Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы

30.09.21

Автор: Ольга Истомина
Фото: Екатерина Чащина
Источник: https://bclass.ru/aktualno/kultura/sudby-skreshchenya-premera-doktor-zhivago-v-arkhangelskom-teatre-...

В минувшие выходные Архангельский театр драмы открыл новый творческий сезон спектаклем по роману нобелевского лауреата Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Главный режиссер театра Андрей Тимошенко создал визуально впечатляющую постановку о преодолении смерти через творчество и созидание.

Режиссер осуществил смелую задумку, сделав спектакль по всему роману целиком, не выделяя какую-либо сюжетную линию и не концентрируясь на том или ином периоде жизни персонажей. Главными героями этой истории становятся не только сам Юрий Живаго (Дмитрий Беляков) и люди, с жизнями которых скрещивается его собственная судьба – Тоня, Лара, Павел Антипов, но и вся Россия – страдающая, претерпевающая исторические катаклизмы и не дающая никому покоя.

Судьба страны становится одной из тех линий, скрещение с которой неизбежно для каждого из живущих в ней, как в прошлом веке, так и сегодня. Неоднократно в спектакле прозвучат слова о том, что человек существует не в природе, а в истории. И не случайно в финале спектакля в звенящей тишине прозвучат слова: «Храни страну нашу Россию».

В почти пустом, пустынном и холодном по ощущениям пространстве (сценография Андрея Тимошенко) будут разворачиваться страницы романа «Доктор Живаго». В начале действия Дмитрий Беляков играет и фигуру из вечности – автора стихотворений, наблюдателя-провидца, который знает, «что случится на его веку», и в то же время переносится в прошлое и проживает его заново вместе со своим героем.

zivago_arhdrama_2.jpg

Так происходит в первой сцене спектакля — зрители погружаются в пространство романа с первой же страницы: «Шли и шли и пели «Вечную память». По наклонному широкому помосту процессия в темных одеждах с высоко поднятыми лопатами в руках (по-видимому, вместо хоругвей; в дальнейшем эти лопаты в руках артистов будут и крестьянским инструментом, и оружием в руках бунтовщиков) медленно движется вслед за гробом…

Смерть матери становится большим испытанием для Юры Живаго, и тогда впервые он задается вопросами о жизни и смерти, сиюминутности и вечности, именно это испытание заставляет мальчика другими глазами посмотреть на окружающий мир. Пока он еще только внимательно вслушивается в слова дяди – Николая Николаевича Веденяпина (Евгений Нифантьев) о том, что человек открывает математические законы и пишет симфонии не просто так – все это путь к бессмертию. Но уже здесь берет начало его собственная философия и намечается путь к вечности – через «творчество и чудотворство».

Первое появление адвоката Комаровского (Иван Братушев), который не раз сыграет роль злого рока в судьбах главных героев, становится встречей с темной стороной мира. В костюме с иголочки и в белой шляпе с черной лентой («породистое животное», как оценивают его окружающие), он предстает в образе абстрактного, почти инфернального зла, с которым бессмысленно бороться.

zivago_arhdrama_3.jpg

По его злой воле погибает на железной дороге отец Юрия Живаго, и он же становится демоном-искусителем для светлой и чистой Лары Гишар (Нина Няникова). В начале она предстает на сцене наивной девочкой в форме гимназистки, ловко прыгающей через скакалку, – пока ее еще ничто не заботит. Но с появлением Комаровского среди привычного и уютного мира в ней начинает что-то ломаться. И вот уже скакалка становится не символом детской беззаботности, а средством порабощения ее взрослым мужчиной. Прыгать легко и свободно у Лары уже не получается. Под недобрым взглядом незнакомца ее движения начинают сбиваться, пока в этой игре она не подчиняется Комаровскому под требовательные такты страшного вальса, повторяемые вкрадчивым шепотом: «раз-два-три». В этой сцене Живаго, как всевидящий автор, становится свидетелем совершающегося, но он не в силах уберечь девушку. Остается только воскликнуть в отчаянии, с мольбой к Всевышнему: «Чашу эту мимо пронеси»… Но чашу приходится испить полностью.

Темные и светлые события в жизни героев романа происходят в тяжелое и смутное для страны время: стачки рабочих, нарастающие напряжение, приближающаяся война. Вместе с режиссером мы словно перелистываем страницы книги – «народные» сцены (забастовки, революционные мятежи, поле боя – среди раскинутых ярко-красных полотнищ появляются солдаты в шинелях и противогазах) сменяются домашними, личными, интимными.

Среди этих сцен – несколько эпизодов в доме профессора Громеко, где проходит детство Живаго. На сцене появляются высокие окна с узорчатыми рамами, вызывающие в воображении уютный дом москвичей-интеллигентов, и в этой обстановке завязываются отношения Юры с его будущей женой Тоней, отзывчивой и открытой девушкой, словно созданной для того, чтобы упрощать жизнь, а не усложнять ее (Екатерина Зеленина). Один из важных смысловых моментов – разговор еще только учащегося на врача Живаго с умирающей матерью Тони (Анна Патокина) о том, что «смерти не будет», потому что это «старо и надоело», а впереди новое – жизнь вечная.

Философские рассуждения Юрия Живаго о том, что есть сознание, творчество, в чем предназначение человека, в спектакле звучат и через стихотворения, вплетаемые в действие после событийных сцен как некий вывод и ступень к дальнейшему постижению мира. Текст романа в спектакле занимает едва ли не самое важное место и заставляет вслушиваться в него. На сцене в это время – торжество визуальных образов, из которых складываются картины происходящих событий. 

zivago_arhdrama_4.jpg

Так параллельно выстраивается на сцене свадьба Юрия и Тони, Лары и беззаветно влюбленного в нее Павла Антипова (Александр Субботин). Пары торжественны и печальны, словно каждый из них видит вдали трагические скрещения жизненных дорог. Через визуальные образы раскрываются и в дальнейшем характеры и нюансы судеб героев – по локоть в крови окажутся руки Патули (как его нежно называла Лара) Антипова, от отчаяния и внутренней обиды бросившегося на путь идейного революционера под новым именем Стрельников. Новые и новые приказы «расстрелять» будут «заверены» кровавой «печатью» его рук.

Несмотря на все испытания, светлой и чистой останется Лара. Белое, невесомое платье с тонкой кружевной отделкой кажется чем-то невозможным в дни кровавого раскола в стране и жизни на далеком Урале. Однако именно такой она предстает во время новых встреч с Юрием Живаго. Ее появление в белом платье, пусть и с коромыслом на плечах (которое кажется и возложенным на нее грузом, и намеком на еще не расправленные крылья) воспринимается явлением иного порядка, чем все окружающее.

Светом и чистотой наполнены сцены сближения Юры и Лары, которые подарят им бесценные мгновения простого человеческого счастья. Кажется, что их встреча происходит под благословение засыпавшего все вокруг снега, как в стихотворении «Свидание»: «Засыпет снег дороги, / Завалит скаты крыш. / Пойду размять я ноги: / За дверью ты стоишь». Но это и торжество условного приема – игры света (художник по свету Ольга Раввич) и рассыпающегося «театрального» снега, который становится беспроигрышным визуальным решением романтической сцены.

Рассказать историю взаимоотношений хотя бы основных персонажей романа Бориса Пастернака во всех подробностях даже в постановке на три с половиной часа – задача практически невыполнимая. Поэтому спектакль «Доктор Живаго» оказывается скорее путешествием по страницам романа, воссоздающим «узловые» точки, основную канву событий, происходящих с героями на фоне событий исторических. Такие «картины» позволяют следить за сюжетом, охватывающим практически всю человеческую жизнь, не всегда при этом вскрывая мотивации поступков и характер героев, о которых незнакомый с текстом романа зритель будет скорее догадываться. А читавший роман – вспоминать и достраивать в своем воображении.

Трагический финал спектакля – расставание родных людей, смерть Юрия Живаго, прощание со всей прошедшей жизнью — уравновешивается главной мыслью спектакля. Мыслью о том, что человек созидающий – бессмертен. В заключительной сцене сверху спускаются кресты – каждый из действующих лиц получает свой крест как символ своей судьбы. Живаго, он же снова всевидящий автор, обходит это живое кладбище близких людей или случайных встречных, может быть, мысленно обращаясь к каждому из них. Но только у него самого нет креста: он словно растворен в мире вообще и запечатлен в чем-то невидимом – мысли, слове, стихотворении.


Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
6+

Старинная сказка (камерная сцена или средний формат) 
А. Погорельский
Режиссёр — Анастас Кичик    


Продолжительность — 1 час (без антракта) 


Существуют ли чудеса в действительности? Ожившая сказка, карнавал загадочных и притягательных образов из детства, история о дружбе и предательстве — все это в старинной фантастической сказке А. Погорельского «Черная Курица, или подземные жители», которая стала первой авторской сказкой, написанной и выпущенной в России. История о том, как маленький мальчик однажды спас от смерти черную курицу, оказавшейся заколдованным министром Подземного королевства. И как же изменилась жизнь мальчика после этого!


СМИ о спектакле:

Журнал «ZVOOK ONLINE»: Эх, Алёша!


Премьера состоялась 27 ноября 2014 года


Сценография и костюмы — Андрей Тимошенко
Спектакль ведет Наталья Афонина


Подробнее
0+

Интерактивный ковбойский балаган (камерная сцена)
С. Астраханцев
Режиссёр — Анастас Кичик


Продолжительность — 45 минут (без антракта) 


Судьба незадачливого Братца Лиса и остроумного Братца Кролика в руках маленьких зрителей. Именно они, находясь в зрительном зале, решат, куда их приведёт приключение и кому нужна помощь одинокому Лису, ловкому Братцу Кролику или беззащитному цыплёнку?


«Новые приключения Братца Кролика и Братца Лиса» — это спектакль о дружбе, взаимопомощи и добре, рассказанный с юмором и иронией. В основу его сюжета легли весёлые и поучительные истории из «Сказок Дядюшки Римуса», записанных американским писателем-фольклористом Джоэлем Харрисом. Несмотря на то, что сказки Дикого Запада невероятно популярны во всём мире, в России они довольно редко инсценируются, в отличие от привычных зрителю русских-народных сказок. Поэтому семейный поход в театр на «Новые приключения Братца Кролика и Братца Лиса» — это не только возможность насладиться остроумными диалогами и динамичным театральным действием в стиле вестерн, но и познакомится с культурой и фольклором другой страны.


Премьера состоялась 25 декабря 2015 года


Сценография и костюмы — Ирина Титоренко
Композитор — Евгений Мищенко 
Автор песен — Дмитрий Емельянов 
Хореограф — Ольга Мурашова
Художник по свету — Михаил Юданов
Спектакль ведет Наталья Афонина


Подробнее
6+
Чтение китайских сказок для детей 
Режиссёр —  Андрей Гогун

Китайские народные сказки в прочтении засл. арт. РФ Людмилы Советовой.

«Маленьких зрителей ждет не только сама читка текста сказки, но и небольшая театрализация, сценический образ, атрибуты. При этом текст все же первичен, мы хотим этим проектом научить детей воспринимать на слух большие объемы повествования, чего сейчас, как мне кажется, дети часто лишены из-за засилья визуальных образов. Мы сознательно выбирали сказки народов мира, чтобы расширить кругозор детей, показать пласт мировой культуры. С этим материалом мы обычно сталкиваемся только во взрослом возрасте, поэтому планируем на читках делать и введение, этакий ликбез о той или иной стране и культуре», — рассказал  режиссер Андрей Гогун.

Между маленьким зрителем и артистом будет минимальная дистанция и организованы удобные, расслабляющие кресла-мешки. Поэтому предусмотрено всего 20 детских мест. Стоимость билета — на одного взрослого и одного ребенка (один билет на двоих) — 100 рублей.
Подробнее