака на сене»

Премьера спектакля состоялась 9 октября 2020 г.

Сценография - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Композитор - Светлана Голыбина
Художник по свету - Ольга Раввич
Балетмейстер - Павел Ивлев 
Педагог по сцен.речи - Елена Ласкавая
Звукорежиссёр - Леонид Лещёв
Спектакль ведёт Наталья Афонина

Подробнее
6+
Потешная опера (основная сцена)
П. Ершов
Режиссёр - Анастас Кичик

Продолжительность - 1 час 25 минут (без антракта)

Традиционная сказка без расхождений с оригинальным текстом П. Ершова на час перенесёт любого взрослого в детство.  А масштабные декорации, подчёркивающие художественную среду, фольклорные песни в живом исполнении и хороводы затянут даже самого маленького непоседу. 
 
В сказке «Конек-Горбунок» Иван, благодаря своей доброте, ловкости и детской наивности, смог увидеть невиданное и добыть его, как в итоге оказалось, не для царя — глупого и смешного, а для самого себя. Все потому, что правда восторжествовала, царь сварился в кипятке, а Иван стал красавцем, получил царство, красавицу-царевну и на счастье — верного волшебного друга и незаменимого помощника Конька-Горбунка.

На сцене и в зале - фейерверк из фольклорных танцев и песен. Герои сказки даже читают рэп по тексту Петра Ершова! В постановке Конёк-горбунок - летающий супергерой, а другие персонажи умело сочетают хороводы и элементы хип-хопа. Полтора часа сказки - на одном дыхании.

СМИ о спектакле: 
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы начались новогодние спектакли
«Регион 29»: Марти МакФлай и супер-горбунок: «архангельский драмтеатр сделал ход «Коньком»

Премьера состоялась 23 декабря 2018 года

Инсценировка, музыкальное оформление - Анастас Кичик
Сценография - Андрей Тимошенко
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художник по свету - Алексей Расходчиков 
Художник мультимедиа - Егор Тимошенко
Звукорежиссёр - Михаил Чабаненко 
Хормейстер, автор песен - Олег Щукин
Хореограф - Ольга Мурашова
Видеоинженер - Александр Дроздецкий
Спектакль ведёт Наталья Афонина

Подробнее
12+
Комедия (основная сцена)
Ж.-Б. Мольер
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 2 часа 20 минут (с антрактом)

Комедия, которая поможет сбросить "финансовую серьёзность" и посмотреть на деньги шутя.  
Гарпагон, богач и настоящий скряга, любит деньги больше своей семьи и даже больше себя, так что прячет их от всех в шкатулке, зарытой в саду. 

Это одна из лучших пьес Мольера, одна из четырёх его «золотых» комедий, которая быстро сошла с афиш  — Франция в середине XVII века еще не была готова к такой «самокритике». Но её время пришло позже. В советские годы пьеса была поставлена как обличение чуждой буржуазной морали, а новая волна «скупых» хлынула в двухтысячные. Бесспорно, на фоне особой актуальности проблематики в эпоху власти денег. Теперь мы снова попробуем смеяться над собой.

СМИ о спектакле: 
Рзн. инфо: Архангельские актеры представили на рязанской сцене комедию Мольера

Премьера состоялась 22 ноября 2015 года. 

Сценография — Наталья Яковчик 
Хореограф — Никита Чурилов 
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Спектакль ведет Наталья Афонина
Подробнее