Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
Ц Ц Ц
Обычная версия сайта

СМИ о нас

ИА «Регион 29». Время жить и время умирать: В драмтеатре представили «Двух дамочек в сторону Севера»

21.02.17
ИА «Регион 29» о премьере «Две дамочки в сторону Севера». Текст: Мария Атрощенко. Фото: Артем Келарев. Источник

Премьера камерного спектакля Алексея Ермилышева по одноимённой пьесе Пьера Нотта состоялась 19 февраля.

Героини современного французского драматурга Нотта — пожилые сёстры Аннетта и Бернадетта — кремировали мать. В запоздалой попытке сделать для неё что-то, — раз уж в Венецию не отвезли, — дамочки решают воссоединить её прах с умершим 25 годами ранее мужем, который похоронен где-то в Амьене, на кладбище под сенью огромных буков. Так начинается их путешествие — друг к другу, к маленьким девочкам внутри них самих и в настоящую жизнь.

Старшую, 60-летнюю Аннетту, похожую поначалу на хрестоматийную учительницу с испуганно-смущённым взором, играет заслуженная артистка России Людмила Советова, а младшую — 55-летнюю упрямую маленькую девочку Бернадетту — Галина Морозова. После предпоказа спектакля актрисы то ли в шутку, то ли всерьёз рассказывали журналистам и блоггерам, что до появления в репертуаре «Двух дамочек» сидели без работы.

58ab1a8e231bc.jpgфотография
Фотограф: Артем Келарев

Как бы то ни было, чувствуется, что в роли сестёр-путешественниц актрисы, что называется, «оттягиваются» по полной: где надо — дают простой житейской, но от этого не менее надрывной драмы, а где — от души «шкодничают», благо есть с чем. Первоисточник, несмотря на свои заигрывания со смертью, даёт массу материала для раскрытия комедийных дарований.

Вот, например, характерный образец чёрного ноттовского юмора: «У меня прямо перед глазами червяк, который съел мамочку, а потом попал на крючок к рыболову; я так и вижу здоровенную рыбину, которая на ходу хапает червяка, который съел мамочку, а потом вижу, как мы в обеденное время едим где-нибудь блюдо из этой рыбины, которая попалась на крючок к рыболову, который насадил на этот крючок червяка, который съел мамочку». 



Пьеса для двоих на четверых

Эта пьеса для двух актрис, но тем не менее, на сцене Людмилу Советову и Галину Морозову неустанно сопровождают безмолвные, но чертовски колоритные компаньоны — новые артисты драмтеатра Александр Зимин и Павел Каныгин.

Юноши демонстрируют завидные способности к перевоплощениям: становятся то врачом-маньяком и его пациентом, то неумолимыми жандармами, то зажигательными танцорами на дискотеке (за что — отдельное «браво» хореографу театра Ольге Мурашовой!). И всё — без единого слова!

О том, зачем понадобилось вводить молодых актёров в спектакль для двоих, ИА «Регион 29» пояснил режиссёр Алексей Ермилышев.

— Да, пьеса, написана про двух путешествующих дамочек, которая флешбеками отправляет нас в их приключения. Это пьеса модная сейчас. Её ставят во многих театрах: и в Томске, в Москве даже две постановки — в ЦИМе (Центре имени Мейерхольда — ИА «Регион 29») Ольга Бешуля поставила спектакль с Марией Шалаевой, и в театре имени Пушкина — с Верой Алентовой. В Питере, в театре на Васильевском острове Денис Хуснияров недавно представил премьеру. И во многих спектаклях всё же используются некие слуги просцениума, которые помогают двум дамочкам путешествовать, изображая официантов, полицейских…

Мне показалось, что должны быть два молодых человека. У меня почему-то всё время в голове было, что они этакие ангелы-хранители этих дамочек. Но в какой-то момент их можно воспринять, наоборот, как демонов. Я не наклеивал ярлыки, а просто сделал небольшие намёки на французских мимов: надел на них белые перчатки и попросил делать что-то без слов. И так получилось, что в какой-то момент они даже перетягивали внимание своей органикой.

— Помогали! — поправила Галина Морозова.

— Перетягивали, — настоял режиссёр. — Саша как выйдет, как улыбнётся очаровательной улыбкой, — и нет Галины Владимировны и Людмилы Васильевны!

Главных героинь сопровождают безмолвные, но чертовски колоритные компаньоны, которых сыграли новые артисты драмтеатра Александр Зимин и Павел Каныгин.Главных героинь сопровождают безмолвные, но чертовски колоритные компаньоны, которых сыграли новые артисты драмтеатра Александр Зимин и Павел Каныгин.

Кровать-автобус, экран-вермишель

Главный режиссёр театра драмы Андрей Тимошенко задумал для постановки очень занимательную сценографию. Из декораций — белый «вермишелевый» полог, с которым актёры постоянно играют, да невероятно фактурная в своей казённой безличности больничная кровать на колёсиках, которая силой воображения постановочной команды превращается в мчащийся по автостраде автобус или стучащий об рельсы вагон поезда.

Самое любопытное применение кровати слуги просцениума находят в тот момент, когда изображают полицейских, поочередно допрашивающих сестёр-хулиганок: они вращают её, как карусель, поочерёдно выводя на первый план одну из «подозреваемых».

Роль декорации исполняет также завораживающий видеоконтент с картинами из песка, созданный специально для постановки северодвинским художником Александром Менуховым. Песочные картины попадают прямиком на занавес-лапшу: резаное на тонкие нити полотнище колышется, и кажется, будто картинка на нём дышит.

Роль декорации исполняет видеоконтент с картинами из песка, созданный художником Александром Менуховым.Роль декорации исполняет видеоконтент с картинами из песка, созданный художником Александром Менуховым.

Не опаздывать любить

Комедия на поверку оказалась не такой уж и чёрной. Это постановка о невысказанных чувствах — любви и обидах, — а ещё, конечно, о жажде жизни.

После финала мы спросили Алексея Ермилышева и актрис:

«Какая из дамочек вам ближе: Аннетта — такая закрытость, которая всё жаждет открыться: пройти на каблуках в красном платье без трусов, — или Бернадетта, которая, как ребёнок, ни в чём себе не отказывает?», — на что режиссёр ответил:

«Мне ближе, наверное, Аннетта, но я хочу сказать, что ребёнок живёт в них обеих в той или иной степени. И недаром решением нашего спектакля является игра. Они играют: ведь коробка ненастоящая, это не урна с прахом, просто они так решили. На мой взгляд, игра — это высшее проявление человека на земле, потому что она сродни чему-то бесполезному и прекрасному одновременно.
58ab1ab39c337.jpgфотография
Фотограф: Артем Келарев


Это история о том, как из взрослых женщин они вновь превращаются в детей: это путешествие от сегодняшнего себя обратно в детство. Это желание вернуться — чтобы папа тебя вёз на санках, а ты ногами болтал, — есть у каждого человека. И этот ребёнок есть в обеих дамочках, просто каждая по-своему остра. Это две женщины, у которых накопилось столько взаимных претензий! То есть, они, конечно, любят друг друга, и друг без друга вообще уже не могут, но их столько всего разделяет!».

По словам Алексея Ермилышева, главное в этом спектакле — потерянное время.

— Почему у нас песок присутствует? Потому, что время утекает, и его не вернуть. Ты становишься взрослее — и вот тебе уже 40, 50, — и ты понимаешь, что вот мог бы, а уже не можешь. Время — это самое ценное, что есть у человека.

— Мы все же об этом думаем: как нас похоронят, как мы уйдём из жизни, что мы оставим после себя, — включилась в разговор Людмила Советова. — Для меня самое главное, что вовремя надо говорить хорошие слова. Вот тебе пришла мысль, что ты любишь человека, надо сказать ему: «Я тебя люблю», — даже если через два часа будешь его ненавидеть. Надо вовремя хвалить человека, вовремя любить, — всё надо делать вовремя, а не после.

— Чтобы наша любовь не была запоздалой, а то ведь мы опаздываем часто, — поддержала Галина Морозова. — А человека уже нет.

— Это мысль для всех: не надо опаздывать к близким с важными словами, — добавила Советова. — Меня лично вот это очень греет.

Источник
Назад
СМИ о насвсе
Ближайшие спектакли
16+
Драма (Основная сцена)
Б. Пастернак
Режиссёр - Андрей Тимошенко

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут (с антрактом).

Несчастья приходят в наши дома, не спрашивая разрешения, и тогда лопаты вдруг оборачиваются ружьями со штыками, а швейные машинки стрекочут пулеметной очередью. Что происходит в этот момент с человеком? Можно ли обрести счастье и гармонию, когда вокруг тебя всё рушится? Борис Пастернак был уверен, — да, есть место чуду и оно живет в добром сердце человека, и тогда наступает — время живых (#времяживаго — хештег премьеры «Доктор Живаго»).

«Доктор Живаго» - это спектакль по одноименному роману про неидеального героя, который вопреки, а не благодаря эпохальным, трагическим событиям с 1917 по 1922 год сумел стать лучшей версией себя. Поэзия здесь выступает важнейшим действующим лицом, философия условием существования, а место действия — погост...


«В этой грандиозной эпопее отражено много сложных важных исторических этапов нашей страны. Но главное для меня здесь — история про человека — образованного, интеллигентного, одарённого, жившего в непростое время. Почему, оказавшись в этой ситуации, Юрий Живаго не стал выживать любой ценой, как поступило бы большинство? Главный герой достойно прошёл все перипетии и пронёс сквозь боль свою любовь и творческую музу, стал поэтом и философом. Путь и выбор художника, духовный рост — вот, что меня здесь интересует. В спектакле активно используем приёмы игрового театра, которые в 88-м сезоне мы продемонстрировали зрителям в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» (когда артист играл по несколько ролей, мастерски перевоплощаясь)», - Андрей Тимошенко.

Этот спектакль в полутонах, миражах, отголосках, образах и блужданиях по глубинам души. Это спектакль для тех, кто ценит и любит русскую литературу и поэзию. Инсценировка написана с сохранением первоисточника, и у зрителя будет возможность насладиться языком и стилем нобелевского лауреата.

«Я попытался сохранить линейный сюжет, насколько это возможно, выбрал самые важные события, без которых нельзя. Так, например, смерть матери, первая встреча с Тоней, свадьба, война, госпиталь, Москва. Есть сцены, которые не являются событийными, но они колоритные, где есть актёру поиграть. Мы начинаем спектакль на погосте и проходит он под знаком смерти. Как говорится, мы все под Богом ходим. При этом главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен. «Смерти нет», - говорит Юрий Живаго. Но только в том случае, если сам человек не подвержен разрушительному началу, тогда он умирает вместе с этим разрушением, оно его поглощает. А человек творческий создаёт и утверждает жизнь. Таков и наш доктор. Он достойно проходит сложный путь, становится поэтом и философом, а его философия жизни кроется в стихах», - Андрей Тимошенко.


СМИ о спектакле:

Пресс-служба театра: Андрей Тимошенко: «Главная мысль романа для меня в том, что человек бессмертен»
Пресс-служба театра: Балетмейстерами спектакля «Доктор Живаго» стал хореограф Михайловского театра и её ученица
Пресс-служба театра: #времяживаго - Архдрама открывает 89-й театральный сезон
ИА «Регион 29»: Смерти нет, Юрочка: в архангельском театре драмы вышел «Доктор Живаго»
ИА DVINA29: Архдрама представила спектакль «Доктор Живаго»
ГТРК «Поморье»: Сегодня вечером в Архангельском театре драмы открытие 89 сезона
ИА «Регион 29»: Сейчас в регионе - Время Живаго - время живого
News29.ru: Премьера спектакля «Доктор Живаго» прошла в Архангельске
«БИЗНЕС-КЛАСС Архангельск»: Судьбы скрещенья: премьера «Доктор Живаго» в Архангельском театре драмы
«Правда Севера»: В Архангельском театре драмы открылся новый, 89‑й, сезон
ПТЖ: СЛЕТАЛИСЬ… ПАДАЛИ… ТЕРЯЛИСЬ…
PLUS: Архдрама взяла в союзники поэзию


Премьера состоялась 24 сентября 2021 г.


Инсценировка, сценографияАндрей Тимошенко
Художник по костюмам — Ирина Титоренко
Балетмейстер — Мария Большакова, Екатерина Плешкова
Художник по свету — Ольга Раввич
Хормейстер — Олег Щукин
Спектакль ведёт Юлия Сядей

Подробнее
12+

Спектакль о бесконечности (Абрамовский зал)
По мотивам рассказов Рэя Брэдбери
Режиссёры — Артур Чемакин и Юрий Прошин

Продолжительность - 1 час (без антракта)

Представьте, что вы оказались выброшенным в космос в результате взрыва космического корабля. Вы летите по инерции, связи с внешним миром нет, скоро у вас закончится кислород в скафандре. Вы ничего не можете с этим сделать и летите навстречу смерти, не в силах что-либо изменить. Что же остаётся? Героям цикла рассказов Р. Брэдбери предстоит понять для чего они жили и что они унесут с собой в калейдоскопе жизни и смерти, в вечности и бесконечности Вселенной...

В спектакле занято 20 человек. Среди них – воспитанники театральной студии «Время добра» и одноимённой танцевальной группы для детей с синдромом Дауна, артисты детско-юношеской театральной школы театра и приглашённые артисты.

Сценография, музыкальное оформлениеАртур Чемакин и Юрий Прошин
Художник по костюмам – Артур Чемакин и Юрий Прошин
Звукорежиссёр – Михаил Чабаненко
Художник по свету – Алексей Расходчиков
Спектакль ведёт Наталья Афонина

СМИ о спектакле
Пресс-служба театра - Спектакль «Калейдоскоп» - новый совместный проект Архдрамы и благотворительной организации «Время добра»
Пресс-служба театра - Премьера спектакля «Калейдоскоп» состоялась в Архдраме
Подробнее
16+
Драматург - Нина Няникова
Режиссер - Андрей Гогун

Продолжительность - 1 час.

Первый в Архангельске спектакль-променад «Поморские узлы». Это не просто квест, театральная экскурсяи или аудиоспектакль, но и презентация целого мобильного приложения. Проект «Поморские узлы» позволит вынырнуть из привычного формата, в котором зритель находится в зале, а актёр на сцене. Из здания театра спектакль переместится в смартфон. С помощью приложения «Кинетофон» и наушников каждый зритель совершит театральную прогулку по городу, а вместе с ней путешествие в глубины своей памяти и истории Архангельска.


«Путешествие по узлам памяти — так можно описать новый проект Архдрамы. Наш зритель, передвигаясь по улицам города, будет перемещаться от узла к узлу, из глубины истории в сегодняшний день, к поверхности современности, не боясь быть при этом унесенным течением реки времени. На этом пути он, вероятно, встретит каких-то интересных исторических персонажей (реальных и вымышленных), попадёт в забавные или драматические истории, а, возможно, просто станет свидетелем чьей-то незаметной и неважной на первый взгляд жизни»,  — рассказывает режиссёр спектакля Андрей Гогун.  


Текст «Поморских узлов» написала Нина Няникова. В этом сезоне это уже второй спектакль после «Долго и счастливо», появившийся в Архдраме по её сценарию. «Спектакль - встреча с воспоминаниями нашего города. У Архангельска много баек, небылиц и «былиц», которые мы собрали и переработали в спектакль. Как знаете, «омут памяти» из Гарри Поттера. В нашем омуте байки водятся. Это про узлы на память, про узлы, что нужно разрубить и любая ассоциация на эту тему, думаю, будет верна. Хочу вместо того, чтобы говорить зрителю «к чему-то готовиться», предложить —НЕ ГОТОВИТЬСЯ НИ К ЧЕМУ, а просто быть. Для нас это тоже эксперимент, так что предлагаю нам быть в одной лодке», — комментриент Нина Няникова.


Озвучивают «Поморские узлы» актёры театра: Иван Братушев, Александр Зимин, Екатерина Калинина, Павел Каныгин, Константин Мокров, Эдуард Мурушкин, Виктор Мушковец, Юрий Прошин, Александр Субботин, Марина Макарова, Александр Дубинин, Дмитрий Беляков, Нина Няникова, Михаил Андреев, Екатерина Шахова, Анна Патокина, Екатерина Зеленина, Андрей Гогун, Артур Чемакин. Их голоса не только расскажут историю, но также будут задавать направление движения слушателя. Театральная прогулка начнется на площади Профсоюзов от Михаило-Архангельского кафедрального собора, но чтобы продвигаться по маршруту дальше зрителю предстоит искать в окружающем пространстве морские узлы. Каждый из них является виртуальной геометкой, к которой будет привязан конец и начало нового фрагмента истории. После прохождения маршрута спектакля зрителям предлагается присоединиться к телеграм-каналу «Поморских узлов» и написать о своих мыслях и чувствах: https://t.me/pomorskie_uzly.


Как принять участие в спектакле:

1. Купить билет в кассе или на сайте театра.

2. Подойти к указанному времени к Михаило-Архангельскому кафедральному собору. Там вас встретит Помощник, который при предъявлении билета снабдит вас мобиьным устройством и наушниками, а также кодом для активации спектакля.

3. В дальнейшем, когда приложение пройдет проверку и будет допущено к размещению в Google Play и App Store, стать «зрителем» спектакля можно будет автономно: скачать приложение «Кинетофонъ», выбрать спектакль, купить онлайн билет, получить код активации и пройти маршрут самостоятельно в любое удобное для вас время.


«В разработке приложения принимал участие студент САФУ Кирилл Мондрий. Это его выпускная работа. Библиотека спектаклей-променадов может пополняться до бесконечности. Что важно – не только маршрутами в Архангельске, но и в любой точке мира. Поэтому мы будем рады, если наша разработка заинтересует коллег из других театров. А «Поморские узлы» станут обязательным пунктом посещения Архангельска для любого туриста», - отметил директор Архдрамы Сергей Самодов.


Премьера состоялась 21 мая.


СМИ о спектакле:

Российская газета:В Архангельске туристы будут гулять по городу вместе с актерами театра
ТАСС: В Архангельске представили первый спектакль-променад "Поморские узлы"
29ru: Театр в смартфоне: в Ночь музеев архангелогородцев приглашают на спектакль-променад об Архангельске
ИА «Регион 29»: Узелок на память: театр драмы выпустил аудиоспектакль-проводник для прогулки по старому Архангельску
ИА DVINA29: В Архангельске с помощью мобильного приложения можно будет прогуляться по городу
ИА «Регион 29»: Андрей Гогун о спектакле-променаде «Поморские узлы»


21.05.22
Подробнее