Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета «Архангельск — город воинской славы». Катерина верит, грешит и любит на полную катушку

24.11.16

Интервью актрисы Нины Няниковой, исполнительницы роли Катерины в спектакле «Гроза» для газеты «Архангельск — город воинской славы» Фото: Анастасия Онучина. Текст: Мария Гаврилова.

Актриса архангельского драмтеатра Нина Няникова — о своей главной роли в «Грозе» по Островскому/
26 ноября на сцене Архангельского театра драмы состоится еще одна премьера сезона. Главный режиссер театра Андрей Тимошенко взялся за классику — «Грозу» Островского. В постановке задействована практически вся труппа театра, придуманы оригинальные декорации, костюмы и музыкальное оформление.

Главную роль исполнит молодая актриса Нина Няникова. За несколько дней до премьеры она рассказала, как понимает свою героиню и почему не надо ее жалеть.

— Нина, сколько раз вы уже прочитали пьесу?

— Много раз. Но, наверное, меньше ста. У меня много текста, длинные монологи. Сложность в том, что героиня говорит не современным для нас языком, языком XIX века. А актер на сцене должен быть органичным, то есть, что бы он ни говорил и ни делал, должно быть как взаправду. В пьесе же Островского есть слова типа «ужотко»… Учила роль не сразу целиком, а постепенно, чтобы лучше понять текст и чтобы монологи не казались заученными.

— Читали ли вы «Грозу» в школе и помните ли свое первое впечатление?

— По-моему, читала. Запомнилось стандартное «луч света в темном царстве». Глубокомысленно в историю не погружалась. Ведь в школе как учителя трактуют, так и надо было говорить о пьесе. Полагалось жалеть Катерину, и я ее жалела.

— Вы тогда еще не знали, что будете актрисой?

— Я надеялась. Но точно не представляла, что буду играть Катерину. Все равно же всех актеров худо-бедно распределяют по амплуа. Вот кто-то может сыграть Анну Каренину, а кто-то не может. Если только не попадется режиссер, который решится на эксперимент и даст тебе такую роль. Но в основном делается так, чтобы у зрителя не было противоречия между внешностью актера и описаниями персонажей. Помню, что, когда училась в институте, педагог Татьяна Николаевна Куценко говорила: «Ну что, девочки, хотите играть Катерину?». Я хотела. «А не будешь ты играть Катерину, будешь играть Варвару!» — отвечала Татьяна Николаевна.

— По внешности вы, конечно, не очень походите на стереотипное представление о Катерине — русской девушке со светло-русыми волосами и ясными голубыми глазами.

— Я сама ее так представляла и никогда не думала, что на мою внешность и внутренность так ляжет Катерина. Но любая лирическая героиня — очень сильный характер. У Катерины нутро очень сильное, а для этого, я считаю, любая внешность подходит. Почему бы ей и не выглядеть так, как я?

— Вы учились на заочном актерском курсе Ярославского театрального института при Архангельском театре драмы, в прошлом году его окончили. Во время учебы появлялись в спектаклях в эпизодических ролях. Прорывом стал прошлый сезон, где вы сыграли двух типично лирических героинь: сначала Гелю в «Варшавской мелодии», а потом Соню Гурвич в «А зори здесь тихие…». В том спектакле я заметила, что у вас есть большой комедийный потенциал. Хотелось бы показать его ярче?

— Соня — она же не смешная, просто она вот такая отвлеченная, постоянно где-то портянки «сеет», очки у нее набекрень… Эти детали мы придумывали вместе с режиссером Ренатой Сотириади. Мне вообще нравится юмор, я бы очень хотела в каждой роли вот так юморить да шутить, но везде, наверное, нельзя. Если ты вместе с персонажем смеялся, то потом проще с ним и плакать. У зрителя ведь в этом спектакле есть всего 45 минут, чтобы каждую из девочек, которые очень разные, полюбить. И Геля в «Варшавской мелодии» тоже юморная. Любая героиня — она всегда характер, а через юмор его показать проще. Думаю, и у Катерины есть чувство юмора.

— Разве?

— Почему нет? Я все время думаю: вот придут школьники на спектакль. Они посмотрят на Катерину, станут ее жалеть, а ее окружение — осуждать. Но поймут ли, за что? Я плохо знаю современных школьников, не представляю, что у них на уме, говорю так, себя вспоминая. Она должна быть живой женщиной, надо показать, что она и шутить умеет, и плакать.

— Как вы получили роль Катерины и как к ней готовились?

— Андрею Николаевичу (Тимошенко, главный режиссер театра — прим. ред.) понравилось, как я сыграла Гелю, и он решил, что я должна играть Катерину. Летом прочитала книгу Юрия Альшица «45 вопросов к роли». Он рассказывает, что есть горизонталь роли, то есть взаимоотношения с другими персонажами, диалоги, но есть и вертикаль — посыл персонажа наверх, к Богу. И предлагает, работая над этой вертикалью, отыскивать в тексте слова-понятия, например «любовь», «смерть», «грех», «Бог». Они показывают, какими категориями мыслит персонаж. Очень интересно получается. Я привыкла к тому, что смерть — это что-то плохое. Но в голове Катерины это понятие слишком близко стоит с любовью, жизнью, радостью. И когда она говорит, что скоро умрет, для нее это значит, что она начнет жизнь снова.

— Какой реакции ждете от зрителей?

— Мне хочется их убедить в том, что Катерина действительно очень сильно боится согрешить, что она не притворяется в своей богобоязненности. У нее есть связь с Тихоном, она ведь просит его не уезжать. Если бы муж с ней остался, я думаю, она действительно забыла бы Бориса, любила бы Тихона и вообще события развивались бы по-другому. Но муж уезжает, она остается с маменькой, которая ее поедом ест. И когда Тихон вернется другим, изменившимся, настроенный жить с Катериной, а она уже ему изменила… Это грешно и стыдно не только перед Богом, но и перед людьми. Ужасно грязно она себя ощущает в этот момент, хотя ничего грязного не сделала, лишь Бориса полюбила. При этом никто из жителей городка ей не помог, не протянул руку, все только говорят о праведности. Почему она не имеет права быть счастливой? В моем понимании она живет, а остальные — нет. У Зинаиды Гиппиус есть стихотворение про то, что грех — это именно полубогобоязнь, полулюбовь. Тут, мне кажется, Катерина верит в Бога, грешит и любит на полную катушку одновременно.

— И в итоге бросается с обрыва в Волгу. Как вы оцениваете ее поступок?

— За нее радоваться надо! Она же получила все, что хотела: любила, натерпелась за свою любовь и осталась чистой перед Богом. Катерина в финале обретает покой. Поэтому за что ее жалеть? Она — единственный человек, который из этого Калинова вырвался. Я жду, что зрители поймут ее, примут и простят. Порадуются за то, что человек так жил, а может быть, даже и позавидуют, потому что не всем дано так горячо любить и верить. Все мы в основном тоже полулюбим, полуверим. Пусть ее жизнь закончилась так трагически, но, по крайней мере, это не стыдно назвать жизнью.

— «Гроза» — классика, все знают сюжет, вы будете в центре внимания. Чувствуете ответственность момента?

— Сначала очень переживала. Потом в процессе работы об этом забыла, потому что у меня такие талантливые партнеры и очень много других сцен, помимо тех, где участвует Катерина. Кабанова, например, тоже ведущий персонаж, ее замечательно играет Гульсина Гусева. Думаю, не Катерина занимает в спектакле центральное место, а конфликт. Поэтому мне не кажется, что все на мне акцентировано.

— Но есть ощущение, что эта роль станет знаковой в вашей карьере?

— Для меня главное себя в этом не потерять и со своими проблемами разобраться. Я до сих пор так и не определилась, для чего мне нужен театр. Когда шла учиться, думала, что буду для зрителей играть: стою такая на сцене в белом платье и плачу, и все зрители тоже плачут… Такие сны мне снились. А сейчас, после института, я поняла, что быть актером — тяжелый труд. Надо же из своего нутра доставать какие-то проблемы. Когда актеры плачут на сцене — это же они по-настоящему плачут, они свой организм так настроили, чтобы он был по-особенному восприимчив, чтобы любое слово сразу внутри тебя задевало. Не бывает так, что Катерине больно, а я на сцене стою и отдыхаю. Мне тоже больно. Хочется быть честной в этом спектакле. Думаю о том, как мне это сейчас пережить и не свихнуться.

— А какие роли вообще хотелось бы в будущем сыграть?

— Хочется все попробовать: и драматические, и юмористические роли. Расширять свой диапазон актерский и человеческий. Может быть, повезет сыграть Катрин в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети». Очень хотела бы сыграть Олесю из Куприна, даже не знаю, почему, но очень она мне нравится. Да много чего хочется: и Сонечку Мармеладову, и Маргариту… Но пока страшно об этом думать. Сначала надо с Катериной справиться.

Полная версия материала здесь

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+

Спектакль о бесконечности (Абрамовский зал)
По мотивам рассказов Рэя Брэдбери
Режиссёры — Артур Чемакин и Юрий Прошин

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Представьте, что вы оказались выброшенным в космос в результате взрыва космического корабля. Вы летите по инерции, связи с внешним миром нет, скоро у вас закончится кислород в скафандре. Вы ничего не можете с этим сделать и летите навстречу смерти, не в силах что-либо изменить. Что же остаётся? Героям цикла рассказов Р. Брэдбери предстоит понять для чего они жили и что они унесут с собой в калейдоскопе жизни и смерти, в вечности и бесконечности Вселенной...

В спектакле занято 20 человек. Среди них – воспитанники театральной студии «Время добра» и одноимённой танцевальной группы для детей с синдромом Дауна, артисты детско-юношеской театральной школы театра и приглашённые артисты.

Сценография, музыкальное оформлениеАртур Чемакин и Юрий Прошин
Художник по костюмам – Артур Чемакин и Юрий Прошин
Звукорежиссёр – Михаил Чабаненко
Художник по свету – Алексей Расходчиков
Спектакль ведёт Наталья Афонина

СМИ о спектакле
Пресс-служба театра - Спектакль «Калейдоскоп» - новый совместный проект Архдрамы и благотворительной организации «Время добра»
Пресс-служба театра - Премьера спектакля «Калейдоскоп» состоялась в Архдраме
Подробнее
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсяи или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»


21.05.22
Подробнее