Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета»

03.03.21
Архангельский театр драмы им. М. Ломоносова открыл 88-й творческий сезон новым спектаклем "ПРЯСЛИНЫ. ДВЕ ЗИМЫ И ТРИ ЛЕТА", созданном по роману Федора Абрамова и посвященном 100-летию выдающегося русского писателя. Премьера спектакля состоялась в онлайн-режиме еще в марте, интернет-трансляции смогли тогда посмотреть многие зрители не только в Архангельске, и вот сейчас любители театрального искусства получили возможность увидеть его "живьем".

На авансцене аккуратный домик с деревянным конем на крыше. Рядом – банька, возле которой поленница дров. А еще забор, ворота, коса, топор, цветущая черемуха, соломенная игрушка, перевязанная красной лентой. Идиллическая деревенская картинка.

Звучит родниковое абрамовское слово на певучей, плавной северной говоре – Сказительница (Софья Сыроватская), хранительница народных традиций начинает сказывать. И врывается в пространство сцены разноголосица деревенская – высыпало всё Пекашино встречать первый пароход.

mtBqTit2nOs.jpg

Опускается домик под сцену, чтобы подняться вновь в финале спектакля. А на арьерсцене проплывают на плоту главные герои – Мишка Пряслин и Егорша Ставров. Именно их взаимоотношения, их судьбы в центре внимания инсценировщика Максима Васюнова и режиссера Владимира Хрущева.

Какие они разные - эти закадычные друзья, становящиеся к концу спектакля родственниками, фактически братьями, однако всё более и более отдаляющиеся друг от друга. И даже непонятно, почему они дружили-то. У них разные взгляды на мир, на людей, разные нравственные установки, духовные приоритеты. Дружба – соперничество. Друзья – антагонисты.

Iw5oUBfa1JE.jpg

Бесшабашный, раскрепощенный весельчак-балагур Егорша (Михаил Кузьмин) – циник, приспособленец, всегда и во всем ищущий своей выгоды. Угрюмый, суровый, совестливый Мишка (Дмитрий Беляков) – надежный товарищ, беззаветный труженик, справедливый и честный человек.

yjYle2jGDSw.jpg

Вот праздник. Благодарят бабы Михаила, многим он помог, многих поддержал в тяжелые времена, был за первого мужика на деревне в войну. А чем хуже Егорша? Но тщетно стремится он привлечь к себе внимание хотя бы игрой на гармони, да и то не самой мастеровитой.

ZNdJc5R5Cac.jpgTV_jmZk8vjs.jpg

Варвара (Мария Беднарчик), веселая, разбитная, любвеобильная Варвара, отвергает похабные ухаживания-приставания словоохотливого нагловатого Егорши, и тает в крепких объятиях смущающегося молчуна Михаила. Да и хохотушка Раечка (Нина Няникова) готова ответить на шутку, на заигрывания Егорши, но сохнет ее девичье сердечко по Михаилу.

A0gTk15mfDI.jpg

А вот Евсей Мошкин (Сергей Чуркин), мудрый, незлобивый, бескорыстный: Егорша задирает его, открыто издевается над ним, а Михаил защищает его, ищет именно у него поддержки в трудную минуту. На глазах Евсея происходит нешуточная потасовка бывших друзей, старик призывает их покаяться друг перед другом. Да где там! Уходит озлобившийся Егорша с поля боя, не обернувшись.

А как подобострастен тот же Егорша с представителем власти, тут уж не до гордости, не грех и подслужиться, глядишь, чего-нибудь да выгорит, он и Михаила склоняет к такой же психологии поведения, старается покровительствовать другу: «Есть для твоей спины места потеплее», да вот не на того напал.

Что же? Михаил – ангел во плоти, идеал, ходячая добродетель, а на Егорше не на чем и пробы поставить? Нет, не так всё однозначно. Всё гораздо сложнее, драматичней - словом, человечней. Тем и интересно сопоставлять, сравнивать, сталкивать лбами этих двух ярких представителей молодого поколения, детей войны, взрослеющих, вступающих в жизнь, преодолевающих немало испытаний на прочность, на проявление характера, на порядочность, на право на счастье, в конце концов. Интересно послушать их рассуждения о жизни, узнать их представления о будущем, разобраться в их духовных устремлениях.

Dvh50YfrIRY.jpg3b6-kmF7AsU.jpg751AtfGgYHE.jpg

Сценограф Анатолий Шикуля создал символичное, знаковое оформление спектакля. На сцене первый венец деревянного сруба – надежное основание крестьянского дома и в материальном, и в духовном плане. И много-много табуреток – самых что ни на есть простых деревянных табуреток, из различных комбинаций которых выстраиваются самые разные игровые пространства: деревенский клуб, изба, поветь, лесной барак, кузов грузовой машины… Появятся еще некоторые символические детали сценографии: божница с зажженной лампадкой, горящая печка-буржуйка – тепло от них в погодные и душевные невзгоды. Тарахтящий на заднем плане мотоцикл – символ благополучия и красивой жизни для Егорши.
Над сценой - ажурный воздушный белый платок, однако прохудившийся, дырявый (видимо, немало испытаний выпало на долю его владелицы). Ажурное полотнище то легко взмывает вверх, то тяжело опускается на землю, то занавешивает сцену стеной-экраном, сквозь дыры которого выглядывают, а то и выкарабкиваются персонажи. За его полупрозрачностью может происходить то или иное действо, нарочито скрываемое от зрительских глаз, но, конечно же, не в полной мере. Платок может собой олицетворять и туман, и марево облаков, и пар, и даже стену непонимания между народом и властью. Этим полотнищем накрываются влюбленные, его полощут в реке женки, из него формируется свадебный наряд невесты.

Xx7IzSugu9s.jpg

Часто слышны звуки воды – журчание, всплески. Открытая оркестровая яма – река, в которой купаются, плещутся, полощут белье, из которой черпают воду. То и дело раздается красивое, слаженное хоровое пение (хормейстер Олег Щукин). Музыка тревожная, драматичная, будоражащая (композитор – Евгений Габов).

v1oa-Xr-UsE.jpg

В спектакле совершаются некие завораживающие ритуальные действия – пускается по реке большая кукла в народном костюме, звучат заговоры, причитания, запевается любимая песня Федора Абрамова «Шел мальчишка бережком…», которая воспринимается как олицетворение самого абрамовского духа, осеняющего и оберегающего постановку. Как знаки эпохи используются фрагменты жизнерадостных советских комедий «Веселые ребята», «Весна», любовные сцены неожиданно иллюстрирует бодрая мелодия «Молодежной» из «Волги-Волги».

-f-aMQ3dUTI.jpgD2b6l-lNaw4.jpgECGCWiu-1JI.jpg

Художник Ирина Титоренко создала замечательные костюмы: белые одежды как символ очищения, омовения (банные сцены), красные одежды как символ радости жизни (сцена праздничного пира), пестрые одежды как символ пестроты и разнообразия жизни (сенокос, свадьба), элегантное синее, совсем не деревенское, подчеркнуто ни на что не похожее, платье Варвары, возмутительницы спокойствия, разрушительницы стереотипов, раскрепощенной оптимистки, жаждущей любви и воли. Как из сказки, иллюзорной реальности выскочат вдруг Дед Мороз и Медведь и окажутся вполне органичными в визуальном ряду спектакля.

Из романа выбраны отдельные важные сцены, из многолюдья действующих лиц избраны лишь некоторые ключевые фигуры.

1Ne99yuUItw.jpgT-faEDFhPgI.jpg

Председательница Анфиса Минина (засл. арт. РФ Елена Смородинова) произносит проникновенную речь на народном празднике, разлучает несчастных влюбленных Варвару и Михаила, взывая к их совести, сама расстается с вернувшимся с фронта мужем Григорием (Михаил Андреев), а потом теряется в массе других персонажей. А вот ее счастливая жизнь с Лукашиным остается за пределами инсценировки – оказывается, можно поставить спектакль по одному из романов абрамовской тетралогии вовсе без Лукашина, потому что всё, что происходит на сцене, - это всего лишь фон для основной сюжетной линии, связанной со взрослением, мужанием, нравственной закалкой Михаила и Егорши.

Главные герои в полной мере проявляются, раскрываются посредством их взаимоотношений с женщинами, их поисков счастья, их обретения любви. Любовь проходит красной нитью через все представление, словом «любовь», кстати, оно и завершается.

eFS522goSYE.jpg

В центре внимания первого действия – драматическая судьба Варвары, рождение, развитие и трагическая смерть их с Михаилом отчаянной, безнадежной, обреченной любви-страсти. Во втором действии на передний план выходит Лизка (Анна Рысенко), ее взросление, пробуждение в ней первого робкого чувства к Егорше, воплотившееся в замужество, вот только счастливое ли.

PQwVHDKBPYk.jpg

Есть еще мать Михаила и Лизы – Анна Пряслина (Наталия Латухина), но она постольку поскольку, фактически эпизодическое лицо в спектакле. Остальных Пряслиных нет, они лишь вскользь безымянно упоминаются. В связи с этим не совсем понятен выбор названия «Пряслины. Две зимы и три лета»: имеются в виду брат и сестра Пряслины, или эта фамилия используется в обобщенном нарицательном смысле как олицетворение народа, могучая опора жизни деревни, то, на чем всё держится (прясло – приспособление из жердей для сушки хлеба, льна, сена). Или просто общее название эпопеи, вспомним, что до появления романа «Дом» абрамовская трилогия называлась именно «Пряслины».

Судьбу народную олицетворяют в спектакле семейства Житовых и Нетесовых. Петр Житов (Евгений Нифантьев) – шумный поборник справедливости, активный участник всех деревенских событий, пасует перед произволом государственной машины, смиряется под угрозой снятия с должности колхозного счетовода его жены Олены (Анна Росс).

kmLW_ekUKCc.jpg

Крепко бьет судьба кроткого, совестливого, скромного героя-фронтовика Илью Нетесова (Александр Дубинин). Его возвращение с фронта, триумфальный проход по деревне, его простое семейное счастье укрупняется через видеопроекцию. А потом так же обезоруживающе откровенно будет показано его безысходное отчаяние, прорвавшееся в разговоре с Михаилом: «Я здоровый мужик – и ничего у меня не выходит. А ты пацан от отца остался и уже семью вырастил».

oXHMquGuDB0.jpg

Марья Нетесова (Тамара Волкова) – женщина сильная и физически, и духовно, именно она смело вступает в открытую полемику с властью, но и она не в силах вырваться из круга обреченности. В спектакле Марья же является сторонницей и защитницей Евсея Мошкина, как будто замещая отсутствующую Марфу Репишную, тоже женщину не слабохарактерную.
Пунктиром, однако выпуклым, запоминающимся пунктиром, в спектакле проходит трагедия Тимофея Лобанова (Юрий Прошин), оставляющая тяжелый след на совести Михаила. Показательно, что Тимофей постоянно отворачивается, прячет от зрителей свое лицо

Появляется на сцене весь такой домашний, трогательный дед Егорши – Степан Андреянович (Константин Феофилов), тот самый татя, ставший близким, родным человеком для Лизы Пряслиной.

Жители деревни Пекашино показаны единой общей массой, но не безликой, монолитной в проявлениях чувств, а сочувствующей, живой, по-разному реагирующей на происходящее.

mu26a-G0OmU.jpg

Олицетворением жестокой несправедливой власти в спектакле выступает уполномоченный по займам Ганичев (Иван Братушев), в чьи уста вкладываются разного рода демагогические декларации, чьими руками вершатся карательные и воспитательные действия.

И все-таки о чем этот спектакль? О совести, о долге, о нравственном выборе и, конечно, о любви как проявлении душевной гармонии и олицетворении простого человеческого счастья. Это молодой спектакль о молодости, пронизанный вечно молодым абрамовским духом. Вспомним слова самого Федора Абрамова: «Молодежь потому и называется молодежью, что она призвана омоложать мир, заражать своей неуемной энергией, беспокоить. И заражать всех и вся зеленым цветом молодости».

Фото - Екатерина Чащина, Иван Митюшев
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля станет известна ближе к премьере.

«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. Первая репетиция спектакля уже состоялась, в спектакле занята вся труппа, мы распределили основные роли, отмечу, что исполнитель главной роли — Дмитрий Беляков, в роли Лары — Нина Няникова.  В спектакле будем активно использовать приёмы игрового театра, которые в этом сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина», когда артист играл по несколько ролей мастерски перевоплощаясь», - анонсировал премьеру режиссёр Андрей Тимошенко.

Подробнее
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.


В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее