Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета»
На авансцене аккуратный домик с деревянным конем на крыше. Рядом – банька, возле которой поленница дров. А еще забор, ворота, коса, топор, цветущая черемуха, соломенная игрушка, перевязанная красной лентой. Идиллическая деревенская картинка.
Звучит родниковое абрамовское слово на певучей, плавной северной говоре – Сказительница (Софья Сыроватская), хранительница народных традиций начинает сказывать. И врывается в пространство сцены разноголосица деревенская – высыпало всё Пекашино встречать первый пароход.

Опускается домик под сцену, чтобы подняться вновь в финале спектакля. А на арьерсцене проплывают на плоту главные герои – Мишка Пряслин и Егорша Ставров. Именно их взаимоотношения, их судьбы в центре внимания инсценировщика Максима Васюнова и режиссера Владимира Хрущева.
Какие они разные - эти закадычные друзья, становящиеся к концу спектакля родственниками, фактически братьями, однако всё более и более отдаляющиеся друг от друга. И даже непонятно, почему они дружили-то. У них разные взгляды на мир, на людей, разные нравственные установки, духовные приоритеты. Дружба – соперничество. Друзья – антагонисты.

Бесшабашный, раскрепощенный весельчак-балагур Егорша (Михаил Кузьмин) – циник, приспособленец, всегда и во всем ищущий своей выгоды. Угрюмый, суровый, совестливый Мишка (Дмитрий Беляков) – надежный товарищ, беззаветный труженик, справедливый и честный человек.

Вот праздник. Благодарят бабы Михаила, многим он помог, многих поддержал в тяжелые времена, был за первого мужика на деревне в войну. А чем хуже Егорша? Но тщетно стремится он привлечь к себе внимание хотя бы игрой на гармони, да и то не самой мастеровитой.

А вот Евсей Мошкин (Сергей Чуркин), мудрый, незлобивый, бескорыстный: Егорша задирает его, открыто издевается над ним, а Михаил защищает его, ищет именно у него поддержки в трудную минуту. На глазах Евсея происходит нешуточная потасовка бывших друзей, старик призывает их покаяться друг перед другом. Да где там! Уходит озлобившийся Егорша с поля боя, не обернувшись.
А как подобострастен тот же Егорша с представителем власти, тут уж не до гордости, не грех и подслужиться, глядишь, чего-нибудь да выгорит, он и Михаила склоняет к такой же психологии поведения, старается покровительствовать другу: «Есть для твоей спины места потеплее», да вот не на того напал.
Что же? Михаил – ангел во плоти, идеал, ходячая добродетель, а на Егорше не на чем и пробы поставить? Нет, не так всё однозначно. Всё гораздо сложнее, драматичней - словом, человечней. Тем и интересно сопоставлять, сравнивать, сталкивать лбами этих двух ярких представителей молодого поколения, детей войны, взрослеющих, вступающих в жизнь, преодолевающих немало испытаний на прочность, на проявление характера, на порядочность, на право на счастье, в конце концов. Интересно послушать их рассуждения о жизни, узнать их представления о будущем, разобраться в их духовных устремлениях.
Над сценой - ажурный воздушный белый платок, однако прохудившийся, дырявый (видимо, немало испытаний выпало на долю его владелицы). Ажурное полотнище то легко взмывает вверх, то тяжело опускается на землю, то занавешивает сцену стеной-экраном, сквозь дыры которого выглядывают, а то и выкарабкиваются персонажи. За его полупрозрачностью может происходить то или иное действо, нарочито скрываемое от зрительских глаз, но, конечно же, не в полной мере. Платок может собой олицетворять и туман, и марево облаков, и пар, и даже стену непонимания между народом и властью. Этим полотнищем накрываются влюбленные, его полощут в реке женки, из него формируется свадебный наряд невесты.

Часто слышны звуки воды – журчание, всплески. Открытая оркестровая яма – река, в которой купаются, плещутся, полощут белье, из которой черпают воду. То и дело раздается красивое, слаженное хоровое пение (хормейстер Олег Щукин). Музыка тревожная, драматичная, будоражащая (композитор – Евгений Габов).

В спектакле совершаются некие завораживающие ритуальные действия – пускается по реке большая кукла в народном костюме, звучат заговоры, причитания, запевается любимая песня Федора Абрамова «Шел мальчишка бережком…», которая воспринимается как олицетворение самого абрамовского духа, осеняющего и оберегающего постановку. Как знаки эпохи используются фрагменты жизнерадостных советских комедий «Веселые ребята», «Весна», любовные сцены неожиданно иллюстрирует бодрая мелодия «Молодежной» из «Волги-Волги».
Из романа выбраны отдельные важные сцены, из многолюдья действующих лиц избраны лишь некоторые ключевые фигуры.
Главные герои в полной мере проявляются, раскрываются посредством их взаимоотношений с женщинами, их поисков счастья, их обретения любви. Любовь проходит красной нитью через все представление, словом «любовь», кстати, оно и завершается.

В центре внимания первого действия – драматическая судьба Варвары, рождение, развитие и трагическая смерть их с Михаилом отчаянной, безнадежной, обреченной любви-страсти. Во втором действии на передний план выходит Лизка (Анна Рысенко), ее взросление, пробуждение в ней первого робкого чувства к Егорше, воплотившееся в замужество, вот только счастливое ли.

Есть еще мать Михаила и Лизы – Анна Пряслина (Наталия Латухина), но она постольку поскольку, фактически эпизодическое лицо в спектакле. Остальных Пряслиных нет, они лишь вскользь безымянно упоминаются. В связи с этим не совсем понятен выбор названия «Пряслины. Две зимы и три лета»: имеются в виду брат и сестра Пряслины, или эта фамилия используется в обобщенном нарицательном смысле как олицетворение народа, могучая опора жизни деревни, то, на чем всё держится (прясло – приспособление из жердей для сушки хлеба, льна, сена). Или просто общее название эпопеи, вспомним, что до появления романа «Дом» абрамовская трилогия называлась именно «Пряслины».
Судьбу народную олицетворяют в спектакле семейства Житовых и Нетесовых. Петр Житов (Евгений Нифантьев) – шумный поборник справедливости, активный участник всех деревенских событий, пасует перед произволом государственной машины, смиряется под угрозой снятия с должности колхозного счетовода его жены Олены (Анна Росс).

Крепко бьет судьба кроткого, совестливого, скромного героя-фронтовика Илью Нетесова (Александр Дубинин). Его возвращение с фронта, триумфальный проход по деревне, его простое семейное счастье укрупняется через видеопроекцию. А потом так же обезоруживающе откровенно будет показано его безысходное отчаяние, прорвавшееся в разговоре с Михаилом: «Я здоровый мужик – и ничего у меня не выходит. А ты пацан от отца остался и уже семью вырастил».

Марья Нетесова (Тамара Волкова) – женщина сильная и физически, и духовно, именно она смело вступает в открытую полемику с властью, но и она не в силах вырваться из круга обреченности. В спектакле Марья же является сторонницей и защитницей Евсея Мошкина, как будто замещая отсутствующую Марфу Репишную, тоже женщину не слабохарактерную.
Пунктиром, однако выпуклым, запоминающимся пунктиром, в спектакле проходит трагедия Тимофея Лобанова (Юрий Прошин), оставляющая тяжелый след на совести Михаила. Показательно, что Тимофей постоянно отворачивается, прячет от зрителей свое лицо
Появляется на сцене весь такой домашний, трогательный дед Егорши – Степан Андреянович (Константин Феофилов), тот самый татя, ставший близким, родным человеком для Лизы Пряслиной.
Жители деревни Пекашино показаны единой общей массой, но не безликой, монолитной в проявлениях чувств, а сочувствующей, живой, по-разному реагирующей на происходящее.

Олицетворением жестокой несправедливой власти в спектакле выступает уполномоченный по займам Ганичев (Иван Братушев), в чьи уста вкладываются разного рода демагогические декларации, чьими руками вершатся карательные и воспитательные действия.
И все-таки о чем этот спектакль? О совести, о долге, о нравственном выборе и, конечно, о любви как проявлении душевной гармонии и олицетворении простого человеческого счастья. Это молодой спектакль о молодости, пронизанный вечно молодым абрамовским духом. Вспомним слова самого Федора Абрамова: «Молодежь потому и называется молодежью, что она призвана омоложать мир, заражать своей неуемной энергией, беспокоить. И заражать всех и вся зеленым цветом молодости».
Фото - Екатерина Чащина, Иван Митюшев