Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Отзыв Андрея Петрова о премьере "Карамазовы.Мытарь"

13.05.21
Автор: Андрей Петров
Источник: https://vk.com/arhdramaru?w=wall-82856530_23992
Федор Достоевский "КАРАМАЗОВЫ. МЫТАРЬ"
Архангельский театр драмы им. М.Ломоносова, 2021
Режиссер - Алексей Ермилышев

В этом спектакле прежде всего на себя обращают внимание детали – порой неожиданные и, казалось бы, невероятные. Вот, например, в начале второго действия все персонажи выходят на сцену с пестиками и ступами и начинают сосредоточенно толочь что-то. Известно, что тяжелый пестик в исступлении хватает Дмитрий Карамазов, отправляясь в злополучную ночь в дом отца. Именно пестик станет главным вещественным доказательством в расследовании убийства Федора Павловича Карамазова. Этим пестиком Дмитрий нанесет удар по голове слуги Григория, потом бросит орудие преступления, тем самым навлечет на себя подозрения в отцеубийстве. Все персонажи как будто бы примеряют на себя тяжкое преступление, стараются в нем разобраться. Жанр спектакля – судебное расследование с элементами следственного эксперимента. Среди основных героев – проницательные, дотошные, внимательные следователь, прокурор и адвокат. Ведь из романа Достоевского взята, скомпилирована только линия старшего брата Карамазова, путь его душевных мытарств, в том числе связанных с судебным разбирательством (инсценировка и постановка Алексея Ермилышева).

Какова же дальнейшая судьба знаковых элементов реквизита – размножившегося основного вещественного доказательства? Ступы и пестики сначала будут оставлены вдоль рампы, один из пестиков схватит главный герой, демонстрируя свои действия в ночь преступления. Ступы впоследствии будут использоваться как бокалы – почему бы и нет, театральную условность никто не отменял, а потом все эти вещи будут с грохотом погружены в ящики, чтобы олицетворять провизию для пиршества и гульбы, последовавших сразу после убийства.
Интересным и значимым представляется навязчиво повторяющийся пластический образ: все персонажи будто прихорашиваются, нервно поправляя прическу и верх одежды перед воображаемым зеркалом, при этом чувствуя себя явно дискомфортно. Да, людей обычно тревожит, как они выглядят в глазах других, им неуютно осознавать, что кто-то постоянно их обсуждает-осуждает. Такое дискомфортное состояние превалирует в спектакле, безжалостно вскрывающем порывы-надрывы души, будоражащем совесть, скрупулезно исследующем человеческую природу. Пластика в спектакле впечатляет (балетмейстер Анастасия Змывалова): движения исполнителей как будто хаотичны, нервны, но на самом деле размеренны, гармоничны, предельно выразительны.

Лаконична условная декорация (сценография Андрея Тимошенко): два перекрещивающихся наклонных помоста, один неподвижный, другой – движущийся, при этом создаются символичные комбинации, в частности, огромный крест. Кроме того, в помостах обнаруживается множество люков, которые замысловато используются во время представления. Помосты олицетворяют собой и стол, и подиум, и эшафот, и движущуюся телегу. А еще на сцене множество изящных, стильных и практичных венских стульев, то формирующих стройные ряды, то становящихся атрибутами экспрессивных танцев.

Черный задник нарочито грубый, с подчеркнутыми неровностями-выпуклостями. В определенный момент в заднике вдруг со скрежетом открывается дверь, воспроизводя важную для следствия улику и в то же время создавая пронзительную сценическую метафору. Еще одна знаковая яркая деталь оформления: с колосников спускается петля, на миг освещается появившийся на помосте Смердяков - и резкое затемнение, получилось лаконично и емко.
Костюмы, разработанные Ириной Титоренко, элегантны, строги, монохромны, преобладают темные цвета, на этом фоне концептуально выделяются яркие, вызывающе броские элементы красного цвета и контрастные белые детали одежды.

Впечатляют коллективные образы: черные бабы, красиво, слаженно поющие в финале (хормейстер Мария Степанова), пляшущие девки в летящих красных юбках. Все исполнители представляют пеструю публику судебного заседания, обывателей-зевак, из толпы которых в нужные моменты вычленяются непосредственные участники изображаемых событий. Это своеобразные вспышки воспоминаний, живые картинки: то сдержанные, то экзальтированные, то меланхоличные, то надрывные. Знакова и символична световая партитура (художник по свету Ольга Раввич), контрастные вспышки света выделяют выступающих на суде свидетелей, софиты будто просвечивают насквозь человека, заставляя его быть предельно искренним. Особую атмосферу спектакля помогает создать выразительный видеоконтент Сергея Жигальцова.

Ряд артистов замечательно исполняют по несколько ролей, моментально трансформируясь. Так, добросовестные служители закона, ведущие основную судебную линию спектакля: Следователь (Иван Братушев), Адвокат (Константин Мокров), Прокурор (Александр Субботин), преображаются до неузнаваемости в персонажей, далеких от судопроизводства. Органично смотрится в трех эпизодических, но значимых для сюжета ролях Александр Дубинин (старец Зосима, слуга Григорий, ямщик Андрей).

Вставным эпизодом, выбивающимся из общей стилистики спектакля, представляется гротесково-карикатурная сцена с Хохлаковой (Наталия Латухина), здесь подчеркивается степень отчаяния Дмитрия Карамазова, желающего получить вожделенные деньги здесь и сейчас, а ему предлагают умозрительные богатства от предполагаемых золотых приисков.

Главные женские персонажи романа в спектакле получили адекватное воплощение: Грушенька Марии Беднарчик броская, дерзкая, отчаянная, предельно искренняя, Катерина Ивановна Марии Новиковой – жесткая, мстительная, истеричная.

Спектакль назван «Карамазовы», а вот есть ли в нем эти самые Карамазовы, кроме Дмитрия, о котором пойдет речь отдельно? Почему снято авторское обозначение «Братья»? Видимо, потому что братья здесь постольку-поскольку, их образы схематичны, пунктирны, фактически сведены на нет, только Ивану (Юрий Прошин) предоставлена возможность как-то проявить себя, а Алеше (Александр Зимин) оставлена только реплика на суде и безмолвное присутствие на сцене. Да, и Федор Павлович (Евгений Нифантьев) показан нестандартно, он получился простодушным, симпатичным, не вызывающим омерзения: чего ж такого убивать, из-за чего тогда весь сыр-бор? Смердяков (Вадим Винтилов), тоже по сути Карамазов, весьма показательно появляется в образе черта, преследующего Ивана, проявляя сатанинско-инферанальную свою сущность.

А вот Дмитрий Карамазов в исполнении Дмитрия Белякова, действительно, главный герой спектакля, ключевым словом в названии которого неслучайно является «Мытарь» в значении «тот, кто испытывает мытарства», т.е. страдания, мучения, а в церковном плане: истязания злыми духами души человека после смерти. Можно поспорить, насколько удачно это название, ведь все-таки основное значение слово «мытарь» историческое - «сборщик податей и пошлин», в ряде славянских языков оно до сих пор обозначает таможенника, а в том значении, которое предполагает режиссер, это слово в речевой практике не употребляется. Получается своеобразный окказионализм. Или название совмещает оба значения: страдающий, мучающийся Митя Карамазов собирает пошлину с людей в нравственном плане? Всё может быть. Но есть ли это в спектакле?

Еще один смысл можно обнаружить, обратившись к словарям. Глагол «мытарить» означает «мучить, беспокоить, утомлять». Главный герой мытарит сам себя, устраивает жестокий суд над самим собой, проходит через круги ада, терзаемый бесами, при жизни. Внешне он человек безалаберный, беспутный, живущий страстями, чувствами, однако для него честь и достоинство – не пустые слова, поэтому он сам себя обрекает на страдания, не позволяет себе оправдаться, не идет навстречу помощи извне, несет свой тяжкий крест, ведь «все за всё виноваты». Актер играет сдержанно, уравновешенно, без ожидаемых бурных внешних проявлений бурного темперамента героя, буря кипит у него внутри – в этом и необычность, и глубина трактовки хрестоматийного образа.
Неожиданно в самом начале спектакля режиссер вкладывает в уста главного героя фрагмент поэмы Владимира Маяковского «Флейта-позвоночник». Зачем? Для эпиграфа слишком громоздко. Да, в образах поэмы при желании можно найти сходство с происходящим на сцене и в душе героя. Но все-таки юный Маяковский как альтер эго Мити Карамазова – плохо как-то вяжется одно с другим. Неужели этот текст взят только ради строчек: «убери проклятую ту, которую сделал моей любимой!» Как-то мелко.

Великий роман Ф.М. Достоевского неисчерпаем, любая попытка его интерпретации уязвима и в образном, и в содержательном, и в концептуальном планах. У интерпретаторов всегда есть опасность свалиться в простую иллюстративность. Но сам факт, что пятилетние мытарства создателей архангельского спектакля завершились интересным значительным результатом, заслуживает уважения и пристального внимания.
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля станет известна ближе к премьере.

«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. Первая репетиция спектакля уже состоялась, в спектакле занята вся труппа, мы распределили основные роли, отмечу, что исполнитель главной роли — Дмитрий Беляков, в роли Лары — Нина Няникова.  В спектакле будем активно использовать приёмы игрового театра, которые в этом сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина», когда артист играл по несколько ролей мастерски перевоплощаясь», - анонсировал премьеру режиссёр Андрей Тимошенко.

Подробнее
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.


В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее