Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета»

03.03.21
Архангельский театр драмы им. М. Ломоносова открыл 88-й творческий сезон новым спектаклем "ПРЯСЛИНЫ. ДВЕ ЗИМЫ И ТРИ ЛЕТА", созданном по роману Федора Абрамова и посвященном 100-летию выдающегося русского писателя. Премьера спектакля состоялась в онлайн-режиме еще в марте, интернет-трансляции смогли тогда посмотреть многие зрители не только в Архангельске, и вот сейчас любители театрального искусства получили возможность увидеть его "живьем".

На авансцене аккуратный домик с деревянным конем на крыше. Рядом – банька, возле которой поленница дров. А еще забор, ворота, коса, топор, цветущая черемуха, соломенная игрушка, перевязанная красной лентой. Идиллическая деревенская картинка.

Звучит родниковое абрамовское слово на певучей, плавной северной говоре – Сказительница (Софья Сыроватская), хранительница народных традиций начинает сказывать. И врывается в пространство сцены разноголосица деревенская – высыпало всё Пекашино встречать первый пароход.

mtBqTit2nOs.jpg

Опускается домик под сцену, чтобы подняться вновь в финале спектакля. А на арьерсцене проплывают на плоту главные герои – Мишка Пряслин и Егорша Ставров. Именно их взаимоотношения, их судьбы в центре внимания инсценировщика Максима Васюнова и режиссера Владимира Хрущева.

Какие они разные - эти закадычные друзья, становящиеся к концу спектакля родственниками, фактически братьями, однако всё более и более отдаляющиеся друг от друга. И даже непонятно, почему они дружили-то. У них разные взгляды на мир, на людей, разные нравственные установки, духовные приоритеты. Дружба – соперничество. Друзья – антагонисты.

Iw5oUBfa1JE.jpg

Бесшабашный, раскрепощенный весельчак-балагур Егорша (Михаил Кузьмин) – циник, приспособленец, всегда и во всем ищущий своей выгоды. Угрюмый, суровый, совестливый Мишка (Дмитрий Беляков) – надежный товарищ, беззаветный труженик, справедливый и честный человек.

yjYle2jGDSw.jpg

Вот праздник. Благодарят бабы Михаила, многим он помог, многих поддержал в тяжелые времена, был за первого мужика на деревне в войну. А чем хуже Егорша? Но тщетно стремится он привлечь к себе внимание хотя бы игрой на гармони, да и то не самой мастеровитой.

ZNdJc5R5Cac.jpgTV_jmZk8vjs.jpg

Варвара (Мария Беднарчик), веселая, разбитная, любвеобильная Варвара, отвергает похабные ухаживания-приставания словоохотливого нагловатого Егорши, и тает в крепких объятиях смущающегося молчуна Михаила. Да и хохотушка Раечка (Нина Няникова) готова ответить на шутку, на заигрывания Егорши, но сохнет ее девичье сердечко по Михаилу.

A0gTk15mfDI.jpg

А вот Евсей Мошкин (Сергей Чуркин), мудрый, незлобивый, бескорыстный: Егорша задирает его, открыто издевается над ним, а Михаил защищает его, ищет именно у него поддержки в трудную минуту. На глазах Евсея происходит нешуточная потасовка бывших друзей, старик призывает их покаяться друг перед другом. Да где там! Уходит озлобившийся Егорша с поля боя, не обернувшись.

А как подобострастен тот же Егорша с представителем власти, тут уж не до гордости, не грех и подслужиться, глядишь, чего-нибудь да выгорит, он и Михаила склоняет к такой же психологии поведения, старается покровительствовать другу: «Есть для твоей спины места потеплее», да вот не на того напал.

Что же? Михаил – ангел во плоти, идеал, ходячая добродетель, а на Егорше не на чем и пробы поставить? Нет, не так всё однозначно. Всё гораздо сложнее, драматичней - словом, человечней. Тем и интересно сопоставлять, сравнивать, сталкивать лбами этих двух ярких представителей молодого поколения, детей войны, взрослеющих, вступающих в жизнь, преодолевающих немало испытаний на прочность, на проявление характера, на порядочность, на право на счастье, в конце концов. Интересно послушать их рассуждения о жизни, узнать их представления о будущем, разобраться в их духовных устремлениях.

Dvh50YfrIRY.jpg3b6-kmF7AsU.jpg751AtfGgYHE.jpg

Сценограф Анатолий Шикуля создал символичное, знаковое оформление спектакля. На сцене первый венец деревянного сруба – надежное основание крестьянского дома и в материальном, и в духовном плане. И много-много табуреток – самых что ни на есть простых деревянных табуреток, из различных комбинаций которых выстраиваются самые разные игровые пространства: деревенский клуб, изба, поветь, лесной барак, кузов грузовой машины… Появятся еще некоторые символические детали сценографии: божница с зажженной лампадкой, горящая печка-буржуйка – тепло от них в погодные и душевные невзгоды. Тарахтящий на заднем плане мотоцикл – символ благополучия и красивой жизни для Егорши.
Над сценой - ажурный воздушный белый платок, однако прохудившийся, дырявый (видимо, немало испытаний выпало на долю его владелицы). Ажурное полотнище то легко взмывает вверх, то тяжело опускается на землю, то занавешивает сцену стеной-экраном, сквозь дыры которого выглядывают, а то и выкарабкиваются персонажи. За его полупрозрачностью может происходить то или иное действо, нарочито скрываемое от зрительских глаз, но, конечно же, не в полной мере. Платок может собой олицетворять и туман, и марево облаков, и пар, и даже стену непонимания между народом и властью. Этим полотнищем накрываются влюбленные, его полощут в реке женки, из него формируется свадебный наряд невесты.

Xx7IzSugu9s.jpg

Часто слышны звуки воды – журчание, всплески. Открытая оркестровая яма – река, в которой купаются, плещутся, полощут белье, из которой черпают воду. То и дело раздается красивое, слаженное хоровое пение (хормейстер Олег Щукин). Музыка тревожная, драматичная, будоражащая (композитор – Евгений Габов).

v1oa-Xr-UsE.jpg

В спектакле совершаются некие завораживающие ритуальные действия – пускается по реке большая кукла в народном костюме, звучат заговоры, причитания, запевается любимая песня Федора Абрамова «Шел мальчишка бережком…», которая воспринимается как олицетворение самого абрамовского духа, осеняющего и оберегающего постановку. Как знаки эпохи используются фрагменты жизнерадостных советских комедий «Веселые ребята», «Весна», любовные сцены неожиданно иллюстрирует бодрая мелодия «Молодежной» из «Волги-Волги».

-f-aMQ3dUTI.jpgD2b6l-lNaw4.jpgECGCWiu-1JI.jpg

Художник Ирина Титоренко создала замечательные костюмы: белые одежды как символ очищения, омовения (банные сцены), красные одежды как символ радости жизни (сцена праздничного пира), пестрые одежды как символ пестроты и разнообразия жизни (сенокос, свадьба), элегантное синее, совсем не деревенское, подчеркнуто ни на что не похожее, платье Варвары, возмутительницы спокойствия, разрушительницы стереотипов, раскрепощенной оптимистки, жаждущей любви и воли. Как из сказки, иллюзорной реальности выскочат вдруг Дед Мороз и Медведь и окажутся вполне органичными в визуальном ряду спектакля.

Из романа выбраны отдельные важные сцены, из многолюдья действующих лиц избраны лишь некоторые ключевые фигуры.

1Ne99yuUItw.jpgT-faEDFhPgI.jpg

Председательница Анфиса Минина (засл. арт. РФ Елена Смородинова) произносит проникновенную речь на народном празднике, разлучает несчастных влюбленных Варвару и Михаила, взывая к их совести, сама расстается с вернувшимся с фронта мужем Григорием (Михаил Андреев), а потом теряется в массе других персонажей. А вот ее счастливая жизнь с Лукашиным остается за пределами инсценировки – оказывается, можно поставить спектакль по одному из романов абрамовской тетралогии вовсе без Лукашина, потому что всё, что происходит на сцене, - это всего лишь фон для основной сюжетной линии, связанной со взрослением, мужанием, нравственной закалкой Михаила и Егорши.

Главные герои в полной мере проявляются, раскрываются посредством их взаимоотношений с женщинами, их поисков счастья, их обретения любви. Любовь проходит красной нитью через все представление, словом «любовь», кстати, оно и завершается.

eFS522goSYE.jpg

В центре внимания первого действия – драматическая судьба Варвары, рождение, развитие и трагическая смерть их с Михаилом отчаянной, безнадежной, обреченной любви-страсти. Во втором действии на передний план выходит Лизка (Анна Рысенко), ее взросление, пробуждение в ней первого робкого чувства к Егорше, воплотившееся в замужество, вот только счастливое ли.

PQwVHDKBPYk.jpg

Есть еще мать Михаила и Лизы – Анна Пряслина (Наталия Латухина), но она постольку поскольку, фактически эпизодическое лицо в спектакле. Остальных Пряслиных нет, они лишь вскользь безымянно упоминаются. В связи с этим не совсем понятен выбор названия «Пряслины. Две зимы и три лета»: имеются в виду брат и сестра Пряслины, или эта фамилия используется в обобщенном нарицательном смысле как олицетворение народа, могучая опора жизни деревни, то, на чем всё держится (прясло – приспособление из жердей для сушки хлеба, льна, сена). Или просто общее название эпопеи, вспомним, что до появления романа «Дом» абрамовская трилогия называлась именно «Пряслины».

Судьбу народную олицетворяют в спектакле семейства Житовых и Нетесовых. Петр Житов (Евгений Нифантьев) – шумный поборник справедливости, активный участник всех деревенских событий, пасует перед произволом государственной машины, смиряется под угрозой снятия с должности колхозного счетовода его жены Олены (Анна Росс).

kmLW_ekUKCc.jpg

Крепко бьет судьба кроткого, совестливого, скромного героя-фронтовика Илью Нетесова (Александр Дубинин). Его возвращение с фронта, триумфальный проход по деревне, его простое семейное счастье укрупняется через видеопроекцию. А потом так же обезоруживающе откровенно будет показано его безысходное отчаяние, прорвавшееся в разговоре с Михаилом: «Я здоровый мужик – и ничего у меня не выходит. А ты пацан от отца остался и уже семью вырастил».

oXHMquGuDB0.jpg

Марья Нетесова (Тамара Волкова) – женщина сильная и физически, и духовно, именно она смело вступает в открытую полемику с властью, но и она не в силах вырваться из круга обреченности. В спектакле Марья же является сторонницей и защитницей Евсея Мошкина, как будто замещая отсутствующую Марфу Репишную, тоже женщину не слабохарактерную.
Пунктиром, однако выпуклым, запоминающимся пунктиром, в спектакле проходит трагедия Тимофея Лобанова (Юрий Прошин), оставляющая тяжелый след на совести Михаила. Показательно, что Тимофей постоянно отворачивается, прячет от зрителей свое лицо

Появляется на сцене весь такой домашний, трогательный дед Егорши – Степан Андреянович (Константин Феофилов), тот самый татя, ставший близким, родным человеком для Лизы Пряслиной.

Жители деревни Пекашино показаны единой общей массой, но не безликой, монолитной в проявлениях чувств, а сочувствующей, живой, по-разному реагирующей на происходящее.

mu26a-G0OmU.jpg

Олицетворением жестокой несправедливой власти в спектакле выступает уполномоченный по займам Ганичев (Иван Братушев), в чьи уста вкладываются разного рода демагогические декларации, чьими руками вершатся карательные и воспитательные действия.

И все-таки о чем этот спектакль? О совести, о долге, о нравственном выборе и, конечно, о любви как проявлении душевной гармонии и олицетворении простого человеческого счастья. Это молодой спектакль о молодости, пронизанный вечно молодым абрамовским духом. Вспомним слова самого Федора Абрамова: «Молодежь потому и называется молодежью, что она призвана омоложать мир, заражать своей неуемной энергией, беспокоить. И заражать всех и вся зеленым цветом молодости».

Фото - Екатерина Чащина, Иван Митюшев
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
0+
Футуристическая сказка (камерная сцена)
К. Чуковский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 50 минут (без антракта)

Инсценировка к спектаклю сделана режиссёром по трём произведениям Корнея Чуковского – «Доктор Айболит», «Бармалей» и «Телефон». 

Знакомые с пелёнок персонажи с помощью специальных устройств перемещаются во времени и пространстве. В этом артистам помогает яркий видеоконтент. Умелая компиляция театрального искусства с «экранным» создаёт эффект виртуальной реальности. Места действия сменяются по щелчку пульта в лапах собаки Аввы. Обаятельный добрый Доктор приобретает нового друга – невероятно милую в своей беззащитности Обезьянку Чичи. Втроём они совершают путешествие в Африку, куда их обманом приманили сказочные злодеи.

«Зло» в спектакле для малышей – невинное и даже милое. Бармалей и Разбойники – отрицательные персонажи, которым стоило лишь указать верный путь. Не все знают, что у Айболита есть сестра Варвара – тоже «злодейка», не любящая зверей. Но стоит брату попасть в беду, как сварливая домохозяйка меняет сторону. Ведь добро, как мы знаем, побеждает зло. В этой сказке - не только сюжетно, но и внутри персонажа.

«Наша задача была сделать спектакль для самых маленьких. Сказка «Айболит» знакома каждому с пелёнок. Для взрослых это вечно актуальная тема борьбы против жестокого обращения с животными. А малышей история, которую написал Корней Чуковский, учит бережно относиться к братьям нашим меньшим. Погони, превращения, победа добра над злом, яркие герои», - Алексей Ермилышев. Я считаю, что эта сказка технически близка современному ребёнку. Простая для понимания, красочная и динамичная. А взрослые порадуются отсылкам к известным комедиям, - мы придумали песни на старые добрые мотивы и мелодии», - Алексей Ермилышев.

СМИ о спектакле: 
Пресс-служба театра:  Бармалейство – это болезнь: в Архангельском драматическом премьера спектакля «Доктор Айболит»
Пресс-служба театра: Кит плывёт, волки бегут: последние штрихи видеоконтента для «Доктора Айболита»
«Регион 29»: Дискотека 1980-х: в архангельском драмтеатре играют футуристическую сказку «Доктор Айболит»
«Архангельск - город воинской славы»: https://arhdrama.culture29.ru/news/2493/?bitrix_include_areas=Y 

Премьера спектакля состоялась 22 декабря 2019 г.

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Художники мультимедиа - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Балетмейстер - Ольга Мурашова
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Художник по свету - Михаил Юданов
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее
6+

Чтение французских сказок для детей 
Режиссёр —  Андрей Гогун

Французские народные сказки в прочтении Константина Феофилова.

Иногда для того чтобы рассказать историю, нужно просто рассказать историю. Хороший рассказчик — сам по себе интереснее, глубже и объемнее любых декораций, светового и музыкального дизайна и спецэффектов. Константин Феофилов поведает детям и взрослым две французские сказки про драконов. Этот простой пересказ, как нам кажется — стоит больше, чем многие нашумевшие блокбастеры и раскрученные бестселлеры. Истории эти о борьбе людей с чудовищами — но насколько же разными и неожиданными оказываются и способы этой борьбы и её результаты.

«Маленьких зрителей ждет не только сама читка текста сказки, но и небольшая театрализация, сценический образ, атрибуты. При этом текст все же первичен, мы хотим этим проектом научить детей воспринимать на слух большие объемы повествования, чего сейчас, как мне кажется, дети часто лишены из-за засилья визуальных образов. Мы сознательно выбирали сказки народов мира, чтобы расширить кругозор детей, показать пласт мировой культуры. С этим материалом мы обычно сталкиваемся только во взрослом возрасте, поэтому планируем на читках делать и введение, этакий ликбез о той или иной стране и культуре», — рассказал  режиссер Андрей Гогун.

«Сказки в избе» —  это не только новый проект, но и новое пространство, которое раньше в Архдраме не использовалось для творческих театральных работ. Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки. Поэтому предусмотрено всего 20 детских мест. Стоимость билета — на одного взрослого и одного ребенка (один билет на двоих) — 100 рублей.

Подробнее
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее