Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета «Архангельск — город воинской славы». Катерина верит, грешит и любит на полную катушку

24.11.16

Интервью актрисы Нины Няниковой, исполнительницы роли Катерины в спектакле «Гроза» для газеты «Архангельск — город воинской славы» Фото: Анастасия Онучина. Текст: Мария Гаврилова.

Актриса архангельского драмтеатра Нина Няникова — о своей главной роли в «Грозе» по Островскому/
26 ноября на сцене Архангельского театра драмы состоится еще одна премьера сезона. Главный режиссер театра Андрей Тимошенко взялся за классику — «Грозу» Островского. В постановке задействована практически вся труппа театра, придуманы оригинальные декорации, костюмы и музыкальное оформление.

Главную роль исполнит молодая актриса Нина Няникова. За несколько дней до премьеры она рассказала, как понимает свою героиню и почему не надо ее жалеть.

— Нина, сколько раз вы уже прочитали пьесу?

— Много раз. Но, наверное, меньше ста. У меня много текста, длинные монологи. Сложность в том, что героиня говорит не современным для нас языком, языком XIX века. А актер на сцене должен быть органичным, то есть, что бы он ни говорил и ни делал, должно быть как взаправду. В пьесе же Островского есть слова типа «ужотко»… Учила роль не сразу целиком, а постепенно, чтобы лучше понять текст и чтобы монологи не казались заученными.

— Читали ли вы «Грозу» в школе и помните ли свое первое впечатление?

— По-моему, читала. Запомнилось стандартное «луч света в темном царстве». Глубокомысленно в историю не погружалась. Ведь в школе как учителя трактуют, так и надо было говорить о пьесе. Полагалось жалеть Катерину, и я ее жалела.

— Вы тогда еще не знали, что будете актрисой?

— Я надеялась. Но точно не представляла, что буду играть Катерину. Все равно же всех актеров худо-бедно распределяют по амплуа. Вот кто-то может сыграть Анну Каренину, а кто-то не может. Если только не попадется режиссер, который решится на эксперимент и даст тебе такую роль. Но в основном делается так, чтобы у зрителя не было противоречия между внешностью актера и описаниями персонажей. Помню, что, когда училась в институте, педагог Татьяна Николаевна Куценко говорила: «Ну что, девочки, хотите играть Катерину?». Я хотела. «А не будешь ты играть Катерину, будешь играть Варвару!» — отвечала Татьяна Николаевна.

— По внешности вы, конечно, не очень походите на стереотипное представление о Катерине — русской девушке со светло-русыми волосами и ясными голубыми глазами.

— Я сама ее так представляла и никогда не думала, что на мою внешность и внутренность так ляжет Катерина. Но любая лирическая героиня — очень сильный характер. У Катерины нутро очень сильное, а для этого, я считаю, любая внешность подходит. Почему бы ей и не выглядеть так, как я?

— Вы учились на заочном актерском курсе Ярославского театрального института при Архангельском театре драмы, в прошлом году его окончили. Во время учебы появлялись в спектаклях в эпизодических ролях. Прорывом стал прошлый сезон, где вы сыграли двух типично лирических героинь: сначала Гелю в «Варшавской мелодии», а потом Соню Гурвич в «А зори здесь тихие…». В том спектакле я заметила, что у вас есть большой комедийный потенциал. Хотелось бы показать его ярче?

— Соня — она же не смешная, просто она вот такая отвлеченная, постоянно где-то портянки «сеет», очки у нее набекрень… Эти детали мы придумывали вместе с режиссером Ренатой Сотириади. Мне вообще нравится юмор, я бы очень хотела в каждой роли вот так юморить да шутить, но везде, наверное, нельзя. Если ты вместе с персонажем смеялся, то потом проще с ним и плакать. У зрителя ведь в этом спектакле есть всего 45 минут, чтобы каждую из девочек, которые очень разные, полюбить. И Геля в «Варшавской мелодии» тоже юморная. Любая героиня — она всегда характер, а через юмор его показать проще. Думаю, и у Катерины есть чувство юмора.

— Разве?

— Почему нет? Я все время думаю: вот придут школьники на спектакль. Они посмотрят на Катерину, станут ее жалеть, а ее окружение — осуждать. Но поймут ли, за что? Я плохо знаю современных школьников, не представляю, что у них на уме, говорю так, себя вспоминая. Она должна быть живой женщиной, надо показать, что она и шутить умеет, и плакать.

— Как вы получили роль Катерины и как к ней готовились?

— Андрею Николаевичу (Тимошенко, главный режиссер театра — прим. ред.) понравилось, как я сыграла Гелю, и он решил, что я должна играть Катерину. Летом прочитала книгу Юрия Альшица «45 вопросов к роли». Он рассказывает, что есть горизонталь роли, то есть взаимоотношения с другими персонажами, диалоги, но есть и вертикаль — посыл персонажа наверх, к Богу. И предлагает, работая над этой вертикалью, отыскивать в тексте слова-понятия, например «любовь», «смерть», «грех», «Бог». Они показывают, какими категориями мыслит персонаж. Очень интересно получается. Я привыкла к тому, что смерть — это что-то плохое. Но в голове Катерины это понятие слишком близко стоит с любовью, жизнью, радостью. И когда она говорит, что скоро умрет, для нее это значит, что она начнет жизнь снова.

— Какой реакции ждете от зрителей?

— Мне хочется их убедить в том, что Катерина действительно очень сильно боится согрешить, что она не притворяется в своей богобоязненности. У нее есть связь с Тихоном, она ведь просит его не уезжать. Если бы муж с ней остался, я думаю, она действительно забыла бы Бориса, любила бы Тихона и вообще события развивались бы по-другому. Но муж уезжает, она остается с маменькой, которая ее поедом ест. И когда Тихон вернется другим, изменившимся, настроенный жить с Катериной, а она уже ему изменила… Это грешно и стыдно не только перед Богом, но и перед людьми. Ужасно грязно она себя ощущает в этот момент, хотя ничего грязного не сделала, лишь Бориса полюбила. При этом никто из жителей городка ей не помог, не протянул руку, все только говорят о праведности. Почему она не имеет права быть счастливой? В моем понимании она живет, а остальные — нет. У Зинаиды Гиппиус есть стихотворение про то, что грех — это именно полубогобоязнь, полулюбовь. Тут, мне кажется, Катерина верит в Бога, грешит и любит на полную катушку одновременно.

— И в итоге бросается с обрыва в Волгу. Как вы оцениваете ее поступок?

— За нее радоваться надо! Она же получила все, что хотела: любила, натерпелась за свою любовь и осталась чистой перед Богом. Катерина в финале обретает покой. Поэтому за что ее жалеть? Она — единственный человек, который из этого Калинова вырвался. Я жду, что зрители поймут ее, примут и простят. Порадуются за то, что человек так жил, а может быть, даже и позавидуют, потому что не всем дано так горячо любить и верить. Все мы в основном тоже полулюбим, полуверим. Пусть ее жизнь закончилась так трагически, но, по крайней мере, это не стыдно назвать жизнью.

— «Гроза» — классика, все знают сюжет, вы будете в центре внимания. Чувствуете ответственность момента?

— Сначала очень переживала. Потом в процессе работы об этом забыла, потому что у меня такие талантливые партнеры и очень много других сцен, помимо тех, где участвует Катерина. Кабанова, например, тоже ведущий персонаж, ее замечательно играет Гульсина Гусева. Думаю, не Катерина занимает в спектакле центральное место, а конфликт. Поэтому мне не кажется, что все на мне акцентировано.

— Но есть ощущение, что эта роль станет знаковой в вашей карьере?

— Для меня главное себя в этом не потерять и со своими проблемами разобраться. Я до сих пор так и не определилась, для чего мне нужен театр. Когда шла учиться, думала, что буду для зрителей играть: стою такая на сцене в белом платье и плачу, и все зрители тоже плачут… Такие сны мне снились. А сейчас, после института, я поняла, что быть актером — тяжелый труд. Надо же из своего нутра доставать какие-то проблемы. Когда актеры плачут на сцене — это же они по-настоящему плачут, они свой организм так настроили, чтобы он был по-особенному восприимчив, чтобы любое слово сразу внутри тебя задевало. Не бывает так, что Катерине больно, а я на сцене стою и отдыхаю. Мне тоже больно. Хочется быть честной в этом спектакле. Думаю о том, как мне это сейчас пережить и не свихнуться.

— А какие роли вообще хотелось бы в будущем сыграть?

— Хочется все попробовать: и драматические, и юмористические роли. Расширять свой диапазон актерский и человеческий. Может быть, повезет сыграть Катрин в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети». Очень хотела бы сыграть Олесю из Куприна, даже не знаю, почему, но очень она мне нравится. Да много чего хочется: и Сонечку Мармеладову, и Маргариту… Но пока страшно об этом думать. Сначала надо с Катериной справиться.

Полная версия материала здесь

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
6+
Волшебное путешествие (камерная сцена)
А.С. Пушкин
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 55 минут (без антракта)

«Сказка о царе Салтане» продолжает размышления о вечных ценностях, которые мы воспитываем в своих детях: победе добра над злом и тем, что справедливость всегда берёт верх, а жадность и зависть ждёт наказание.

Постановка по Александру Пушкину “Сказка о царе Салтане” (режиссёр - Алексей Ермилышев) приглашает самых маленьких зрителей на камерную сцену. С первых минут просмотра спектакль намекает, что скучать не придётся, - здесь и динамичные пластические рисунки, и мультфильм прямо на декорации, и театр теней, и чревовещание, и летающий над зрителями комар, и преображения артистов из роли в роль прямо на сцене...А прекрасный добрый юмор особенно заинтересует взрослых.

_-_.jpg

Алексей Ермилышев, режиссёр театра: 

«Получился целый мультфильм. Он украсил нашу постановку, ориентированную на самых маленьких: огромные корабли ходят перед самым носом у зрителей. Задействуем приём 3D-мэппинга. Спектакль получился волшебным, как вечер, когда для детей читают сказку перед сном. Вообще, в создании сказки много свободы. Законы для сохранения «сказочности» придумали сами и им следуем. Интерактив, который мы приготовили для детей, также вписался в эти рамки, не нарушив атмосферу».

Интересный факт: вязаные элементы костюмов и реквизита принадлежат ловким рукам актрисы театра и засл.арт. РФ Елены Смородиновой, исполняющей в спектакле роль Ткачихи.

СМИ о спектакле: 
«Регион 29»: «Гвидон носа не подточит: «архдрама» превратила «Сказку о царе Салтане» в 5D-мультфильм»

Премьера состоялась 23 декабря 2018 года

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Сценография, костюмы - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Михаил Юданов 
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Хореограф - Ольга Мурашова
Видеоконтент - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее