Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева».

13.05.21

Источникhttps://region29.ru/2021/05/12/609a28681b7cc503844789e2.html

Автор: Мария Атрощенко


В своём спектакле Алексей Ермилышев вывел под софиты Дмитрия Карамазова, оставив в тени Ивана и Алёшу. Они остаются статистами даже тогда, когда Митя непосредственно вступает с ними в диалог. В этой истории гораздо важнее не они, а персонажи с орбиты старшего брата — отец Фёдор Павлович, невеста Катерина Ивановна, обольстительница Грушенька и, как ни странно, даже незаконнорождённый Смердяков — ведь это он, трус, как называет его Дмитрий, его, «рыцаря чести», главный антагонист.

Дмитрий Карамазов (Дмитрий Беляков) появляется на сцене со строками из поэмы «Флейта-позвоночник» Владимира Маяковского на устах. Они могли бы родиться в его душе, и когда он отправлялся в Мокрое — в последний раз увидеть Грушеньку перед тем, как застрелиться, — и перед отправкой в каторгу. Да, это действительно его «прощальный концерт», он полон самообвинения («возьми и вздёрни меня, преступника»), страсти («убери проклятую ту, которую сделал моей любимою…»), но готовность к очистительной жертве уже зреет в его груди — «за всех вас, которые нравились или нравятся».

Фото Екатерины Чащиной.
Фото Екатерины Чащиной.

Понятие «свет в конце тоннеля» обретает новое звучание, когда в казавшемся глухим, щербатом чёрном заднике открывается дверь, и оттуда бьёт белый свет и выходят клубы белого пара. Из этого портала появляются все действующие лица спектакля. Они устраивают своеобразный парад-алле — такими пластическими интермедиями, поставленными хореографом Анастасией Змываловой, будет перемежаться спектакль. Это не просто танец — это самопрезентация, у каждого персонажа — свой набор движений, но все они как будто приводят себя в порядок, собираются на суд: Грушенька (Мария Беднарчик) словно наносит духи запястья, Катерина Ивановна (Мария Новикова) поправляет воротник, Фёдор Павлович (Евгений Нифантьев) оглаживает лацаны сюртука-халата.

Фото Екатерины Чащиной.
Фото Екатерины Чащиной.

Художник Ирина Титоренко создала для героев условные, но психологические костюмы. Смердяков носит белый костюм с белым фартуком поверх него — эта ослепительная белизна оттеняет его небоязнь запачкаться и чванство. Фёдор Палыч — сюртук, похожий на халат, с алыми лацканами. Гордая властная Катерина Ивановна похожа на наездницу, жокея, у неё и хлыст есть и, кажется, довольно решимости для того, чтобы пустить его в ход. Грушенька в первом действии носит страстную красную юбку и какую-то душегрейку, похожую отчасти на гусарский мундир с золотыми шнурами. Такое же украшение будет на мундире у её «прежнего» — польского офицера. Правда, роль мундира будет играть обычный чёрный бомбер. А ещё у Аграфены Александровны душа нараспашку, исподнее наружу: поверх «мундира» и юбки — простой бельевой корсет, который похож на перевязку: она ранена. В первом действии она бежит любви, она ещё «офицерская», недоступная.

Фото Екатерины Чащной.
Фото Екатерины Чащной.

На сцене расположено два подиума (художник спектакля — главный режиссёр театра Андрей Тимошенко): один — статичный, длинный и наклонный, как пандус, в нём есть отверстия-шахты; второй — короткий, подвижный, как вагончик, возвышающийся над первым. На него персонажи поднимаются в момент особого торжества, власти или силы. Как Митя, когда узнаёт, что не убил, а только ранил вырастившего его слугу Григория. Как Грушенька, которая куражиться над Катериной Ивановной. Как сама Катерина Ивановна, которая объявляет о своём решении стать машиной для митиного счастья.

Фото Екатерины Чащиной.
Фото Екатерины Чащиной.

Движение действия определяет допрос Дмитрия, подозреваемого в убийстве отца его Фёдора Павловича. Судебная тройка — следователь (Иван Братушев), прокурор (Александр Субботин) и адвокат (Константин Мокров) — расположилась за пандусом, как коллегия присяжных за столом. Дмитрий сидит в отдалении — опрокинув голову на руки и запустив пальцы в волосы. В эту отчаянную позу он то и дело вновь падает. 

Начавшись из Мокрого, там где Митя встретился вновь со своею страстью, спектакль проходит по основным событиям линии старшего брата как ответам на вопросы следователей, чтобы вновь вернуться в Мокрое к кульминации и выйти к очистительной развязке в зале суда. 

Фото Екатерины Чащиной.
Фото Екатерины Чащиной.

Всё тот же подиум-пандус становится в спектакле метафорой пути. По нему Фёдор Павлович в сопровождении дяди Дмитрия Миусова (Иван Братушев) и своего среднего сына Ивана (Юрий Прошин) добирается на поклон к старцу Зосиме. Причём добирается с приключениями, даже спускаясь в «шахты» и проползая под подмостками. Это единственная сцена, в которой появляется святой старец, ведь это светская история, причём даже в этом эпизоде Зосима молчит в ответ на несусветную оскорбительную чушь, которую несёт невоздержанный Карамазов-старший. Это молчание смущает и пугает Карамазовых — что отца, что сына. Дмитрия пятится, когда старец и монахи приближаются к нему, чтобы отдать земной поклон.


Младший Алёша (Александр Зимин) тоже молчит, и будет молчать большую часть спектакля. В этом молчании Алёши, а молчит Александр Зимин очень красноречиво, — много любви и смирения. Он молчит, когда те, кого он любит, совершают что-то немыслимое. Правда, в романе эта-то любовь и придавала ему смелости говорить. А здесь он молчит ещё и потому, что это не его история. Он молчит, сидя тихо, как воробей на жёрдочке, когда Митя поверяет ему свою «исповедь горячего сердца». В очень урезанном виде — только историю «помолвки» с Катериной Ивановной.

Фото Екатерины Чащиной.
Фото Екатерины Чащиной.

Сцену прихода Кати к Дмитрию за деньгами режиссёр воплощает в трёх вариантах — в том же порядке, в котором они и пронеслись в сознании Мити в романе. Катерина Ивановна трижды обходит декорацию, и трижды просит у него денег в долг. А Митя отыгрывает три реакции — от сладострастного насекомого (здесь Дмитрий Беляков играет своего героя истинным сыном своего отца-развратника) до рыцаря чести. Музыкальной ассоциацией его бедному рыцарству становится песня «Сонный рыцарь», получившая известность в исполнении солистки группы «Мельница» Хелависы. Её поют героини спектакля.


Фото Екатерины Чащиной.

Катерину Ивановну Мария Новикова играет, как заложницу треугольника Карпмана — психологической модели, согласно которой один человек может исполнять в конфликте роли жертвы, спасателя и тирана. Все эти три роли проявляются в самом мощной сцене Кати, где она одновременно хочет быть и богом для Мити, и инструментом для его счастья. Режиссёр и актриса совершенно разоблачают природу этого двойственного желания — в нём все же больше жажды власти, чем любви к своей добродетели. Когда её, как царицу, подхватывают и несут на плече, вспомните элфийскую владычицу Галадриэль, когда Фродо предлагает ей Кольцо, — вот такова Мария Новикова в этот момент.

Фото Екатерины Чащиной.
Фото Екатерины Чащиной.

Сцену из главы «За коньячком» режиссёр перемещает в баню, причём парной становится всё тот же наклонённый помост с отверстиями. Фёдор Павлович остаётся в одном исподнем — белом трико — и становится предельно откровенен в своих гадких восторгах. Позже в сцене допроса Дмитрий тоже останется в одном белье. Разговоров о боге, бессмертии и чёрте здесь не ведут, но своими суждениями о том, что не так велик грех отказаться от своей веры под пыткой, Смердяков (Вадим Винтилов) всё же делится. Потому что важно показать его противоположность Дмитрию.

Фото Екатерины Чащиной.
Фото Екатерины Чащиной.

Сцену, в которой Дмитрий отправляется в Мокрое за Грушенькой, — на движущейся платформе, как на телеге, — с тем, чтобы там же и застрелиться, режиссёр монтирует со сценой самоубийства Смердякова. Грушенька же, отправляясь в полёт в новую жизнь, уже вся облачается в красное. Расправив руки, как крылья, укрытые цветочно-алым платком, она сигает с верхнего подиума почти как на рок-концерте, только не спиной вперёд, а лицом. Цвет её платья поддерживают красные юбки девок в Мокром. В их танце на сцене разгорается пламя.


Фото Екатерины Чащиной.

Перед судом над Митей все персонажи вновь повторяют свой танец сосредоточенных сборов. Суд станет сценой признаний и срыва покровов. На суде, наконец, заговорит Алёша. Потому что будет повод — доказательство невиновности Дмитрия. Эта же цель заставит говорить и Ивана. На суде ему вместо традиционного чёрта, того, что мечтал воплотиться в теле семипудовой купчихи, явится чёрт-Смердяков. Он вылезет из норы — того отверстия в помосте, — с белыми рожками на голове и с белым мёртвым лицом. Но, конечно, его, кроме Ивана никто не увидит. Говорить правду суд заставит и Катерину Ивановну. Здесь её любовь к Ивану впервые выйдет наружу в попытке спасти его даже ценой жизни Дмитрия, за которого она так держалась.

Фото Екатерины Чащиной.
Фото Екатерины Чащиной.

Дмитрий Беляков весь спектакль играет своего Митю в исступлении, а в финале играет его искупление. К этому искуплению его герой был готов и вначале, отправлясь на «прощальный концерт». Но если без любви он видел его в том, чтобы пустить пулю в лоб, то с любовью и искупление в любви. В финале Алексей Ермилышев достаточно подробно воспроизводит сон Дмитрия. Поездка в телеге — это оттуда, и снег здесь — не театральный штамп. И погорелые матери — чёрные бабы — тоже оттуда. Спектакль возвращается к началу: от «За всех вас, которые нравились или нравятся…» до «Все за всех виноваты».


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+

Спектакль о бесконечности (Абрамовский зал)
По мотивам рассказов Рэя Брэдбери
Режиссёры — Артур Чемакин и Юрий Прошин

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Представьте, что вы оказались выброшенным в космос в результате взрыва космического корабля. Вы летите по инерции, связи с внешним миром нет, скоро у вас закончится кислород в скафандре. Вы ничего не можете с этим сделать и летите навстречу смерти, не в силах что-либо изменить. Что же остаётся? Героям цикла рассказов Р. Брэдбери предстоит понять для чего они жили и что они унесут с собой в калейдоскопе жизни и смерти, в вечности и бесконечности Вселенной...

В спектакле занято 20 человек. Среди них – воспитанники театральной студии «Время добра» и одноимённой танцевальной группы для детей с синдромом Дауна, артисты детско-юношеской театральной школы театра и приглашённые артисты.

Сценография, музыкальное оформлениеАртур Чемакин и Юрий Прошин
Художник по костюмам – Артур Чемакин и Юрий Прошин
Звукорежиссёр – Михаил Чабаненко
Художник по свету – Алексей Расходчиков
Спектакль ведёт Наталья Афонина

СМИ о спектакле
Пресс-служба театра - Спектакль «Калейдоскоп» - новый совместный проект Архдрамы и благотворительной организации «Время добра»
Пресс-служба театра - Премьера спектакля «Калейдоскоп» состоялась в Архдраме
Подробнее
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсяи или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»


21.05.22
Подробнее