Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА Регион 29: «О театре с любовью: в «архдраме» произошли «Метаморфозы»

05.04.21

Источникhttps://region29.ru/2021/04/04/6068d4558062fba0ff5de5d2.html

Автор: Мария Атрощенко

Фото: Артем Келарев

Он вышел из лаборатории «Рыбный обоз» (автор идеи — главный режиссёр театра Андрей Тимошенко). Режиссёр из Барнаула Андрей Воробьёв взял за основу гомеровский гимн к Деметре и «Метаморфозы» Овидия. Из них он извлёк два сюжета о любви — Аида и Персефоны и Орфея и Эвридики. И нашёл точки их пересечения — смерть и подземное царство — а также фразу, которую певец сказал царю и царице Тартара, когда пришёл за своей супругой: «Если не лжива молва о былом похищенье, — вас тоже соединила любовь».

Во время лаборатории родилось уже предощущение спектакля: оформление — зерно в складках прозрачного целлофана, — разнообразные способы существования четверых артистов. Сложившийся ансамбль изменился: к Ивану Братушеву, Нине Няниковой и Михаилу Кузьмину, присоединилась новая актриса труппы Екатерина Зеленина, сменившая Марию Степанову.

Вырастая в спектакль, замысел усложнился: добавился и стал практически смыслообразующим новый план, посвящённый непосредственно театру. Об этом молодой режиссёр на премьере пожелал предупредить лично:

«Это спектакль о любви и немножко о театре. Мы играем труппу — условно! — античных артистов, играющих мифы Древней Греции».

И сам стал частью мотива открытой театральной игры, стал частью спектакля. Ведь спектакль уже начался до его обращения к публике. 

Андрей Воробьёв.Андрей Воробьёв.

Четверо артистов якобы бесцельно передвигаются по залу. Их походка — руки в карманы, плечи «ходят», — передаёт одновременно ощущение растерянности и безразличия. Мол, пока не требует артистов к священной жертве, живут они совершенно на автопилоте. Но тут они поднимают с пола холщовое светлое покрывало (а, может, занавес? Даром, что появился он только в Древнем Риме), встряхивают, и всё оживает. У них в руках по ткани проходят рябь ветра и волн, словно происходит контролируемый Большой взрыв. Пуская эти волны, артисты, кажется, невербально общаются. Сильный взмах — полотнище взмывает в вверх, как парус, и накрывает четвёрку.

И вот тут-то, когда, казалось бы, спектакль уже вовсю идёт, выходит режиссёр Андрей Воробьёв. Есть что-то молодое, трогательное в том, как он надеется быть понятым. Но почему не даёт зрителю разобраться самому? Ещё симпатична его способность дать задний ход. Режиссёр отвергает предложенное им же китчевое определение «древнегреческий комикс» и предлагает новое — «спектакль-медитация», «спектакль-ощущение». Хотелось бы добавить ещё «ритуал». Или «признание в любви к театру».

После режиссёрского спича артисты выныривают из-под полога уже в масках. Маска сама по себе — знак театра. А уж тем более такие эмблемные маски, как остроносые венецианские и маски трагика и комика. Своё служение театру и любви они ведут через фрагменты из Песни песней царя Соломона. Строки из неё, становясь рефреном, звучат, как молитва.

Маски сброшены, и звучит первый стих гомерова гимна к Деметре. Артисты принимают на себя роли открытым театральным приёмом, в игровой форме. Слыша сложносочинённые эпитеты слепого поэта, актрисы сличают их с собой. «Это я что ли тонколодыжная?», — говорит взгляд Екатерины Зелениной на свои ноги. Так на сцене появляется Персефона. Её Аид Ивана Братушева околдовывает ароматом розы. Эта же роза после появится и в руках других влюблённых.

Нина Няникова.Нина Няникова.

Текст гимна актёры разбирают на реплики. В слова «И Персефону насильно схватив…» Нина Няникова вкладывает материнский гнев Деметры, а «Кроноса сын» выплёвывает, как оскорбление. На что Аид Ивана Братушева спокойно повторяет: «Да, Кроноса сын», — мол, имею право, что хочу, то и ворочу. Мать в горе мечется из стороны в сторону, как тигрица в клетке: ведь история её обиды — это миф о рождении зимы и весны, природных циклов. Аид в это время пытается всячески развлечь отрешённую, как кукла, возлюбленную: то колесом пройдётся, то на голову встанет, то песню запоёт. «Ты прекрасен, возлюбленный мой», — отвечает ему Персефона, но Екатерина Зеленина не снимает маску poker face.


Михаил Кузьмин, который до поры остаётся рассказчиком, или уже играет Орфея, поющего песнь о похищении, играючи берёт роль Гермеса, просто отставляя назад одну ногу и вытягивая вперёд руку, словно с намёком на полёт. Возвращённая дочь Персефона и счастливая Деметра тянут друг к другу руки, как Адам и Бог на картине Леонардо да Винчи. Но съеденное гранатовое зёрнышко возвращает похищенную во власть Аида — под одно с ним покрывало, из-под которого слышны смех и дыхание полной грудью.

После Иван Братушев и Екатерина Зеленина, снова в масках, поднимаются в зрительный зал и объявляют вторую часть, опять-таки делая видимым сам театр. Теперь уже бродячие артисты, которых играют Михаил Кузьмин и Нина Няникова, берут на себя роли Орфея и Эвридики. 

Театральную игру они сближают с игрой детской — потому что по сравнению с богами люди, действительно, несмышлёные дети, которые трогают друг друга, корчат друг другу рожицы и повизгивают, как щеночки. Из лабораторной работы в спектакле сохранился практически юмористический этюд, который можно было бы назвать «Парень инстаграмщицы», во время которого Михаил Кузьмин фотографирует Нину Няникову на воображаемый смартфон. А вот совершенно иной по тональности эпизод: актриса словно застывает под стеклом, как изящная фарфоровая балерина, а артист сначала пытается докричаться до неё через стекло, а после разбивает его кулаком.

Но эти несмышлёныши осознают своё подчинённое положение: «Боги, все мы у вас должники», — говорят они второй паре артистов, которые снова — Аид и Персефона, со сдержанным любопытством наблюдающие за ними.

Корыто, в котором раньше плескалась разъярённая Деметра, теперь становится символом брачного обряда и брачной же ночи. Вылезая из него, Эвридика Нины Няниковой ступает в кучку сырой земли. А там, где ступала её нога, остаётся лежать та самая красная роза — капля крови от змеиного укуса, унёсшего жену поэта в царство мёртвых. Аид и Персефона только разводят руками: «Ну, а как ты хотел?».

Стоя за спинами у властителей царства мёртвых, Эвридика стоит с поднятыми руками, как марионетка: жизнь смертных — в руках богов. Дерзнув перейти Стикс, чтобы вернуть любимую, Орфей Михаила Кузьмина выплёскивает на сцену полкорыта. «О, вы, божества!», — восклицает поэт. А после без всякого пиетета переспрашивает, будто ставя под сомнение: «Божества?». Любовь делает человека свободным.

Эвридика же отмирает, только когда Аид трогает её по плечу. Когда муж оборачивается, отнимая у неё шанс на вторую жизнь, актриса не заламывает рук, а снова гримасничает: мол, ну, ты дурак, ой, дура-а-ак!». 

Служение любви и театру кончается, как и начиналось: молитвенными строками из Песни Песней. Занавес, то есть, полог, вновь опускается на плечи четвёрки артистов. Спектакль окончен.

Театралов области ждут 34 премьеры

Премьеру вместе с первыми зрителями посмотрел заместитель министра культуры Архангельской области Игорь Репневский. 

«Посещение премьер, открытие новых экспозиций — это нормальная работа каждого грамотного руководителя в сфере культуры, — прокомментировал он. 
Министерство культуры очень большое внимание уделяет развитию театрального искусства в регионе. В 2021 году зрителей всех театров Архангельской области ждут 34 премьеры — больше, чем в прошлом году. Очень приятно, что несмотря на все сложности в связи с угрозой распространения коронавируса наши учреждения культуры делают всё для того, чтобы подарить радость зрителям и отвлечь их от суровых 

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее