Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА NEWS 29: «О любви и немножко о театре: в Архдраме прошла премьера спектакля «Метаморфозы»

07.04.21
Источник: https://www.news29.ru/m/kultura/O_ljubvi_i_nemnozhko_o_teatre_v_Arhdrame_proshla_premera_spektaklja_...

О любви и немножко о театре: в Архдраме прошла премьера спектакля «Метаморфозы»

Режиссер Андрей Воробьев взял за основу два любовных сюжета из древнегреческой мифологии, скрестив божественное начало с мирской жизнью. Боги здесь уподобляются людям — и смертных, и бессмертных соединяет любовь.

Фото: News29

Фото: News29

Фото: News29

Фото: News29

Фото: News29

Фото: News29

Фото: News29

2 апреля на камерной сцене Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова показали спектакль «Метаморфозы» режиссера Андрея Воробьева по мифам Древней Греции: о похищении Персефоны Аидом и мифе об Орфее и Эвридике. Первую версию постановки архангельский зритель мог увидеть ещё на лаборатории молодых режиссеров «Рыбный обоз».

Древнегреческий комикс или спектакль-ощущение

Зрители только проходят в зал, а на сцене уже находятся артисты, хаотично передвигаясь по ней, каждый сам по себе, в своем потоке. Будто так и было всегда, на постоянном репите. Публика как бы невзначай, из любопытства вторгается в их мир и с предвкушением ждет начало действия.

Подходящий антураж создает минимум декораций — зерно, раскиданное по небрежно застеленной целлофаном сцене, маленький клочок земли возле таза с водой и деревянный столик с двумя стульями. На фоне — пронизывающая мелодия, задающая всему нужный ритм. Бесцельно бродящие фигуры вдруг поднимают с пола огромное полотнище ткани и начинают судорожно его встряхивать, а потом исчезают под ним, срастаясь в единый организм — и вот уже первая метаморфоза.

На сцену выходит режиссер и обращается к зрителям, считая нужным провести небольшой ликбез. «Это спектакль о любви и немножко о театре», — поясняет Андрей Воробьев. В его глазах заметен блеск, а в голосе ощущается нежность и теплота, которую он испытывает к своему детищу.



По задумке актеры играют не богов и людей, а труппу бродячих артистов времен античности, играющих героев древнегреческих мифов. Такая вот многоходовочка. Отсюда и маски на лицах героев: у мужчин — трагедии и комедии, у женщин — «чумные», с длинными носами. Режиссер обращает внимание и на жанровые особенности спектакля. Это скорее «спектакль-ощущение» или «спектакль-медитация», нежели «древнегреческий комикс» (в программке видим именно это название).






Сбрасывая с себя «кокон», четверо артистов начинают «петь» оды любви библейскими строками из соломоновской Песни песней. Их голоса то плавно перетекают от одного к другому, то звучат в унисон, создавая полифонию. Цитировать царя Соломона театралы будут на протяжении всего представления, как и сами «Метаморфозы» Овидия.

«Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами...
Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами
».



Артисты находятся в постоянном движении, время от времени покачиваются, словно марионетки. Их тела приобретают зачастую странные и угловатые формы. Актеры не боятся быть некрасивыми, смешными, что подкупает и восхищает.

Так на Земле появилась зима

Маски оказываются сброшенными, а зритель погруженным в древнегреческую мифологию. Хитрый повелитель умерших Аид (Иван Братушев) похищает прекрасную и мудрую Персефону (Екатерина Зеленина), соблазнив её алой розой. Миф о похищении Персефоны символизирует смену времен года. Омраченная потерей дочери Деметра (Нина Няникова) покидает Олимп, перестает опекать все живое и дарить урожай — так на Земле появилась зима.






Когда же мать и дочь встречаются вновь, от зрителя не укрывают всей нежности и трогательности момента. Есть особенный трепет в том, как Деметра по-матерински так укладывает волосы Персефоны и произносит забавное «как у мамы».



Интересно, что боги здесь время от времени перестают быть могущественными созданиями, становясь обычными людьми, со своими слабостями и причудами. Величественный Аид со всей страстью, свойственной человеку, пытается растопить сердце холодной возлюбленной. Для этого он готов и спеть, и станцевать, и на голову встать. Властитель царства мертвых, говорите? Окаменевшая же, как статуя, Персефона в итоге поддается любви и всепоглощающей страсти. И вот они, вроде бы, счастливы.



Божества не прочь взять паузу и от пафосных речей. Бесстрастный и равнодушный Гермес (Михаил Кузьмин), рассказывая о многодневных скитаниях Деметры, в конце бросает небрежное и приземленное «Прикинь!». То, с какой непринужденностью герои меняют свою актерскую подачу, мгновенно находит отклик в виде искреннего смеха, доносящегося из зрительского зала.



Так на Земле появилась любовь

Во второй песне человеческого еще больше, ведь перед нами на первом плане уже не боги, а смертные. Гермес и Деметра перевоплощаются в Орфея и Эвридику. Влюбленные ведут себя как дети, дурачатся, играют в догонялки, плескаются в воде, нюхают друг друга и трутся носами, издавая гортанные звуки подобно воркованию голубков. Инфантильные, но зато счастливые и настоящие. Особенно это проявляется в диалогах, прописанных под современные реалии.

— Если любить перестанешь, скажи, Эвридика, — страстно просит Орфей.
— Дааа… — равнодушно отвечает его возлюбленная. Встретив обескураженный взгляд певца, говорит, что пошутила.
— Смешно, — с сарказмом отвечает Орфей.



Один из ярчайших моментов, когда лирист делает инстаграмные фото своей возлюбленной с воображаемого смартфона. Юмора добавляет его фраза «А теперь давай нормально», мол, сделай лицо получше — все как в жизни.

Вскоре клоунада сменяется драмой. Зритель видит уже не беззаботных детей, а повзрослевших мужчину и женщину. За ними со стороны наблюдают Аид и Персефона и будто ждут, когда же Орфей и Эвридика согрешат, познав плотскую любовь. Возлюбленных тянет друг к другу, но они чувствуют осуждение со стороны богов. Или людей?

«Счастливы те, кто запретов не знал! Дурные законы
Сам себе дал человек, и то, что природа прощает,
Зависть людская клеймит
».

Когда Эвридику сковывают оковы загробного мира после змеиного укуса, Орфей преодолевает все преграды на своем пути, чтобы вызволить любимую. С отчаянием просит он богов вернуть супругу. «Если не лжива молва о былом похищенье, — вас тоже соединила любовь», — справедливо замечает музыкант. Аид отпускает Эвридику, казалось бы, с простым условием. И все же Орфей не сдерживается и оборачивает полный взор любви на идущую следом супругу, которая в миг возвращается в обитель умерших.

«Смерть вторично познав, не пеняла она на супруга,
Да и за что ей пенять, или разве за то, что любима
».






Орфей же от горя обращается в камень. От взявшего на себя роль рассказчика Аида узнаем, что кровь певца растеклась по земле, из крови вырос цветок, который, увы, цветет недолго. Так на Земле появилась любовь. По канонам кольцевой композиции полотнище вновь накрывает артистов — так они и прощаются со зрителем.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун
Программирование - Кирилл Мондрий
Шумовое сопровождение - Леонид Лещев

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсия или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»

Подробнее