Семинар для критиков СТД: Штрихи к актерскому портрету Елены Смородиновой в спектакле «Рождество по-итальянски» Архангельского театра драмы
Автор: Анна Яшина (Санкт-Петербург)
Материал в рамках семинара-интенсива для молодых критиков Архангельского отделения СТД РФ
Подходов актера к созданию роли – множество. Проходя ту или иную театральную школу, каждый актер собирает собственный инструментарий, используемый при создании нового образа. Особенно примечательно наблюдать за переходом одного исполнителя из роли в роль, и тогда может родиться целый актерский портрет. Однако иногда невероятно тонкие точные вещи поражают даже когда видишь артиста впервые.
Кончетта Елены Смородиновой в трагикомедии Архангельского театра драмы по пьесе Э. Де Филиппо «Рождество в доме Купьелло» завораживает той палитрой красок, которой рисует своего персонажа актриса. Кончетта – настоящая хранительница очага, каждая секунда ее сценической жизни наполнена домашней работой. Не той изнуряющей бытовой рутиной, а трепетным обустройством уютного гнезда. Всплескивание руками, растворение их очертаний в пройме шали, легкий наклон головы, стремительные перелеты Кончетты от места к месту делают ее похожей на птичку. Даже речь ее полна восклицаний и льется непрерывным потоком.
Определенно, подобная внешняя выразительность героини – результат создания Еленой Смородиновой очень яркой внутренней жизни персонажа.
Однако в ходе спектакля зритель понимает, что даже у такой, казалось бы, счастливой женщины есть своя боль. «Нет рядом настоящего мужчины!», - восклицает Кончетта в разговоре с одним из героев. И вдруг перед нами открывается совершенно другой пласт сценического существования персонажа. Ее вечные домашние хлопоты на самом деле необходимость держать дом на своих плечах. Ведь муж – занят созданием кукольного Вертепа, великовозрастный сын – никак не взрослеющий ребенок, и даже ее дочь на грани развода с супругом. В финале спектакля мы находим Кончетту у постели больного мужа. Она по-прежнему в хлопотах, только теперь движения героини отрывисты, походка тяжела, будто бы вся ее физика подчинена внутреннему нерву, натянутому как струна.
Кончетта Елены Смородиновой – идеально настроенный инструмент в ее руках: одно точное движение – и она парит от счастья, другое – и уже еле стоит на ногах от испытанного потрясения. Такие точные штрихи психологического портрета героини Елены Смородиновой делают ее максимально приближенной к нашей жизни, тем самым попадая в зрителя своей искренностью.
Подобная тонкая работа позволяет вывести создаваемый Еленой Смородиновой образ за пределы конкретно взятой пьесы. Слияние актерской технологии и индивидуальных придумок актрисы рождают фактуру образа персонажа. Кончетта представляется настолько реальной женщиной, что погрузить ее в какие-либо иные предлагаемые обстоятельства не составит труда.