Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА«Регион29»: Театр для «особых детей»: в Архангельске для «Отдела боли» наступило «Время добра»

07.06.21
ТЕАТР ДЛЯ «ОСОБЫХ ДЕТЕЙ»: В АРХАНГЕЛЬСКЕ ДЛЯ «ОТДЕЛА БОЛИ» НАСТУПИЛО «ВРЕМЯ ДОБРА»
Источник: https://region29.ru/2021/06/07/60b9c09130a9fe62785ba922.html
Автор: Мария Атрощенко

Под занавес театрального сезона «особая» студия «Время добра» объединилась с московской группировкой «Отдел боли». Вместе они провели лабораторию по документальному театру. «Отдел боли» вышел из знаменитого московского Театра.doc — «театра, в котором не играют». В прошлом году куратор группировки, режиссёр Зарема Заудинова и её участница Дарья Баранова приезжали в Архангельск на летний фестиваль книги «Белый июнь». Тогда на сцене архангельского драмтеатра представили «вербатим в наушниках» «Будущее.doc».
— И вот недавно среди ночи раздаётся звонок и я слышу: «Это Сергей Самодов. Хотите приехать к нам на лабораторию?», — рассказала Дарья Баранова о своём очередном приезде.
«Отдел боли» пригласили поработать с «особыми» детьми из театральной студии «Время добра». Сделать это удалось в рамках проекта «Питер Пэн объединяет», который получил президентский грант. Студийцы уже не раз выходили на сцену, играли сказки, но дети растут, и их репертуар тоже должен был повзрослеть. Они исполняли самые разные роли, а тут создадут свой вербатим — будут говорить от своего лица. 
В центре внимания Театра.doc, из которого вышла группировка, всегда был человек, и в этом она идёт по стопам своих учителей.
— Мы, «Отдел боли», наследуем эту землю: документируем повседневность и анализируем её с помощью исследовательских инструментов, пытаемся искать язык денормализации насилия. В России нет этого языка, он только едва зарождается. Ведь как только ты что-то произносишь, оно начинает существовать, а значит, есть возможность научиться с этим работать, — отметила Зарема Заудинова.
Люди читают документальный текст интервью в наушниках — так в Архангельске проходил спектакль «Будущее.doc» в технике headphone verbatim.Люди читают документальный текст интервью в наушниках — так в Архангельске проходил спектакль «Будущее.doc» в технике headphone verbatim.
Героями проектов «Отдела боли» — спектакля «Твой календарь/пытки», акции «Три сестры» — становились фигуранты «Пензенского дела» и сёстры Хачатурян. А тут вдруг — «Время добра» и «особые» дети. Но по словам участницы «Отдела боли» Дарьи Барановой, тут нет противоречия: они работают с очень разной болью.
— У нас речь о человеческих переживаниях, а не о переживаниях по поводу инвалидности, — пояснила Дарья Баранова. — Понятно, что эту тему невозможно обойти: это всё равно, что не заметить слона в комнате. И понятно, что проблемы человека с инвалидностью во многом завязаны на его теле. И истории, которые рассказывают ребята, тоже связаны с их особенностями, они о них говорят смело и прямо. Но прежде всего у нас в лаборатории важны истории людей, а не истории людей с особенностями. Мы даже не знаем названий всех заболеваний ребят. За любым возрастом, диагнозом, гендером всё равно скрывается человек. Ребята говорили, что над болью удобно поржать. Это их способ переживания, и он только их. Думаю, они узнают, если, конечно, ещё не знали, что они интересны сами по себе. Как и любой человек в принципе.
Одновременно с работой в лаборатории студийцы выпускали спектакль «Игра» в рамках проекта «Поле экспериментов».Одновременно с работой в лаборатории студийцы выпускали спектакль «Игра» в рамках проекта «Поле экспериментов».
По словам Дарьи Барановой, у лаборатории довольно свободная структура. Ребята сами определяют, в каком направлении пойдёт их документальный текст. Постепенно тема вырисовалась — «очень неожиданная для всех», но её пока решили сохранить в секрете.
— Мы с Заремой скорее помогаем ребятам писать свой вербатим, — сказала Дарья. — Они ведь себя лучше знают, чем мы. Они ужасно общительные. Это очень круто. И это, на самом деле, так расслабляет. Я ужасно боялась, что мы придём, и они нам скажут: «Ну, рассказывайте, что нам делать». Но тут как-то сразу нашёлся контакт. В основном мы просто ржём.
Во время работы студийцы познакомились и с техникой «вербатима в наушниках».
— По-моему, им ужасно понравилось погружаться в текст другого человека, — поделилась участница лаборатории. — Ребята очень чувствительны к речи. Когда они воспроизводили речь подростков, у которых мы брали интервью по всей России, они очень круто угадывали их жесты, хотя и не видели их. Ребята будут друг у друга брать интервью, и мы попробуем сделать упражнение с headphone-verbatim с их собственными историями.
По словам самой Дарьи, для неё знакомство со студийцами стало уникальным опытом.
— Это идеальное сообщество для того, чтобы мне как человеку научиться общаться по-разному с каждым человеком, — пояснила она. — Поневоле к каждому ищешь свой подход: кто-то сильно заикается, кому-то нужна помощь при передвижении. Учишься спрашивать: «Как тебе удобно?». Забота о комфорте другого — это суперкруто. Все мы разные и было бы классно, если бы с каждым из нас разговаривали по-своему, как с отдельным человеком, а не представителем группы.
Кстати, во время пребывания в Архангельске участницы «Отдела боли» увидели студийцев во всей красе в спектакле «Питер Пэн».
— В спектакле они идеально вписаны в структуру, — поделилась Дарья Баранова, — они сами от себя кайфуют, и я не увидела такого, чтобы их на руках носили: «Посмотрите, какие у нас ребята…». Они просто идеально вошли в спектакль, идеально сыграли и такие: «Кажется, мы молодцы».
Предполагается, что личные истории ребят воплотятся в полноценном спектакле в будущем театральном сезоне, но каким он будет и когда, пока судить рано. Пока же студийцы поделились впечатлениями от участия в лаборатории.
Иван Грязнов.Иван Грязнов.
Иван Грязнов:
«Это что-то новое. Про себя рассказывать я не боюсь, потому что здесь все, кого я давно знаю».
Ян Кузнецов.Ян Кузнецов.
Ян Кузнецов:
«Проще раскрываться перед чужими людьми, чем, например, перед родными. А с девушками было очень просто. Кто-то начинал, а кто-то подхватывал: „О, у меня такая же была история!“. Тема первого домашнего задания была — кого мы хотим сыграть в театре и почему. А другое домашнее задание было — взять друг у друга интервью. И задавать такие вопросы, которые мы никогда не задавали. Меня это поставило в тупик. Потому что я ребят знаю с самого начала театральной студии, для меня это дети, я не могу задавать им личные вопросы. Но девочки нам сказали, что цель спектакля — рассказать зрителям о нас, чтобы они поняли, что они не одни в этом мире. А меня всегда гложет: будут ли человеку интересны мои проблемы, если у него своих хватает, если у него, например, денег нет? Хотя, с другой стороны, все мы люди как бы одинаковые».
Анастасия Белых.Анастасия Белых.
Анастасия Белых:
«Очень интересно слушать и рассказывать самим. Тут все сразу раскрылись. Это радует очень сильно, когда про твою проблему слышат и понимают.»
Александр Боярский.Александр Боярский.
Александр Боярский:
«Это для нас новое открытие, новая техника, новое творчество. Конечно же, это непривычно. Надо собраться с духом, настроиться и рассказать. Даже при своих боязно про себя говорить. А уж при других — это надо такую смелость!..».

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля станет известна ближе к премьере.

«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. Первая репетиция спектакля уже состоялась, в спектакле занята вся труппа, мы распределили основные роли, отмечу, что исполнитель главной роли — Дмитрий Беляков, в роли Лары — Нина Няникова.  В спектакле будем активно использовать приёмы игрового театра, которые в этом сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина», когда артист играл по несколько ролей мастерски перевоплощаясь», - анонсировал премьеру режиссёр Андрей Тимошенко.

Подробнее
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.


В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее