Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»

05.05.21

Автор: Мария Атрощенко 

Источник: https://region29.ru/2021/05/01/608bbae7a9c82b7be706cfd2.html?utm_source=yxnews&utm_medium=de...

У этого спектакля непростой путь на сцену. Впервые спектакль Алексея Ермилышева по «Братьям Карамазовым» анонсировали в драмтеатре в 2016 году — тогда он только готовился официально стать штатным режиссёром «архдрамы». С тех пор премьера несколько раз отменялась и передвигалась, но режиссёру удалось выстрадать этот материал.

Своим главным героем режиссёр изначально видел старшего, самого земного из братьев, — Дмитрия. Того, что страстно любит красавицу Грушеньку, страстно ненавидит сладострастника-отца, который тоже хочет на ней жениться, и мучится от чувства вины перед гордой и безупречной невестой Катериной Ивановной.

Название «Мытарь» режиссёру подсказал сам роман. Когда Митю обвиняют в убийстве отца Фёдора Павловича, начинаются «хождения души по мытарствам» — так в романе названы главы, посвящённые следствию.

— Название «Мытарь» было сразу, и линия Мити для меня изначально была главной, — рассказал Алексей Ермилышев.

В собственной инсценировке режиссёр по средствам нелинейного монтажа соединил все события из линии Мити, но каркасом этой истории сделал расследование убийства Фёдора Павловича. Расследование — и одновременно суд. В ней остаются только те персонажи, которые непосредственно относятся к линии Мити. А это и без того 15 персонажей. Но, значит, не будет чёрта, не будет капитана Снегирёва и его сына Илюши, не будет мальчиков. Да и старец Зосима, отправивший Алёшу на мирское послушание, появится всего в одной сцене.

Алексей Ермилышев.Алексей Ермилышев.

По мнению Алексея Ермилышева, каждый из братьев заслуживает отдельного спектакля. И он выбрал Митю.

— Митя абсолютно земной, — говорит Алексей Ермилышев. — Достоевский не зря давал говорящие имена и фамилии. Дмитрий — от Деметры, богини земли. Он земной человек, подверженный страстям. Он своеобразное зеркало Фёдора Павловича. Он его первенец и во многом унаследовал его страстишки. И, конечно, он ненавидит его. И, конечно, у него тоже есть и философия, и богоборческая идея. Все Карамазовы находятся в противоречивых отношениях с Создателем: Иван билет возвращает, у Алёши своя история, даже у Фёдора Павловича есть своя история отношений с Богом. И у Мити в том числе.

Хотя режиссёры не часто балуют старшего брата своим вниманием.

— Я согласен, что нечасто на Митю обращают внимание, — отметил режиссёр. — Очень часто берут Ивана, потому что в его линии есть очень манкие главы про Великого инквизитора, разговор с Алёшей в трактире. Или алёшина линия, связанная со Снегирёвым, с мальчиками, — она и трогательная, и смешная. Тем не менее, Митя заслуживает пристального внимания — он двигает действие в романе.

Режиссёр, по его же словам, поставил «очень светскую историю». При этом христианская идея в спектакле всё же есть, просто она находит неожиданное выражение.

— Это спектакль о том, на что готов пойти человек ради любви, ради своих страстей. И как он отвечает за свои поступки. «Все за всех виноваты», — это сказал брат старца Зосимы, когда умирал ещё мальчиком. Но в нашем спектакле эту мысль транслирует Митя. Пусть я, говорит, не убийца, но я должен пострадать.

На сцене режиссёр и художник (главный режиссёр театра Андрей Тимошенко) создают условное вневременное пространство. В центре которого — стол в виде креста. Режиссёр признаётся, что и сам, бывало, был готов поставить крест на своей задумке.


— Признаюсь честно, порой хотелось всё бросить, — говорит он. — С этим материалом у меня свои мытарства. Но ведь эта идея зародилась не в 2016 году. Идея спектакля по линии Мити у меня зародилась ещё в начале 2000-х, когда я учился и работал в московском театре «Школа драматического искусства». Я сам играл Митю, я этот материал хорошо знаю. И вот почти через 20 лет мечта воплощается.

Дмитрий Беляков.Дмитрий Беляков.

Своего Митю режиссёр нашёл с самого начала работы. Да и постоянные зрители «архдрамы», наверное, не удивились, когда узнали, что его сыграет Дмитрий Беляков.

По словам артиста, «Братья Карамазовы» — это материал этапный.

— До него нужно дорасти — не только актёрски, но и по-человечески, чтобы душа чуть шире стала, чтобы в себя вместить столько вопросов, — отмечает Дмитрий Беляков. — И чтобы их не расплескать и потом самому на них ответить. Причём ответить честно. Не сыграть, прикрывшись какими-то пластическими, мизансценическими вещами, а ответить так, как если бы ты остался не перед зрителями, а наедине с собой.

Как и все братья, Митя по-своему философ. А ещё немного поэт в душе. Как и Дмитрий Беляков, который пишет стихи.

— Я бы не назвал это хобби, как назвал бы, наверное, год назад, — рассказывает он. — Это своего рода отдушина. Мне нравится, как в одной строчке можно выразить целую гамму переживаний или ощущение сиюминутности. Хотя мне кажется, что у меня пока получаются довольно простые стихи. Я даже стараюсь бороться с этим, лишний раз закладываю какой-то дополнительный смысл. А потом думаю: может, надо проще, может, надо говорить простыми словами, но чтобы за ними была какая-то история? Вот, Борис Рыжий, например. Его стихи кому-то могут показаться наивными, юношескими, но в их простоте — очень большой смысл. И вот это, наверное, мне и помогает в работе над ролью — держать в себе мысль, более чётко её доносить. Не размазывать, не разбрызгивать себя по сцене, а делать упор на то, что я говорю.

У Мити есть тайна. Раскрыв её, он может спасти себя от подозрений в убийстве. Но для него это дело чести.

— В современном мире понятие «честь» кажется каким-то книжным, каким-то пережитком прошлого, — говорит Дмитрий Беляков. — Но мой герой не может поступить не по чести. Он не может ответить на вопросы, где он взял деньги. Если он потеряет честь, он станет никем, ничем в своих глазах.

Атмосфера на репетициях, по словам артиста, царит сосредоточенная. Выходу в репзал и на сцену предшествовал длительный «застольный период».

— Мы разбирали каждую сцену буквально до слова, — рассказывает он. — Кажется, это очень важно — сохранить текст, его длинноты, сделать своими слова Достоевского, чтобы его длинные, витиеватые, очень красивые предложения звучали естественно.

Ещё один поиск золотой середины — в способах актёрского существования.

— Казалось бы, всё располагает к тому, чтобы покричать, порыдать на сцене, — говорит Дмитрий Беляков. — Но, наверное, интереснее подавление эмоций. Скрытые, не расплёсканные эмоции будут сильнее воздействовать и говорить о человеке, у которого есть что-то, что он не может показать, но что разрывает его изнутри. Наверное, нужно что-то среднее между размашистой эмоцией и сдержанностью.

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля станет известна ближе к премьере.

«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. Первая репетиция спектакля уже состоялась, в спектакле занята вся труппа, мы распределили основные роли, отмечу, что исполнитель главной роли — Дмитрий Беляков, в роли Лары — Нина Няникова.  В спектакле будем активно использовать приёмы игрового театра, которые в этом сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина», когда артист играл по несколько ролей мастерски перевоплощаясь», - анонсировал премьеру режиссёр Андрей Тимошенко.

Инсценировка, сценография — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+
Семейная драма глазами ребёнка (камерная сцена)
П. Бабушкина (по рассказу А. Варламова)
Режиссёр - Полина Золотовицкая

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Тараканий язык, тараканья песня, тараканий смех, - никто и не думал, что это возможно. А в спектакле это настолько естественно, будто существует в обиходе в реальной жизни.

"Спектакль - интересная возможность поговорить со сцены одновременно и с детьми, и со взрослыми о семейных проблемах. Каждый найдет в этой истории что-то для себя и о себе", - Полина Золотовицкая.

Действие происходит в конце 80-х годов. Страшный дефицит. Перед зрителем предстанет история не очень благополучной семьи, которая живет в панельном доме. В квартире - тараканы, а родители всё время ссорятся. Это достаточно жёсткая история про развод, про нелюбовь в семье, которую наблюдает самый младший член семьи. Отец уходит. Уходит, потому что мечтает о чём-то большем. Не может говорить с ребенком, не хочет находить с ним общий язык, потому что слишком погряз в себе и своих «Тараканах». А ребенок просто хочет диалога и понимания. Не просто так Тараканы, с которыми он разговаривает в своих фантазиях, – это тараканья семья. История написана как детский спектакль. В нём много узнаваемых и забавных вещей. Полет фантазии обеспечен, - ведь Лёша хочет стать писателем, как мечтали многие наряду с грёзами о профессии космонавта, ветеринара, художника... И несмотря на драматичность положения главного героя - мальчика Лёши - постановка не мрачная: вызывает улыбку, смех, умиление. А послевкусие постановки дарит светлое желание заботливей обращаться с близкими.

Ролик от репетиции до премьеры



“Спектакль получился искренний,простой,изящный и внятный. История трогает за сердце, за душу. Побывав на предпоказе, на премьеру я с большим удовольствием сходил ещё раз. Хочу пригласить Полину на работу над новыми постановками”, - главный режиссёр театра Андрей Тимошенко. 

*По мнению экспертного совета «Золотой маски», спектакль стал одним из самых заметных спектаклей сезона 2018-2019 гг. и попал в лонг-лист премии. Участник фестиваля «Детский weekend» (2020 г.)

*Эксперты IX театрального фестиваля «Ваш выход!» присудили исполнителю Папы и Таракана-дяди (засл. арт. РФ Сергей Чуркин) победу в номинации «Лучшая мужская роль второго плана»

СМИ о спектакле:

«Регион 29»: Трое в одиночестве, не считая тараканов: в архангельском драмтеатре показали семейную драму глазами ребёнка

«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы – премьера спектакля «Тараканы»

«29.ру»: Поющие тараканы и мечты о «другой жизни»: в архдраме показали историю ребенка на фоне распада семьи 

Журнал «ZVOOK ONLINE»: Архангельский театр драмы привёз в Воронеж «Тараканов»

Агентство городских коммуникаций «Горком 36»:  Архангельский театр разыграл в Воронеже семейную драму глазами ребенка

Рецензия на спектакль Вячеслава Герасимчук

Mask book: интервью с Полиной Золотовицкой

Журнал «Театр»: Взросление как травма: программа «Детский Weekend»-2020 и ее оптика


Премьера состоялась 28 февраля 2019 г.


Инсценировка, сценография, костюмы, музыкальное оформление - Полина Золотовицкая

Спектакль ведёт Ирина Варенцова



Подробнее