Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

Блог «День литературы»: Двусторонний «Сарафан» (гастроли в Москве).

11.06.21

Автор: Александр МЕДВЕДЕВ

Источник: http://denliteraturi.ru/article/5805

«Сегодня Фёдор Абрамов почти забыт, его произведений не найти в книжных магазинах» – сообщила «Российская газета» в статье «Родом из Верколы»*. Невесёлая весть прозвучала накануне столетия писателя, посвятившего творчество народу. А если учесть, что история современной России делает всё более актуальными темы, поднятые им почти полвека назад, то и вовсе становится грустно.

«Сегодня, когда так обострились в мире национальные проблемы, – писал Фёдор Абрамов в 1979 году, – необходимо поглубже взглянуть на народ, всерьёз разобраться в том, что же такое народ и национальный характер. Только ли великое и доброе заключено в нём? Не пора ли от односторонней, порой идиллической трактовки его перейти к трезвому разговору о всей сложности и противоречивости народного организма, его бытия? И не единственно ли правильное отношение к своему народу – ради его же блага, ради его духовного здоровья – видеть в нём, наряду с истинно великим, и его слабости, его недостатки?»**

Отличительная особенность прозы Фёдора Абрамова как раз заключена в достоверном отражении характера народа в чистых и мутных водах времени, она выводит его во всех ипостасях – сильных и слабых.

«Я не стою коленопреклонённо перед народом, перед так называемым простым человеком, – объяснял свою позицию писатель. – Нет, и народ, как сама жизнь, противоречив. И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое. Более того, злое иногда поднимается над добрым и даже подминает его».

Вот бы, руководствуясь этим признанием писателя, издатели и книготорговцы, заполняя российские книжные магазины творениями современных авторов, чьё зрение сфокусировано на слабостях народа и его недостатках, разбавили бы их продукцию книгами Фёдора Абрамова?
Однако это никак невозможно, потому что он никогда сознательно не выделял исключительно низкое, неприглядное в народе, и не подвергал сомнению истинно великое в нём. Задача его была иной. «Писать для народа – значит помочь ему понять свои силы и слабости» – таково было его убеждение. Современная российская литература в подавляющей массе спешит «помочь» народу извериться в своих силах и уверовать в исконную свою несостоятельность. Наследуя в этом Чаадаеву и его многочисленным неутомимым последователям, она продолжает внушать народу, что Россия «стоит вне времени, не затронутая всемирным воспитанием человеческого рода» – и это ещё не самое тяжкое, что она предъявляет России.

На книжных прилавках нет прозы Фёдора Абрамова. Но, ожившую, её можно найти в театре. Архангельский театр драмы им. М.В. Ломоносова привёз в Петербург спектакль «Сарафан» – Были. Небыли. Отголоски, – и показал его 27 мая на сцене театра «Цехъ».

Режиссёр Мария Критская положила в основу спектакля рассказы: «В Питер за сарафаном», «О чём плачут лошади», «Старухи» и записи писателя из сборников «Были-небыли» и «Трава-мурава». Её композиционный замысел, воплощённый проникновенной игрой актёров, тонкими работами художника и звукорежиссёра, соединил фрагменты прозы в многоплановое действо, получилась яркая сюита – «лоскутные» контрасты которой выявили не только многообразие, но и глубинную цельность народного характера. Сказать коротко о смысле и значении этой особой сложносоставной цельности точнее Андрея Платонова вряд ли возможно: «Русский – это человек двустороннего действия: он может жить и так и обратно, и в обоих случаях остаётся цел» («Чевенгур»).

«Сарафан» – спектакль о неистребимой живучести русского народа, о безмерном человеческом упорстве, о трудах, потерях и радостях малых и больших – обо всём, что испытывает народ, что даёт ему силы перенести суровую явь истории.

Надо отдать должное Марии Критской, её особому выявлению в спектакле женских образов – опоры народной, зерна этой самой живучести, формальному обозначению их подвижничества, которое так образно, с любовью и состраданием показывал Фёдор Абрамов. И конечно, отдать должное игре актёров, сжившихся с судьбами героев спектакля. Именно женщины по большей части создают и сообщают народу особенную русскую выносливость, искупающую множества его слабостей.

Двусторонность действия, вернее, воздействия ощущается и от спектакля. И вне, и внутри – людей, деревни, природы – удивительная, непостижимая красота. Сдержанные цвета русского Севера готовы вспыхнуть – и образно вспыхивают! – сказочным северным сиянием, искры которого осыпают людей, вещи и живность. Говор, речь – её палитра неисчерпаема в передаче всевозможных состояний «загадочной русской души», одна эта речь, кажется, способна пробудить человеческое в человеке. Под стать оттенкам, интонациям речи, спектакль изобилует разнообразием звуков, присущим деревенской жизни. Светозвуковая симфония раскрывает идею космоса, порядка, установленного Всевышним ради красоты полноценной жизни человеческой. Можно сказать, это – сторона женская. Всю красоту – в изящных подробностях и поэтичности творят женщины. Они возделывают жизнь, тянут из бытового клубка «красную» – путеводную – нить и плетут кружево традиционных устоев деревни русской.

Но есть и другая сторона, иное кружево – безобразные узоры дыр, множащиеся на красном сарафане нравственного пространства деревни. Что-то не так с русской душой… Что-то происходит с людьми и как бы помимо их воли искажает замысел Всевышнего. Деревня истощает свои жизненные силы. Унылый стук забиваемых окон в оставляемых людьми домах щемящим эхом отзывается в сердцах зрителей. Так сознаётся сторона мужская. Тот же бытовой клубок в ней оказывается клубком неразрешимых противоречий. Женщина украшает землю, мужчина – «образователь земли», от него зависит насколько прочна связь человека с землёй, с природной обителью. Женщина, её мир исконно загадочен. Спектакль «Сарафан» напоминает об этом, но подспудно ставит вопрос и о не менее загадочном мире мужчины. Да, он даёт образ земле, он – неистощимый домостроитель. В то же время он вдруг оборачивается стихийным преобразователем, сметающим построенное до основания, после чего может махнуть рукой и на преобразования, и на дом, семью, землю…

Такую картину – некоего параллельного существование социальной событийности и простой человеческой бытийности – видел и переживал Фёдор Абрамов. Фрагмент её удалось самобытно воссоздать в пространстве сцены коллективу Архангельского театра драмы им. М.В. Ломоносова.

--------------------------------

Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Спектакль (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля станет известна ближе к премьере.

«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. Первая репетиция спектакля уже состоялась, в спектакле занята вся труппа, мы распределили основные роли, отмечу, что исполнитель главной роли — Дмитрий Беляков, в роли Лары — Нина Няникова.  В спектакле будем активно использовать приёмы игрового театра, которые в этом сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина», когда артист играл по несколько ролей мастерски перевоплощаясь», - анонсировал премьеру режиссёр Андрей Тимошенко.

Подробнее
16+

Драма (основная сцена)
Ф. Достоевский
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность — 3 часа 20 минут (с одним антрактом).

В центре спектакля — сюжетная линия Дмитрия Карамазова и судебный процесс по делу об убийстве. По сути детективная история, которая превращается в глубокий разговор о смерти и жизни, о грехе и любви, о человеке и обществе. Как известно, Достоевский был уверен, что преступление характеризует общество и является катализатором внутренних мытарств.

Как душе Мити предстоит символически умереть под тяжестью совершенных грехов и символически воскреснуть под влиянием любви и раскаяния? Узнаем на спектакле. 
В «Братьях Карамазовых» название «Хождение души по мытарствам» отнесено к трем главам, описывающим три «мытарства» Мити – Дмитрия Карамазова, которому предъявлено обвинение в убийстве Федора Карамазова, его отца. Мытарства в православной религии –  это «свидания» с бесами, которые происходят после смерти человека с 9 по 40 день. Но мытарства Дмитрия проходят при жизни. Поэтому в спектакле художественными средствами будет создано будто межпространственное ирреальное место между адом и раем, где проходит душа мытаря. Второе определение мытаря — сборщик податей, при этом вся история Дмитрия связана с деньгами, деньги явно имеют власть над героем. 

_-_.jpg
Алексей Ермилышев, режиссёр спектакля:

«Я взял очень светскую историю - выяснение всех обстоятельств судебного дела. В романе много богословских высказываний и персонажей - монахи, иеромонахи, схимники, старцы. Но в спектакле они почти все лишены слова. В фокусе — расследование убийства и то, как Дмитрий принимает на себя кару: «Я не виноват, я не убивал отца. Но я должен пострадать. Потому что все мы за всех виноваты». Мысль, что все мы за всех виноваты и все мы должны держать ответ, впервые я услышал именно у Фёдора Михайловича в «Братьях Карамазовых». Это такая наша русская черта. Только в православии русском есть это, что мы все как-то связаны, все друг за друга ответственны»

 
Премьера спектакля состоялась 7, 8 мая 2021 года.


В спектакле звучит группа следующих исполнителей: Шесть Мертвых Болгар, Мельница, Воскресение, Trevor Morris, Mono, Olafur Arnalds, Jeff Russo, Jun Miyake , Adam Lastiwka.

СМИ о спектакле:
Пресс-служба театра: Алексей Ермилышев: «Мне импонирует выбор Дмитрия Карамазова»
Пресс-служба театра: Ирина Титоренко: «Карамазовы — это история русская; это наши страсти, наши страдания».
Отзыв Андрея Петрова о премьере «Карамазовы.Мытарь»
ИА Двина-Сегодня: «В Архангельском театре драмы представили шестую премьеру сезона «Карамазовы. Мытарь»
ИА Регион-29: «В архангельском театре драмы состоялась долгожданная премьера спектакля «Карамазовы. Мытарь» режиссёра Алексея Ермилышева»
Газета «Бизнес-класс». «Все за всех виноваты: «рыцарь сонный» на пути искупления».
ИА Регион-29. Интервью с Алексеем Ермилышевым и Дмитрием Беляковым перед премьерой «Карамазовы. Мытарь»
Регион-29. ТВ-сюжет с премьеры
Газета «Правда Севера». В архангельском театре драмы поставили премьеру по известному роману Достоевского.

Инсценировка, музыкальное оформлениеАлексей Ермилышев
Сценограф — Андрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Анастасия Змывалова
Художник по свету —- Ольга Раввич
Видеоконтент — Сергей Жигальцов
Хормейстер — Мария Степанова
Спектакль ведёт Ирина Варенцова

Подробнее