Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Регион 29». Время жить и время умирать: В драмтеатре представили «Двух дамочек в сторону Севера»

21.02.17
ИА «Регион 29» о премьере «Две дамочки в сторону Севера». Текст: Мария Атрощенко. Фото: Артем Келарев. Источник

Премьера камерного спектакля Алексея Ермилышева по одноимённой пьесе Пьера Нотта состоялась 19 февраля.

Героини современного французского драматурга Нотта — пожилые сёстры Аннетта и Бернадетта — кремировали мать. В запоздалой попытке сделать для неё что-то, — раз уж в Венецию не отвезли, — дамочки решают воссоединить её прах с умершим 25 годами ранее мужем, который похоронен где-то в Амьене, на кладбище под сенью огромных буков. Так начинается их путешествие — друг к другу, к маленьким девочкам внутри них самих и в настоящую жизнь.

Старшую, 60-летнюю Аннетту, похожую поначалу на хрестоматийную учительницу с испуганно-смущённым взором, играет заслуженная артистка России Людмила Советова, а младшую — 55-летнюю упрямую маленькую девочку Бернадетту — Галина Морозова. После предпоказа спектакля актрисы то ли в шутку, то ли всерьёз рассказывали журналистам и блоггерам, что до появления в репертуаре «Двух дамочек» сидели без работы.

58ab1a8e231bc.jpgфотография
Фотограф: Артем Келарев

Как бы то ни было, чувствуется, что в роли сестёр-путешественниц актрисы, что называется, «оттягиваются» по полной: где надо — дают простой житейской, но от этого не менее надрывной драмы, а где — от души «шкодничают», благо есть с чем. Первоисточник, несмотря на свои заигрывания со смертью, даёт массу материала для раскрытия комедийных дарований.

Вот, например, характерный образец чёрного ноттовского юмора: «У меня прямо перед глазами червяк, который съел мамочку, а потом попал на крючок к рыболову; я так и вижу здоровенную рыбину, которая на ходу хапает червяка, который съел мамочку, а потом вижу, как мы в обеденное время едим где-нибудь блюдо из этой рыбины, которая попалась на крючок к рыболову, который насадил на этот крючок червяка, который съел мамочку». 



Пьеса для двоих на четверых

Эта пьеса для двух актрис, но тем не менее, на сцене Людмилу Советову и Галину Морозову неустанно сопровождают безмолвные, но чертовски колоритные компаньоны — новые артисты драмтеатра Александр Зимин и Павел Каныгин.

Юноши демонстрируют завидные способности к перевоплощениям: становятся то врачом-маньяком и его пациентом, то неумолимыми жандармами, то зажигательными танцорами на дискотеке (за что — отдельное «браво» хореографу театра Ольге Мурашовой!). И всё — без единого слова!

О том, зачем понадобилось вводить молодых актёров в спектакль для двоих, ИА «Регион 29» пояснил режиссёр Алексей Ермилышев.

— Да, пьеса, написана про двух путешествующих дамочек, которая флешбеками отправляет нас в их приключения. Это пьеса модная сейчас. Её ставят во многих театрах: и в Томске, в Москве даже две постановки — в ЦИМе (Центре имени Мейерхольда — ИА «Регион 29») Ольга Бешуля поставила спектакль с Марией Шалаевой, и в театре имени Пушкина — с Верой Алентовой. В Питере, в театре на Васильевском острове Денис Хуснияров недавно представил премьеру. И во многих спектаклях всё же используются некие слуги просцениума, которые помогают двум дамочкам путешествовать, изображая официантов, полицейских…

Мне показалось, что должны быть два молодых человека. У меня почему-то всё время в голове было, что они этакие ангелы-хранители этих дамочек. Но в какой-то момент их можно воспринять, наоборот, как демонов. Я не наклеивал ярлыки, а просто сделал небольшие намёки на французских мимов: надел на них белые перчатки и попросил делать что-то без слов. И так получилось, что в какой-то момент они даже перетягивали внимание своей органикой.

— Помогали! — поправила Галина Морозова.

— Перетягивали, — настоял режиссёр. — Саша как выйдет, как улыбнётся очаровательной улыбкой, — и нет Галины Владимировны и Людмилы Васильевны!

Главных героинь сопровождают безмолвные, но чертовски колоритные компаньоны, которых сыграли новые артисты драмтеатра Александр Зимин и Павел Каныгин.Главных героинь сопровождают безмолвные, но чертовски колоритные компаньоны, которых сыграли новые артисты драмтеатра Александр Зимин и Павел Каныгин.

Кровать-автобус, экран-вермишель

Главный режиссёр театра драмы Андрей Тимошенко задумал для постановки очень занимательную сценографию. Из декораций — белый «вермишелевый» полог, с которым актёры постоянно играют, да невероятно фактурная в своей казённой безличности больничная кровать на колёсиках, которая силой воображения постановочной команды превращается в мчащийся по автостраде автобус или стучащий об рельсы вагон поезда.

Самое любопытное применение кровати слуги просцениума находят в тот момент, когда изображают полицейских, поочередно допрашивающих сестёр-хулиганок: они вращают её, как карусель, поочерёдно выводя на первый план одну из «подозреваемых».

Роль декорации исполняет также завораживающий видеоконтент с картинами из песка, созданный специально для постановки северодвинским художником Александром Менуховым. Песочные картины попадают прямиком на занавес-лапшу: резаное на тонкие нити полотнище колышется, и кажется, будто картинка на нём дышит.

Роль декорации исполняет видеоконтент с картинами из песка, созданный художником Александром Менуховым.Роль декорации исполняет видеоконтент с картинами из песка, созданный художником Александром Менуховым.

Не опаздывать любить

Комедия на поверку оказалась не такой уж и чёрной. Это постановка о невысказанных чувствах — любви и обидах, — а ещё, конечно, о жажде жизни.

После финала мы спросили Алексея Ермилышева и актрис:

«Какая из дамочек вам ближе: Аннетта — такая закрытость, которая всё жаждет открыться: пройти на каблуках в красном платье без трусов, — или Бернадетта, которая, как ребёнок, ни в чём себе не отказывает?», — на что режиссёр ответил:

«Мне ближе, наверное, Аннетта, но я хочу сказать, что ребёнок живёт в них обеих в той или иной степени. И недаром решением нашего спектакля является игра. Они играют: ведь коробка ненастоящая, это не урна с прахом, просто они так решили. На мой взгляд, игра — это высшее проявление человека на земле, потому что она сродни чему-то бесполезному и прекрасному одновременно.
58ab1ab39c337.jpgфотография
Фотограф: Артем Келарев


Это история о том, как из взрослых женщин они вновь превращаются в детей: это путешествие от сегодняшнего себя обратно в детство. Это желание вернуться — чтобы папа тебя вёз на санках, а ты ногами болтал, — есть у каждого человека. И этот ребёнок есть в обеих дамочках, просто каждая по-своему остра. Это две женщины, у которых накопилось столько взаимных претензий! То есть, они, конечно, любят друг друга, и друг без друга вообще уже не могут, но их столько всего разделяет!».

По словам Алексея Ермилышева, главное в этом спектакле — потерянное время.

— Почему у нас песок присутствует? Потому, что время утекает, и его не вернуть. Ты становишься взрослее — и вот тебе уже 40, 50, — и ты понимаешь, что вот мог бы, а уже не можешь. Время — это самое ценное, что есть у человека.

— Мы все же об этом думаем: как нас похоронят, как мы уйдём из жизни, что мы оставим после себя, — включилась в разговор Людмила Советова. — Для меня самое главное, что вовремя надо говорить хорошие слова. Вот тебе пришла мысль, что ты любишь человека, надо сказать ему: «Я тебя люблю», — даже если через два часа будешь его ненавидеть. Надо вовремя хвалить человека, вовремя любить, — всё надо делать вовремя, а не после.

— Чтобы наша любовь не была запоздалой, а то ведь мы опаздываем часто, — поддержала Галина Морозова. — А человека уже нет.

— Это мысль для всех: не надо опаздывать к близким с важными словами, — добавила Советова. — Меня лично вот это очень греет.

Источник
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
6+
Волшебное путешествие (камерная сцена)
А.С. Пушкин
Режиссёр - Алексей Ермилышев

Продолжительность - 55 минут (без антракта)

«Сказка о царе Салтане» продолжает размышления о вечных ценностях, которые мы воспитываем в своих детях: победе добра над злом и тем, что справедливость всегда берёт верх, а жадность и зависть ждёт наказание.

Постановка по Александру Пушкину “Сказка о царе Салтане” (режиссёр - Алексей Ермилышев) приглашает самых маленьких зрителей на камерную сцену. С первых минут просмотра спектакль намекает, что скучать не придётся, - здесь и динамичные пластические рисунки, и мультфильм прямо на декорации, и театр теней, и чревовещание, и летающий над зрителями комар, и преображения артистов из роли в роль прямо на сцене...А прекрасный добрый юмор особенно заинтересует взрослых.

_-_.jpg

Алексей Ермилышев, режиссёр театра: 

«Получился целый мультфильм. Он украсил нашу постановку, ориентированную на самых маленьких: огромные корабли ходят перед самым носом у зрителей. Задействуем приём 3D-мэппинга. Спектакль получился волшебным, как вечер, когда для детей читают сказку перед сном. Вообще, в создании сказки много свободы. Законы для сохранения «сказочности» придумали сами и им следуем. Интерактив, который мы приготовили для детей, также вписался в эти рамки, не нарушив атмосферу».

Интересный факт: вязаные элементы костюмов и реквизита принадлежат ловким рукам актрисы театра и засл.арт. РФ Елены Смородиновой, исполняющей в спектакле роль Ткачихи.

СМИ о спектакле: 
«Регион 29»: «Гвидон носа не подточит: «архдрама» превратила «Сказку о царе Салтане» в 5D-мультфильм»

Премьера состоялась 23 декабря 2018 года

Инсценировка, музыкальное оформление - Алексей Ермилышев
Сценография, костюмы - Андрей Тимошенко
Художник по свету - Михаил Юданов 
Звукорежиссёр - Ярослав Антропов
Хореограф - Ольга Мурашова
Видеоконтент - Александр Менухов, Сергей Жигальцов
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее