Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Газета «Архангельск». Почему я не летаю как птица?

03.11.16

Газета « Архангельск» о премьере «Победительница»

Театр драмы продолжает шокировать публику, вогнав в депрессию премьерой «Победительницы» в постановке Анастаса Кичика.

Летят, куда пожелают...

Алексея Арбузова называют «великим советским сказочником», а еще «естественным преемником Чехова», «знатоком и певцом женских характеров». Главный нерв его пьес, наполненных тонкой иронией, мягким юмором и лиризмом, нюансы отношений мужчины и женщины.

И везде с особой настойчивостью драматург подчеркивает – нельзя быть счастливым, но при этом несвободным.

Вот и героиня «Победительницы» не случайно мечтает стать орнитологом, ведь птицы «летят, куда пожелают, останавливаются, где хотят». И она без сожаления расстается с первой любовью в родном городе, предает любовь Кирилла (Дмитрий Беляков – яркий, позитивный герой), крутит роман с научным руководителем Генрихом Антоновичем, отказывается от семьи и ребенка, чтобы не размениваться на кухню и пеленки. Майя к сорока годам сделала блестящую карьеру, став «третьим лицом в НИИ», но вот победительница ли она? Да, Майя успешна, бывшие враги целуют ей руки, празднуя юбилей в престижном дачном поселке... Но почему же она все время перебирает мгновения своей жизни, будто ищет подтверждения, что все сделала как надо? Почему так боится признаться, что виновата перед Кириллом?

Красное платье и скелеты

Красное победное платье на героине. А может, скорее это цвет неудовлетворенности, потребности в любви? Она ведь так одинока на этом огромном пространстве сцены, где движутся только разновеликие пьедесталы с птицами на шестах, а на заднике под довольно резкую фонограмму мелькает суетная жизнь (художник Андрей Тимошенко). Временами в эту какофонию звуков и кадров врывается дантевское: «Земную жизнь пройдя до половины...», разбиваются чашки, пляшут скелетики (намек на то, что у каждого свои в шкафу?). И свободно, красиво летят птицы – живые, в отличие от тех, что на сцене, которые воспринимаются тоже как скелеты, ведь Майя и профессию предала, продвинувшись на административном поприще. Об этом, кстати, ей напоминает Полина Сергеевна (Татьяна Боченкова), бывшая жена Генриха Антоновича: «Небеса штурмовать намеревались. А ныне...»

В сюжете, построенном в форме «диалогов без антракта», эпизоды настоящего и прошлого перемежевываются быстро. Многое происходит как бы в памяти героини, она восстанавливает разговоры с теми, кто остался там, ведет новые – часто горькие – с теми, кто приходит к ней здесь, и много говорит сама с собой. Потому больше всего в этой драме жаль не саму Майю, а исполнительницу ее роли, вынужденную «держать зал» на протяжении двух часов. Мария Павлова играет скупо, жестко: красивая и холодная, рациональный ум, выверенные реплики, железные нотки в голосе, лишь изредка в тон ее речей закрадывается сомнение. И в молодости она была такая же, уже четко знающая свою цель и идущая к ней напролом. Признавать, что жизнь проиграна, она не хочет. Майя – жертва собственного эгоизма. Потому слово «победительница» звучит с изрядной долей сарказма.

Не потеряй себя

Эту пьесу критики называют «Таня-82». Арбузов в своей ранней работе доказывал, что предназначение женщины – работа, карьера, долг, а любовь и семья не так уж и важны. Да видно женская эмансипация повлияла на него так, что в практически последней пьесе драматурга появляется деловая, ориентированная на служебный успех «анти-Таня», глядя на которую понимаешь, что дороже семейного гнезда и нет ничего на свете. Но автор ее не осуждает, скорее сочувствует.

Недаром рефреном через весь спектакль проходит фраза: «На площади Пушкина вас все еще ожидает девушка с дорожным чемоданчиком». Героиня встретила ее, приехав покорять Москву, а та – уезжала на целину, потому что испугалась, что в столице себя теряет. Тогда Майя решила, что с ней такого не произойдет, но о встрече с той девушкой постоянно вспоминает. И она снова появляется в ее жизни – уже в образе Даши, дочери погибшего Кирилла (обеих играет Мария Беднарчик, что символично). Даша и живой, смышленый мальчишка, приведший ее (подрастает звезда – сын Натальи Латухиной – Егор), даны героине как утешение, как надежда, что в сорок лет жизнь только начинается.

Полная версия материала здесь

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+
В рамках Всероссийского Виртуального Концертного Зала 17 и 29 июня состоятся трансляции концертов XVI международного конкурса им. П.И. Чайковского. Архангелогородцы смогут посмотреть музыкальное состязание и в «Архдраме».

Международный конкурс им. П.И. Чайковского традиционно является стартовой площадкой для молодых одаренных музыкантов, дает им возможность обрести любовь публики и признание мирового профессионального сообщества, начать блестящую международную карьеру.

В России Конкурс имеет статус национального достояния отечественной музыкальной культуры. Каждый раз его проведение становится одним из главных событий общественной и культурной жизни страны.

В мае этого года в Архангельском драматическом давал концерт Денис Мацуев, победитель конкурса в 1988 году. Аншлаг был объявлен задолго до даты события, которое после собрало несметное количество восторженных отзывов, что ясно говорит: наша публика любит классическую музыку.

17 июня 19:00 – открытие конкурса, 29 июня 21:00 – закрытие

Подробнее
16++
Трагедия (основная сцена)
Пьеса - У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко
Подробнее
16++
Трагедия (основная сцена)
Пьеса - У. Шекспир
Режиссёр - Андрей Тимошенко
Подробнее