Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Пелагея и Алька»

11.03.21
Звучит народная песня, раскрывается занавес, на вертящемся сценическом круге застыли персонажи – так начинается спектакль Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова, поставленный в 2010 году по произведениям по-настоящему народного писателя Фёдора Абрамова и приуроченный к 90-летию со дня рождения великого сына северной земли.

В основе инсценировки В. Молько две повести, составляющие дилогию о судьбе матери и дочери, – «Пелагея» и «Алька». Эти повести по праву можно отнести к классическим образцам литературы ХХ века и по глубине поднимаемых проблем, и по предельной честности повествования, и по яркости характеров.

Проста и непритязательна стилистика спектакля, но в этой просто-те заключается его особая прелесть, на непритязательности основывается его особое качество. Просто – не значит плохо, архаично – не значит недопустимо, отсутствие нарочитой концепции уже само по себе концептуально. Заслуженная артистка РСФСР Людмила Фёдоровна Бынова (1947 – 2019), взявшаяся за режиссуру, явно ностальгирует по абрамовским спектаклям 70-80-х годов, вошедших в золотой фонд Архангельского театра драмы имени М.Ломоносова. В этом представлении ощущается та же искренность, то же бережное отношение к слову писателя, к народному духу его произведений, какие отличали те давние постановки Эдуарда Симоняна.

В спектакле показан простой деревенский быт, не приукрашены простые деревенские нравы, здесь поднимается вечно актуальная проблема отцов и детей, осложнённая не менее животрепещущим противопоставлением города и деревни: остаться в деревне – облечь себя на прозябание, уехать в город – стать неприкаянным, разве эти вопросы потеряли свою актуальность сегодня?

rKnccFdno-A.jpg

Центральный образ первого действия – великая труженица Пелагея, характер властный и отнюдь не покладистый, её обуревает страсть к накопительству, она пытается из всего извлечь выгоду, но в то же время её отличает любовное, трепетное отношение к своему делу, пекарня для неё святое место, без которого она просто не может жить. Заслуженная артистка РФ Людмила Советова точно и убедительно играет нетерпимость и щедрость души героини, её скопидомство и жёсткость, которые уживаются с великой совестливостью. Актрисе удаётся передать недюжинность характера Пелагеи, силу её натуры, трагедийность её судьбы. Кульминационным становится финал первого действия, в котором показаны безысходное отчаяние Пелагеи и её мучительная смерть, которая воспринимается как освобождение от душевных и физических страданий героини.

W0eETBYjGjE.jpg

На протяжении всего спектакля развивается противоречивый и, безусловно, яркий образ Альки, то бесшабашно-эмоциональной, то надменно-капризной, а то запоздало благодарной, но всё равно легкомысленной, насмешливой, порой циничной. Молодая актриса Мария Степанова находит точные и ёмкие краски для создания образа своей героини. Алька буквально порхает по жизни, у неё постоянно ветер в голове, однако она крепко стоит на ногах, у неё железная хватка, она вряд ли упустит свою удачу. Велико отчаяние героини, когда она осознает, что её понимание счастья оказалось блефом, она чувствует себя глубоко несчастной, когда наблюдает простое человеческое счастье нескладёхи Лидки, над которой буквально трясутся муж и тесть, а к чему привело Альку победное разбивание мужских сердец – к душевному краху и горькому одиночеству? Однако веришь, что эта эмоциональная встряска только закалит сильный характер героини.

Интересно сделан финал: Алька на распутье, она буквально мечется между городом и деревней, между застывшими у порталов фигур людей – родных деревенских и чужих городских. Из динамиков мы слышим бодрый голос героини, как будто бы ставшей бортпроводницей международных рейсов, но в центре сцены оживает групповая фотография, олицетворяющая несбывшееся, невозможное: счастливая Алька с живыми родителями, тёткой, мужем – своим, деревенским – и тремя детьми разных возрастов.

Пелагея и Алька – отнюдь не ангелы, они простые смертные, сильные женщины, на которых, собственно, и держится Россия. И смысл жизни по Абрамову прост – жить по совести.

Спектакль хорош характерами персонажей – от главных до эпизодических – колоритными, узнаваемыми, цельными, и не важно, симпатичными или отталкивающими.

RYoxH7eTzdw.jpgI-Ygqwndp3Y.jpg

Анисья Татьяны Боченковой откровенна и бесхитростна, она слывёт распутной, но представляется очень совестливой, есть в ней тот нравственный стержень, который делает человека настоящим человеком, помогает держаться на плаву. Ходячая совесть Христофоровна (актриса Вера Томилина) – несколько ходульный, надуманный персонаж, однако её упреки, замечания, напоминания оказывают влияние на главных героинь и воздействуют на развитие идейного содержания спектакля.

KjEQ-lh2tjM.jpg
Замечательный иронико-насмешливый дуэт составляют две противоположности – старухи-пьянчужки Маня Большая и Маня Маленькая, в насмешку названные по контрасту. Здесь первую скрипку – то бишь балалайку – играет заслуженная артистка РФ Елена Смородинова в образе Мани Большой – крохотная, шустрая, острая на язык, само воплощение скоморошества и раскрепощенности. Хороша и Ольга Зубкова, изображающая несуразную, высокую, глуповатую Маню Маленькую, или Матрёху, как её называет товарка.

jtL-aJBHnHg.jpg
Несколькими скупыми штрихами рисует Алексей Ковтун образ Павла – скромного труженика, искренне любящего супруга, подавленного напором жены. Убедительно играет Иван Морев смущённо-развязного, трогательно-непосредственного и смешливо-грубоватого Пеку. Запоминается Мария Новикова в образе угловатой, вечно тушующейся, но безмерно-счастливой Лидки, как она мило сюсюкает, похихикивает и прямо вся светится, растворяясь в семейной идиллии. Хорош и Евгений Нифантьев в роли её мужа, добродушного увальня Мити.

DvG2AmD6RbM.jpg
Эффектно поставлены массовые сцены, создающие особую атмосферу спектакля, – гуляния деревенских парней и девчат с озорными частушками под гармонь, модные танцы городских студентов под транзистор: скабрезно и стыдливо, грубо и поэтично, трогательно и смешно. Рефреном звучит народная песня «Голубые голуби – молодость моя» (вокал Марии Беднарчик), которая сменяется зажигательными ритмами эстрадного шлягера «Королева красоты». Колорит эпохи помогают создать интересные детали – новогодняя телевизионная речь Брежнева, фрагмент фильма «Берегись автомобиля», демонстрируемого в деревенском клубе, точные и выразительные костюмы (художник Татьяна Зимирева).
Большое достоинство этого спектакля – графичные декорации Евгения Зимирева, который когда-то иллюстрировал книги Фёдора Абрамова, в т.ч. «Пелагею и Альку»: величественные северные избы, сверху – как символ дома и семьи – крыша с коньком, которая осеняет своим покровом героем, оберегает их, а в сцене смерти Пелагеи опускается, как крышка гроба, на умершую героиню. Ностальгией по безвозвратно ушедшим временам воспринимаются наивно-условные выгородки на сценическом круге, что тоже создает особую атмосферу и стилистику этого искреннего и безыскусного спектакля.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+

Легенда (основная сцена)
Р. Киплинг
Режиссёр - Михаил Кузьмин

Продолжительность — 1 час 30 минут (без антракта)

Вдохновлённый фильмами Гая Ричи и компьютерной игрой «Horizon», Михаил поставил спектакль с возрастным ограничением 6+.  

Несмотря на то, что спектакль рассчитан на детскую аудиторию, по задумке режиссёра это очень драматическая, трогательная и серьёзная постановка. Безусловно, зрителя ждёт и юмор, и зрелище. «Спектакль получился многослойным, и это меня радует. Помимо темы ответственности в историю заложено много всего. А роль режиссёра для меня испытание, пусть и приятное. Мне нравится, когда нужно быть всегда включенным в процесс. Я рад, что в спектакле, хоть он и детский, получилось много смыслов, символов. Его можно разгадывать, рассуждать», - Михаил Кузьмин.


«У режиссёра были конкретные запросы к ключевым картинам: когда волки собираются на свой совет – один свет из совета в совет, для Шер-Хана всегда – красный, и т.д. Какими цветами, какими приборами, с какого угла подсвечивать декорации – моё решение. И в целом, поскольку на сцене джунгли, световое решение должно было быть тёмным с какими-то акцентными деталями. Стараюсь сделать так, чтобы читался рельеф. Это уже складывается из опыта. Я считаю, у нас всё получилось», - Ольга Раввич, художник по свету.


«Во время репетиций бывали перестановки. Например, соответственно пластическим возможностям из стаи волков переходили к бандар-логам, и наоборот. Бралась за основу индивидуальность артистов труппы. А я считаю, что у вас очень способная труппа», - Александр Любашин, хореограф.


«При создании костюмов не хотелось прямой иллюстрации - зверей с ушками, хвостиками и прочим. Хотелось, чтоб зверь получался в совокупности поведения, движения и костюмов. Всего несколько животных можно было сделать ярче, чем сами джунгли, ведь вообще звери прячутся внутри леса, потому должны быть в гамме. Предполагали сразу, что будет много движения, поэтому костюмы должны не только не мешать, но и помогать доигрывать движения», - Ирина Титоренко, художник по костюмам.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Новогодняя кампания в Архдраме: «Маугли» и «Сказка об Одиссее»

«Регион 29»: Возвращение блудного сына, или джунгли навсегда: в архангельском театре драмы идёт спектакль-легенда о Маугли

ГТРК «Поморье»: «Маугли» и «Сказка об Одиссее»

«Всвязке-юниор» телеканала «Регион 29»: премьера «Маугли» и «Сказка об Одиссее»

Время приключений: Юлия Клейман о «Маугли» и «Сказке об Одиссее»


Премьера состоялась 24 декабря 2020 года.


Инсценировка - Михаил Кузьмин

Сценография - Андрей Тимошенко

Костюмы - Ирина Титоренко

Хореография - Александр Любашин

Композитор - Леонид Лещёв

Художник по свету - Ольга Раввич

Спектакль ведёт Юлия Сядей


Подробнее
12+

Реставрация в одном действии (камерная сцена)
А. Твардовский
Режиссёр — Алексей Ермилышев 


Продолжительность — 1 час 45 минут (без антракта)


Спектакль — попытка восстановить в памяти мифического героя Василия Тёркина, героя эпоса и в то же время — героя живого, настоящего. Как реставраторы возвращают к жизни, казалось бы, навсегда утраченную фреску, слой за слоем восстанавливая древнее изображение, так и четверо актеров разыграют этот текст — сначала в шутку, а затем… и сами не заметят, как он приобретёт для них глубокий смысл. Неслучайно жанр спектакля — реставрация в одном действии.


Тихоновец, критик
       Татьяна Тихоновец, театральный критик:

«Грамотно сделанная, правильная сценография, дающая возможность сочинить из неё всё, что угодно. Редко ставят „Тёркина на том свете“. Этот переход меня вдохновил. Я видела много „Тёркиных“, но впервые встречаю в театре, чтобы эту часть включили в постановку, да ещё и закончили ей, без пафоса. Это совершенно другой Тёркин, совершенно другой Твардовский».



*Спектакль стал лауреатом в номинации «Ни пуха, ни пера» на фестивале «Подмосковные вечера» (Мытищи, 2016 г.)

*Спектакль получил главный приз на фестивале «У Троицы» (Сергиев Посад, 2017 г.)

*Спектакль участвовал в престижном фестивале «Уроки режиссуры. Биеннале театрального искусства» (Москва, 2017 г.)

*Спектакль вошел в программу федерального проекта «Театральная Россия»



Конкурс рецензий Биеннале театрального искусства:

Лизавета Исаева

Варя Андреева


СМИ о спектакле:

«Регион-29»: Самый крутой за 85 лет

Газета «Известия»: Василия Теркина сыграли на троих

Журнал «Театрал»: Вот стихи, а все понятно, все на русском языке

«Регион 29»: «Василий Тёркин» архангельского драмтеатра взял гран-при международного фестиваля

«Правда Севера»: Спектакль Архангельского драмтеатра завоевал Гран-при международного фестиваля

Газета «МК в Архангельске»: «Василий Тёркин» Архангельского драмтеатра взял гран-при на международном фестивале

«Правда Севера»: Архангельский театр драмы показал «Василия Тёркина» к 23 февраля


Премьера состоялась 1 мая 2015 года


Сценография и костюмы — Андрей Тимошенко
Спектакль ведет Наталья Афонина


Подробнее
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее