Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы спасали камер-юнкера Пушкина

11.03.21
Автор и фото: Елена Ирха
Источник: http://pravdasevera.ru/culture/-rux1kkyb 

Если кто‑то смотрел фильм-сказку для подростков «Спасти Пушкина», то выкиньте её сюжет из головы – в спектакле рассказана совсем другая история. История для взрослых сугубо после 18 лет: российская жизнь «маленького человека» от советского садика, такой же школы и армии до разгульных 90‑х. Словом, не для детей.

Коротко: два питерских отморозка замочили школьного приятеля из‑за квартиры на исторической улице Рентгена. При чём здесь «солнце русской поэзии» Александр Сергеевич Пушкин? Он, извините, главный герой, только на сцене в спектакле не появляется. 


Далее нить истории вьётся, перенося нас из позднего СССР к пушкинским временам и обратно. К слову, пьеса Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» очень смешная, шикарнейшая вещь, так что спектакль главного режиссёра Архангельского театра драмы Андрея Тимошенко – это почти комедия. Правда, режиссёр определил её жанр как «историю одного возможного подвига».

Интересно решено пространство спектакля: партер остался за сценой-подмостками. Подмостки приближены к зрителю, который сидит в амфитеатре и выше. Короче, эта «дорожка» занимает проход между партером и амфитеатром, деля зрительный зал.

Но главная сцена театра, оставшаяся вдали, тоже задействована: на ней установлена четырёхметровая конструкция, имитирующая памятник Пушкину на площади Искусств в Ленинграде-Петербурге, поскольку именно там, в граде Петра, происходит действие пьесы. «Памятник» этот периодически то со страшным скрежетом падает навзничь, то потом обратно поднимается как бы сам по себе.

 

Там, где стоят кресла партера, пузырится голубоватая полиэтиленовая плёнка, видимо, изображающая январские сугробы на Чёрной речке. «Снег», само собой, когда нужно – кружится в воздухе. Прозрачные полиэтиленовые пакеты на верёвочках поднимаются к потолку вместо разноцветных шариков. Этакая чёрно-белая графика зимы, тревожности, предчувствия беды. К слову, сценограф – тоже Андрей Тимошенко.

На подмостках – четыре актёра. Главного героя, которому хронически мешает жить А. С. Пушкин, по фамилии Питунин, играет актёр Михаил Кузьмин, другие актёры, Нина Няникова, Дмитрий Беляков, Иван Братушев, играют все остальные роли – секундантов Пушкина и Дантеса, школьников, студентов, хулиганов, солдат-срочников и бандитов. Нина Няникова легко перевоплощается в Наталью Гончарову и даже глаза скашивает (красавица Наталья Николаевна весьма косила, говорят, на один глаз, кто знает – может, и на оба).

Костюмы узнаваемые – неизбежные в этом случае плащи-крылатки и цилиндры, пионерские и школьные формы, спортивный прикид гопника, бальное платье, легко трансформирующееся в небальную блузку с джинсами. Художник по костюмам – тоже Андрей Тимошенко, видимо, никому другому не доверивший своё творение. Главная музыкальная тема спектакля – композиции питерской рок-группы «АукцЫон».

В спектакле рефреном звучит одна и та же фраза, которой добивают несчастного Питунина: «Ты что, Пушкина не любишь?» Её в гневе произносят воспитательница в детском саду, учительница в школе, замполит в советской армии и ещё кто‑то. «Да за что его любить‑то?» – отбивается Питунин, а сам, в итоге, становится завзятым пушкинолюбом, не хуже старых питерских интеллигенток, которые с томиком Пушкина не расстаются даже в метро.

В конце концов, архангельские зрители сами стали задаваться вопросами: и чего этого проходимца Дантеса понесло в Россию, почему Пушкин промазал и можно ли было спасти великого поэта от роковой дуэли? Вот такое совпадение зрительского ощущения и спектакля. И потому, если вы не любите Пушкина, то непременно сходите на спектакль Архангельского театра драмы.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.



В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее
0+
Интерактивный ковбойский балаган (камерная сцена)
С. Астраханцев
Режиссёр — Анастас Кичик

Продолжительность — 50 минут (без антракта) 

Вторая часть полюбившегося спектакля в ковбойском стиле «Новые приключения Братца Кролика и Братца Лиса» для детей от трёх лет. 

Это спектакль о дружбе, взаимопомощи и добрых поступках, рассказанный с юмором и иронией. В основу его сюжета легли весёлые и поучительные истории из «Сказок Дядюшки Римуса». Главная особенность спектакля — он интерактивный. Судьба незадачливого Братца Лиса и остроумного Братца Кролика в руках маленьких зрителей. Именно они, находясь в зрительном зале, решат, куда их приведёт приключение и кому нужна помощь.

Премьера состоялась 27 декабря 2016 года 

Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Хореография — Ольга Мурашова
Музыкальное оформление — Евгений Мищенко
Спектакль ведет Наталья Афонина

Подробнее
16+
Деревенская хроника (основная сцена)
Ф. Абрамов 
Режиссёр - Владимир Хрущёв

Продолжительность - 3 часа (с антрактом)


Режиссёр спектакля старался заложить смысл, понятный всем – «от шестнадцати до шестидесяти». Кристально ясный и для тех, кто помнит эти годы и ценит Абрамова, и для тех, кто проходит материал в школе, но зачастую мало представляет, что это за автор…Шестнадцать-восемнадцать лет – время первой влюблённости у молодых людей, сидящих в зале. Поэтому на первом плане история трёх молодых – Егорши, Михаила и Лизы Пряслиных. Совсем молодые зелёные ребята. Как через них проходит послевоенное время, даёт ли им автор, деревня, время право любить, быть человеком? Имеют ли они право на счастье? Этот вопрос и Абрамов постоянно задавал в своих дневниках.


«Я хочу, чтобы и молодёжи было интересно смотреть. Не потому, что там будут молодёжные мотивы или современные решения, нет. Всё в спектакле будет достаточно аутентично. Я для себя определил, что это история не про горести деревни. Не про то, как тяжело им жилось. Это лишь обстоятельство, которое само собой разумеется. Мы это предполагаем, оно идёт вторым планом. И выражается это темпом спектакля, музыкальным оформлением, какими-то определёнными образами, метафорами» - Владимир Хрущёв.


*Композитор Евгений Габов, написавший музыку для нового спектакля Архангельского театра драмы – «Пряслины», стал лауреатом первой степени Международного конкурса композиторов «Карусель мелодий».

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра - Премьера «Пряслины. Две зимы и три лета»: современные отношения в аутентичных предлагаемых обстоятельствах
Пресс-служба театра - В премьерном спектакле одну из ролей исполнит специалист по говоре

Газета «Архангельск - город воинской славы»: При пустом зале, но с аплодисментами
Газета «Правда Севера»: В Архангельском театре драмы состоялась премьера без зрителей
«Регион 29»: Сказка о двух братьях: «Две зимы и три лета» Мишки и Егорши прошли в архангельском театре драмы
Газета «Бизнес-класс»: Архангельский театр в условиях пандемии: экономические потери и выход в онлайн
«Петербургский театральный журнал»: о человеческом и космическом
Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Пряслины. Две зимы и три лета»

«… Книга полна горчайшего недоумения, огненной боли за людей деревни и глубокой любви к ним»
А.Т. Твардовский 

Автор инсценировки - Максим Васюнов
Сценограф - Анатолий Шикуля
Художник по костюмам - Ирина Титоренко
Хормейстер - Олег Щукин
Композитор, аранжировщик - Евгений Габов
Художник по свету - Лариса Максимова
Звукорежиссёр - Леонид Лещёв
Видеосопровождение - Александр Дроздецкий
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Премьера состоялась 21 марта 2020 года

Подробнее