Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о спектакле «Метаморфозы»

03.04.21
Автор: Андрей Петров
Источник: https://vk.com/arhdramaru?w=wall-82856530_23494

"МЕТАМОРФОЗЫ" по мифам Древней Греции
Архангельский театр драмы им. М.Ломоносова (камерная сцена), 2021
Режиссер - Андрей Воробьев

Как это часто бывает в современном театре, спектакль начинается раньше, чем собственно начинается. Зрители, рассаживающиеся по местам, могут лицезреть в полумраке сцены фигуры четырех актеров – сидящих или двигающихся, на их лицах маски: у двух мужчин – классические, античные, олицетворяющие трагедию и комедию, у двух женщин – птичьи, с длинными клювами, напоминающие маски чумных докторов. Камерная сцена небрежно застелена полиэтиленом, на котором щедро рассыпано зерно.

Слева на сцене – небольшой стол, стулья, справа – таз с водой, рядом с ним насыпано нечто вроде земли. На полу – большое полотнище ткани. Приближается начало спектакля, артисты взмахивают полотнищем и оказываются стоящими плотным кружком под ним.
Выходит автор спектакля Андрей Воробьев, ему принадлежит и инсценировка, и режиссура, и сценография, и музыкальное оформление. Он считает необходимым сказать, что спектакль этот о любви, выдержанный в жанре древнегреческого комикса, что разыгрывает его труппа бродячих артистов – античных, не современных. Таковы правила игры – будем их учитывать.

Начинается-таки спектакль. Звучит напряженная музыка, которая не замолкает на протяжении всего представления. Живая скульптура – мы помним, что под полотнищем актеры – приходит в движение, меняет конфигурации, наружу является то одна, то другая маска, из-под полотнища высовываются руки, постукивают в такт музыки. Наконец, актеры скидывают с себя полотнище, становятся друг против друга, и звучат красивые величественные слова о высокой любви: что-то из древнегреческой поэзии, что-то из библейской «Песни песнtq». Выразительные вербальные средства сменяются не менее выразительными пластическими. Таков пролог представления. Актеры поднимаются по проходу зрительного зала, снимают маски, оставляют их на ступеньках, на лицах актеров – вычурный грим.

Разыгрывается первая песнь «Деметра и Персефона»: похитил властитель мрачного подземного царства Аид Персефону, дочь Деметры, мать в тяжкой скорби по дочери покидает Олимп, и на земле всё перестает расти, всё живое погибает – так появилась Зима; сжалился Аид, стал отпускать Персефону на землю – так появилась Весна. Застыла Персефона, оказавшись в подземном царстве, наклонила голову набок, устремив невидящий взгляд перед собой. Потеряв дочь, ходит Деметра в смятении взад-вперед, ударяя ладонью о стену, – методично, монотонно, бесстрастно, как заведенная. Завлекает цветком Аид возлюбленную, робеет, тушуется, но потом довольно жестко предъявляет собственнические права. Так противопоставляется исступленная, безоглядная любовь матери, олицетворяющая жизнь, и эгоистичная, мертвенная любовь властителя подземного царства, олицетворяющая смерть.

А вот другая история, другой миф, другая любовь. Герои песни второй – Орфей и Эвридика – открывают в себе чувства, пытаются осознать, что же с ними происходит, обнюхивают лица друг друга, рычат и повизгивают, весело плещутся водой, играют, как дети, смеются, радуются.

Так к ним приходит понимание Любви. Но случилось горе, погибает Эвридика, становится она пленницей мрачного Аида, превращается в сомнамбулический призрак с остекленевшим взглядом. Не может с этим смириться отчаявшийся Орфей, спускается в подземное царство, просит, даже требует, чтоб отпустил Аид Эвридику, ведь он сам похитил Персефону из-за любви, поэтому должен понять горе любящего Орфея. Пошел на уступки Аид, но поставил жесткое условие – не оборачиваться. Однако из мифа слова не выкинешь, и случилось то, что случилось: не выдержал испытание Орфей, великое горе постигло его – второй раз, теперь уже навсегда, потерял он Эвридику. Так на земле появилась Любовь – жертвенная, трагическая, отчаянная, которая по силе и глубине не уступает любви счастливой.

Артисты играют серьезно и иронично, экспрессивно и сдержанно, нарочито пафосно и не менее нарочито просто, приземлено, позволяя себе от души похулиганить. Чего, например, стоит фамильярное «Прикинь!» в устах величественного властителя царства мертвых Аида, этот грозный бог в исполнении Ивана Братушева нередко себя ведет, как вполне себе земной ловелас и чутко реагирующий на различные обстоятельства гибкий покладистый человек. 


Михаил Кузьмин в первом мифе – бесстрастный повествователь и пародийно сыгранный посланец богов Гермес, во втором мифе – гиперэмоциональный, решительный, целеустремленный Орфей. Инертной, апатичной, холодной изображает Персефону Екатерина Зеленина, так и вспомнишь известную детскую киносказку: «Что воля, что неволя – всё равно». Напротив, весьма экспрессивна, эксцентрична Нина Няникова в двух разных образах – оскорбленной, искренне страдающей Деметры и непосредственной, простодушной Эвридики.

Этот неоднозначный, спорный, однако органичный, проникновенный спектакль, безусловно, заслуживает уважения и поддержки за самоотверженный поиск и неизбежный риск. Действительно, театр должен быть разным, и таким тоже.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее